Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Питерские брандахлысты


«ПЕТЕРБУРГСКИЕ УЛИЦЫ ПОЛНЫ НИЩИХ! — восклицал журналист век назад. — Что с ними делать?» Прошло сто лет, и сегодня мы говорим то же самое.



«На улицах масса нищих, и среди них встречаются такие отъевшиеся, здоровенные, краснощёкие, лицо как пузырь, субъекты, что невольно вызывают негодование прохожих, — возмущался известный бытописатель «городского дна», журналист Анатолий Бахтиаров, который для изучения «городских типов» сам проводил время на городских свалках, где жили бродяги, в ночлежных домах, тюрьмах, загородных притонах. — Попадаются молодые парни хулиганского типа и, наконец, семейные нищие — здоровенные мужики, с ребёнком на руках и двумя-тремя малышами по бокам в виде декорации. Люди потеряли стыд, и нищенство стало своего рода спортом. Просят на конку, просят на покупку билета для проезда по железной дороге, авось подадут. Дошло до того, что нищие лезут теперь в квартиру обывателя с чёрного хода, притворяясь глухонемыми».

Попрошайничество — выгодная профессия


Многотысячная армия петербургских нищих делилась на две группы — тунеядцев, сделавших из попрошайничества выгодную профессию, и несчастных, лишённых работы или утративших возможность работать и потому не способных отстоять себя на рынке труда. К последним относились бомжи, по тогдашней терминологии бездомные, а также дети без крова и пристанища, которых полиция забирала прямо с улицы, и «добровольцы» — безработные, в бесплодных поисках куска хлеба дошедшие до отчаяния и явившиеся добровольно в особое присутствие с мольбой дать хоть какой-нибудь заработок.

Огромное количество нищей братии были профессионалами и рецидивистами своего дела, которые благодаря сердобольной публике зарабатывали попрошайничеством неплохие деньги. «Старая истина, — замечал современник, — развитию нищенства способствует сама сердобольная публика, так охотно раздающая подачки». Рассказывали, что однажды у одного крестьянина-попрошайки нашли 660 рублей, заработанных не как-нибудь, а «честным трудом», благодаря милостыне состоятельных господ.

«Коллекция уродов» на Невском проспекте


Особенно спекулировали нищие на патриотических чувствах горожан: ну как тут не подать копейку-другую калеке, проливавшему свою кровь за Отчизну на поле брани! Недаром в годы русско-японской, а потом Первой мировой войн петербургские улицы, по большей части Невский проспект, превратились, как иронично писал газетный репортёр, «в филиальные отделения не то Кунсткамеры, не то паноптикума, где собирают коллекции уродов. И всё это — не только жертвы войны. Большинство, несомненно, пороху и не нюхало».

Почти все столичные калеки, взрослые и малолетние, составляли три большие артели, имевшие собственные уставы и поделившие между собой самые выгодные места «стоянки». Собрали в Петербург калек со всей России — главным образом из Западного края — несколько «антрепренёров». Но потом калеки, почувствовав себя свободными гражданами, отказались подчиняться своим благодетелям и объединились в артели.

«Дела артелей нищих идут блестяще, — писала одна из газет.

— Средний заработок каждого калеки редко опускается ниже 6-8 рублей в день. Калеки бережливее других нищих, трезвы и сбережения стараются вкладывать в процентные бумаги, пускают деньги в рост и т. д.»

«Комитет по нищим» против «нищей братии»


Нельзя сказать, что в Петербурге не велась борьба с нищенством. Нет, напротив, существовали десятки и сотни благотворительных обществ и тому подобных заведений, регулярно проходили кружечные уличные сборы в помощь бедным и больным, но нищих меньше не становилось.

В полиции с ними не хотели разбираться — своих дел хватало. А потому их препровождали прямиком в особое присутствие по разбору и призрению нищих, которое в начале XX века в Петербурге занималось вопросами нищенства. Каждый день таких «клиентов» набиралось от 50 до 70 человек. Не позже чем за сутки присутствие должно было рассортировать попавшую в него нищую братию, причём по каждому «клиенту» выносился соответствующий приговор. Такая поспешность объяснялась тем, чтобы забранные нищие не сидели праздно на шее у присутствия, и чтобы в присутственном приюте не случалось чрезвычайного скопления нищих, так сказать, «затора нищей братии», их спешили скорее отправить на родину. Ведь нищих в Петербург «поставляли» почти все губернии европейской России, причём больше всего — Тверская, Ярославская, Новгородская и Псковская.

Впрочем, многие нищие, выпущенные из присутствия, вовсе не стремились забрасывать своё прибыльное ремесло. Говорят, как-то раз отправили в приют одного калеку-старика. Спустя несколько дней смотритель приюта в ужасе приехал в присутствие с мольбой:

— Ради Бога, не присылайте мне больше ваших клиентов! Ваш калека всех моих призреваемых взбунтовал: «Чего вы, говорит, здесь, идиоты, на брандахлысте больничном сидите, когда мы на воле по семь-восемь целковых подстреливаем?» Поднял на ноги весь приют — все в бега собрались...

Обычно к Новому году комитет по нищим подводил итоги своей деятельности. Вот лишь некоторые любопытные данные, которые позволяют судить о масштабах нищенства в тогдашнем Петербурге. За 1907 год в столице за прошение милостыни на улице было задержано 15,5 тысячи нищих, из них 13 тысяч мужчин, а также больше 6 тысяч детей до 15 лет. Спустя три года статистика ненамного изменилась: за 1910 год через присутствие прошло 13,3 тысячи человек, из них нетрудоспособными оказались только 800 бродяг, а действительно убогих и того меньше — всего 199 человек!

«Что же, наконец, делать с бедняком — самым неблагодарным существом на свете, о котором заботится государство в целом и миллионы личностей в отдельности? — с горечью вопрошала популярная в те годы писательница Лухманова.

— Ещё давать, ещё строить приюты, больницы, богадельни, столовые, ещё петь, декламировать, танцевать в пользу бедняка? Но это точно воду носить решетом из моря для поливки фруктового сада...»

Сергей ГЛЕЗЕРОВ
(Источник: kp.ru)


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх