Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Входите тесными вратами!


«ПРОСИТЕ, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (стихи 7-8).

Здесь мы видим восхождение от малых усилий к большим: сначала «просите», потом «ищите», и, наконец, «стучите». Это путь нашего возрастания ко Христу. Если в начале пути мы можем лишь просить, то, умудряясь, способны уже и искать, и, наконец, умолять, чтобы перед нами отверзлись двери Царствия Небесного.

Отметим также слова «всякий молящий». Не христианин, не эллин, не иудей, а всякий. В связи с этим вспомним, что к святым праведным Иоанну Кронштадтскому и Иоанну, архиепископу Шанхайскому, преуспевшим в искании, обращались за молитвами иудеи, язычники и получали от Бога исцеление. Это была их первая ступенька к Нему.

«Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (стихи 9-11).

Так нам поясняется, что если даже злой человек даёт блага своим детям, то тем более их подаст Господь.

Если говорить о хлебе и рыбе, то в переводе на русский язык (так же, как и на латынь) теряется тот оттенок смысла, который присутствует в греческом. А именно — поступательное движение от хлеба к рыбе: «если и рыбы попросит». Здесь хлеб и рыбу можно понимать буквально, а можно — иносказательно. Хлеб — это вера, которая была и у иудеев, а рыба — это Христос. Вспомним, что именно в виде рыбы изображали Господа первохристиане.

Отметим также сходство хлеба с камнем, а рыбы (особенно некоторых её видов) со змеями.

Обратим внимание на то, что сын у отца просит только самое необходимое. Итак, о чём просить? Св. Иоанн Златоуст считал, что просить нужно только духовные блага, но Церковь этого мнения не приняла. Что, однако, не означает, что просить можно всё что угодно. Блаженный Феофилакт свидетельствует: «Если кто просит бесполезного, тот творит прошение не к Богу, ибо Он не даёт неполезного».

На это можно возразить: не всё, что мы просим от чистого сердца, бывает исполнено. Ответ на подобные сомнения находим у святого Августина: «Если Бог часто не даёт того, чего мы хотим, то даёт то, чего мы хотим ещё больше». Эту мысль блаженный вынес из собственного опыта. Его мать, святая Моника, горячо умоляла Господа не пускать сына в развратный Рим. И что же? Именно в Риме св. Августин нашёл Христа. Но ведь в этом и был главный предмет молитвы матери, на который и откликнулся Отец наш Небесный.

Сравним это с тем, как исполняются желания в сказках о сделках с дьяволом. Там человек получает все, что попросит, но после обнаруживает ужасную вещь: дьявол, соблюдая форму договора, небрежёт о его сути. И герою, в лучшем случае, удаётся избавиться от опасных даров и остаться ни с чем. Подобное нередко случается и в реальной жизни.

«Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (стих 12).

Очень близок к словам Христа ответ Аристотеля о том, как должно вести себя в отношении друзей: «Так, как нам желательно, чтобы они вели себя по отношению к нам». Но речь идёт лишь о друзьях, тех, кого любишь. Спаситель же распространяет это правило на всех людей.

Будде, Конфуцию и многим другим мудрецам, жившим до Рождества Христова, приписывается также мысль: «Не делай другому, чего сам себе не желаешь». Её отличие от слов Господа, на первый взгяд, незаметно, но на самом деле огромно, так как взывает прежде всего к инстинкту самосохранения, эгоизму. Нам предлагается не совершать зла (целее будешь), и только.

Христос же призывает к иному — к действию, наставляя творить добро, любовь. Он вручает один из дивных ключей Евангельских к пониманию людей. Представьте, как самим нам важно ласковое слово или прощение за ошибку, и вы поймёте, как в этом нуждается ближний. Представьте свою радость, когда незнакомый человек в трудную минуту вдруг подставит вам плечо, и сами благотворите всем встречным.

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (стихи 13-14).

Вот как писал на этот стих греческий святитель Минятий: «Кто не хочет в рай войти? Конечно, все хотят. Так пусть же знают, что путь туда тесный и прискорбный. Пророк Илия, восходя на небо, сбросил с себя верхнюю одежду свою. Что же это была за одежда? Да простая кожа овчая».

Здесь можно также вспомнить рассказ Чехова «Архиерей» о владыке, который расстаётся с одеяниями своими, наградами, властью. И когда вспоминает себя ребёнком, то восходит к Богу. У тесных врат ни одна из заслуг не сможет заменить нам самоотречения, сознания, что нагими мы пришли в этот мир, нагими же его и оставим.

Этому ли учит нас «жизненный опыт»? Нет.

Во время Второй мировой войны один писатель задался примерно таким вопросом: «Спроси у нашей армии, кто готов погибнуть во имя Родины? И все как один шагнут вперёд. Но когда подвиг нужно совершить втайне от всех, а то и заслужив проклятия, — то на всю армию найдутся едва ли двое-трое истинных героев».

Вот разница между теми, кто ходит широкими путями, всё делает «как люди», и теми, кто поступает, как Богу угодно. Иов был осмеян друзьями, Спаситель — любимым народом. Самым страшным в гонениях на христиан был не страх смерти, не телесные страдания, а отверженность. Но в мирное время эти гонения лишь видимо утихают. «Узкими вратами, — учит блаженный Феофилакт, — означает искушения как произвольные, например, пост, бдение, вольную нищету, странничество и другие, так и непроизвольные, каковы узы, гонения, лишение имения, славы, детей, болезнь, раны и прочее... выбирай...»

В. Г.

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2019

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх