|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Сергей Ларенков: «У народа, забывшего своё прошлое, нет будущего!»
РАБОТЫ ЛОЦМАНА СЕРГЕЯ ЛАРЕНКОВА, фотохудожника, заслужившего всемирную славу, многим известны. За три года творческой деятельности Ларенкова его фотоколлажи (свыше 500 работ) вызвали большой резонанс не только в России, но и на Западе.
Вот как отзывается о работах Ларенкова русский писатель Борис Акунин: «Я много раз бывал в Питере и довольно хорошо его знаю. Но по-настоящему я понял и почувствовал Петербург-Ленинград, когда увидел ларенковский цикл “Блокадный альбом”».
В чем же секрет успеха Сергея Ларенкова? Наверное, в том, что ему удаётся создать вневременное пространство, иначе говоря, продемонстрировать отсутствие грани между прошлым и настоящим. Зритель становится невольным участником исторических событий, ощущая себя стоящим плечом к плечу с ге¬роями прошлого. Эффект «присутствия», который достигается Ларенковым посредством наложения друг на друга архивных и современных фотографий, был получен благодаря точному определению места, с которого была сделана старая фотография. Немаловажную роль сыграло и личное отношение художника к теме Великой Отечественной войны: «Обе мои бабушки и оба деда пережили блокаду, и с детства для меня понятия войны, блокады и Победы тесно связаны с самыми родными мне людьми. И я стараюсь передать это отношение и память моим детям».
«Хочу передать память о прошлом»
|
1942 г. – 2009 г. Ленинград, блокада. Невский проспект
| |
— Сергей, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
— Родился я в Ленинграде в 1970 году, работаю лоцманом в морском порту Санкт-Петербург, на протяжении нескольких лет веду исторический фотопроект «Связь времён», в рамках которого нахожу по старым военным фотографиям те же места сегодня и совмещаю оба времени в одном кадре.
— Как пришла идея совмещать в коллаже хронику старых фотографий с сегодняшними реалиями, создавая этим эффект исторического присутствия?
— С годами война начинает стираться из памяти людей, меньше остаётся свидетелей той эпохи. Но эхо прошедших событий живёт в памяти улиц, по которым мы ежедневно ходим, в стенах зданий, в стволах старых деревьев, в забытых воронках по всей России. И, конечно же, на старой фото- и кинохронике. Однажды захотелось показать своим детям, через что прошли наши родные, пережившие блокаду Ленинграда и прошедшие через войну. Так родилась идея наложить архивные военные фотографии на современные виды города. Результат поразил меня самого. После Санкт-Петербурга я расширил свой проект и на другие города. На сегодня удалось привязать к современности более 600 военных фотографий в Санкт-Петербурге, Москве, Бресте, Минске, Киеве, Одессе, Севастополе, Керчи, Волгограде, Туле, Смоленске, Калининграде, Риге, Выборге, Берлине, Праге, Вене, Париже и в других городах.
— Как удаётся рассчитать место, с которого был произведён прежний снимок?
— Идея проекта заключается в съёмке современных фотографий абсолютно с тех же точек, с каких были сделаны старые снимки. Для этого по старой фотографии я вычисляю соответствующие створы и ракурсы, используя свой штурманский опыт.
— Где и как находите старые фотографии, которые ложатся в основу сюжета?
— Первые фотографии для работ я брал из открытых источников в Интернете. Со временем стал работать с архивами. Наибольшую помощь мне оказывает Российский Государственный архив кинофотодокументов в Красногорске.
— Вы не профессиональный фотограф, откуда берёте время?
— Проект действительно занимает много времени, занимаюсь им в свои выходные, а в отпуска выезжаю в разные города для поиска мест, запечатлённых на военных фотографиях.
|
1943 г. – 2013 г. Сталинград, улица Арсеньева, 9. Советские артиллеристы
| |
— Скажите, насколько востребовано такого рода искусство и занимается ли этим кто-то ещё, кроме вас?
— Как оказалось, это очень эффективный способ донести для молодёжи нашу историю. И он находит последователей не только у нас, но и в других странах.
— Где уже проходили выставки, и каковы их результаты?
— Больше всего выставок, конечно, проходило в родном Санкт-Петербурге. В разных городах России и за рубежом время от времени также удаётся организовать выставки. Недавно выставки проходили в Москве, Киеве, Севастополе, Новосибирске, Минске. Отзывы вдохновляют меня идти дальше.
— Кто-то вас поддерживает?
— Меня поддерживают семья и друзья.
— Люди старого поколения жалуются на молодёжь, что она плохо знает прошлое, и что её вообще мало что интересует. А как молодые люди относятся к вашим работам?
— На молодёжь эти работы в основном и рассчитаны. Пытаюсь восполнить ими некоторые пробелы в образовании. Получается.
— Какую основную цель вы преследуете в вашем творчестве?
— Передать память о прошлом новым поколениям.
— Расскажите, пожалуйста, о вашей работе в кинематографе.
— Ну, это громко сказано. Я сделал несколько небольших фильмов, основанных на эффекте проявления старой фотографии из современной, в результате чего получается эффект перемещения во времени. Наиболее известный из них «Блокадный альбом». Кроме того, Санкт-Петербургская студия документальных фильмов сняла фильм «Лоцман во времени» о том, что я делаю.
«Вера помогает быть человеком»
|
1943 г. – 2012 г. Киев. Танки, освободившие город, проходят по Крещатику
| |
— Сейчас подъём патриотических настроений в стране. Как вам кажется, с чем это связано и куда наша страна движется?
— Наш народ устал от унижений и поражений, преследующих нас последнюю четверть века. Хочется расправить плечи и сказать: «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных». Но следует быть очень осторожными, ведь этот подъём настроений могут оседлать нечестные душой люди.
— Каково ваше отношение к Церкви и к вере в Бога?
— Для меня это очень святая и личная тема. Вера помогает быть человеком.
— Были ли в вашей жизни интересные случаи, когда вы чувствовали руку Божию и приходило ощущение, что Бог вас от чего-то спасает?
— Многое из того, что я сделал, было бы просто невозможно без помощи Бога, и я в этом постоянно убеждаюсь. Однажды, приехав впервые в Керчь, я буквально чувствовал, что кто-то свыше ведёт меня, я прошёл несколько километров в совершенно незнакомом для меня месте, через холмы и заросли, спустился к морю по скале и безошибочно вышел в точку, где высаживались в 1943 году наши десантники на старых фотографиях. Всё совпало, я был изумлён. Подобные случаи происходили и в других местах: в Германии, Австрии, Волгограде, Севастополе.
— Каковы ваши планы? Когда и где можно будет увидеть очередную выставку?
— Ещё много мест можно и нужно переснять, и многое из того, что я сделал, ещё нигде не выставлялось. Поэтому выставки, я надеюсь, будут, о чём я обязательно сообщу.
— Есть ли у вас страничка в Интернете, на которой можно было бы ознакомиться с вашим творчеством?
— Все новые работы я выставляю своем блоге: http://sergey-larenkov.livejournal.com. А также на странице www.vk.com/larenkov.
— Ваши пожелания читателям?
— Давайте сохраним и передадим будущим поколениям память о нашем прошлом, о людях, которые ценой своих жизней защитили нас от врага. Ведь у народа, забывшего своё прошлое, нет будущего.
Вёл беседу Арсений НОВИКОВ
Фотографии из архива автора
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|