|
| К оглавлению
| К следующей странице |
Виктория Рябухина: «Вода должна быть живой, а соль — солёной!»
ВИКТОРИЯ РЯБУХИНА — доцент кафедры менеджмента и маркетинга Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, руководитель «Школы лидерства и мастерства коммуникации», автор метода «Психодинамическая коммуникация», кандидат философских наук, автор ряда книг, вышедших в России и за рубежом.
Об особенностях нынешнего времени, информационных войнах и важности различения полезной и вредной информации мы говорим сегодня с гостем нашей редакции.
Россия втянута в информационную войну
— Виктория, вы — специалист в области информационных технологий. Скажите, какую информацию вы отнесли бы к разряду «вредоносной» и к разряду полезной?
— В бешеном потоке информации, обрушивающейся ежедневно, нам трудно сортировать что-либо по степени важности и нужности. Мне кажется, что к информации полезной можно отнести ту, которая развивает человека, делает его целостным. Информация, помогающая понять смысл человеческой жизни — правильная и нужная. Мешающая этому, уводящая на ложный путь — вредная.
— Согласны ли вы с тем, что война с Россией перешла в информационную плоскость?
— Это так. И это касается не только России. Россия, безусловно, втянута в информационную войну. Идёт передел мира. Дезинформация — оружие информационных войн.
— А в чём причины такой войны?
— Битва за контроль над природными ресурсами, которые, как предполагают наши оппоненты, должны перейти из российской собственности в руки глобальных мировых компаний.
— Что используется в этой войне?
— Используются элементы информации, так называемые мемы, которые распространяются через средства массовой информации, а также от человека к человеку, посредством подражания. Мао Цзэдун сказал: «Западная пропаганда есть яд, покрытый сахаром». Злоумышленники имеют намерение последовательно изменить мышление российского народа путём воздействия определённой информации. Создание мемов и управление ими — главный инструмент информационных войн. Специалистов по меметике в России почти нет. Западная же машина пропаганды эффективна, так как имеет долгую историю и развитие в маркетинге продаж, чего не было в СССР. Кстати, СССР распался в результате информационных войн. Что будет с Россией? Будем надеяться на лучшее.
Загадка куклы Барби
— Вы употребили слово «мем». А что это такое?
— Мемы — это информация, которая нравится потребителю и передаётся путем подражания. Мемами могут быть пословицы, шлягеры, комиксы, анекдоты, идеи, верования и т. д. Большинство из них безвредны. Маркетологи и люди, создающие рекламу, работают на уровне меметики. Целью рекламы является создание мемов, которые управляют нашим поведением, например, при походах в магазины. Мемы находятся в мозгу у человека, в принципе, их можно сравнить с биологическими паразитами.
— Их используют в информационной войне?
— Да. В информационной войне именно мемами пытаются изменить ценностную шкалу человека. Например, чтобы он стал менее патриотично настроенным, менее религиозным, чтобы изменить традиции, привить интерес к либеральным западным ценностям. Именно для таких целей в информационной войне применяется мем-инженеринг. Эти мемы можно побороть так называемыми встречными мемами — контрмемами. Это большая наука. Кукла Барби, например — это американский мем, запущенный США и пришедший в нашу страну 20 лет назад. В мире же он существует более 50 лет. Барби включает в себя много смысловых уровней: идею «куклы не младенца, а мисс», «блондинки американского стиля», «американской семейной жизни», «идеи гардероба», и т. д. Или, например мем «безопасного секса» — он диктует стиль жизни.
Информация не всегда есть знание
|
ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ одного из тренингов
| |
— Александр Сергеевич Пушкин сказал однажды: «Общее мнение имеет нужду быть управляемым». Что значит, на ваш взгляд, это выражение?
— Пушкин, как всегда, прав. Лидеры общественного мнения способствуют формированию мнения общества. Мнение общества означает, что у большинства его членов в мозгах находятся те же самые мемы, или так называемые мемкомплексы. Люди подражают друг другу, это особенность человека как биологического вида. В любом обществе или группе есть персоны, которым подражают, так как они по каким-то причинам привлекательны. Их можно назвать лидерами мнений.
— А вы согласны, что современный человек по сравнению, скажем, с человеком прошлой эпохи очень изменился?
— Да. Люди развивают технологии, которые воздействуют на органы чувств и использование которых влияет на физиологию мозга. И это доказано научными исследованиями. Люди становятся поверхностными, не готовыми к глубокому мышлению и анализу. Молодое поколение не пытается проникать в суть. Обратите внимание, что в Интернет можно забросить любую мысль, любое высказывание, соединить с картинкой и подписать любым именем. Подобная информация не есть знание. Происходит подмена. Информация доступна просто как информация, а не как знание, и за неё не нужно платить. Значит, очень скоро не только печатные книги, но и электронные потеряют свою значимость, покупаться не будут. Вседоступная информация обо всём и обо всех — по такому пути, кажется, идёт развитие общества в целом. А если к этому приплюсовать ещё и новую зависимость от Интернета и видеоигр, которая схожа с наркоманией, то получается не очень приятная, по крайней мере для меня, картина.
Разумный контроль за Интернетом
— Скажите, нужен ли нам контроль за Интернетом, цензура, как, например, в Китае и в других странах?
— Мое мнение: Интернет требует разумного контроля, по той причине, что, помимо безобидных мемов, существуют ещё и летальные. И они тоже создаются и легко распространяются через Интернет. Например, подражание самоубийству или убийству как решение проблемы недовольства своей жизнью, учёными, изучающими подобные явления, определено как копирование или подражание другому. Увидел в Интернете — запало в голову — понравилось — имитировал. В Финляндии уже создана достаточно разумная система полицейского просмотра, серфинга в Интернете. В процессе просмотра, если специалисты находят что-то нежелательное, связанное с меметикой, принимают необходимые меры — по аналогии с управлением движением на дорогах.
— Должна ли быть какая-то госпрограмма по воспитанию, и в чём может заключаться противодействие потоку лжи? Какой может быть роль Церкви в этом процессе?
— В некоторых странах в школьном образовании существуют правила обучения «навыкам чтения». Идея состоит в том, чтобы молодые люди понимали, как работают средства массовой информации, насколько надёжным источником данная информация является и т. д. Думаю, что это правильно. Мне кажется, что должен существовать некий Этический Совет, который отслеживает информацию с точки зрения морали и этики. В этом совете должны присутствовать специалисты по меметике, моральной философии, представители Церкви и культурно-общественных организаций.
— Почему, вы считаете, туда должны войти представители Церкви?
— Роль Церкви в этом очень важна, так как фоном любой культуры всегда является религия. Культуру и менталитет россиян сформировало во многом Православие. Люди начинают чувствовать, что жизнь теряет смысл, из-за противоречий в несовпадении навязываемых ценностей и желаемых от природы. Идеология массы диктует нам, что счастье — в количестве «Мерседесов» и других гедонических ценностей, а природа человека требует ценностей духовных. В этом противоречии кроется главная причина несчастья и главная проблема многих русских людей.
В Библии есть основа для общей морали
— А что происходит с сегодняшней культурой? Европа меняется на глазах...
— Европейская культура, к которой принадлежит и русская культура, на протяжении 2000 лет стоит на двух столпах: античные греческие традиции и «Imago Dei» — Лицо Христианского Бога. Третий столп возник недавно, в век Просвещения. Я называю его «Naturalist». Натуралистическое мировоззрение заключено в одной фразе: «Все вещи можно объяснить наукой». Этот третий столп стал наступать всё сильнее и сильнее, вытесняя два других. Сегодня мировоззрение многих народов очень схематичное и поверхностное, и это вторая причина потери смысла жизни. А если вновь коснуться информационных войн, то вытеснение «Imago Dei» конкретно на русской земле означает разрушение Православия, важнейшей части русской культуры, которая объединяет наш народ.
— Бог не скрывает Своей информации. Согласно Книге Второзакония, главе 28, Он предлагает сотворённому Им человеку 2 пути: путь жизни и путь смерти, путь благословения и путь проклятия. Какой смысл вы вкладываете в понятие «Божья информация» и насколько для вас важно донести эту информацию до людей?
— Характер сегодняшнего времени определяет подчёркнутый индивидуализм. Практически каждый говорит: «моя мораль», «мои права» и т. д. Однако мораль является чертой общей культуры, или, по крайней мере, так должно быть. В Библии есть устойчивая основа для общей морали, именно от неё отталкивались люди, когда писали законы, указы и т. д. Думаю, что эти принципы должны оставаться у цивилизованных наций.
— Какова, на ваш взгляд, роль «Основ православной культуры», православных просветительских СМИ в формировании массового самосознания?
— Православная религия сыграла важную роль в формировании русской культуры. Религия создаёт культурные ценности, и это объединяет нацию, формирует её идентичность. Православные СМИ несут большую ответственность за укрепление этих культурных элементов. Вода должна быть живой, и соль не должна терять свою солёность.
— Каковы ваши планы? Пожелания читателям?
— Я продолжаю обучать людей в направлении коммуникации, меметики и этики в России и Европе. Летом выйдут две мои новые книги: «Всё о мемах» и «Обновлённая этика».
Желаю читателям не терять смысла жизни, а тем, кто потерял — обрести заново.
Вёл беседу Виктор ВОРОБЬЁВ
Фотографии из архива В. Рябухиной
| К оглавлению
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|