Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Протоиерей Павел Суслов: «Мы всегда жили верой!»


ПРОТОИЕРЕЙ ПАВЕЛ СУСЛОВ — настоятель храма Архистратига Михаила, что в г. Ломоносове Ленинградской области. Он успел застать советскую эпоху, и ему легче, чем другим, сравнивать настоящее и прошлое. Отец Павел — оптимист по складу характера, вместе со своей паствой он устремлён в будущее. И залогом этого будущего является возрождаемый в Ломоносове храм. Мы встретились, чтобы поговорить о буднях и праздниках возглавляемого им прихода, прихода, живущего активной, созидательной жизнью.

Иконы сохранили люди


— Отец Павел, расскажите о вашем храме. Он ведь был первым, открытым в Ломоносове?

— Да, это произошло в 1988 году. А до этого здесь был склад. Чего здесь только не было! Сюда и трактора заезжали. Складировали зерно, просто сваливали хлам. Храм находился в ужасном состоянии.

ХРАМ Архистратига Михаила, г. Ломоносов, Ленинградская область
ХРАМ Архистратига Михаила, г. Ломоносов, Ленинградская область

— Я обратил внимание, что у вас висят старинные иконы. Как вам удалось их сохранить?

— Когда храм отдали, люди стали приносить сохранённые в семьях иконы. При входе в церковь, по левую руку, на колонне в серебряной ризе висит икона Спасителя. Обратили внимание? Когда церковь закрывали, в 30-х годах, одна бабулечка прямо на своей спине еле-еле вынесла её из храма. Она сохранила эту икону и передала внукам. Внуки этой бабулечки лет 8-10 назад, когда настоятелем храма был отец Александр Швецов, принесли икону в храм. Она сейчас висит на том же месте.

— На некоторых иконах под стеклом имеются украшения, это ваша традиция?

— Прежний настоятель не очень хотел, чтобы люди вешали благодарственные украшения на иконы. Но если человек получил от Бога какое-то благодеяние и хочет таким образом сказать Ему «спасибо», то почему бы нет?! Это очень древняя церковная традиция. Очень много таких пожертвований на иконе Архистратига Михаила. Наш собор — главный храм города. И первый, к кому обращаются жители города, это Архангел Михаил.

— Большая у вас община?

— Для Ломоносова — маленькая. В приходе имеется костяк людей, которые приходят в собор помолиться и совершить доброе дело. Они болеют душой за собор. Они являются примером, на который ориентируются «захожане» и другие жители города. Самое большое количество людей бывает на Рождество, Пасху и Крещение Господне.

— А по воскресеньям храм наполнен?

— Да. У нас по воскресным дням, если не выпадает большой праздник, причащается стабильно примерно 40 детей разного возраста, от младенчества до 14 лет, и примерно человек 60 прихожан взрослых. Здесь существует практика причащаться каждую неделю...

ХРАМОВАЯ ИКОНА Архангела Михаила всегда украшена живыми цветами
ХРАМОВАЯ ИКОНА Архангела Михаила всегда украшена живыми цветами

Теперь в храме тепло


— А тенденция увеличения приходящих в храм чувствуется?

— Это чувствуется. На это влияют и внешние факторы. Ещё три года назад в нашем храме было очень холодно. Когда на улице случались морозы минус десять, то в храме было плюс пять градусов. Если температура опускалась ближе к минус 20, то в помещении храма было плюс один.

— Как же вы служили?

— Служили в перчатках, а поверх облачения надевали по несколько тёплых кофт, а сверху надевали фелонь. Было очень холодно, гуляли сквозняки. На куполе были такие щели, что туда свободно проходила рука! А сейчас зима показала: на улице морозы стояли минус 20, а в храме было плюс 18. Были сделаны полностью новое отопление, тёплые полы, новые окна. Я помню, как ещё лет пять-восемь назад на исповеди мне говорили: «Батюшка, в храм я не хожу, так как болят ноги. Постояла на холодном полу час — и обострение!» А теперь тот же человек, та же бабулечка, говорит: «Батюшка, я теперь могу каждую неделю в церковь ходить. Потому что тепло, хорошо».

— А сейчас на какой стадии находится ремонт храма? Определены сроки завершения ремонта?

— Всё в руках Божьих. У нас имеется маленький план, что и как нам делать. Но в целом всё происходит иначе. К примеру, мы ставим задачу: нужно расписать алтарь. Поговорив с художниками, я прекрасно понимаю, что за 10 лет храм не накопит денег, чтобы это сделать. А ведь перед этим нужно восстановить штукатурку. А это огромные деньги. Поэтому мы просим у всех. Обращаюсь к прихожанам с амвона: «Мои дорогие, давайте помолимся, попросим Архистратига Михаила, пусть он даст нам человека, чтобы у нас появилась такая возможность — восстановить храм». И такой человек появляется. Он приходит и говорит: «Батюшка, я знаю, что вам нужна помощь. Чем я могу быть полезен?» И на тех благотворителях, которые помогали с самого начала, исполняются слова Библии: «Рука дающего не оскудеет». Если три года назад этот благотворитель мог отреставрировать один киот, то теперь он говорит: «Я могу помочь полностью в восстановлении иконостаса Казанского придела. Мне Господь помогает». Поэтому, исходя из плана, если Господь усмотрит, в этом году мы хотим завершить реставрацию в Казанском приделе. Уже заказан иконостас Казанского придела. Потихонечку я его проплачиваю, езжу в Москву (делают его в Хотьково, Сергиево-Посадский район). Сейчас восстанавливается штукатурка в Казанском приделе, а алтарная апсида Казанского придела полностью готова к началу росписи. Ждём, что найдётся человек с возможностью оплатить труд художников. Надеюсь, в этом году всё получится.

Служения прихода


ОТЕЦ ПАВЕЛ беседует с прихожанами
ОТЕЦ ПАВЕЛ беседует с прихожанами

— Скажите, а какие имеются в храме служения или послушания? Я имею в виду воскресную школу, миссионерскую деятельность, другие ваши проекты?

— В храме действует воскресная школа. В полностью восстановленных подвальных помещениях функционируют трапезная, кухня и крестильня. Открыта воскресная школа, есть киноклуб, где по воскресеньям проходят показы разных фильмов и их разборы с философской, религиозной и миссионерской точек зрения. Кроме этого, у нас есть группы изучения греческого языка. В прошлом году состоялся первый выпуск, первые три человека получили дипломы.

— А социальную работу вы ведёте?

— Мы посещаем ПНИ №3 (Психоневрологический интернат в Петергофе), где оказываем посильную помощь, и не только тем, что туда приезжает батюшка, исповедует и причащает, но, по возможности, вещами и продуктами. Кроме того, мы проводим адресную помощь. Многим семьям оказываем поддержку финансово, а также продуктами, вещами и лекарствами. На обеспечении собора находятся несколько пожилых людей, которых мы в полную меру обеспечиваем лекарствами. И здесь тоже не без участия благотворителей, потому что некоторые лекарства стоят по тысяче рублей и дороже. Кроме этого, у нас есть творческий коллектив «Светёлка», который ставит различные инсценировки. И с этими инсценировками этот коллектив ездит в тот же ПНИ и на епархиальные выставки, участвует в новогодних представлениях, как городских, так и районных.

— А катехизация у вас проводится?

— Катехизацией у нас занимается отец Иоанн, наш диакон. Мы проводим беседы перед крещением, а также перед венчаниями.

— Сколько занятий у вас обычно бывает?

— Два, и каждое по часу. Отец Иоанн — квалифицированный в этом плане преподаватель, обладающий даром слова, знающий подход. Если раньше, поговорив с крещаемыми, потом их не видишь, то теперь они приходят и говорят: «Батюшка, мы пришли уже на второе причастие!» А вот что касается миссионерской деятельности, то наш миссионер — организатор паломнических поездок от нашего собора. В прошлом году у нас было более 30 поездок, среди них — две или три зарубежных. Кроме этого, она читает курс лекций о Православии в одном из частных колледжей Санкт-Петербурга, где собирается аудитория с 1 по 10 классы.

Такой вот был владыка!


ПОСЛЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ. Члены прихода
ПОСЛЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ. Члены прихода

— Скажите, отец Павел, а вы сразу для себя избрали стезю священника или были сомнения?

— Сколько себя помню, я всегда хотел быть священником, если быть немножко точнее — епископом. В семье нас было пять мальчиков.

— Вы из верующей семьи?

— Да, из верующей. Мы жили в Средней Азии, в Ташкенте. С младенчества были прихожанами Успенского кафедрального собора. Так случилось, мы общались с ныне покойным владыкой Варфоломеем (Гондаровским), тогда епископом Ташкентским и Среднеазиатским. Потом его перевели в Орёл, где он и скончался. Он окормлял нашу семью. Тогда было очень трудно с различными книгами. А он в то время нам то Библию даст почитать, то другую духовную литературу. И даже, приезжая из каких-то поездок, подарки привозил. У меня в памяти отложились многие моменты.

— Интересно, расскажите!

— Однажды заканчивается Всенощное бдение. Владыка выходит из храма, и все подходят к нему под благословение. И вдруг он достаёт из кармана, из-под своей рясы, пачку жвачек «Педро». Оказывается, это он привёз для нас, мальчишек. Казалось бы, владыка, архиепископ, у него так много послушаний, забот, дел! А он в своей поездке за границей вспомнил про ребятишек, которые, наверно, очень будут рады гостинцам, и купил нам огромную коробку жвачек и привёз их. Это отложилось в моей памяти. И таких моментов было много. Я думаю, что такие впечатления от общения с великими людьми оставили свой след. Мне хотелось им подражать. Поэтому я всегда хотел быть таким епископом, как владыка Варфоломей.

— Тогда вам надо было идти в монастырь.

— Ну да. Но Господь устроил всё по-другому.

— А как вы попали в Санкт-Петербург?

— Я закончил школу в 93-м году. И сразу же поехал поступать в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Закончил семинарию и остался здесь. Познакомился со своей будущей супругой, мы поженились. Так началось моё служение.

— У вас семья, дети?

— Да. У меня двое деток, мальчик и девочка. Насте 18 лет, а Арсению — 16.

Ощущаю постоянно Божие присутствие!


ВНУТРЕННЕЕ убранство храма
ВНУТРЕННЕЕ убранство храма

— Отец Павел, у вас, наверное, были в жизни такие случаи, когда Бог вам особым образом являл Себя?

— Знаете, постоянно. Иногда вообще возникают такие мысли: «Не любимчик ли ты у Бога, что Господь тебя так хранит?» Огромное количество таких случаев. Ну, например: я автолюбитель, стараюсь, насколько возможно, водить аккуратно. Однако бывают всякие ситуации. И каждый раз понимаешь, что Бог уберёг тебя, чтобы не случилось какой-то аварии, начиная от самых простых мелочей и заканчивая чем-то непоправимым.

— Наверное, и интересные встречи были?

— Я был знаком с такими великими, на мой взгляд, людьми, как владыка Варфоломей, владыка Иоанн Снычёв. Этот список очень долго можно продолжать, говоря о владыках, священниках и заканчивая простыми мирянами. У нас на приходе — матушка Лидия, она в юном возрасте была взята в плен и депортирована в Германию. Всё она вынесла и сохранила в себе веру, сохранила любовь. У неё совершенно отсутствует ненависть к тем, кто с ненавистью относился к ней. Находясь под бомбёжками, испытывая огромное давление и издевательства, матушка Лидия не сохранила ненависти. Она поминает в молитвах об упокоении хозяйку, у которой она была в Германии прислугой, молится за своих врагов. Знакомство с такими светлыми личностями вселяет желание быть похожими на них, почерпнуть от них что-то такое Небесное. Это бесценно. Ощущаю постоянно Божие присутствие и постоянный Божий Покров. Чувствую это и своей душой, и своим телом. Ведь, по идее, за твои грехи Господь должен был тебя так наказать, а Он тебя милует, оберегает, ведёт.

— Город Ломоносов был под оккупацией?

— Нет, он захвачен не был. Город представлял собой центр Ораниенбаумского плацдарма. Он стал той крепостью, которая более двух лет сдерживала натиск захватчиков.

— Что вас больше всего радует в нашей жизни?

— Знаете, радует то, что потихонечку наше общество становится сплочённее. Ведь вспомните, совсем недавно у нас вообще не было идеи, и, когда проводился общественный опрос, спрашивали: «Что нас может объединить? Какая идея?», очень многие говорили: «Деньги, благополучие». А теперь — Отечество, патриотизм, нравственность. Это потрясающе!

Истоки прелести и смуты


— Скажите, а вас не тревожат участившиеся нападки на Церковь некоторой части нашего общества? Даже в самой Церкви есть люди, которые не считают чем-то греховным критиковать Патриарха. После его встречи с Папой Римским Интернет просто взорвался. На Святейшего льются потоки грязи, и даже священство порой в этом участвует. Как вы к этому относитесь?

— Знаете, есть люди, для которых Церковь — не Мать. Они сами хотят быть матерью для Церкви. Они не готовы принять ту вертикаль, которая присутствует в Церкви. Они забывают о той присяге, которую они давали.

— Но эту вертикаль ведь Бог установил, она есть и в Царстве Божьем!

— Конечно, конечно! И, согласно этому, Церковь для нас является Матерью. И что нам Мать-Церковь скажет, то мы и делаем. И поэтому те постановления, которые принимаются Церковью, открываются Духом Святым священноначалию. И когда вдруг какой-то священник или мирянин берёт на себя такое дерзновение — встать выше Церкви, выше соборных постановлений, то это, без сомнения, хула на Святого Духа.

— А что, на ваш взгляд, является источником этого?

— Прелесть. Человек находится в некой прельщённости. Он хочет сам диктовать Церкви, как она должна поступать, как жить. Он видит себя мудрее и духоноснее, он думает, что знает, куда надо её вести. А это страшно. Не иначе как бесовским помрачением назвать это нельзя.

ПАМЯТНАЯ ДОСКА на стене, свидетельствующая о том, что данный собор посещали и в нём служили многие известные люди, в том числе св. Иоанн Кронштадтский, сщмч. Вениамин (Казанский), Государь Николай Второй и др.
ПАМЯТНАЯ ДОСКА на стене, свидетельствующая о том, что данный собор посещали и в нём служили многие известные люди, в том числе св. Иоанн Кронштадтский, сщмч. Вениамин (Казанский), Государь Николай Второй и др.

— Получается, что осуждающие Патриарха раскалывают Церковь?

— Конечно, это внесение смуты. Ведь сейчас через Интернет, и различные социальные сети очень легко донести до общественного мнения свою позицию. И вот эти люди выбрасывают туда свои недовольства, основанные на невежестве, абсолютно не задумываясь о последствиях. И если ты, священник, выбрасываешь своё не очень-то хорошее о ком-то мнение, да ещё аргументируешь его ссылками на какие-то авторитеты, на каких-либо афонских старцев (о которых никто не слышал, или, может быть, слышал, но слова их можно преподнести по-другому), то твоё мнение тоже становится авторитетным. И люди, читая, соблазняются. А некоторые антиклерикалы откровенно видят в этом раскол, пользуются этим. Подобного не должно быть.

И ещё, мы не должны забывать, что Святейший Патриарх не только является первым среди епископов Церкви, но он же ведь ещё и деятель общественный и политический! А это предполагает встречи с главами разных конфессий. И обвинять его в этом глупо. К тому же на этих встречах речь об объединении с католиками или иными конфессиями не идёт. Когда читаешь протоколы таких встреч, прекрасно понимаешь, что речь идёт, в основном, о социально-миссионерском служении. Наша задача заключается в том, чтобы найти точки соприкосновения между различными слоями общества и людьми различных вероисповеданий, чтобы предотвратить человеческие жертвы и избежать войны. Мы — миротворцы, мы призваны нести мир.

— На любые проблемы и нестроения есть ответ — это молитва. Если даже ты что-то не понимаешь или с чем-то не согласен, всё равно нужно смириться и молиться. Многие наши проблемы — вовне.

— Если очень глубоко копнуть, то причина многих заблуждений — отсутствие духовных отцов. Духовный отец — наставник, который помогает, подсказывает, оберегает. Который имеет огромнейший духовный и жизненный опыт. Он знает ответы на вопросы не только из собственного опыта, но и из опыта многих поколений духовных отцов. Он перенял этот опыт от своего духовного отца, а тот — от своего духовного отца. И вот этот опыт поколений передаётся тебе. Это очень важно. Если спросить людей, восстающих против Церкви: «Есть ли у тебя духовный отец?», то убежден, выяснится: такового у них нет.

— Есть люди, манипулирующие в этом вопросе.

— Без сомнения! Один человек, у которого спросили: «Есть ли у тебя духовный отец?», ответил: «Отец Николай Гурьянов». Называть или брать себе в духовные отцы человека, с которым ты, скажем, виделся один раз в жизни, к которому не приходишь на исповедь, не приходишь на частные беседы, — это, конечно, странно. Ведь не зря с самых древних времен в Церкви была такая практика: ты ходишь в храм, находящийся в твоей местности, где ты живёшь, и в этом храме ты исповедуешься и причащаешься. Всю твою жизнь знает духовник, священник этого храма. Равно как и ты знаешь всю его жизнь. И вот этот симбиоз единства и духовности всегда приносил добрые плоды. Почему раньше было так много светлых личностей? Потому что было с кого брать пример, было откуда почерпнуть духовные знания. Конечно, это только моё мнение.

Человек должен звучать, как струна!


— Скажите, отец Павел, у вас хорошие мысли о будущем России? Вы сказали, что всё постепенно меняется к лучшему.

— Россия — великое государство, великая страна. Когда-то она называлась «Святая Русь». Я свято верю, что она вновь будет называться «Святая Русь». И святость её будет заключаться не только в количестве храмов, но и в той просвещённости человека, в нравственном богатстве, в той открытости души и вере, которая будет гореть в человеческом сердце. А ведь всё это не только от хождения в храм, но и от патриотизма, от ответственности, когда каждый отвечает за своё государство, где все мы вместе отвечаем за каждого из нас. К этому наша страна потихонечку идёт. Всё будет хорошо. А трудности только сплачивают, сближают, активизируют.

— Наверное, важно не расслабляться?

— Знаете, как сказал владыка Антоний Блум (Царство ему Небесное!): «Струну на гитаре расслабь — и звучания никакого не будет. Но стоит её натянуть — и такой красивый звук появляется!» Вот и человек так же. Расслабь его — у него появится расхлябанность, бездействие. Но стоит какой-нибудь трудности «натянуть» человека — и он зазвучит по-другому, по-настоящему. Он тогда и трудится, и бьётся, и добивается.

— Какие у вас есть пожелания к нашим читателям?

— Испокон веков, как я уже говорил, мы жили верой и Отечеством. Хотелось бы, чтобы и в будущем мы руководствовались именно этим. Помните, был раньше девиз: «За веру, Царя и Отечество!»? У нас нет царя, но у нас есть и Отечество, и вера! Помните, как Владимир Путин сказал: «Медведю чужого не надо, но и своего он не отдаст!» Потрясающие слова! Мы не претендуем ни на территории, ни на какое-то особое к нам отношение. У нас есть богатая культура и многовековая история, у нас есть великая страна, в которой живут потрясающие люди, и если мы будем объединены нравственностью, ответственностью, верой и патриотизмом, мы всегда будем едины и непобедимы.Хочется, чтобы каждый из нас, понимая это, жил верой и заботой об Отечестве.

— Спасибо вам, отец Павел, и успехов в вашем служении!

Вёл беседу Арсений НОВИКОВ
Фотографии из архива о. Павла


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх