|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Советы Афонского старца
(Продолжение. Нач. в № за апрель 2009)
Любовь
1. Совершенную любовь рождает бесстрастие, бесстрастие — надеяние на Бога, а надеяние — стойкость и долготерпение. Последние рождаются от воздержания, воздержание рождает страх Божий, а его рождает вера в Бога.
2. Любящий Бога непременно любит и ближнего своего. Такой отвращается от корыстолюбия и, распоряжаясь деньгами согласно воле Божией, раздаёт их нуждающимся.
3. Кто творит милостыню, подражая Богу, не различает между добрым и злым, праведным и неправедным, раздавая необходимое, смотря по нуждам каждого, хотя сам предпочитает добродетельного злому.
4. Тот, кто имеет любовь, подтверждает это не только раздачей денег, но более доставляя внимающим слово спасительное, а также телесным служением.
5. Чистая душа та, которая освободилась от страстей и радуется Божественной любовью.
6. Если не хочешь отпасть от любви Бога, никогда не делай так, чтобы брат твой засыпал, имея на тебя обиду, или ты сам засыпал, имея на него.
7. «Но вам слушающим говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас» (Лк. 6:27-28). Зачем Господь повелел всё это? И ещё добавляет: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую. И кто хочет взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:39-41). Зачем всё это Господь повелевает нам делать? Чтобы уберечь тебя от гнева, смущения, печали, и твоей незлобивостью научить тебя и обидчика, а всех нас привести под иго любви.
8. Не имеет ещё совершенной любви тот, кто меняет своё отношение к людям, смотря по их характеру: одного, например, любит, а другого ненавидит, или одного и того же иной раз любит, а иной раз по тем же самым причинам ненавидит.
9. Тот, кто не презрел славу и бесчестие, богатство и бедность, наслаждение и скорбь, не стяжал ещё совершенной любви. Потому что она не только всё это, но саму временную жизнь и смерть презирает.
10. Если в действительности исполняешь заповедь любви к ближнему, никогда не показывай ему своего огорчения, по какому бы поводу он не опечалил тебя. Иначе ясно, что предпочитаешь любви — временное, и, преследуя его, воюешь на своего брата.
11. Если любовь терпит и благотворит, — то тот, кто малодушествует из-за тех скорбей, что с ним происходят, и озлобляется, переставая любить его опечаливших, разве не уклонился от предназначенной ему Божественным Промыслом цели?
12. Не презирай заповедь любви, потому что с ней будешь сын Богу. Нарушая её, становишься чадом геенны.
13. Не отвергай с такой лёгкостью любовь духовную, потому что нет у людей другого пути ко спасению.
14. Тот, кто смог стяжать совершенную любовь и ей руководится всю свою жизнь, призывает Господа Иисуса просвещением Святого Духа.
15. Вся цель заповедей Спасителя — научить ум воздержанию и избавить его от ненависти, чтобы привести в Свою любовь и любовь к ближнему, от чего рождается действующий в нём свет Божественного познания.
16. Потщись, сколько возможно, любить всех. Если ещё не можешь этого, по крайней мере не питай ни к кому ненависти. Но и это не сможешь сделать, если прежде не презришь всё, что от мира.
17. Действие и доказательство совершенной любви к Богу есть искреннее расположение духа, сопровождаемое вольным состраданием ближнему. «Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20).
18. Только любовь в гармонии соединяет твари с Богом и между собой.
19. Тот имеет любовь истинную, кто не переносит и слышать ни намека, ни открытого осуждения ближнего.
20. Только тот достоин чести пред Богом и людьми, кто не делает ничего из того, что упраздняет любовь.
21. Равную ко всем любовь имеет тот, кто не завидует благочестивым и достойным и оказывает помощь порочным и худым.
22. Когда слышишь душеполезное слово, не осуждай того, кто поучает, чтобы не отступила от тебя благодать и не лишился ты полезного наставления.
23. Подвизайся стяжать равную ко всем любовь, и прогонишь все страсти вместе.
24. Поистине милостив не тот, кто по своей воле даёт то, в чем избыточествует, а тот, кто отказывается даже от самого необходимого в пользу тех, кто нуждается.
25. Тот, кто отрёкся всего мирского и служит нелицемерной любовью ближнему, скоро избавляется от всех страстей и становится причастником Божественной любви и знания духовного.
26. Если тот, кто имеет все дары Духа Святого, не имеет любви, нет ему в этом никакой пользы, по Апостолу Павлу. Сколько же старания должно приложить, чтобы стяжать её?
27. Кто сподобился совершенной любви, говорит: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обречённых на заклание». Но всё сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:35).
28. Нет никакой замены верному другу, потому что несчастья друга — считает своими и страждет вместе с ним, претерпевая до смерти.
29. Во время благополучия и достатка обретается много друзей. Во время искушений найдёшь ли хоть одного?
30. Милосердие врачует гнев души, пост угашает похоть, молитва очищает ум и делает его способным к созерцанию. Потому, смотря по силам нашим, дал нам Господь Свои заповеди.
31. Как память об огне не согревает тело, так и вера без любви не просвещает душу знанием духовным.
Старец Иосиф ВАТОПЕДСКИЙ
(Продолжение в след. номере)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|