|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Питерские брандахлысты
«ПЕТЕРБУРГСКИЕ УЛИЦЫ ПОЛНЫ НИЩИХ! — восклицал журналист век назад. — Что с ними делать?» Прошло сто лет, и сегодня мы говорим то же самое.
«На улицах масса нищих, и среди них встречаются такие отъевшиеся, здоровенные, краснощёкие, лицо как пузырь, субъекты, что невольно вызывают негодование прохожих, — возмущался известный бытописатель «городского дна», журналист Анатолий Бахтиаров, который для изучения «городских типов» сам проводил время на городских свалках, где жили бродяги, в ночлежных домах, тюрьмах, загородных притонах. — Попадаются молодые парни хулиганского типа и, наконец, семейные нищие — здоровенные мужики, с ребёнком на руках и двумя-тремя малышами по бокам в виде декорации. Люди потеряли стыд, и нищенство стало своего рода спортом. Просят на конку, просят на покупку билета для проезда по железной дороге, авось подадут. Дошло до того, что нищие лезут теперь в квартиру обывателя с чёрного хода, притворяясь глухонемыми».
Попрошайничество — выгодная профессия
Многотысячная армия петербургских нищих делилась на две группы — тунеядцев, сделавших из попрошайничества выгодную профессию, и несчастных, лишённых работы или утративших возможность работать и потому не способных отстоять себя на рынке труда. К последним относились бомжи, по тогдашней терминологии бездомные, а также дети без крова и пристанища, которых полиция забирала прямо с улицы, и «добровольцы» — безработные, в бесплодных поисках куска хлеба дошедшие до отчаяния и явившиеся добровольно в особое присутствие с мольбой дать хоть какой-нибудь заработок.
Огромное количество нищей братии были профессионалами и рецидивистами своего дела, которые благодаря сердобольной публике зарабатывали попрошайничеством неплохие деньги. «Старая истина, — замечал современник, — развитию нищенства способствует сама сердобольная публика, так охотно раздающая подачки». Рассказывали, что однажды у одного крестьянина-попрошайки нашли 660 рублей, заработанных не как-нибудь, а «честным трудом», благодаря милостыне состоятельных господ.
«Коллекция уродов» на Невском проспекте
Особенно спекулировали нищие на патриотических чувствах горожан: ну как тут не подать копейку-другую калеке, проливавшему свою кровь за Отчизну на поле брани! Недаром в годы русско-японской, а потом Первой мировой войн петербургские улицы, по большей части Невский проспект, превратились, как иронично писал газетный репортёр, «в филиальные отделения не то Кунсткамеры, не то паноптикума, где собирают коллекции уродов. И всё это — не только жертвы войны. Большинство, несомненно, пороху и не нюхало».
Почти все столичные калеки, взрослые и малолетние, составляли три большие артели, имевшие собственные уставы и поделившие между собой самые выгодные места «стоянки». Собрали в Петербург калек со всей России — главным образом из Западного края — несколько «антрепренёров». Но потом калеки, почувствовав себя свободными гражданами, отказались подчиняться своим благодетелям и объединились в артели.
«Дела артелей нищих идут блестяще, — писала одна из газет.
— Средний заработок каждого калеки редко опускается ниже 6-8 рублей в день. Калеки бережливее других нищих, трезвы и сбережения стараются вкладывать в процентные бумаги, пускают деньги в рост и т. д.»
«Комитет по нищим» против «нищей братии»
Нельзя сказать, что в Петербурге не велась борьба с нищенством. Нет, напротив, существовали десятки и сотни благотворительных обществ и тому подобных заведений, регулярно проходили кружечные уличные сборы в помощь бедным и больным, но нищих меньше не становилось.
В полиции с ними не хотели разбираться — своих дел хватало. А потому их препровождали прямиком в особое присутствие по разбору и призрению нищих, которое в начале XX века в Петербурге занималось вопросами нищенства. Каждый день таких «клиентов» набиралось от 50 до 70 человек. Не позже чем за сутки присутствие должно было рассортировать попавшую в него нищую братию, причём по каждому «клиенту» выносился соответствующий приговор. Такая поспешность объяснялась тем, чтобы забранные нищие не сидели праздно на шее у присутствия, и чтобы в присутственном приюте не случалось чрезвычайного скопления нищих, так сказать, «затора нищей братии», их спешили скорее отправить на родину. Ведь нищих в Петербург «поставляли» почти все губернии европейской России, причём больше всего — Тверская, Ярославская, Новгородская и Псковская.
Впрочем, многие нищие, выпущенные из присутствия, вовсе не стремились забрасывать своё прибыльное ремесло. Говорят, как-то раз отправили в приют одного калеку-старика. Спустя несколько дней смотритель приюта в ужасе приехал в присутствие с мольбой:
— Ради Бога, не присылайте мне больше ваших клиентов! Ваш калека всех моих призреваемых взбунтовал: «Чего вы, говорит, здесь, идиоты, на брандахлысте больничном сидите, когда мы на воле по семь-восемь целковых подстреливаем?» Поднял на ноги весь приют — все в бега собрались...
Обычно к Новому году комитет по нищим подводил итоги своей деятельности. Вот лишь некоторые любопытные данные, которые позволяют судить о масштабах нищенства в тогдашнем Петербурге. За 1907 год в столице за прошение милостыни на улице было задержано 15,5 тысячи нищих, из них 13 тысяч мужчин, а также больше 6 тысяч детей до 15 лет. Спустя три года статистика ненамного изменилась: за 1910 год через присутствие прошло 13,3 тысячи человек, из них нетрудоспособными оказались только 800 бродяг, а действительно убогих и того меньше — всего 199 человек!
«Что же, наконец, делать с бедняком — самым неблагодарным существом на свете, о котором заботится государство в целом и миллионы личностей в отдельности? — с горечью вопрошала популярная в те годы писательница Лухманова.
— Ещё давать, ещё строить приюты, больницы, богадельни, столовые, ещё петь, декламировать, танцевать в пользу бедняка? Но это точно воду носить решетом из моря для поливки фруктового сада...»
Сергей ГЛЕЗЕРОВ
(Источник: kp.ru)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|