Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Советы Афонского старца


(Продолжение. Нач. в № за апрель 2009)

СТРАСТИ, БОЛЕЗНИ ДУШИ

1.
Причина любого порока — тщеславие и сластолюбие. Тот, кто не возненавидел их, не может победить никакую страсть.

2.
Корнем всех зол называется сребролюбие, но ясно, что состоит оно из двух предыдущих (то есть тщеславия и сластолюбия).

3.
Три эти страсти — сребролюбие, тщеславие и сластолюбие — ослепляют ум.

4.
Как только страсть действенно подчинит волю, она уже будет обладать человеком насильно.

5.
Причины богохульства — самонадеяние и высокомерие; а жестокости и лицемерия причины — сребролюбие и тщеславие.

6.
Кто возненавидит страсть — исторгает из себя предлоги к ней.

А тот, кто окружен ими, борим страстью, даже если и не хочет того.

7.
Нам следует возненавидеть дерзновенноглаголание, как яд ехидны, и убегать многих разговоров, как змей и порождений ехидновых. Ибо они легко вызывают забвение и совершенное прекращение внутренней борьбы, лишают душу первой радости от того мира, который происходит от чистоты сердца.

8.
В то время, когда мы с негодованием противостоим страстям, и на нас еще сильнее воюют бесы, приводя на ум постыдные воспоминания, тогда мы ещё больше должны опираться на нашу веру в Господа и больше надеяться на несомненное получение тех благ, что обещал нам Бог и которых по зависти спешат лишить нас враги. Потому что, если бы будущие блага не были столь великими, не нападали бы на нас бесы нечистыми помыслами, думая тем самым удовлетворить свою ярость, а нас привести в отчаяние многочисленными и нестерпимыми досаждениями.

9.
Ничто так не губит добродетель, как шутки, остроты и пустословие. И, напротив, ничто другое так не обновляет душу и не приближает её к Богу, как страх Божий, внимание и непрестанное поучение в Божественных Писаниях, а также, если кто вооружится молитвой и будет искать понемногу пользы бдения.

10.
Одно доброе слово того некогда нечистого разбойника очистило, освятило и соделало его жителем Рая. И одно неподобающее слово не допустило Моисея в землю обетованную. Не будем же считать пустословие за малую болезнь, потому что склонные к осуждению других и пустословы отсекают для себя вход в Царство Божие. Человек злой на язык, даже если преуспеет в этой жизни, там, в другой, ничего не достигнет, но будет схвачен, как жертва, подвергнут наказаниям и погибнет.

11.
Все, что мы сделали с пристрастием в прошлом, как изображения остается в памяти. И они, как тираны, мучают тех, кто подвизается, особенно когда диавол приводит эти воспоминания, чтобы помешать уму молиться и помнить о Боге.

12.
Если принуждением и молитвой по благодати Божией подвизающийся избавляется от их (воспоминаний — прим. ред.) плена, тогда это явный знак, что грехи наши прощены. Потому что до тех пор, пока возникают в душе страстные движения, ясно, что на них оказывает действие грех.

13.
Страстную похоть иссушает воздержание в союзе со смиренномудрием; безудержный гнев смягчается любовью; ум, повсюду блуждающий, собирается напряжённой молитвой с памятованием Бога. И так очищается трехчастие души.

14.
Некоторые недоумевают, что из двух: помыслы порождают страсти, или страсти — помыслы? Я говорю, что помыслы рождаются от страстей, потому что если бы в душе не было страстей, её бы тогда не одолевали страстные помыслы.

15.
Пагубная страсть злопамятства встречается у людей властных, сластолюбцев и корыстолюбцев. Любви нисколько не следует предаваться ненависти. И более того, нужно горячо помолиться за того, кто тебя опечалил, и оказать ему, чем можешь, благодеяние, чтобы спасти свою душу от смерти и чтоб и твоя молитва была не без дерзновения у Бога.

16.
Нечиста та душа, которая исполнена злых помыслов, похоти и ненависти.

17.
Тот, кто видит, что в сердце у него есть хотя бы капля ненависти к кому бы то ни было и за какую бы то ни было вину — совершенно чужд любви к Богу. Ибо любовь к Богу совсем не терпит ненависти к человеку.

18.
Не слушай тех, кто осуждает и злословит, чтобы не потерять тебе любви Божественной.

19.
Есть страсти телесные, а есть душевные. Телесные имеют причины в теле, а душевные — в предметах внешнего мира и помышлениях. Любовь и воздержание изгоняют страсти, первая — душевные, а второе — телесные.

20.
Тот, кто отложил матерь страстей — себялюбие, с помощью Божией легко избавится и от других страстей: гнева, печали, памятозлобия. Но тот, кто подвержен первой страсти, если и не желает, уязвляется другими страстями.

21.
Удались от зла и сотвори благо, то есть воюй с врагами, которых вызывало себялюбие, чтобы умерить страсти, а потом внимай, чтобы не усилились. Затем снова воюй, чтобы приобрести добродетели, и попытайся их сохранить впоследствии. Такой именно смысл имеет библейское «возделывать и хранить» (Быт. 2:15).

22.
От страстей, что в нас действуют, бесы заимствуют предлоги и приводят в движение худые помыслы. Затем ими же борют ум и насильно заставляют дать согласие на грех. После того, как ум побеждён, его влекут ко греху мысленному и, как только совершится, ум пленённый ведут к совершению греха делом.

23.
Многословие и многоядение — причины разврата, а сребролюбие и тщеславие — причины гнева на ближнего. Мать и причина обоих — себялюбие.

24.
Себялюбие есть страстная, несмысленная любовь к телу, которую можно бороть любовью и воздержанием.

25.
Богу приятны любовь, благоразумие, созерцание и молитва. А плоти приятны обжорство, распутство и всё, что разжигает эти страсти. Поэтому те, кто плотяны, не могут быть приятны Богу, а те, кто истинно Христовы, плоть распяли со страстъми и похотьми.

26.
Печаль вызывается памятозлобием. Когда ум опечаливается, видя какого-нибудь человека, ясно, что держит против него зло. Пути памятозлобных, по Писанию, ведут к духовной смерти.

Старец Иосиф ВАТОПЕДСКИЙ
(Продолжение в след. номере)


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх