Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Читатель спрашивает

Почему Церковь венчает разведенных людей?


ЦЕРКОВЬ НЕ ПООЩРЯЕТ РАЗВОДЫ, законно считая их грехом. Однако сама венчает разведенных людей. Не противоречит ли это Писанию?
Людмила Молчанова,
г. Санкт-Петербург


Отвечает игумен Андрей (Готтфрид), настоятель Спасо-Преображенского собора РПЦ МП, г. Баден-Баден, Германия.

Конечно, Церковь разводы не поощряет, но! У Церкви есть правила и законы, касающиеся жизни супругов, и по этим правилам происходит законный бракоразводный церковный процесс. Церковь дает свое благословение после развода только одной стороне, а не обоим супругам вступать во второй церковный брак. И именно тому из супругов, кто невиновен в разводе, например: измена, либо же муж или жена пропали на полгода и неизвестно где находятся, либо же имеет место быть неисполнение супружеских обязанностей. На этот вопрос есть хороший и расширенный ответ в Основах социальной концепции РПЦ («Вопросы личной, семейной и общественной нравственности»).

В какой одежде в Церковь приходить?


ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРАВИЛА (одежды) для посещения церкви. Почему? Ведь перед Богом я что в юбке, что в брюках, что голая — одинаковая. Душа моя при этом не становится другой, в зависимости от надетой вещи?
Ирина

Отвечает священник Афанасий Гумеров, кандидат философских наук, кандидат богословия, преподаватель Ветхого Завета в Сретенском высшем православном училище.

Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает. Это отмечали многие святые отцы. К тому же ваш неприличный внешний вид может вызвать нарекание и соблазн со стороны окружающих. А вам известно, что «горе тому человеку, от которого приходит соблазн». Есть вещи, которые подчас не стоит доказывать, как не стоит доказывать в математике аксиому. Впрочем, если вы просто не хотите принимать эту аксиому, убедить в ее истинности вряд ли представляется возможным. И тогда человек будет продолжать убеждать себя в том, что в храме можно быть и голым.

Куда попадают формально крещеные люди?


ГОВОРЯТ, что некрещеный человек не может войти в Царство Небесное. Но как получается, что из крещеных людей вырастают зачастую криминальные или полукриминальные личности? Куда попадают эти люди?
Николай Завацкий,
Украина, г. Киев


Отвечает протоиерей Владимир Хулап, клирик храма Феодоровской иконы Божией Матери, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной Академии.

Крещение — это не автоматический «пропуск в Царство Небесное». В этом Таинстве начинаются новые отношения человека с Богом. Подобно тому, как все люди рождаются, но нет двух одинаковых жизней, так нет и двух одинаковых путей к Богу после духовного рождения в крещении. У каждого — своя дорога, и никто не гарантирует, что она не приведет в тупик или на край обрыва. Уже Апостол Павел говорит о христианах, «потерпевших кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1:19).

Личная вера обязательно подразумевает свободный выбор, причем не на словах, но в повседневной жизни. Не секрет, что ко крещению люди нередко относятся формально: ребенка крестят, руководствуясь суеверными взглядами (чтобы лучше спал, чтобы не болел и т. п.), но не ради того, чтобы из него вырос настоящий христианин. Хотя как могут воспитать христианина родители или крестные, которые не имеют живой связи со Христом в Таинствах и молитве?

Святые Отцы говорили о том, что «Бог спасает человека не без человека», то есть именно активное человеческое участие является необходимым залогом нашего спасения. Сам человек выбирает: быть ему с Богом или бороться против Него. В первом случае крещальная благодать будет помогать человеку на пути духовного роста, во втором — она может быть ему в осуждение. С другой стороны, очень опасно предвосхищать Суд Божий, пытаться решить, кто из людей будет спасен или осужден. Мы не можем ставить пределов пределам Божественной любви — ведь с точки зрения человеческой логики первым в раю можно было ожидать увидеть кого угодно, но только не некрещеного разбойника, покаявшегося в последние минуты своей жизни (Лк. 23:43).

Что делать в трудной ситуации?


ЕСЛИ СВЯЩЕННИК ГРУБИТ, говорит плохое о человеке или ведет себя не надлежащим образом, могу ли я ему сказать об этом? И какой форме это лучше сделать?»
Надежда Петрова,
г. Сызрань


Отвечает протоиерей Константин Качалов, настоятель Воскресенского храма п. Октябрьский Белгородской области.

Священника может поправить или другой священник, или архиерей. Так будет правильней. Мы же не знаем смысл того, что он имеет ввиду. Бывает, священники юродствуют для смирения ближнего (что полезно человеку). В житиях святых мы сможем много таких примеров найти. Лучше в таком случае помолиться за батюшку, чтобы Господь Сам его вразумил. Так мы не осудим его, и дело милосердия сотворим. Мы же тоже в жизни часто ошибаемся. Лучше будем смотреть в свое сердце, изменять свою жизнь согласно Евангелия, обретать любовь, которая многие грехи покрывает. Помогай Вам Господь!

Как совместить образ Бога Ветхого и Нового Заветов?


КАК СОВМЕСТИТЬ образ Бога Ветхого Завета — сурового, грозного и не всегда понятного — с образом Бога любящего и милостивого, явленного нам в образе Иисуса Христа в Новом Завете? Я ощущаю разрыв между этими двумя образами. Нет ли тут противоречий?
Анна Логунова,
г. Тамбов


Отвечает протоиерей Дмитрий Сизоненко, клирик храма Феодоровской иконы Божией Матери, преподаватель патрологии Санкт-Петербургской духовной семинарии.

Откровение о Боге, которое содержится в Библии, неразрывно связано с перипетиями драмы человеческой истории. Бог неизменен и непостижим, а люди изменчивы и внутренне противоречивы, поэтому может возникнуть обманчивое впечатление, что в некоторых эпизодах Бог непоследователен. В Ветхом Завете Он нередко предстает в образах, чуждых нашему воображению: безжалостный воин, расчетливый политик и т. п.

Однако если на те эпизоды, которые вызывают у нас смущение, взглянуть не глазами стороннего наблюдателя, а увидеть их «изнутри», в контексте истории Ближнего Востока, то открывается глубина и вечная актуальность вести о неизменной любви Бога к человеку. Библия повествует о том, как Бог праведный и милосердный оказывается в гуще истории людей грешных, чтобы спасти всех. На протяжении священной истории Бог с любовью и отеческой заботой призывает человека войти в завет с Ним, не в виду чьих-то исключительных заслуг, а только потому, что Господь есть Бог «человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34:6). Но вместе с тем мы видим, как Он судит людей, которые «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:18).

Если не помнить об этом, появляется соблазн отбросить откровение Ветхого Завета, чтобы можно было без труда приспособить образ Бога к человеческим стандартам. Именно так поступил во II веке известный ересиарх Маркион. Из всех книг Священного Писания он признавал только некоторые главы Евангелия от Луки и некоторые послания Апостола Павла. Вот как комментирует его учение Ириней Лионский: «Он бесстыдным образом богохульствует против проповеданного законом и пророками Бога, говоря, что Он — виновник зла, жаждет войны, непостоянен в Своих намерениях и Сам Себе противоречит. Иисус же происходил от того отца, который выше Бога, Творца мира...» («Против ересей», 1,27,2). Проявления этого опасного еретического учения можно видеть на протяжении всей истории христианства, включая наши дни.

Важно читать Ветхий и Новый Завет как единое целое, не бояться трудных вопросов. Парадоксальность Слова Божия отражает внешнюю противоречивость бытия человека, созданного по образу и подобию непостижимого Бога, а потому является лучшим доказательством Его подлинности.

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх