Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К следующей странице |

Ирина Языкова: «Икона — это окно
в Царство Божие!»


ИРИНА ЯЗЫКОВА — учёный и искусствовед, известный в России и далеко за её пределами. Она является заведующей кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. Апостола Андрея (ББИ), преподавателем Коломенской духовной семинарии, а также автором нескольких монографий и около сотни статей по иконописи, древней и современной истории искусства. В течение 15 лет на радиостанции «София» Ирина Константиновна ведёт еженедельную радиопрограмму «Арфа царя Давида», посвящённую христианскому творчеству, входит в редколлегию научного журнала «Страницы: богословие, культура, образование», христианских журналов «Истина и Жизнь» и «Дорога вместе». В 2008 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил И. К. Языкову орденом св. равноапостольной княгини Ольги III степени за многолетнюю преподавательскую работу и исследовательскую деятельность.

Иконы — не идолы!


— Ирина Константиновна, вы написали книгу «Богословие иконы», ставшую, наверное, для верующих людей классической. Скажите, в чём суть её названия?

— Всё очень просто: в древности икона была одним из видов богословия. О Боге можно размышлять и говорить словами, а можно стремиться Его понять и выразить это понимание через образы и символы. Икона — это невербальная, то есть несловесная молитва, проповедь, гимн, размышление. И очень важно уметь понимать этот символический язык иконы. Об этом как раз моя книга.

— Первые века Церковь не знала иконы. Помня заповедь «Не сотвори себе кумира» и «Не делай никакого изображения...», многие отцы Церкви были категорически против использования икон в богослужебной практике. Однако победили всё-таки сторонники иконопочитания. Как вы полагаете, почему?

— Первые христианские общины состояли из евреев, для которых запрет изображать Бога был непреложен. Они были научены общаться с Богом Невидимым. Им не нужны были изображения, хотя символические знаки уже появлялись и у них. Когда христианство стало распространяться в языческой среде, где была развита изобразительная культура, появилась и потребность в изображениях. Со времён императора Константина, даровавшего свободу вероисповедания христианам, стали строиться храмы, требовавшие декораций, это тоже стимулировало развитие изобразительного искусства. Святые отцы очень рано увидели пользу изображений для научения новоначальных в вере. Святой Василий Великий писал: «Что слово повествования предлагает для слуха, то молчаливая живопись показывает через изображения». А святой Григорий Богослов считал даже, что визуальный образ воздействует гораздо сильнее словесного. Конечно, Церковь прошла через иконоборческий кризис, потому что в течение нескольких веков иконоборческие тенденции возникали в церковной среде. И в этих спорах вокруг икон святые отцы стремились чётко разделить иконопочитание и идолопоклонство. Иконоборчество было побеждено, иконопочитание восторжествовало, что утвердил VII Вселенский собор 787 г. А в 843 г. был учреждён праздник Торжества православия, потому что икона стала символом православной веры, в основе которой лежит догмат о Боговоплощении: Невидимый Бог стал ради нашего спасения Человеком, и это являет нам Его Лик на иконе.

— Иконы — камень преткновения для мусульман, иудеев и протестантов. Что бы вы сказали представителям вышеназванных религий в ответ на их обвинения православных верующих в страшном грехе — идолослужении?

— Иконы, конечно же, не идолы, и почитание икон — не идолослужение, потому что дело тут не в объекте поклонения, а в субъекте молитвы. Икона не Бог, мы не обожествляем материю. Как говорили святые отцы, мы поклоняемся не доске и краскам, а Тому, Кто написан на этой доске красками. Или ещё: почитая образ, мы поклоняемся Первообразу. Прежде всего, через икону мы воздаем славу Иисусу Христу, Который стал ради нас человеком. Икона святого запечатлевает того, кто вошёл в жизнь вечную, став для нас образцом, как мы поём, например, о святителе Николае: «правило веры и образ кротости». Икона есть знак присутствия святого, это символ, связывающий нас с Царством Божиим, с миром духовным, невидимым нашим физическим зрением. По словам преп. Иоанна Дамаскина, «икона есть видимый образ невидимого, данный нам ради слабости понимания нашего». Икона помогает человеку молиться, сосредоточиться, стать перед лицом Божиим, направить свой духовный взор к Тому, к Кому мы обращаемся с молитвой. Икона свидетельствует также, что вместе с нами перед Богом предстоят святые, Матерь Божья, силы небесные.

Изображать Бога-Отца нельзя!


НАИБОЛЕЕ известные книги Ирины Языковой
НАИБОЛЕЕ известные книги Ирины Языковой

— Не так давно в редакции мы получили письмо одного протестанта, который задал нам такой вопрос (извините, он с подвохом). В Библии Христос говорит: «О чем ни попросите Отца во имя Мое — даст вам». «О чём ни попросите ОТЦА!» Следуя словам Христа, какой иконе мы должны молиться, чтобы получить просимое?

— А какой, собственно, подвох в этом вопросе, если Сам Христос говорит: «Просите, и дано вам будет, просите Отца во имя Моё»? Православные так и делают, ведь никто не приходит к Отцу, как только через Христа, о чём Он Сам и говорил. Однако неправильно говорить: «Какой иконе мы должны молиться?» Мы молимся не иконе, а перед иконой. И молимся, прежде всего, Христу, Он единственный посредник между нами и Отцом.

— Нам, православным, понятно, что Христос изображается на иконе потому, что Он пришёл в образе человеческом. Но вот насколько правомочно изображение на ней непосредственно Самой Троицы? А ведь такое изображение есть во многих храмах, в том числе и в главном храме страны — храме Христа Спасителя. Ведь Бога, как говорит Божие Слово, не видел никто?

— Да, строго говоря, каноничны только изображения Христа, как воплотившегося Сына Божия. А вот Бога-Отца изображать нельзя, потому что Первое Лицо Святой Троицы не имеет воплощения. «Бога не видел никто никогда», — говорит Иоанн Богослов (Ин. 1:18). VII Вселенский собор прямо говорит об этом, подчёркивая, что христиане не нарушают Второй Заповеди Декалога о неизобразимости Бога, потому что изображают Сына, а не Отца, и через Сына молятся Отцу. Но со временем появляются изображения Бога-Отца и Троицы. На Руси они появились на рубеже XIV-XV вв., а широкое распространение получили в XVI-XVII вв. При этом соборы — Стоглавый (1551 г.) и Большой Московский (1666-67 гг.) — строго запрещали такие изображения. Но к ним почему-то не прислушивались, в данном случае иконописная традиция разошлась с богословием. А уж в XIX веке, когда строился храм Христа Спасителя, и вовсе никто уже о соборах не вспоминал, писали то, к чему все привыкли, не задумываясь. Сегодня, конечно, этого повторять нельзя. Иначе мы сами свидетельствуем против собственной веры. Известный исследователь иконы Л. А. Успенский так и пишет: «Кистью можно исказить веру так же, как и словом».

Икона — это не украшение дома!


— Не кажется ли вам, что среди обилия икон в церковных лавках и в убранстве церквей лик Христа сегодня несколько теряется? Люди, приходя в храм, зачастую не знают, кому и как нужно молиться. Что бы вы посоветовали человеку, впервые пришедшему в храм и не знающему, к кому и с какой молитвой обратиться за помощью?

— Да, вы правы. Но если в храмах всё же можно понять, где главная икона, глядя на иконостас, то в наших церковных лавках мало кто может разобраться. Во-первых, мало по-настоящему хороших икон. Во-вторых, обычно всё стоит вперемешку. В-третьих, продавцы обычно ничего не знают и не понимают в иконах и посоветовать не могут, относятся к иконам как к обычному ассортименту предметов культа. Чтобы выбрать икону, нужно понять, что икона — это не украшение дома, а его освящение. Если в доме нет иконы Спасителя, какой же это православный дом? В первую очередь в доме должна быть икона Христа. Ему мы молимся, Ему поклоняемся, Его славим. Затем, конечно, икона Божьей Матери. Через Неё Слово Божье воплотилось, Её материнская молитва и забота помогает верующему. Хорошо иметь иконы святых, в честь которых мы названы. Они — наши небесные покровители. Сейчас появился обычай писать для новорождённых мерные иконы. Это совсем не обязательно. Но икону святого вашего ребёнка иметь неплохо. Есть святые — покровители семьи, покровители брака, покровители профессий или каких-то служений, например, святые врачи и проч. Но это уже по желанию. На Руси всегда чтили святого Николая Мирликийского, Николу Угодника, как его звали в народе. Он почитался как помощник и покровитель мореплавателей, путешественников, бесприданниц, детей и т. д., словом, всех. Раньше вообще были так называемые семейные иконы, передаваемые из поколения в поколение. Сейчас такой обычай может начаться с вас. В храме же, конечно, нужно ставить свечи перед иконой праздника, она лежит на аналое, Божьей Матери и чтимых святых, не обязательно учитывать их «специализацию», потому что всё равно чудеса совершает Сам Господь, святой только молитвенник перед Ним. За упокой ставят свечи на канун (специальный столик с распятием). А за живых можно ставить свечи и молиться, в принципе, перед любой иконой. Икона — это окно, распахнутое в Царство Божье, и, при наличии многих икон, Царство-то — одно.

О чём плачет Божья Матерь


— Встречались ли вам чудотворные (мироточивые и слезоточивые) иконы? Что это за явления и как их можно объяснить?

— Ну, конечно, встречались. Но объяснить это я никак не могу. Я — искусствовед, а наука чудеса не объясняет. Единственная моя версия — поскольку большинство мироточивых и слезоточивых иконы Богородичные, то я думаю, что Матерь Божья плачет над грехами нашими, поскольку Россия сейчас не в лучшем духовном состоянии. Мы называем себя православной страной, а много ли на самом деле у нас верующих, воцерковлённых христиан, живущих по Евангелию? Как тут не плакать?

— У каждой иконы есть язык. Как всё-таки научиться его понимать?

— Как и каждый язык, язык иконы имеет свои правила, свой лексикон, и нужно приложить усилия, чтобы его узнать. Это язык символов, он связан с литургией, со Священным Писанием. Сейчас много книг на эту тему. Собственно, и моя книга об этом. Это не так трудно, как кажется. Но зато очень интересно и увлекательно. Можно начать с Евангелия и с тропарей двунадесятых праздников: слово и изображение очень связаны. Икону в древности называли «Библией для неграмотных». Сегодня вроде все грамотные, учились в школе, иные и в институте, но самые главные вещи — о душе, о жизни и смерти, о любви и жертве, о спасении — там не рассказывают. А икона именно об этом. И если чуть-чуть начать разбираться в её языке, то икона сама себя начнёт рассказывать, открывая всё более и более глубокие пласты смысла.

Икона говорит нам о вечности


НА ОДНОМ из семинаров
НА ОДНОМ из семинаров

— Многие люди, в особенности из новоначальных, говорят, что у святых и даже у Христа на иконах зачастую суровый вид, улыбающихся святых практически нет (исключение составляет разве что Вифлеемская икона Божией Матери). Это многих людей несколько смущает. Почему, как вы считаете, в иконописи закрепилась именно такая традиция изображения Господа и святых?

— Улыбка, да и вообще любая эмоция — это сиюминутная реакция человека. Икона же говорит нам о вечности. На иконе изображается святой, уже вошедший в Царство вечности. На иконах полагается писать лики (не лицо!) в состоянии умиротворения, созерцания, внутреннего сосредоточения и предстояния перед Богом. Мы в нашей земной реальности к этому не привыкли. Да и понятие красоты у нас меняется, поэтому кажется, что лики на древних иконах такие суровые, а порой и некрасивые. Надо ещё учитывать, что и Господа в разные времена изображали по-разному, иногда подчёркивали Его милость, как, например, на рублёвских иконах, а иногда Его суровость, как в иконе «Спас Ярое око». Ведь, действительно, Христос соединяет в Себе Милость и Истину, Спасителя и Судию. Вообще к священным образам нужно привыкнуть. Прямо из супермаркета шагнуть в храм не получается.

— Случались ли с вами ситуации, когда вы чувствовали на себе Божию руку, когда Бог вас от чего-то оберегал или спасал? Чудесные случаи, связанные с иконами?

— Руку Божью или Божье присутствие в моей жизни я ощущаю постоянно. Бывали и прямо чудеса, о них слишком долго нужно рассказывать. Прямых чудес (исцелений и проч.) с иконами не было. Но иконы чудесным образом приходили в мою жизнь. Да и вообще, иконы сопровождают мою жизнь с детства, они были ещё у бабушки, которая была очень верующим, церковным человеком, и вплоть до сегодняшнего дня. Ведь я занимаюсь иконами: изучаю, пишу про иконы, преподаю историю иконописи, консультирую современных иконописцев, делаю иконописные выставки и т. д.

Архимандрит Зинон — известный иконописец


— Кого из современных иконописцев вы могли бы отметить? Почему?

— Слава Богу, сейчас немало хороших иконописцев. Конечно, их доля в потоке средней и плохой иконописной продукции невелика, но они есть, и они пролагают пути иконописной традиции в России. Это, конечно, отец Зинон (Теодор), наверное, он самый знаменитый на сегодня российский иконописец. Он работает не только в России, его знают и приглашают по всему миру. Он работал во Франции, в Финляндии, Бельгии, Австрии, на Афоне.

Интересно работают московские иконописцы, например, Александр Соколов, все знают написанную им икону «Неупиваемая Чаша». Прекрасно работают Александр Лаванский, Алексей Вронский, Александр Чашкин. Особенно хочется выделить Ирину Зарон, расписанный ею надвратный храм Андреевского монастыря — просто удивительная, уникальная работа. И там же — иконостас, созданный ею вместе с супругом — Сергеем Антоновым, скульптором. Интересно работает священник Андрей Давыдов, он служит в Суздале, до этого 12 лет служил во Пскове. Очень яркий, самобытный художник. Его сын — Филипп Давыдов, живущий в Петербурге, вместе со своей женой Ольгой Шаламовой, тоже иконописцем, организовал мастерскую «Живая традиция». Они оба очень оригинальные иконописцы. Вообще питерская школа отличается от московской. Среди питерских иконописцев могу выделить Александра Стальнова, Христину Прохорову, Георгия Гашева. Среди монастырских мастерских выделяется Екатеринбургский Новотихвинский монастырь. Здесь высокое техническое качество иконописи и творческий подход к иконографии.

— Не так давно вы посетили отреставрированный петербургский храм Феодоровской иконы Божией Матери. С чем был связан этот визит, и что бы вы могли сказать о технике росписи этого собора?

— Да, недавно происходила презентация книги о росписях нижнего храма собора Феодоровской иконы Божией Матери. И я была на этой презентации, потому что я участвовала в создании этой книги. Надо сказать, что это храм уникальный во всех отношениях. Он построен в 1913 г., к 300-летию Дома Романовых, поэтому и посвящён святыне Романовых — Феодоровской иконе Божией Матери. Храм очень торжественный, в русском стиле, но без излишеств. К юбилею успели оформить только верхний храм с огромным шестиярусным иконостасом и стенными росписями. А нижний храм украсить не успели. Но известно, что по замыслу создателей здесь должен был быть низкий иконостас с росписями в византийском стиле. Осуществил это архимандрит Зинон ровно через сто лет. Когда ещё шла реставрация храма наверху, он стал расписывать нижний храм. Роспись покрывает только алтарную часть. Стиль росписи тяготеет к античной классике. В центральной апсиде изображены Христос и двенадцать Апостолов. Низкая алтарная преграда (как в раннехристианских храмах) позволяет хорошо видеть роспись. И во время службы кажется, что Христос стоит непосредственно у престола и совершает Таинство. Впечатление необыкновенное. Это по-настоящему высокое произведение искусства.

Образы на кружках — профанация!


— Скажите, что вас радует, что огорчает? В обществе? В Церкви?

— Радует меня то, что иконописная традиция развивается, есть немало хороших иконописцев, замечательных икон, интересно расписанных храмов. Огорчает то, что плохих иконописцев гораздо больше, много плохих, некачественных, неграмотных икон. А ещё больше просто церковного ширпотреба, которого не должно быть. Сегодня икона стала модным предметом, но отношение к ней недостойное. Огорчает, что священные образы появляются на кружках, тарелках, майках, ковриках, плакатах и прочих сувенирах. Это никуда не годится. Это профанация. Коммерция. И здесь нужно вместе думать и Церкви, и обществу, как огородить священные образы от профанации.

— Каковы ваши планы?

— Планов много. Издать книгу о современной иконописи. Делать выставки современной иконы, чтобы показать работы лучших иконописцев. Но не всё зависит от меня. Нужны средства на издание книги. Нужны залы для выставок. Так что приходится ограничиваться тем, что получается. Но тут как раз случаются чудеса.

— Ваши пожелания читателям, газете?

— Хочу пожелать идти вглубь. И при этом расширять знания о православной традиции. Наша традиция столь многообразна и столь богата, что порой удивляешься, как много Бог нам дал. Но мы порой из океана черпаем лишь маленькой ложкой, и черпаем у самого берега, где неглубоко. Газета ваша делает большое дело, просвещая православный народ.

Вёл беседу Сергей РОМАНОВ
Фотографии автора


| К оглавлению | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх