Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Жизнь и смерть отца Иоанна Иванова


В ФАМИЛЬНОМ АРХИВЕ жены моей Марины Вячеславовны Переясловой (Данковой), работающей сейчас в Москве, в Исполкоме Сообщества писательских союзов, есть одна фотография, на которой изображён худенький и похожий на Дон Кихота мужчина с интеллигентской бородкой, по-брюсовски сложивший на груди руки и глядящий вдаль ясным, спокойным и ко всему в этой жизни готовым взглядом. Это — прадедушка Марины Иван Владимирович Иванов, или — отец Иоанн, 1876 года рождения, священник храма Успения Божией Матери села Шульгино Селивановского района Владимирской области.

Он подписал себе смертный приговор


В начале наступившего тогда XX века он уехал из своей родной Владимирщины в Санкт-Петербург и начал там работать в одном из часовых магазинов (или часовой мастерской), располагавшихся на Невском проспекте.

Иван Владимирович Иванов был женат на Екатерине Трофимовне Ивановой, имел от неё сына — Ивана. После совершения Октябрьской революции, спасая семью от ширящейся волны террора и начинающегося в Питере голода, Иван Владимирович возвратился на свою малую родину и с апреля 1920 года пошёл служить в церковь Успения Божией Матери села Шульгино Селивановского района Владимирской области.

Из Епархиальной грамоты за номером 353, подписанной Преосвященным Серафимом — епископом Муромским, следует, что «благоговейный муж Иоанн Владимиров Иванов» был рукоположен в Муромском Богородицком соборе в сан иерея «ко храму Успения Божией Матери в селе Шульгино Муромского уезда» 4 апреля 1920 года — то есть в то время, когда он был уже стопроцентно взрослым и зрелым мужчиной и прекрасно видел и осознавал то, какие невиданные размеры приняло в нашей стране гонение на Православную Церковь! (К этому времени уже были зверски убиты митрополит Киевский Владимир и архиепископ Черниговский Василий, живым закопан в землю архиепископ Пермский Андроник, сброшен с парохода с камнем на шее епископ Тобольский Гермоген, убит бывший архиерей Тобольский Варнава, Тобольский епископ Ермоген и бывший Орловский епископ Макарий. Жившего на покое в Свияжском монастыре епископа Амвросия привязали к хвосту лошади и гоняли лошадь до тех пор, пока он не умер в страшных мучениях, а епископа Феофана Соликамского мучители вывели на замёрзшую реку Каму, раздели донага, заплели волосы в косички, связали их между собой для прочности, затем, продев в них палку, приподняли святителя в воздух и начали медленно то опускать его в прорубь, то поднимать вверх, пока он, ещё живой, не покрылся коркой льда толщиной в два пальца, и так предал свою душу в руки Бога. Епископу Белгородскому Никодиму выкололи глаза, вырезали щёки, вырвали волосы и живым бросили в яму, засыпав её негашёной известью. Епископ Серафим, епископ Ефрем, а также десятки, сотни и тысячи простых православных батюшек были убиты только за то, что они — священники; их отдавали на мучения и распинали на крестах, как во времена Нерона и Диоклетиана...)

Так что принятие священнического сана в этих условиях являло собой шаг абсолютно осмысленного возведения себя на Гологофу, можно утверждать, что это было фактически сознательным принесением себя в жертву за Бога, и, рукополагаясь в 1920 году в сан иерея, Иван Владимирович Иванов не просто оказывался вследствие этого в числе представителей безвинно пострадавшего сословия, но выбирал себе мученический путь вполне осознанно и добровольно. Вот в чём заключалась основная суть подвига большинства православных российских новомучеников — вступая в первые десятилетия советской власти в священнические должности, они тем самым как бы объявляли всем о своей готовности сораспяться со Христом и принять на себя часть Его крестных мучений! И эти мучения не заставили себя долго ждать.

ХРАМ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, где служил отец Иоанн
ХРАМ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, где служил отец Иоанн

Последние годы жизни


10 января 1933 года отец Иоанн был первый раз арестован по обвинению в том, что «под угрозой лишения совершения религиозных обрядов вёл противоколхозную агитацию, читал проповеди, в которых призывал верующих не отступаться от храма». Виновным себя не признал, при обыске «в доме, а также строениях ничего не обнаружено», и, тем не менее, вскоре постановлением тройки при Полномочном Представительстве ОГПУ по Ивановской области он был заключён в ИТЛ сроком на 3 года.

19 ноября 1937 года, вскоре после отбытия этого своего первого срока заключения и возвращения домой в село Шульгино, отец Иоанн вновь был арестован Муромским райотделом НКВД Владимирской области по обвинению в том, что «являлся организатором антисоветской — поповской группы, систематически вёл среди населения антисоветскую агитацию, оскорбительно отзывался о кандидатах в депутаты Верховного Совета, в контр-революционном клеветническом духе отзывался о положении о выборах в Верховный Совет». При аресте у него ничего, кроме личных вещей и документов, не нашли, но, несмотря на это, менее чем через месяц после ареста, 15 декабря 1937 года, тройка Управления НКВД Горьковской области вынесла постановление о применении к Ивану Владимировичу Иванову высшей меры наказания — расстрела с конфискацией лично принадлежащего ему имущества. Не знаю уж, какое там имущество могло принадлежать ему в исправительно-трудовом лагере — ложка? портянки? телогрейка? — но воцарившаяся в России безбожная власть не оставляла своим идейным противникам абсолютно ничего — ни жизни, ни надежды, ни, тем более, каких-либо тряпок.

В выписанном 25 октября 1991 года свидетельстве о смерти о. Иоанна Иванова в графе «причина смерти» указано короткое и страшное слово: «расстрел». Расстреляли о. Иоанна 26 декабря 1937 года. Похоронен он на Бугровском кладбище города Нижний Новгород. «В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 16.01.1989 года “О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начале 50-х годов” И. В. Иванов — реабилитирован».

Будем о них помнить!


На Архиерейском Юбилейном Соборе, проходившем в Москве 13-16 августа 2000 года в восстановленном к этому времени Храме Христа Спасителя, было принято «Деяние о канонизации Новомучеников и Исповедников Российских, явленных и не явленных миру, но ведомых Богу», по которому весь сонм погубленных в 1930—1950-е годы российских священнослужителей причисляется к лику святых. По этому документу оказывается канонизирован вместе со всем сонмом расстрелянных и замученных владык и рядовых батюшек также Маринин прадедушка отец Иоанн, хотя для индивидуального возведения в лик святых каждого из новомучеников необходимо ещё представить в Комиссию по канонизации выписки из протоколов их допросов, свидетельствующие о том, что арестованные вели себя на следствии достойно и даже во время пыток не отреклись от Бога и веры.

Мы с женой — сотрудницей Исполкома Международного сообщества писательских союзов, которым руководил при жизни Сергей Владимирович Михалков, — написали множество запросов в архивы КГБ-НКВД, а также в суды и комиссии по восстановлению прав жертв репрессий Ивановской, Владимирской и Нижегородской областей, где могут храниться следственные дела Ивана Владимировича Иванова. Но даже сегодня, во времена широко декларируемой нашим государством открытости архивов и гласности, получить ответы из этих учреждений практически невозможно (хотя и я, и она являемся членами Международной Федерации журналистов, Союза журналистов Москвы и Союза писателей России, а значит, по Закону о средствах массовой информации имеем право на свободное получение интересующей нас информации), а потому вопрос о персональной канонизации о. Иоанна остаётся до сих пор в полной форме не решённым.

Но суть не в этом. Глядя на фотографию Марининого прадедушки о. Иоанна Иванова, я думаю о другом. Сегодня, когда жизнь поставила Россию перед очередными испытаниями, и многие из нас кинулись искать помощи в житейских невзгодах у всевозможных экстрасенсов, ясновидцев и псевдоцелителей или, что ещё хуже, потянулись за духовной поддержкой к разного рода сектантам, самозванным «гуру» и языческим божествам, нелишне было бы каждому из нас оглянуться назад и вспомнить о тех наших родных и близких, что остались за нашими спинами в великой книге Истории. Практически у каждого из нас ведь наверняка имеются в роду и герои, и великие труженики, и святые, и праведники, и мученики, и подвижники, и защитники Отечества, — и если бы мы обращались за помощью не к шарлатанам от парапсихологии и не к мошенникам в ранге сектантских пресвитеров, а к этой спасительной для нас силе своего собственного рода, то уж, наверняка, судьба России могла бы сложиться хотя бы на одну капелюшечку посчастливее, чем сегодня. Переберите свои семейные фотографии, и вы наверняка обнаружите там пожелтевшие старые снимки тех из своих полузабытых предков, кому сегодня можно и нужно молиться так же, как и ликам на церковных иконах.

Так будем же о них помнить. И они обязательно помогут нам в наших нуждах своим ходатайством перед нашим Господом Спасителем, у Престола Которого они сейчас находятся...

Николай ПЕРЕЯСЛОВ, секретарь Правления Союза писателей России
Фото из архива Н. Переяслова


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх