Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Наш Пушкин


6 ИЮНЯ 1799 Г. РОДИЛСЯ ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ А. С. ПУШКИН. Как и все гениальные люди, он отличался разносторонностью взглядов. Каково было его отношение к западной и восточной культуре, каким он видел место России в мировом христианстве и как отражал это в своём творчестве — об этом рассуждает Вадим Белоусов, искренний знаток и ценитель пушкинской поэзии.

Явление чрезвычайное


Что для нас Пушкин — сегодня? Ответ на этот вопрос, с точки зрения нашей оценки его творческого наследия, для самого Александра Сергеевича совершенно неважен. Да и что можно, кажется, добавить автору данных заметок (не являющемуся к тому же ни литературоведом, ни хотя бы литератором) к определению Аполлона Григорьева «Пушкин — наше ВСЁ!». Или — к нескольким словам о Пушкине его гениального современника — Николая Гоголя: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте (...). Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

Быть может, стоит напомнить читателю, что в пушкинское время в России имело место быть уникальное явление: православие как государственная религия сочеталось, ни много ни мало, с... отсутствием перевода Библии на русский язык. Только в 1820 году был издан Новый Завет на русском языке, а в году 1826 от Рождества Христова готовившее перевод Библии Российское Библейское общество в богоспасаемом отечестве было вообще закрыто, и доступный нам сегодня Синодальный перевод Библии издан целиком только в 1870 году. Отсюда, видимо, и происходит желание Пушкина иметь рядом с собой Библию на французском языке.

Письмо Л. С. Пушкину и О. С. Пушкиной 4 декабря 1824 года, из Михайловского: «Михайло привёз мне всё благополучно, а Библии нет. Библия для христианина то же, что история для народа».

Примечательно, что саму историю — как мировую, так и собственно российскую — он при этом также связывает с христианством: «Величайший духовный и политический поворот нашей планеты есть Вера, Истина, Христианство. В сей-то священной стихии исчез и обновился мир. История древняя есть история Египта, Персии, Греции, Рима. История новейшая есть История Христианства. Горе стране, находящейся вне европейской системы!»

Безусловный патриотизм Пушкина


Поистине вечна и нескончаема тема роли, места и предназначения России. Вечный спор западников и славянофилов о России и Европе... Благо или зло для России её отдалённость от Европы? Для Пушкина ответ на этот вопрос однозначен — и вредному для России отдалению он видит две главные причины: татарское нашествие и разделение Церквей. Последняя тема заслуживает особого внимания: в ней Пушкин более всего расходится с славянофилами.

6 июля 1831 г. он пишет стороннику католицизма Чаадаеву: «Вы усматриваете христианское единство в католицизме, т.е. в Папе. — Не заключено ли оно в идее Христа, которая содержится и в протестантизме?»

А вскоре, в начале августа этого же года, он пишет Вяземскому: «Не понимаю, за что Чаадаев с братией нападает на реформацию, т. е. на факт христианского духа. Что христианство в нём потеряло в своем единстве, оно приобрело в своей общедоступности.

Сохранилось свидетельство весьма примечательного разговора Пушкина с Хомяковым — основным богословским представителем славянофилов, для которых восточная, Православная Церковь со времени великого раскола осталась единственной подлинной Церковью, единственным представителем истинного христианства. На утверждение последнего, будто в России больше христианской любви, чем на Западе, Пушкин ответил с некоторою досадою: «Может быть. Я не мерил количество братской любви ни в России, ни на Западе; но знаю, что там явились основатели братских общин, которых у нас нет. А они были бы нам полезны».

При всём этом Пушкин — безусловный патриот. Письмо Чаадаеву, октябрь 1836 года: «Я далёк от восхищения всем, что я вижу вокруг себя; как писатель, я огорчён; как человек с предрассудками, я оскорблён; но клянусь вам честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество,ни иметь другой истории, чем история наших предков, как её послал нам Бог».

Поэтическое подтверждение


Вот что сказал Пушкин Тургеневу: «Я нашёл Бога в своей совести и в природе, которая говорила мне о Нём». Подтвердив тем самым и этими словами, и своими стихами сказанное Апостолом Павлом «...дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:15). «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20).

И, конечно же, одно из самых ярких свидетельств на эту же тему — «Пророк».

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился...

Духовная жажда, духовная пустыня, духовный мрак... Куда — и зачем идти? Но разве не заставляет нас это начало вспомнить колодец Иакова? И то, что именно наличие, осознание духовной жажды — и есть важнейшее, необходимейшее условие для возможности её утоления?

И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный, и лукавый...

Тот самый язык поэта, которому принадлежат многие — хотя несомненно талантливые, но в то же время и лукавые, и празднословные, и откровенно грешные временами строки...

Как труп, в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззва: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей...»

Вот оно, это ключевое условие истинного творчества: «Исполнись волею МОЕЙ!» Такое творчество невозможно без Бога. Слова Самого Христа: «Я ничего не могу творить Сам от Себя (...) ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30).

«...И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

Весь смысл поэтического творчества, его высшее предназначение — в этих двух последних строках, таких новозаветных, так созвучных великому поручению Спасителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20).

Конечно же, невозможно хотя бы коротко не процитировать и пушкинский «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

Как не хватает нам всем именно сегодня, когда это так необходимо, — тех, кто своей лирой, своим творчеством пробуждал бы именно такие — добрые чувства! Тех, для кого Свобода с самой большой буквы неразрывно сочеталась бы с милостью к падшим — к тем, кто — не по своей вине — не устоял в наш, может быть, ещё более, чем во времена Пушкина, жестокий век! В наше время, когда так важно, так актуально напоминание Апостола Павла: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» ( Гал. 5:13).

Оставленное нам наследие Пушкина поражает ещё и тем, что многие его мысли, высказанные им давным-давно, звучат сегодня так, будто он — наш современник в буквальном смысле этого слова.

Внутренняя раздвоенность


И далее, предвосхищая, быть может, экуменические дискуссии и обсуждение проблем прозелитизма, он пишет: «Терпимость сама по себе вещь очень хорошая, но разве апостольство с нею несовместно? Разве истина дана для того, чтобы скрывать её под спудом? Мы окружены народами, пресмыкающимися во мраке детских заблуждений, и никто из нас не подумал препоясаться и идти с миром и крестом к бедным братиям, доныне лишённым света истинного (...). Нам тяжело странствовать между ними, подвергаясь трудам, опасностям, по примеру древних Апостолов и новейших римско-католических миссионеров. Лицемеры! Так ли исполняете долг христианства? Христиане ли вы? С сокрушением раскаяния должны вы потупить голову и безмолствовать... кто из вас, мужи веры и смирения, уподобился святым старцам, скитающимся по пустыням Африки, Азии и Америки, без обуви, в рубищах, часто без крова, без пищи, но оживлённым теплом, усердием и смиренномудрием?»

Что сегодня можем добавить мы и к этим словам?

Конечно, так хотелось бы видеть Пушкина ревностным и последовательным христианином, чья жизнь в её конкретных поступках целиком и полностью соответствовала бы Нагорной проповеди! Но он — человек, а не Сын Человеческий. Гениальный, но всё-таки — человек. И поэтому и к нему применимы слова Писания — «нет праведного ни одного» (Рим. 3:10).

Да, ему принадлежат вдохновенные свидетельства, приведённые выше, — но в то же время он пишет в 1824 году из Одессы: «Читаю Библию, святой душ иногда мне по сердцу, но предпочитаю Гёте и Шекспира». Как печальны это «иногда», это «предпочитаю»... Но — в то же время и как честны они!

Вечное раздвоение человека... «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом Господом нашим. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7:22-25) — надо ли напоминать «ревнителям благочестия», что эти слова — крик души не какого-нибудь новообращённого, неофита — но самого Апостола Павла!

А что же сам Пушкин в отношении к собственной раздвоенности? В 1836 году он пишет:

Напрасно я бегу к Сионским высотам, Грех алчный гонится за мною по пятам... Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий, Голодный лев следит оленя бег пахучий.

И каким покаянным духом пронизаны его слова —

Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток; И, с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю.

«Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:18) — разве не этот плод видим мы в этих строках?

Вечная истина Библии


Растиражированы пикантные истории личной жизни поэта, смакуются отдельные его стихи. Но, предчувствуя всё это, ещё в ноябре 1825 года он пишет П. А. Вяземскому: «Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабости могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы, — иначе. Писать свои мемуары заманчиво и приятно. Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя. Предмет неистощимый. Но трудно. Не лгать — можно; быть искренним — невозможность физическая. Перо иногда остановится, как с разбега перед пропастью, — на том, что посторонний прочёл бы равнодушно. Презирать суд людей не трудно; презирать суд собственный невозможно».

Николай Гоголь: «Непонятной тоской уже загорелась земля; черствей и черствей становится жизнь; всё мельчает и мелеет (...) и возрастает только в виду всех исполинских образ скуки, достигая с каждым днем неизмеримейшего роста. Всё глухо. Могила повсюду. Боже, пусто и мрачно становится в Твоём мире».

И в нашем сегодняшнем и телесном, и духовном мире, когда действительно становится всё более мрачно, всё более пусто, когда всё чаще и чаще вспоминаются слова Александра Сергеевича, сказанные им голосом тоски после чтения Гоголем «Мёртвых душ» — «Боже, как грустна наша Россия!», когда, быть может, более, чем во времена Гоголя, современные его строки «Русь, куда несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства», когда как будто не ветхозаветному народу — но сегодняшней России адресованы слова, сказанные через пророка Исайи: «Во что вас бить ещё, продолжающие своё упорство? Вся голова в язвах, и всё сердце исчахло» (Ис. 1:5), когда за грохотом катящихся по живым людям колесниц сегодняшних «экономических реформ» и «демократических преобразований» так явственно слышен стремительно приближающийся перестук копыт коней всадников Апокалипсиса — и почти не расслышать как никогда своевременного предупреждения — «какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?», когда так очевидно, что «ветви становятся уже мягки и пускают листья», — как хорошо, Господи, что есть у нас дарованный Тобой Пушкин — о книге поэзии которого можно повторить его собственные слова о Твоей Книге: «И такова её вечная прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному увлечению и погружаемся духом в её Божественное красноречие».

И слова его поэзии, как Твоё Слово, — сегодня, может быть, лучше — и такое доступное лекарство для омертвелых наших душ!

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх