|
|
— Отец Григорий, в уходящем году у вас произошло 3 знаменательных события: защита богословской диссертации, освящение верхнего храма и присвоение вам звания протоиерея. Скажите, какое из этих событий вы считаете главным? — Главное, конечно, освящение верхнего храма. Мы давно готовились к этому событию, было проведено много работы. Год назад у нас был освящён престол нижнего храма священномученика Киприана и мученицы Иустины, и вот в этом году как раз в день этих святых, 15 октября, был освящён престол верхнего храма. Освящение храма — это как сдача корабля, который выходит на боевое дежурство в моря житейские, и он входит в эскадру Русской Православной Церкви. Поэтому это событие для меня более важное. — Какие чувства вы испытали, когда храм уже был освящён? Как приход это воспринял? И по поводу присвоения вам звания протоиерея — это было неожиданностью для вас? — Народ воспринял освящение храма с великой радостью, потому что мы давно ждали этот день. А то, что во время освящения я был удостоен звания протоиерея, для меня было полной неожиданностью. Я думаю, это было связано и с освящением храма, и с защитой докторской диссертации по богословию. Действительно, доктор богословия и протоиерей — все пришло вместе. — А сколько в нашей Церкви докторов? — Среди защищённых докторских — это десятая богословская диссертация в Русской Православной Церкви, ещё две засчитаны по совокупности работ. Таким образом, докторов богословия в Московском Патриархате на сегодня — двенадцать. А вот если говорить о трезвости — это вторая в истории Вселенской Церкви. Первая докторская диссертация, связанная с алкогольной зависимостью, была защищена в 1915 году святителем Владимиром Богоявленским, митрополитом Киевским. — То есть, получается, это фактически вторая работа за 100 лет? — Да, а строил я этот мост между Церковью и медициной более 30 лет. Не для наград тружусь
— Были люди, которые вас в своё время критиковали. Сейчас, в связи с защитой докторской диссертации, снимаются многие вопросы? — Дело в том, что те, кто критикует — они были, есть и будут. Всякий человек, который занимается живым делом, должен подвергаться критике. Это нормально. Критика может быть доброжелательная, справедливая, может быть клеветническая, несправедливая, но, например, для того, чтобы критиковать докторскую диссертацию, надо это делать на уровне докторской диссертации. Я не думаю, что критики станет больше или меньше, но для священноначалия, для священников, для многих нормальных и порядочных людей — докторская диссертация ставит все точки над «и» и закрывает многие вопросы. Но это для богословов, для профессоров, для специалистов, ну, а если человек невежественный, и он кого-то критикует — ему критикуй хоть доктора, хоть профессора, хоть академика, думаю, что разницы не будет. Я думаю, что все мы — доктора богословия — будем ещё активнее служить Богу. — Вы будет и дальше строить мост между Церковью и медициной? — Да, и первая опора этого моста — это докторская медицинская, а вторая — докторская богословская. Кстати говоря, эта диссертация была защищена 8 сентября, в день Адриана и Наталии, а Патриарх мне вручал крест (доктора богословия — ред.) 1 ноября, когда освящал храм Усекновения главы Иоанна Предтечи Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Фактически это Всероссийский день трезвости. — Как совпало, у вас же храм Рождества Иоанна Предтечи! — Такой был Божий промысел, очень радостный и светлый для нас. Сразу же меня включили в комиссию по связям между Минздравом и Патриархией. Теперь у меня, как у теоретика этого моста, будет возможность реализовать идеи консолидации на практике. Ну а когда во время освящения храма наш правящий архиерей епископ Выборгский и Приозерский Игнатий возгласил, что нарекает меня протоиереем — это была абсолютная неожиданность не только для меня, но и для всех прихожан. Они даже захлопали, зааплодировали. Влады¬ка наш этого не ожидал, растерялся немного и сказал: «Вы же не в театре, разве можно в церкви аплодировать? Надо говорить “Аксиос!” — “Достоин!"». Но, действительно, они были в тот момент, как дети. Я потом сказал Владыке: «Ведь были же случаи, когда в церкви аплодировали». Он спросил: «Когда это?» Я говорю: «Иоанну Златоусту аплодировали за его проповеди». — «Я же не Иоанн Златоуст», — сказал Владыка Игнатий. Я говорю: «Вы знаете, вы нашли такие слова к сердцам людей, что они на них подействовали так же, как слова Иоанна Златоуста», и Владыка заулыбался сразу. И действительно, не надо за это ругать — у людей вырвалось. — Когда на Пасху сходит Благодатный огонь, мы видим, как православные арабы прыгают, хлопают в ладоши и танцуют, как дети. — Да, как младенцы — и от радости, и от всего, так у них всё зашкалило. Я думаю, священник не должен думать о наградах — это дело архиерея, дело благочинного, он должен думать о наградах своих священников. Поэтому всё, что мы делаем — это не для наград, но награды обязывают нас к ещё большему служению во славу Божию, к ещё более активной апостольской евангельской проповеди. — Понятно, а вот какие права даёт звание доктора богословия? — Все эти звания в Церкви — они дают только обязанности. Права? Какие права? Меньше всех прав у Патриарха. Он только всем обязан. Круглый год служит... — Ну, он же и власть имеет! — Я говорю не про власть, а про обязанности. На самом деле власть, она тоже сопряжена с огромным количеством обязанностей. Господь даёт мне силы!
— Отец Григорий, у вас такая активная деятельность: вы часто выступаете на телеканале «Союз», у вас много работы в РХГА, плюс ваша деятельность по отрезвлению людей — как вы это всё успеваете? И плюс ко всему вы ещё настоятель храма. — У меня 4 магистратуры. Я декан факультета психологии и философии человека, заведующий кафедрой психологии Русской христианской гуманитарной академии, профессор церковно-практического отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии, профессор кафедры педагогики и теории образования общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и профессор кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Конечно, это очень большая нагрузка. Кроме этого, я руковожу Международным институтом резервных возможностей человека, 2-3 раза в месяц провожу медицинский приём. Возглавляя Александро-Невское братство трезвости в синодальном отделе социального служения, я являюсь членом коллегии и председателем экспертного совета координационного центра по противодействию пьянству и пропаганде здорового образа жизни. Ну, и как уже сказал, начинаю работу в комиссии между Минздравом и Патриархией. Кроме того, я три раза в неделю минимум служу в храме. Передача «Точка опоры» на телеканале «Союз» становится всё более популярной. Огромное количество людей её смотрят, десятки тысяч просмотров на «Ютубе», многие люди приезжают в храм для того, чтобы просто получить ответы на вопросы. Очень много писем мне пишут, поэтому я всё время в движении, в деле, словно дежурный по земшару. — Сколько уже программ вышло на «Союзе»? — Сейчас за 100 перевалило, примерно 110 выпусков, и они становятся всё более популярны. Загрузка большая, но, наверное, это флотская подготовка — чётко структурировать время, планировать. Я стараюсь очень эффективно использовать своё время. Помогает мне то, что я почти каждый день причащаюсь, и Господь даёт силы пока. — И семья вас поддерживает. — Да, конечно, у меня замечательная семья: трое детей, четверо внуков. Мы все вместе живём, все любим друг друга. У нас всё прекрасно. Я очень счастливый человек. Появилось много новых зависимостей— Не могу не спросить вас как специалиста, сейчас больше стало зависимых, либо статичная ситуация? — Самих зависимостей стало больше. 10 лет назад их было менее 10-ти, а сейчас их более 400. То есть, в 40 раз увеличилось количество зависимостей как клинических диагнозов. Но я бы не сказал, что больше стало случаев каких-то отдельных зависимостей, таких, как алкоголизм, наркомания, табакокурение. Скорее, начинается всё-таки снижение. Мы прошли пик роста зависимостей. — Какая сейчас самая распространённая зависимость? — Как всегда, это наркотики, курение и, конечно, пьянство, которое ежегодно уносит 600 тысяч жизней. Компьютерная зависимость — это тоже актуально, хотя это дело, которое ещё будет изучаться. Ведь компьютер не является злом. Он может быть полезным инструментом, но на определённом этапе увлечение им может перейти в зависимость, когда он уже будет использоваться не по назначению, не как прибор, а как окно в виртуальный мир. Известно, что многократно повторённый грех становится страстью, а застарелая страсть переходит в болезнь, и вот тогда нарушается физиология человека, и мы можем говорить о создании физиологии греха. Вот такая ситуация. — Какую профилактическую работу следует проводить, чтобы обезопасить общество? — Надо всё время проводить разъяснительную работу, надо говорить правду, надо рассказывать, как формируются зависимости, как появляются три головы зелёного змея, и какие существуют способы выхода из проблемы. Надо стараться формировать в людях критическую самооценку своего состояния, потому что при вхождении в зависимость эта самооценка начинает снижаться, как при развитии любого психического заболевания. Я всегда защищал Отечество
— У служителей Церкви разное отношение к происходящему в России. Одни стараются изолироваться от политики, другие остро за всё переживают. У вас какое отношение к тому, что происходит в России и в мире? Вы активно сопереживаете, следите за происходящим, либо вас это не сильно волнует? — Ну, священник, он должен молиться за сильных мира сего, дабы иметь мирная и благая лета, поэтому, если он недоволен чем-то происходящим, то значит, он плохо молится. Я в этом очень активно участвую, то есть именно в своей молитве, очень сопереживаю и всецело поддерживаю то направление, которое ведёт наш Святейший Патриарх Кирилл, потому что у него тяжелейший крест. Мы должны всем миром молиться за нашего Патриарха, потому что Церковь сейчас является своего рода гарантом стабильности страны. Идёт строительство, духовное созидание, обучение священников, создание новых епархий, строительство храмов. Россия засияет ярче других стран. По сути, мы единственная Церковь, которая активно развивается, в отличие от многих других, где стагнация или дегенерация. Поэтому мы живём в очень интересное время, мы живём в самой лучшей в мире стране. Я наблюдаю рост национального самосознания, национального достоинства, гордости за свою страну. Я всё-таки бывший офицер, моряк, заслуженный подводник России. Я всегда защищал своё Отечество, поэтому для меня всё это очень важно. — Как патриот страны, вы и в проповедях эту тему затрагиваете? — Мы не даём никогда политической оценки в своих проповедях, но мы можем говорить о том, что Россия — это великая страна, и она стабилизирует весь мир, всю вселенную. Это страна с колоссальными духовными возможностями, с духовным потенциалом, и вот, чтобы эти духовные возможности россиян не были резервными, потенциальными, а стали востребованными и реализованными — для этого и надо работать в Церкви. Мы живём в благодатное время. Храмы открыты, нет никаких помех, поэтому надо максимально эффективно использовать это время для приведения людей к Господу нашему Христу.
В Сирии идёт война за Россию— Насколько вы оптимистично смотрите на происходящее в мире, в той же Сирии? — Сбываются древние пророчества, и в этом смысле видно, как достойно ведёт себя наша страна на международной арене. Мы всегда спасали другие народы, мы всегда ко всем приходили на помощь. Кстати, когда сбили наш самолет — это был день рождения Александра Васильевича Суворова. Радостно, что всё-таки одного летчика спасли. Если бы я не был священником, а был военным, я бы был там обязательно, потому что любой российский офицер — там, где он больше нужен Родине. В принципе, в Сирии идёт битва за Россию. Мы защищаем свои рубежи. Многие люди, может быть, пока ещё недооценивают эту опасность. Я думаю, что это вразумление у нас начинает наступать, придёт время, оно наступит и в Европе, и в Америке, и в других местах. — А что, на ваш взгляд, вообще происходит? — Пришло время, когда всё тайное становится явным, время, когда снимаются маски, время, когда враги России обнажаются в своём подлинном облике, и время, когда мы опять предстаём в облике воинов-миротворцев. Мы всегда будем миротворцами. Здорово это всё! — А не есть ли это ещё и знаки последнего времени? Умножающиеся слухи о войнах, сами войны, стихийные и иные бедствия, оскудение любви... — Нет, это, с моей точки зрения, не есть знаки последнего времени. Это знаки возрождения России. Я вообще к «знакам последнего времени» отношусь с сомнением. Думаю, что последние времена наступят достаточно неожиданно. Пока есть в мире праведники, пока есть люди, которые молятся Христу, не наступят последние времена. Они наступят тогда, когда придёт их время, но о дне сём не знает никто: ни Ангелы небесные, ни Сын, а только Отец Небесный. Даже Христос не знает, и Ангелы небесные не знают, какие могут быть знаки последних времён. — Но Христос Сам же об этом говорил, Он перечислял все эти признаки: войны, бедствия, голод, «восстанет народ на народ, царство на царство». Есть святые, которые говорили, что перед концом света Россия воскреснет, укрепится. — И всё-таки это придёт неожиданно. Я лично считаю, что каждый человек должен быть готов, что вот этот Апокалипсис для него лично придёт в любой момент. Вот к этому надо быть готовым. Под машину, к примеру, можно попасть при переходе улицы, поэтому я не вижу никаких апокалиптических предвестников. Я думаю, что то, что сейчас происходит в Сирии, это очень важно, идёт становление новой российской государственности, нашей политической независимости. Это важный момент. У нас нет пока экономической независимости, но вот наступает независимость политическая, ну, а, может быть, за этим придёт и экономическая независимость. Зависть — это оскудение любви— Ответьте, пожалуйста, как психолог, на такой вопрос: что есть такое в природе человека, что люди завидуют другу другу? Правда ли, что зависть является причиной многих грехов? Как можно от неё избавиться? — Я бы эту тему обозначил словами Василия Великого: «Зависть — это скорбь о благополучии ближнего». Мне плохо потому, что соседу хорошо. Когда у соседа случилась беда, у меня камень с души упал. Первая заповедь Божия гласит: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всею мыслию своей, всею крепостью своей, и возлюби ближнего своего, как самого себя». Я желаю себе попасть в Царствие Небесное в вечности и оказаться в Царствии Божием уже при жизни. Того же я желаю своему ближнему и люблю Бога, Который даёт мне такую возможность. Все остальные 9 заповедей являются производными этой главной заповеди. — Конечно, если человек любит ближнего своего, он не может причинить ему зло, не может завидовать. — Да, и оскудение духа любви в моём сердце к моему ближнему приводит к нарушению всех заповедей и к нарушению любви к Богу, и костёр моей любви начинает гаснуть, и благодать Святого Духа уходит из моей души, и я превращаюсь из пчелы в муху, и я начинаю завидовать ближнему. То есть зависть — это оскудение духа любви. Кстати, исцелить человека от этого возможно только именно через встречу с Богом, через совершение Таинства святого причастия, через Таинство исповеди для разжигания и восстановления этого благодатного костра души. «Мы идём к Тебе, Господи, успокой нас!»
— Не кажется вам, что негативное отношение к России у многих людей отчасти связано именно с завистью? Например, на Украине, да и не только там, многие русофобствующие радуются, когда происходит у нас что-то негативное... — Это показатель того, в каком состоянии находится мир. Если общество находится в духе любви, то радость на всех одна, и горе на всех одно. То есть радость усиливается радостью других людей, а горе разделяется. А когда дух любви оскудевает, то люди видят всё плохое. Фактически, это состояние мира и Украины показывает, что заповеди Божии в их жизни не имеют никакого значения. Был такой выдающийся психиатр Карл Ясперс, который был основателем христианско-демократической партии Германии после Гитлера и канцлером Германии. У него есть научный труд, который посвящён человеческому обществу. Он говорит: «Человеческое общество бывает в трёх видах: человеческая масса, зрители и народ». Масса — это разъединённые люди, зрители — это когда футбольный матч все смотрят, а народ — когда есть единая вера. То есть, когда исчезает единая вера, тогда исчезает единый народ. Мы говорим: «Веруем во единую соборную апостольскую Церковь». Там, где в Церкви разделение, там к России относятся плохо, а в странах, где православие не стало ещё историческим воспоминанием, там хорошо к нам относятся. — Но православных мало на самом деле. — Если мы говорим о православии как таковом, то вообще в мире православных людей порядка 300 миллионов. Это во всём мире, имеется в виду — крещёных. Если из них 10% ходят в храм, то получается 30 миллионов — на весь мир это жалкая горстка, но вот это и есть малое стадо. — Что бы вы пожелали читателям? — Все мы называемся православными христианами, но на практике в наших храмах много православных, но мало христиан. От оскудения духа любви все наши таланты превращаются в грехи. Я бы пожелал читателям приблизиться к Богу, потому что все наши проблемы: сомнения, маловерие, заботы, тревоги, неудачи связаны с тем, что мы находимся во мраке. Надо выйти из мрака и приблизиться к источнику света, Господу нашему Иисусу Христу, и тогда мысли наши станут кроткими, состояние сознания станет прозрачным, и тогда мы сможем сказать: «Господи! Ты нам сказал: “Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас. Возьмите иго Моё на себя, ибо иго Моё — благо, и бремя Моё легко”. Мы идём к Тебе, Господи, успокой нас!» То есть нужно практически хвататься за Божью руку и держаться, тогда сменится батарейка в фонарике души человека — и фонарик этот начнёт светить ярко. В духе любви мы станем учениками Христовыми — подлинными православными христианами. Вёл беседу Сергей РОМАНОВ Фотографии автора и из архива протоиерея Григория Григорьева | К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |
|
|