|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Владимир Лучанинов: «Читайте, люди, книги!»
ВЛАДИМИР ЛУЧАНИНОВ — главный редактор издательства «Никея». Он — выпускник Свято-Тихоновского гуманитарного университета, журналист, писатель, богослов. На сегодняшний день «Никея» — самое крупное и известное православное издательство в России. Мы решили встретиться с Владимиром, чтобы ближе познакомиться с ним как с человеком и узнать секрет успеха руководимого им издательства.
Как появилась «Никея»
— Владимир, расскажите про ваше издательство, как вы стали главным редактором.
— «Никея» родилась вопреки многим обстоятельствам. Во-первых, ни у меня, ни у моего друга Николая Бреева, с которым мы вдвоём являемся учредителями, какого-то большого опыта в редакторской деятельности до «Никеи» не было. Во-вторых, «Никея» стартовала в 2008 году, когда страну посетил экономический кризис. Знакомые и друзья, имевшие отношение к бизнесу, крутили пальцем у виска и говорили: «Мало того, что вы стартуете в такое нелёгкое время. Вы решили вкладываться в книги, которые сейчас приносят убыток».
— А до этого вы чем занимались?
|
НА ПРЕЗЕНТАЦИИ новых книг издательства «Никея»
| |
— До этого я тоже занимался книгами, работал в издательстве. Но опыта руководящей должности в издательском деле у меня не было. Был редакторский опыт. И я, и Николай всегда много читали и интересовались книжными новинками. И было очень обидно и больно за то, что православная книга — такая неинтересная и неконкурентоспособная.
— Вас не устраивало то, что выходило на православном книжном рынке?
— Да. Нужен был новый язык, новые темы. До 2008 года книги, выходившие в православных издательствах, в подавляющем большинстве были напечатаны на языке 19 века. Неадаптированные к современному читателю книги. Унылое оформление, непрофессиональная вёрстка, низкое качество полиграфии. Всё-таки книга — это не только текст. Книга — целая гамма психологических и эстетических впечатлений.
— А вам не приходила мысль, что православное книгоиздание находится в определённом гетто?
— В том-то и дело, что нигде, кроме церковных лавок или монастырей, как правило, православные книги больше не продавались. Если кому-либо нужна духовная книга, то он пойдёт в храм, — в этом были убеждены православные издатели. А светские книгоиздатели были убеждены, что религиозная тема абсолютно никому не интересна. И нам захотелось это изменить. Сделать книгу интересной, адаптированной к любому читателю, красивой. И вывести православную книгу на светский прилавок.
Нас поддержал отец Георгий
— Кто-то из священства вас поддержал?
— Нас поддержал протоиерей Георгий Бреев, отец Николая Бреева. Он духовник московского священства (сейчас уже, в силу возраста, он исповедует не всех московских священников, а только часть). Это удивительно мудрый человек. Он имеет огромный опыт священнического служения в советское время. Я много лет алтарничал в храме Рождества Пресвятой Богородицы, где он является настоятелем. И он нас поддержал не только своим благословением, но и молитвой.
— Но кроме молитвы, для организации современного книгоиздательства нужны большие инвестиции...
— Да, чтобы создать хорошую книгу, нужны очень большие трудозатраты. В работу включаются авторы, редакторы, корректоры, верстальщик, дизайнер. Потом типографские расходы, организация распространения. И, как правило, в книжной отрасли деньги поступают уже после продажи книги. А у нас, чтобы начать, не было ничего. И вот по молитвам отца Георгия — я в этом убеждён — стали появляться люди, которые вдруг вдохновились нашей идеей. Стали находиться авторы, которые на первых порах нам помогали и поддерживали. Я помню, был период — нас тогда в «Нике» было всего четыре человека, — мы сами записывали интервью, находили авторов, редактировали, корректировали. Коля сам верстал и делал обложки. Я сам готовил от начала и до конца тексты. Потом вместе мы ездили чуть ли не по всей России, продавали эти книги. Это был сложный период.
«Христианская психология» — новый тренд
|
С ПРОТОИЕРЕЕМ Михаилом Браверманом
| |
— Сколько всего вами выпущено наименований книг?
— Сейчас мы выпускаем в год порядка 120-130 книг. Это очень солидный результат даже для светского издательства.
— И вам удаётся всю вашу продукцию реализовывать?
— Да. Мы, в общем-то, своих целей во многом добились, и надо ставить новые. Книги издательства «Никея» имеются практически во всех ключевых светских магазинах. Товароведы в нас поверили. Они поняли, что христианская книга пользуется спросом.
— Я видел ваши книги в «Буквоеде».
— Конечно, наши книги имеются и в «Буквоеде», и в интернет-магазинах.
— А как вам удаётся подбирать тематику? Как вы узнаёте, будет ли та или иная книга востребована?
— Мы идёт принципиально новым путём. Мы не сидим и ждем, пока придёт какая-то рукопись или автор, и мы с ним начнём работать. Мы сами исследуем спрос, смотрим, как сейчас говорят, какие тренды имеются в информационном пространстве, какие запросы, что больше всего беспокоит людей.
— Вы проводите маркетинг?
— Конечно. Мы создаём фокус-группы, общаемся с читателями, тестируем их запросы. Естественно, отслеживаем все информационные порталы и видим, какая тема более всего их привлекает.
— А какие темы сейчас наиболее востребованы?
— Одно из самых востребованных направлений, которое мы с большим риском запустили, фактически, первыми, — это христианская психология. Многие, услышав слово «психология», сразу представляют, что это некая альтернатива духовного пути. А это совсем не так. Христианская психология имеет давнишнюю историю, она преподавалась в духовных академиях и семинариях. И сегодня она как никогда актуальна: большинство людей так или иначе страдает от разных психологических проблем. Например, человек исповедуется, причащается, но ничего не меняется: он ходит по кругу, вновь и вновь возвращаясь к каким-то своим страстям. Мы поняли, что на эту проблему необходимо посмотреть с другой стороны. Тем более что у нас есть Институт христианской психологии, которым руководит протоиерей Андрей Лоргус. И при Российском православном университете имеется факультет психологии, который возглавляет священник Петр Коломейцев.
— Существуют уже какие-то наработки в этой области?
— Да, есть целая плеяда замечательных ученых, преподавателей, при этом православных людей, которые давно изучают эту проблему. Но свой опыт они ещё не популяризировали. Мы первыми стали работать с этими вузами и постарались их наработки популярно изложить для широкого круга людей. Эта ниша — психологического аспекта страстей и грехов — оказалась невероятно востребованной. Людям интересны психологические особенности очень многих церковных явлений, в частности, неправильных отношений с духовником и так далее.
Женщины читают больше, чем мужчины
|
В СТУДИИ радиостанции «Град Петров» с известными психологами Борисом Братусь и Натальей Ининой
| |
— Вы приехали в Петербург с презентацией серии детских книг, в том числе «Детям о Православии. О Литургии», автором которой являетесь. Почему вы взялись за такое направление?
— Взялся потому, что я сам многодетный отец. У меня пять девочек. Мы в семье стараемся жить так, чтобы центром нашей жизни была литургия. И, видя, что большое количество детей, достигая подросткового возраста, отходят от Церкви, я решил взяться за эту тему. Тут очень важен эмоциональный фон в семье вокруг этой темы. Я убеждён, что это обязанность родителей — сделать так, чтобы посещение литургии ассоциировалось у ребёнка с праздником. Пусть этого приходится добиваться какими-то внешними усилиями: например, пойти в воскресный день после храма в кафе, на аттракционы, в зоопарк, в гости.
— Хорошо, что вы думаете о молодёжи, подростках, детях. Ведь они — наше будущее. Хотел спросить, а вот для вас лично книгоиздание — это работа, бизнес или служение?
— Мой взгляд на мир таков, что я не разделяю свою деятельность на работу, бизнес или служение. С точки зрения получения прибыли, конечно, наше издательство просто бизнесом никогда не будет. И для меня «Никея», конечно же, служение.
— А сколько человек сейчас работает в вашем издательстве?
— Если считать вместе со складом и отделом реализации, порядка пятидесяти человек.
— Скажите, а кто сейчас наиболее востребован из авторов на книжном рынке?
— Востребован всегда бывает тот, кто хорошо пишет. Кто умеет очень чётко, лаконично и образно передать мысль. И чтобы эта мысль находила отклик у читателя.
— Отец Александр Дьяченко, с которым мы недавно делали интервью, мне кажется, пишет замечательные рассказы.
— Это замечательный человек, обладающий даром потрясающей наблюдательности. При этом он умеет увидеть в любом человеке что-то прекрасное. Мне кажется, он — один из самых интересных современных авторов. Очень популярен и протоиерей Алексей Уминский. И конечно, протоиерей Андрей Ткачёв, но его издают и другие издательства.
— А кто больше читает ваши книги: молодёжь или среднее поколение? Либо независимо от возраста все читают? Есть у вас какие-то исследования?
— Да, исследования имеются. Наш основной читатель — люди от 27 до 45 лет. Большая часть читателей — женщины. Но те же тенденции прослеживаются и во всём остальном книжном мире.
— А в Интернете ваши книги можно читать или скачать?
— В Интернете наши книги можно приобрести. Если зайти к нам на сайт, то у большинства книг имеется ссылка на «Литрес». Зайдя туда, можно купить книгу.
«Хитрый» монах Леонтий
— Владимир, вы сказали о том, как важно ребёнку встретиться с Богом. А у вас была такая встреча?
— У меня был опыт совершенно иной, чем у моих детей. В моей семье разговоров о Церкви не велось. Хотя интересно, что по линии отца моя прабабушка была глубоко верующим человеком. А по линии мамы мой прадед — коломенский купец первой гильдии — был церковным старостой кафедрального собора Коломны. Тем не менее, в годы лихолетья в семье веру не сохранили. Но однажды моя мама, прочитав одну атеистическую книгу, проплакала всю ночь — потому что там были цитаты из Евангелия от Иоанна. Этого ей хватило, чтобы захотеть принять Крещение. Она крестилась, но ей потребовалось несколько лет, чтобы прийти в Церковь. И потом она очень много молилась, чтобы мы с моей сестрой пришли к Богу.
— У вас были разного рода искания?
— Был внутренний поиск. Я помню, ещё с детства очень глубоко переживал свои ошибки и падения, переживал неверность самому себе, отступление от добра. И у меня была потребность какого-то личностного общения с некоей Высшей Силой. Ещё не зная Бога, я пытался с Ним о чём-то говорить.
— А вы крещены были?
— Я был крещён в 1988 году. Это произошло так: мне мама что-то рассказала о Церкви и спросила: «Хочешь креститься?» И я сказал: «Хочу!» Но крещение не дало никаких последствий. А вот первый опыт встречи с Богом произошёл после общения с одним человеком. Это был оптинский монах. Именно в Оптиной пустыни со мной произошло очень мощное перерождение. А приехал я туда с намерением просто привезти этого монаха, потому что тот занял «хитрую» миссионерскую позицию.
— Схитрил?
— Он всю ситуацию представил так, что ему нужна помощь, его надо отвезти в паломничество: в Ярославль, в Кострому, в Переяславль-Залесский. Сделал он это лишь из желания помочь мне. А у меня была машина. И мы поехали. Причём мои родители поехали вместе со мной. Это было так забавно, потому что мы с папой тогда вовсю курили. Сидели в машине, и этот прекрасный монах, отец Леонтий, сидел с нами в клубах дыма. Причём он не проповедовал, совершенно ничего не навязывал. Просто в общении с ним открывалась Истина: в его смирении, в его любви, в его понимании и всепрощении. Мы съездили по этим святыням, вернулись, и я просто, в намерении отвезти его в Оптину и уехать домой, остался там ещё на месяц в скиту. И всё это время мы с ним разговаривали. В процессе этих разговоров и происходило моё перерождение. А было мне тогда двадцать два года.
— А были ли случаи, когда вас Бог от чего-то отводил, спасал, вмешивался в какие-то ситуации?
— Таких ситуаций было очень-очень много. Но перечислять их не хочется: многие вещи глубоко личностные. Но в чём для меня великое чудо — в том, что Бог ненавязчиво и с неизъяснимой любовью всегда участвует в моей жизни. У меня имеется масса недостатков, которые мешают мне жить. Но Бог, как любящий Отец, как тот отец из притчи о блудном сыне, всегда готов принять в Свои объятия, я это чувствую.
Почему у нас многодетная семья
|
СЕМЕЙНАЯ идиллия
| |
— Хотел спросить ещё вот о чём. В наше время многие молодые люди, и даже христиане, боятся заводить детей. А для вас дети — это ценность, у вас их пятеро. Почему, как получилось такое благословение, что у вас столько детей?
— Мы с женой познакомились, будучи совсем далёкими от Церкви. Но, как ни странно, и у неё, и у меня было желание иметь много детей. Это было совершенно нехарактерно для нашего окружения. Это что-то внутреннее. И потом, придя к вере, мы имели возможность видеть очень много многодетных, которые считали, что их многодетность — это определённый религиозный долг. Но для меня такая позиция неприемлема. Потому что единственная причина того, что ты хочешь рожать детей, — это любовь. Любовь друг к другу. Любовь к детям.
— У вас есть духовник. Насколько я знаю, он игумен монастыря. Как часто вы с ним советуетесь? Что для вас значат отношения с духовником?
— Очень много. Я вам рассказывал о своем опыте восприятия Бога. И мой духовник как-то гармонично вошёл в этот опыт. Когда у него что-то спрашиваешь, он говорит: «Давай мы помолимся, и ты решишь». Вот эта его формула всегда оставляет возможность человеку сделать свой выбор. Он сам человек творческий: художник, фотограф, пишет стихи.
|
ПОКА ПЯТЬ ДЕВОЧЕК. Но это не предел
| |
— То есть, он даёт вам свободу самому принимать решения, ничего не навязывая?
— Да, я помню, по неофитству было переживание: «Как же так, духовник мне сказал, а я не выполнил». Я приходил и говорил: «Вот, отец Тихон, я не сделал это!» А он отвечал: «Ну что такое! Не получилось так не получилось. Что ты переживаешь?! Получится ещё!» С другой стороны, мне важен его опыт любви и веры. Когда он молится, я чувствую себя уверенно и понимаю, что может произойти самое чудесное событие. И ещё — и это очень важно! — он с большим интересом относится не только к нашей духовной жизни, которая у нас всегда хромала и хромает, а вообще к нашей жизни. К каким-то творческим находкам, даже к каким-то определённым творческим шалостям, которые случаются. Ему всегда всё очень интересно, он очень живой человек. Когда моя старшая дочка начала слушать рок, он обсуждал с ней «Битлз», вспоминал с ней песни, которые нравились ему. Хотя рок он уже не слушает, это его прошлое, — но он понимает, что это подросток, ей это интересно. Вот такой у нас духовник. Я очень его люблю. Он дал уверенность в том, что надо не бояться делать что-то самому. Каждый человек может ошибаться, но надо уметь анализировать свои ошибки и исправлять их. И понимать, что Бог силен исправить всё, что Бог есть любовь. И человек не должен бояться к Нему идти.
|
ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА во всех её проявлениях!
| |
Молодёжи в Церкви стало в разы больше!
— Такой ещё вопрос. У многих людей, особенно невоцерковлённых, христианство ассоциируется со скучной, неинтересной жизнью. А вы живёте полноценной жизнью. Я прочитал о вас, что вы любите походы с семьёй, любите куда-то уезжать, сплавляться по рекам, слушать современную музыку, посещать концерты. Получается, мир верующего человека не такой уж убогий, как многим неверующим кажется.
— Конечно же, нет! Ведь главный критерий Сам Христос даёт в Евангелии. Он говорит: «По тому узнают, что вы Мои ученики, если иметь будете любовь между собой». Это то, к чему призваны христиане. Мы должны любить друг друга. И, конечно же, наша жизнь не может быть только духовная. Человек — целостное существо. У него есть дух, душа и тело. И вот эта радость, благодарение Богу за жизнь, за друзей, за семью, за работу должны быть основным лейтмотивом жизни вообще любого человека. Как я могу разделять работу и церковную жизнь? Я не могу смотреть на них как на что-то раздельное. Это тоже часть жизни, которую дал мне Бог. Искусство, творчество — для меня это очень важно. Потому что в творчестве я нахожу себя. Я нахожу те интонации, которые необходимы моей душе.
— По вашему мнению, насколько молодёжь имеет желание сегодня приходить в Церковь? Растёт или, наоборот, падает интерес молодых людей к Церкви?
— Здесь сложно ответить однозначно. С одной стороны, есть статистика, что осмысленно воцерковленных людей становится больше. С другой стороны, тех, кто просто проявляет интерес к Церкви, становится меньше. И в этом мне видится положительная динамика. Я помню храмы конца восьмидесятых и начала девяностых, когда молодёжи было в разы меньше. Я не помню, чтобы я, будучи молодым, в храмах видел симпатичных девчонок. А сейчас в Церкви много молодых. Поэтому, наверное, изменения есть. Но состояние Церкви зависит от состояния общества. Мы сейчас живём в очень неспокойное время. Происходят кардинальные изменения социального, политического и геополитического характера. Как это завтра отразится на Церкви — не совсем ясно.
— Хорошо, спасибо. Что вы пожелаете нашим читателям?
— Чтобы не остаться без работы (смеётся). Читателям — читать книги. Всё-таки чтение бумажной книги — с этими тактильными ощущениями, с её запахом, с эстетическим восприятием обложки и вёрстки — это глубоко-целостное душевное действо, оставшись без которого, человек лишится очень многого. Читайте, люди, книги! И самое главное хочется пожелать, как бы ни звучало это банально, чтобы все любили друг друга. Если основой отношений между людьми станет любовь, тогда многие проблемы уйдут сами по себе. Понятно, сказать это легко, но на деле осуществить непросто. По крайней мере, если человек выбирает любовь вектором, к которому он движется, уклоняясь вправо или влево, он хотя бы знает, куда ему выруливать.
Вёл беседу Сергей РОМАНОВ
Фотографии из архива В. Лучанинова
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|