Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Как формируется общественное мнение




(Окончание публикации книги С. Троицкой «Информационный террор». Начало в №№ 12. 2014-1, 2, 2015 гг.)

Уходит диалог


Завоевавшая авторитет наука дала идеологии убедительный метод создания сообщений для прессы. Так возникли средства массовой информации, родившиеся от брака науки и искусства. Самое энергичное дитя СМИ — телевидение.

Английский писатель С. Батлер сказал: «Общественность покупает свои мнения так же, как покупают молоко, потому что это дешевле, чем держать собственную корову. Только тут молоко состоит в основном из воды».

Свобода слова («гласность») есть ключевой принцип гражданского общества и либерального порядка жизни. Однако мы знаем даже на обыденном уровне: полная гласность сделала бы совместную жизнь людей невозможной. Человеческие связи разрываются зачастую просто оттого что «доброхоты» сообщают тебе то, что ты и так знаешь, но знаешь про себя.

Наличие этических табу, реализуемых через какую-то разновидность цензуры, является необходимым условием для того, чтобы сдерживать разрушительное действие информации ниже приемлемого критического уровня. Быть может, есть даже обратная связь — без цензуры многие писатели и режиссёры вообще ничего путного создать не могут. В известном смысле, установление цензуры — признак уважения к слову, признания его силы.

Проблема свободы сообщений по-новому встала в городском обществе в последние десятилетия, когда средства массовой информации почти полностью вытеснили личное общение. Из процесса получения информации ушёл диалог, который создаёт важнейшую защиту против манипуляции сознанием. Получатели сообщений превращаются в толпу, которая может лишь пассивно воспринимать сигналы от «коммуникатора-суггестора».

Как фабрикуются факты


Некоторые специалисты по исследованию СМИ считают, что прямая ложь («фабрикация фактов») не применяется лишь в тех случаях, когда её легко обнаружить, когда есть угроза разоблачения. А когда разоблачение затруднено недоступностью информации или обходится слишком дорого, пресса лжёт без зазрения совести. Особенно легко лгать, когда ложь опирается на заложенный в подсознание стереотип.

Основные методы фабрикации фактов были отработаны уже в ведомстве Геббельса. Они были во многом новаторскими и ставили в тупик западных специалистов. Так, фашисты ввели приём подстраховки ложных сообщений правдивыми, даже очень для них неприятными. В такой «упаковке» ложь проходила безотказно. Большое внимание уделялось провокациям с тем, чтобы снять пропагандистский фильм. Так, жителям оккупированного Краснодара было объявлено, что через город проведут колонну советских пленных и что им можно передать продукты. Собралось много жителей с корзинками, полными продуктов. Вместо пленных через толпу провезли машины с ранеными немецкими солдатами — и сняли фильм о «встрече».

«Демократия шума»


Хорошо построенной системой СМИ является та, что при изобилии изданий и передач, разнообразии «позиций» и стилей, создаёт и использует одни и те же стереотипы и внушает один и тот же набор главных желаний. Различие взглядов конструируется — разрешается быть и буржуазным консерватором, и анархистом, но при условии, что структура мышления у них одинакова. Сегодня СМИ не оставляют места для диалога и даже для постановки вопросов. Их хозяин может заявить жёстко: «Вопросы здесь задаю я!»

Информационные монополии ограничивают выбор информации во всех сферах деятельности. Они предлагают лишь одну версию действительности — свою собственную.

Помимо замалчивания «ненужной» информации, СМИ широко используют принцип демократии шума — потопление сообщения, которого невозможно избежать, в хаотическом потоке пустопорожней информации, ещё больше осложняющей безнадёжные поиски смысла сообщения.

Главная функция СМИ в гражданском обществе состоит в превращении граждан в огромную, но не собранную в одном месте толпу — через массовую культуру и единый поток информации. Средний обыватель верит самым нелепым утверждениям, полностью выключая свой здравый смысл.

Континентального (а теперь уже и межконтинентального) размаха «толпообразующее» действие СМИ приобретает потому, что они образуют единую сеть, которой действительно накрывают всю массу людей, не имеющих ни времени, ни навыков для критического восприятия сообщений.

Почему верят абсурду


Человек массы, продукт мозаичной культуры, был в значительной степени создан СМИ. Такой человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа. Мыслящие стереотипами люди утрачивают возможность опереться на устои даже своего собственного привычного порядка, к которому они привержены — за стереотипами эти устои оказываются неразличимыми.

За операцией упрощения следует семантизация, то есть поиск наиболее подходящих слов, в которые следует облечь примитивную модель. Специалисты прессы создали целый ряд клише, лозунгов, эпитетов, кратких, но расплывчатых фраз, при помощи которых можно описать любую международную новость. Выработка готового сообщения становится чисто инженерной работой.

Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в «краткой, энергичной и впечатляющей форме» — в форме утверждения, без взвешивания всех «за» и «против».

Повторение — один из тех «психологических трюков», которые притупляют рассудок и воздействуют на бессознательные механизмы, и человек реально тупеет... Оно сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие, на которое у массы уже сформировался условный рефлекс, как у знаменитых собак Павлова... Повторение имеет также функцию связи мыслей. Ассоциируя зачастую разрозненные утверждения и идеи, оно создает видимость логической цепочки. Как только появляется эта видимость, облегчается захват аудитории из интеллигенции. Теперь интеллигент может с лёгким сердцем верить любому абсурду, потому что не протестует его логика.

Хаотичный поток сообщений


Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты — так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино — одна из особых и важных сторон упрощения. Это — фундаментальный принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приёмов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.

Дискуссионные программы, преобладающие на радио и телевидении, представляют собой убедительные образцы фрагментации как формы подачи материала. Что бы ни было сказано, всё полностью растворяется в последующих рекламных объявлениях, интимных сценах и сплетнях.

СМИ «конструируют» внешне хаотический поток сообщений таким образом, чтобы создать у читателя или зрителя ложный образ реальности. Одним из условий успешной и как бы оправданной фрагментации проблем является срочность, немедленность информации, придание ей характера неотложности сообщения. Ежедневное, а то и ежечасное обновление информации лишает её какой-либо постоянной структуры. Человек просто не имеет времени, чтобы осмыслить сообщения — они вытесняются другими, ещё более новыми.

Сегодня ничему не придаётся действительно высокого смысла, это вечное настоящее представляет собой суп-пюре, в котором всё растерто и доведено до одного и того же уровня важности и смысла.

Сенсационность — это технология!


Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек никогда не получал полного знания, позволяет использование сенсаций — сообщений о событиях, которым придаётся столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и удерживается нужное время почти всё внимание публики. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, или прекратить скандал так, чтобы о нём уже не вспомнили.

Сенсационность — это технология. Выработаны критерии подбора тех событий, которые можно превратить в сенсацию. Рекламодатели заинтересованы в высокой запоминаемости их сигнала, хотя бы на подсознательном уровне. Поэтому они требуют от СМИ увязывать их рекламу с сообщением, которое врезалось бы в память.

Непрерывная бомбардировка сознания действующими на чувства сенсациями, особенно «плохими новостями», выполняет важную функцию поддержания необходимого уровня нервозности. Это ощущение непрерывного кризиса резко повышает внушаемость людей и снижает способность к критическому восприятию. Нарушение стабильной социальной обстановки всегда повышает ситуативную внушаемость.

Подготовка сенсации — кропотливая и дорогая работа, которую выполняют профессиональные специалисты. Замечательно то, что поданная в виде сенсации информация, с её репортажами с места события, интервью в прямом эфире и т. д., как правило, принципиально искажает происшедшее событие. Но это и не важно, важен эффект, ради которого запускается сенсация. При этом зритель очарован именно тем, что он наблюдает, якобы, жизненный материал, так будто между ним и реальностью нет никакого посредника. Эта иллюзия достоверности — сильное свойство телевидения.

Светлана ТРОИЦКАЯ, кандидат философских наук

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх