Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К следующей странице |

Виктория Рябухина: «Вода должна быть живой, а соль — солёной!»


ВИКТОРИЯ РЯБУХИНА — доцент кафедры менеджмента и маркетинга Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, руководитель «Школы лидерства и мастерства коммуникации», автор метода «Психодинамическая коммуникация», кандидат философских наук, автор ряда книг, вышедших в России и за рубежом. Об особенностях нынешнего времени, информационных войнах и важности различения полезной и вредной информации мы говорим сегодня с гостем нашей редакции.



Россия втянута в информационную войну


— Виктория, вы — специалист в области информационных технологий. Скажите, какую информацию вы отнесли бы к разряду «вредоносной» и к разряду полезной?

— В бешеном потоке информации, обрушивающейся ежедневно, нам трудно сортировать что-либо по степени важности и нужности. Мне кажется, что к информации полезной можно отнести ту, которая развивает человека, делает его целостным. Информация, помогающая понять смысл человеческой жизни — правильная и нужная. Мешающая этому, уводящая на ложный путь — вредная.

— Согласны ли вы с тем, что война с Россией перешла в информационную плоскость?

— Это так. И это касается не только России. Россия, безусловно, втянута в информационную войну. Идёт передел мира. Дезинформация — оружие информационных войн.

— А в чём причины такой войны?

— Битва за контроль над природными ресурсами, которые, как предполагают наши оппоненты, должны перейти из российской собственности в руки глобальных мировых компаний.

— Что используется в этой войне?

— Используются элементы информации, так называемые мемы, которые распространяются через средства массовой информации, а также от человека к человеку, посредством подражания. Мао Цзэдун сказал: «Западная пропаганда есть яд, покрытый сахаром». Злоумышленники имеют намерение последовательно изменить мышление российского народа путём воздействия определённой информации. Создание мемов и управление ими — главный инструмент информационных войн. Специалистов по меметике в России почти нет. Западная же машина пропаганды эффективна, так как имеет долгую историю и развитие в маркетинге продаж, чего не было в СССР. Кстати, СССР распался в результате информационных войн. Что будет с Россией? Будем надеяться на лучшее.

Загадка куклы Барби


— Вы употребили слово «мем». А что это такое?

— Мемы — это информация, которая нравится потребителю и передаётся путем подражания. Мемами могут быть пословицы, шлягеры, комиксы, анекдоты, идеи, верования и т. д. Большинство из них безвредны. Маркетологи и люди, создающие рекламу, работают на уровне меметики. Целью рекламы является создание мемов, которые управляют нашим поведением, например, при походах в магазины. Мемы находятся в мозгу у человека, в принципе, их можно сравнить с биологическими паразитами.

— Их используют в информационной войне?

— Да. В информационной войне именно мемами пытаются изменить ценностную шкалу человека. Например, чтобы он стал менее патриотично настроенным, менее религиозным, чтобы изменить традиции, привить интерес к либеральным западным ценностям. Именно для таких целей в информационной войне применяется мем-инженеринг. Эти мемы можно побороть так называемыми встречными мемами — контрмемами. Это большая наука. Кукла Барби, например — это американский мем, запущенный США и пришедший в нашу страну 20 лет назад. В мире же он существует более 50 лет. Барби включает в себя много смысловых уровней: идею «куклы не младенца, а мисс», «блондинки американского стиля», «американской семейной жизни», «идеи гардероба», и т. д. Или, например мем «безопасного секса» — он диктует стиль жизни.

Информация не всегда есть знание


ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ одного из тренингов
ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ одного из тренингов

— Александр Сергеевич Пушкин сказал однажды: «Общее мнение имеет нужду быть управляемым». Что значит, на ваш взгляд, это выражение?

— Пушкин, как всегда, прав. Лидеры общественного мнения способствуют формированию мнения общества. Мнение общества означает, что у большинства его членов в мозгах находятся те же самые мемы, или так называемые мемкомплексы. Люди подражают друг другу, это особенность человека как биологического вида. В любом обществе или группе есть персоны, которым подражают, так как они по каким-то причинам привлекательны. Их можно назвать лидерами мнений.

— А вы согласны, что современный человек по сравнению, скажем, с человеком прошлой эпохи очень изменился?

— Да. Люди развивают технологии, которые воздействуют на органы чувств и использование которых влияет на физиологию мозга. И это доказано научными исследованиями. Люди становятся поверхностными, не готовыми к глубокому мышлению и анализу. Молодое поколение не пытается проникать в суть. Обратите внимание, что в Интернет можно забросить любую мысль, любое высказывание, соединить с картинкой и подписать любым именем. Подобная информация не есть знание. Происходит подмена. Информация доступна просто как информация, а не как знание, и за неё не нужно платить. Значит, очень скоро не только печатные книги, но и электронные потеряют свою значимость, покупаться не будут. Вседоступная информация обо всём и обо всех — по такому пути, кажется, идёт развитие общества в целом. А если к этому приплюсовать ещё и новую зависимость от Интернета и видеоигр, которая схожа с наркоманией, то получается не очень приятная, по крайней мере для меня, картина.

Разумный контроль за Интернетом


— Скажите, нужен ли нам контроль за Интернетом, цензура, как, например, в Китае и в других странах?

— Мое мнение: Интернет требует разумного контроля, по той причине, что, помимо безобидных мемов, существуют ещё и летальные. И они тоже создаются и легко распространяются через Интернет. Например, подражание самоубийству или убийству как решение проблемы недовольства своей жизнью, учёными, изучающими подобные явления, определено как копирование или подражание другому. Увидел в Интернете — запало в голову — понравилось — имитировал. В Финляндии уже создана достаточно разумная система полицейского просмотра, серфинга в Интернете. В процессе просмотра, если специалисты находят что-то нежелательное, связанное с меметикой, принимают необходимые меры — по аналогии с управлением движением на дорогах.

— Должна ли быть какая-то госпрограмма по воспитанию, и в чём может заключаться противодействие потоку лжи? Какой может быть роль Церкви в этом процессе?

— В некоторых странах в школьном образовании существуют правила обучения «навыкам чтения». Идея состоит в том, чтобы молодые люди понимали, как работают средства массовой информации, насколько надёжным источником данная информация является и т. д. Думаю, что это правильно. Мне кажется, что должен существовать некий Этический Совет, который отслеживает информацию с точки зрения морали и этики. В этом совете должны присутствовать специалисты по меметике, моральной философии, представители Церкви и культурно-общественных организаций.

— Почему, вы считаете, туда должны войти представители Церкви?

— Роль Церкви в этом очень важна, так как фоном любой культуры всегда является религия. Культуру и менталитет россиян сформировало во многом Православие. Люди начинают чувствовать, что жизнь теряет смысл, из-за противоречий в несовпадении навязываемых ценностей и желаемых от природы. Идеология массы диктует нам, что счастье — в количестве «Мерседесов» и других гедонических ценностей, а природа человека требует ценностей духовных. В этом противоречии кроется главная причина несчастья и главная проблема многих русских людей.

В Библии есть основа для общей морали


— А что происходит с сегодняшней культурой? Европа меняется на глазах...

— Европейская культура, к которой принадлежит и русская культура, на протяжении 2000 лет стоит на двух столпах: античные греческие традиции и «Imago Dei» — Лицо Христианского Бога. Третий столп возник недавно, в век Просвещения. Я называю его «Naturalist». Натуралистическое мировоззрение заключено в одной фразе: «Все вещи можно объяснить наукой». Этот третий столп стал наступать всё сильнее и сильнее, вытесняя два других. Сегодня мировоззрение многих народов очень схематичное и поверхностное, и это вторая причина потери смысла жизни. А если вновь коснуться информационных войн, то вытеснение «Imago Dei» конкретно на русской земле означает разрушение Православия, важнейшей части русской культуры, которая объединяет наш народ.

— Бог не скрывает Своей информации. Согласно Книге Второзакония, главе 28, Он предлагает сотворённому Им человеку 2 пути: путь жизни и путь смерти, путь благословения и путь проклятия. Какой смысл вы вкладываете в понятие «Божья информация» и насколько для вас важно донести эту информацию до людей?

— Характер сегодняшнего времени определяет подчёркнутый индивидуализм. Практически каждый говорит: «моя мораль», «мои права» и т. д. Однако мораль является чертой общей культуры, или, по крайней мере, так должно быть. В Библии есть устойчивая основа для общей морали, именно от неё отталкивались люди, когда писали законы, указы и т. д. Думаю, что эти принципы должны оставаться у цивилизованных наций.

— Какова, на ваш взгляд, роль «Основ православной культуры», православных просветительских СМИ в формировании массового самосознания?

— Православная религия сыграла важную роль в формировании русской культуры. Религия создаёт культурные ценности, и это объединяет нацию, формирует её идентичность. Православные СМИ несут большую ответственность за укрепление этих культурных элементов. Вода должна быть живой, и соль не должна терять свою солёность.

— Каковы ваши планы? Пожелания читателям?

— Я продолжаю обучать людей в направлении коммуникации, меметики и этики в России и Европе. Летом выйдут две мои новые книги: «Всё о мемах» и «Обновлённая этика».

Желаю читателям не терять смысла жизни, а тем, кто потерял — обрести заново.

Вёл беседу Виктор ВОРОБЬЁВ
Фотографии из архива В. Рябухиной


| К оглавлению | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх