|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Советы Афонского старца
(Продолжение. Нач. в № за апрель 2009)
Монашеская жизнь
Духовная брань
21. Любое сочетание с худыми помыслами, влекущими к похоти, например, согласие на услаждение чем-либо, грех есть для того, кто подвизается. Сначала страшный помысел омрачает ум, затем склоняется и душа к мысли об удовольствии, потому что не в силах противиться в брани. Это называется сочетанием, которое есть грех. Если оно продлится дольше, рождается страсть, и та уже постепенно переходит в совершение самого греховного действия.
22. Тот, кто заботится о благоразумии и вожделевает блаженное целомудрие (которое если кто назовёт бесстрастием, не ошибётся), пусть упражняет тело и со смиренномудрием призывает в непрестанной молитве Божественную благодать. Иначе, если кто-то будет порабощён плотским сладострастием и всем, что за ним следует, не избежит нападения страсти блудной и борьбы с ней.
23. Тот, у кого ум прилепился к Божественной любви, пренебрегает всем видимым и даже своим собственным телом, как если бы оно было ему нечто чуждое.
24. Когда на тебя нападает кто-то и оскорбляет, берегись гневных помыслов, а то как бы с печалью, которая последует, не отделили они тебя от любви, перенеся в страну ненависти.
25. Когда почувствуешь печаль или боль от того, что кто-то тебя оскорбил или пристыдил, знай, что получил ты от этого пользу великую, потому что вышло из тебя тщеславие.
26. Память вначале приносит на ум помысл без пристрастия, а если ум не борется с ним, рождается страсть. Если её не искоренить, противясь молитвой, она склоняет ум к сочетанию. А за ним начинается уже грех по действию.
27. Исполнением заповедей ум отлагает страсти, духовным созерцанием видимого мира — страстные помыслы о предметах мира сего, познанием невидимого мира отлагает созерцание видимого.
28. Бесы, что искушают нас по попущению Божию, раздражают вожделевательную часть души, или возмущают раздражительную, или помрачают мыслительную, или вызывают страдания и болезни тела, или лишают нас того, что имеем.
29. Бесы нас искушают или сами, или восставляют против нас тех, кто не боится Бога. Мы же, взирая на пример Господа нашего, будем сокрушать их в обоих случаях.
30. Когда ум ощущает любовь Божию, тогда начинает его волновать дух богохульства. И делает это по зависти к тому, кто любит Бога, чтобы подобными помыслами привести его в состояние отчаяния. Посему требуется внимание, а не уныние, которое есть порождение злобы, а не боголюбивой души. Тот, кто благоразумно пребудет в молитве, удостоится великого преуспеяния.
31. Если хочешь победить худые помыслы, берегись страстей, и тогда легко их изгонишь из ума. Если испытываешь плотскую похоть, тебе поможет пост, бдение, труд и избегание бесцельных знакомств. Если тебя одолевает гнев и печаль, избегай тщеславия и приемли презрение с самоукорением, также избегай приобретений различных. Если тебя мучит памятозлобие, помолись прилежно за того, кто тебя опечалил, и благодатью Христовой избавишься от этой страсти.
32. Как тело окружено предметами, так ум — помыслами. Как тело согрешает сладострастием на деле, к чему имеет пристрастие, так и ум согрешает помышлениями и мыслями о веществе. Как тело в мире чувственном, так и ум действует в мысленном мире.
33. Страдания святых — брань завис¬ти с совершенством. Зависть ведёт брань за господство, а совершенство сражается, чтобы, претерпев всё, остаться непобедимым.
34. Борьба за стяжание совершенства идет тогда, когда кто подвизается в трудах. Награда за победу тем, кто терпят — бесстрастие и свобода души. Потому что телесное страдание укрепляет душу того, кто терпит.
35. Как добродетели телесные вызывают у людей радость и их назидают, так духовные добродетели привлекают благословение Божие.
36. Если хочешь победить страстные помыслы, стяжи воздержание и любовь к ближнему.
37. Безмолвие, молитва, любовь и воздержание — есть четырехколёсная колесница, что возводит ум к Богу. Эти четыре добродетели уменьшают безудержное парение ума и составляют ему преграду, и тогда благодать Божия легко приближает такого человека к Богу.
38. Ум должен всегда быть занят размышлением над словами Божиими.
39. Собери ум твой от бесцельного парения и берегись помыслов. Тех, которые ты найдёшь, что они с пристрастием, бей молитвой и самососредоточенностью.
40. Три есть причины, которые вызывают помыслы: естественное ощущение, память и телесное сложение. Труднее всего бороться с теми помыслами, что происходят от памяти.
Старец Иосиф ВАТОПЕДСКИЙ
(Продолжение в след. номере)
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|