|
|
К оглавлению
| К предыдущей
странице
| К следующей странице |
Почему погиб «Титаник»?
«ТИТАНИК» ГОТОВИЛСЯ К СВОЕМУ ПЕРВОМУ РЕЙСУ. В ПРАЗДНИЧНОЙ ЭЙФОРИИ ПОДГОТОВКИ К ПЕРВОМУ РЕЙСУ ПРОЗВУЧАЛИ И СТАЛИ ПОПУЛЯРНЫМИ ТАКИЕ СЛОВА: «САМ ГОСПОДЬ БОГ НЕ МОГ БЫ ПОТОПИТЬ ЭТОТ КОРАБЛЬ».
|
«ТИТАНИК» перед спуском на воду
| |
КТО НЕ ЗНАЕТ ЭТОЙ ИСТОРИИ? Кто не сопереживал всему происходившему в ту трагическую ночь, напряжённо наблюдая за романтическими похождениями молодого красавчика Леонардо ди Каприо, сыгравшего главную роль в нашумевшем фильме?
104 года назад, апрельской ночью 1912 года, великолепный пассажирский лайнер «Титаник» прекратил своё существование. Он столкнулся с айсбергом в водах Северной Атлантики и, не продержавшись на плаву даже 3-х часов, затонул. Масштаб катастрофы был ужасен: из находившихся на борту 2201 пассажира спаслось всего 711 человек. Многие десятилетия отделяют нас от событий той памятной ночи, но интерес к этой крупнейшей в мире морской катастрофе не ослабевает. Люди всматриваются в прошлое, пожимая плечами и недоумевая: как такое могло произойти? Что это: закономерность, чья-то оплошность или роковое стечение обстоятельств?
Догнивают на дне мирового океана обломки великого корабля...
Век ХХ-й набирал свой разбег. Человечество всё более и более отступало от живой веры в Бога. Были предприняты массированные попытки подорвать доверие людей к Библии как к непогрешимому Слову Божьему. Возводились вавилонские башни, пелись гимны человеческому гению. Наиболее отчаянные умы призывали немедленно начать строительство Царства Божьего на земле. Находились поэты и писатели, придававшие романтический ореол всему происходящему. «Человек — это звучит гордо!» — восклицали они.
Протрезвление наступило, когда вместо ожидаемого наступления Царства Божьего грянула Первая мировая война. Она разрушила миф о человеческой доброте и напомнила о нашей греховности.
«Титаник» хвалили все
Но прежде, чем грянули выстрелы Первой мировой войны, прозвучала «первая труба» — погиб «Титаник». Он был чудом технической мысли, красотой и гордостью человеческого гения — и считался совершенным во всех отношениях. Наличие водонепроницаемых переборок, казалось, гарантировало непотопляемость красавца-лайнера даже при получении пробоины и затоплении отдельных отсеков судна. Имя «Титаник» было у всех на слуху. Хвалили и славили конструкторов, судостроителей, владельцев лайнера. Тем временем «Титаник» готовился к своему первому рейсу, и люди считали честью совершить на нём историческое плавание. В этой праздничной эйфории звучали и стали популярными такие слова: «Сам Господь Бог не мог бы потопить этот корабль». Гордыня человеческая и самонадеянность достигли своего апогея. В свете происходившего становится ясным неслучайный характер «цепи случайностей, рокового стечения обстоятельств», сопровождавших плавание «Титаника».
Цепь «неслучайных случайностей»
|
«КОНЕЦ МЕЧТЫ», художник Уильям Мюллер
| |
Начнём с того, что накануне выхода в рейс «Титаник» едва избежал столкновения с лайнером «Нью-Йорк». Последний стоял на швартовах, но когда близко от него проходил «Титаник», вследствие явления присасывания «Нью-Йорк» сорвался со швартовов и устремился к «Титанику». Капитан «Титаника» сумел остановить свой лайнер, когда между судами оставалось всего три метра. А ведь если бы произошло столкновение, «Титаник» встал бы на ремонт и роковой айсберг прошёл бы своим путем...
Второе. Если бы впередсмотрящий заметил айсберг хоть на несколько минут раньше, пароход успел бы уклониться от столкновения; заметь он айсберг чуть позже — всего на несколько секунд, — удар пришёлся бы в нос. При этом, конечно, носовая часть корпуса была бы смята в лепёшку, имелись бы, наверное, жертвы, но судно бы не утонуло. «Титаник» отвернул от айсберга именно в тот момент, когда столкновение было наиболее страшным, в результате чего и появилась в корпусе парохода 90-метровая рана.
Далее, если бы судостроители и судовладельцы не верили столь слепо в непотопляемость «Титаника», они предусмотрели бы наличие большего числа спасательных шлюпок на корабле, тем более что места для них были отведены. Кроме того, первые шлюпки не отошли бы от борта судна полупустыми.
И, наконец, выключи радист парохода «Калифорния», находившегося поблизости от места гибели «Титаника», свой приёмник всего на 15 минут позже, он бы принял сигнал бедствия с «Титаника», и все пассажиры и члены экипажа были бы спасены. Поистине, даже самые талантливые греческие драматурги не сумели бы придумать столь трагическую по своей безысходности ситуацию: тихая звёздная ночь, полнейший штиль на море, три часа идеальных условий для спасения людей и... полторы тысячи жертв.
В одном из фильмов о гибели «Титаника» капитан Смит, уже зная, что судно обречено, произносит пророческие слова: «“Титаник”! Кажется, само название было дано ему неспроста. Согласно древнегреческим мифам, титаны восстали против богов, но были побеждены и за свою гордыню низвергнуты с небес в преисподнюю».
«Всё в порядке, ребята!»
Но есть в истории «Титаника» и другая страница. Читая воспоминания людей, переживших ту трагическую ночь, нельзя не поразиться тому, с какой верой и с каким мужеством многие из них встречали свой последний час. Вот одно из таких свидетельств. «Мужчины, женщины, дети, старики и молодёжь, католики и протестанты — все покорно готовились принять смерть. На корме десятки людей молились, стоя на коленях на всё более наклоняющейся палубе, а между ними ходили два священника и призывали к последней молитве. Когда стало ясно, что надежды на спасение нет, музыканты корабельного оркестра собрались вместе, чтобы предотвратить панику. Сначала они играли весёлую музыку, когда же настали последние минуты, под небом зазвучала величественная мелодия гимна “Ближе, Господь, к Тебе!”:
Ближе, Господь, к Тебе,
Ближе к Тебе,
Хоть над крестом пришлось
Подняться мне;
Нужно одно лишь мне:
Ближе, Господь, к Тебе,
Ближе, Господь, к Тебе,
Ближе к Тебе!
И молитвы эти, без сомнения, были услышаны. Твёрдость и мужество не оставили людей даже тогда, когда «Титаник» стал уходить под воду — и люди оказались в ледяной воде. Один из спасшихся позднее напишет: «Могу утверждать, что я ни разу не слышал от тонущих ни единого слова упрёка за то, что им отказывали в помощи. Не было никакого насилия. Но один герой останется в моей памяти как самый достойный пример отваги и выдержки, мужественного смирения с судьбой и бесстрашия, проявленного перед лицом смерти. На отказ быть принятым на борт спасательной шлюпки он ответил: “Всё в порядке, ребята, счастья вам, и благослови вас Бог”. Я не раз сожалел, что нельзя установить имя этого героя и отдать честь его памяти».
За гибелью полутора тысяч людей от нашего внимания ускользает тот факт, что многие были спасены чудом. И каждую такую историю спасения невозможно читать без волнения и удивления. Вот что пережил, например, второй помощник капитана «Титаника» Чарлз Г. Лайтоллер. Когда носовая часть судна начала быстро погружаться, а огромная масса воды залила ходовой мостик и шлюпочную палубу, он стоял на крыше рулевой рубки. Когда вода настигла его и здесь, Лайтоллер бросился в ледяную воду и поплыл к погружающейся носовой мачте. В первые секунды, наполовину парализованный холодом, он хотел ухватиться за «воронье гнездо», которое теперь находилось вровень с поверхностью воды, но сразу понял, насколько опасно держаться за какую-либо часть тонущего судна, и начал отплывать как можно дальше. Неожиданно его со страшной силой, против которой он был совершенно беспомощен, затянуло под воду и прижало к металлической решётке, закрывавшей вход в вентиляционную шахту, расположенную перед первой дымовой трубой. Лайтоллер воззвал к Богу, чтобы железная решётка выдержала давление его тела, иначе вода, засасываемая в тридцатиметровую шахту, увлекла бы его за собой в чрево тонущего судна. В тот момент, когда гибель уже казалась неминуемой, из шахты вдруг вырвалась волна горячего воздуха и выбросила его на поверхность. Вероятно, взорвался один из котлов.
Вскоре его снова затянуло под воду, и он опять оказался в той же ситуации, что и минуту назад. Как он спасся на этот раз, он сказать не мог, поскольку на какое-то время потерял сознание. Когда он вынырнул, то очутился рядом с перевёрнутой складной шлюпкой. Он ухватился за спасательный леер и оглянулся на «Титаник». Корма его поднималась над поверхностью воды всё выше и выше, пока не встала почти вертикально. В этом положении тонущий «Титаник» казался чёрным перстом, указующим в небо. На несколько секунд он замер, а потом его корпус начал быстро погружаться в воду. Прошло совсем немного времени, и вода сомкнулась над кормовым флагштоком. Было 2 часа 20 минут ночи 15 апреля 1912 года. Агония самого большого и самого прекрасного судна в мире, самого совершенного из всех, какие создал человек, кончилась. Поистине, рядом с погибшим «Титаником» спасение Лайтоллера и многих других людей, главным образом мужчин, уступивших места в шлюпках женщинам и детям, явилось подлинным чудом, в котором даже скептики могли увидеть руку Божьей помощи.
Божье предупреждение
Итак, не служит ли и нам сегодня предостережением трагедия «Титаника»? Допотопная цивилизация, кровосмешение, гомосексуализм, идолопоклонство, языческие империи, описанные Даниилом, Освенцим, ГУЛАГ и, наконец, «Титаник» — все это образы богоборческого человечества, пытающегося штурмовать небеса, подчеркивая свою независимость от Бога, и пытающегося поклониться самому себе, воздать себе славу. К сожалению, в соответствии с пророчествами Библии страшные уроки ничему не учат человечество. Оно всё ещё грезит мечтами о строительстве золотого века. Только наступит ли он без Бога?
Что же делать нам? Может, стоит прислушаться к словам Господа Иисуса Христа, сказавшего собравшимся людям о трагически погибших Галилеянах: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:2-5). Люди ужасались обстоятельствам внезапной кончины несчастных, как и мы, живущие ныне, ужасаемся обстоятельствам гибели пассажиров и команды «Титаника». Но о чём переживал Он, о чём скорбел? О том, что эти люди ушли из жизни во грехах своих, не покаявшись, и не войдут в Царство Божие. Их ждёт суд и осуждение на вечные муки, пребывание в вечности без Бога. Что может быть трагичнее и страшнее?
Пусть и сегодня память о трагедии «Титаника» заставит задуматься о том, что погибшие тогда не были грешнее других людей, но по-прежнему слова Иисуса Христа, искупившего наши грехи на голгофском кресте, звучат с любовью и болью: «Если не покаетесь, все так же погибнете».
Владимир СТЕПАНОВ
(В статье использованы материалы книги С. Белкина «Голубая лента Атлантики» и Милоша Губачека «Великие загадки Земли»)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице
|
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|