Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Две судьбы, две песни

СТОЛЕТИЕ ПАМЯТИ ВАРВАРЫ ПАНИНОЙ И АНАСТАСИИ ВЯЛЬЦЕВОЙ


НЕ ТАК ДАВНО В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ прошел благотворительный концерт «Варя Панина и Анастасия Вяльцева».

Концерт прошел накануне 100-летней годовщины памяти певицы Вари Паниной. В концертно-выставочном зале (набережная Мойки, 100) звучали песни, которые любили исполнять Панина и Вяльцева (их исполняли Наталья Сахарова и Маргарита Иванова), звучали рассказы об этих великих русских певицах.

Благотворительный концерт был устроен игуменом Евстафием (Жаковым) для сбора средств на возрождение Шлиссельбургского Иоанно-Предтеченского крепостного собора, настоятелем которого он назначен.




1

Певицу Анастасию Вяльцеву иногда называют русской Золушкой, и в этом нет натяжки.

В двенадцать лет она уже работала — убирала номера в гостинице на Крещатике.

Однажды певица Серафима Бельская услышала, как поет девочка во время работы, и посоветовала ей показаться в оперетте.

В тринадцать лет Вяльцева поступила в гастролировавшую в Киеве труппу И. Я. Сетова. Правда, взяли ее в подтанцовку, оценив не голос, а фигуру будущей звезды эстрады.

Первый успех к Анастасия Вяльцевой пришел уже в Петербурге, в спектакле, поставленном по оперетте Н. Куликова «Цыганские песни в лицах».

Роль цыганки Кати была совсем маленькой, но Вяльцева так спела романс «Захочу — полюблю», что бесхитростные слова:

Захочу — полюблю, Захочу — разлюблю. Я над сердцем вольна, Жизнь на радость мне дана!

— очаровали публику. Вяльцевой долго аплодировали, студенты бросали на сцену фуражки...

Но самое главное: на этом спектакле Вяльцеву заметил богатый петербургский адвокат, завзятый меломан Николай Иосифович Холев.

Вяльцева стала, как тогда говорили, его воспитанницей.

Николай Иосифович оплатил Вяльцевой ее занятия вокалом с преподавательницей консерватории Елизаветой Федоровной Цванцигер и, по сути дела, вылепил из нее великую артистку.

2

Тогда на эстраде уже взошла звезда Вари Паниной...

Она была всего на год младше Вяльцевой, но родилась не в деревне, а в «цыганском» районе старой Москвы Большие Грузины, и эстрадная судьба ее сложилась проще.

Четырнадцатилетней девочкой Варя (тогда она еще была Васильевой) попала в цыганский хор «Стрельна» Александры Ивановны Паниной.

Хотя и пела Варя исключительно по слуху, но память у нее была уникальная — достаточно было сыграть новый романс, и она сразу могла спеть его соло, без аккомпанемента.

В ее голосе было столько страсти и силы, что многие и ездили в «Яр», только чтобы услышать Варю Панину.

Первенство Вари Паниной казалось неоспоримым. Художник Константин Коровин однажды заявил Федору Шаляпину, что Панина поет лучше его.

— Это за пятерку, в Яре?! — спросил Шаляпин.

— Да! — ответил Коровин. — За пятерку — песню. Зато как поет! Со страстью!

Просто одетая, почти без украшений, Варя Панина выходила к публике... Расположившись в стоящем на сцене кресле, закуривала. Ее постоянные аккомпаниаторы терпеливо ожидали сигнала. Чуть заметный кивок, первые аккорды гитары — и зал наполнялся поразительно сильным голосом:

О, позабудь былые увлеченья, Уйди, не верь обману красоты! Не разжигай минувшие мученья, Не воскрешай заснувшие мечты!

Как отмечали музыковеды, голос у Вари Паниной был совершенно не женским по тембру, но с чисто женскими, удивительными по остроте своей интонациями.

С точки зрения классической вокальной школы, все было неправильно в этом пении — Варя Панина не там брала дыхание, неверно расставляла ударения, но голос ее зачаровывал слушателей «глубокой, затаенной, как ночь» страстью.

И не случайно, что именно в Москве, в театре «Эрмитаж», устроил Николай Иосифович Холев, так сказать, выпускной концерт Анастасии Вяльцевой.

Все делалось, чтобы публика могла сравнить новую певицу с уже признанной Варей Паниной.

Если Панина выходила на сцену в широких, очень просторных кофтах, то Вяльцева появилась в концертном платье из белого шелка с розовой отделкой и вышивкой серебром от знаменитого тогда кутюрье.

Публика была ошеломлена немыслимой красотой певицы. А главное — голосом...

Наш уголок я убрала цветами, К вам одному неслись мечты мои, Минуты мне казалися часами, Я вас ждала, но вы... Вы все не шли.

Своим пением Вяльцева создавала вокруг себя атмосферу таинственности. Она пела так, что каждому в зале казалось, что она поет только для него...

3

Победить Варю Панину было невозможно, но Анастасии Вяльцевой удалось встать вровень с ней. Именно тогда и начали называть ее «белой цыганкой».

После концерта директор «Эрмитажа» Яков Васильевич Щукин предложил Вяльцевой 750 рублей жалованья в месяц, в конце сезона он платил Вяльцевой уже по 133 рубля за каждый выход, а через пару лет ее гонорары достигли совсем заоблачных высот...

Подсчитано, что если сложить все гастрольные маршруты Вяльцевой по России, то получится расстояние, соразмерное с путем до Луны, про которую она пела в своих романсах...

Гайда, тройка! Снег пушистый, Ночь морозная кругом; Светит месяц серебристый, Мчится парочка вдвоем.

Путешествовала Вяльцева в своем собственном вагоне, заказанном в Бельгии. Здесь было все. И удобные апартаменты, и кухня, и ванная, и помещения для прислуги.

Успех Вяльцевой был невероятным...

Ее концерты, длившиеся иной раз по пять часов, пролетали как одно мгновение. Вяльцева переносила зрителя в мир, где мчатся гусарские тройки, где звенят цыганские гитары, где пенится шампанское, где царит любовь...

Дай, милый друг, на счастье руку, Гитары звук разгонит скуку, Забудь скорее горе злое, И вновь забьется ретивое!

Она сама жила в этом волшебном мире романса, и там и принадлежала своим слушателям...

4

Красавец-поручик конногвардейского полка Василий Викторович Бискупский возник на концерте Вяльцевой, словно вышел из романсов, которые она пела.

И любовь тоже была похожей на ту, о которой поют в романсах.

Конечно, безумно красивая Анастасия Вяльцева, которая к тому же уже приобрела большой дом в Петербурге и поместье графов Игнатьевых, была весьма завидной партией.

Но оставались и сословные барьеры, которые никто не отменял — правила гвардейского полка категорически запрещали мезальянсы.

Какое-то время влюбленные жили в гражданском браке, как в романсе С. Зилоти, который любила петь Анастасия Вяльцева:

Ах! да пускай свет осуждает, Ну, да пускай клянет молва, Кто раз любил, тот понимает И не осудит никогда!
Ты для меня ведь все на свете, Мир остальной мне нипочем, И лишь за чувства только эти Побудь со мной хоть миг вдвоем.

И неизвестно, как бы сложилась жизнь, но тут началась русско-японская война.

Поручик Бискупский добровольно перевелся тогда во 2-й Дагестанский полк и в чине подъесаула уехал на войну.

Когда Анастасия Дмитриевна узнала, что он тяжело ранен в Маньчжурии, она позабыла о всякой осторожности, разорвала гастрольный контракт и отправилась в Харбин, чтобы стать сестрой милосердия и ухаживать за любимым.

Разумеется, инкогнито знаменитой певицы тут же раскрыли. Ее упросили дать в Харбинском летнем театре концерт «в пользу увечных и семейств убитых нижних чинов Заамурского округа». Концерт сестры Анастасии имел грандиозный успех.

Еще к итогам этого концерта следует отнести то, что отношения Вяльцевой и Бискупскому пришлось оформлять законным образом.



5

А слава Анастасии Дмитриевны поднялась уже на такую высоту, которой не достигала еще ни одна эстрадная певица. В Петербурге она давала сольные концерты в зале Благородного собрания с прибылью до 20 тысяч рублей за вечер — сумма, немыслимая даже для таких знаменитостей, как Федор Шаляпин...

Росла в эти годы и слава Вари Паниной.

Ее пение слушали Лев Толстой, Александр Куприн, Антон Чехов и даже особы царской фамилии.

В марте 1906 года на концерте Вари Паниной в Мариинском театре присутствовал император Николай II с семьей.

Кстати, это отчасти ему мы обязаны тем, что голос Вари Паниной сохранился для нас.

После концерта Николай II поинтересовался, почему в его коллекции нет грампластинок со звукозаписями Паниной. Вскоре представители общества «Граммофон» преподнесли императору альбом с записями Вари Паниной.

И вот состоялся концерт, который не мог не произойти...

Впервые на одной сцене встретились «белая цыганка», «певица радостей жизни», Анастасия Вяльцева, и настоящая цыганка, певица роковых страстей Варвара Панина...

Они были совершенно разными.

Анастасия Вяльцева воплощала на сцене образ нежной, чарующей женственности, а Варвара Панина пела чуть хрипловатым, почти мужским голосом, но хотелось бесконечно слушать ее...

Жалобно стонет ветер осенний, Листья кружатся поблекшие. Сердце наполнилось тяжким сомнением, Помнится счастье ушедшее.

Этот концерт в зале московского Дворянского собрания завершился только после вмешательства полиции в два часа ночи...

6

После этого концерта Варе Паниной оставалось жить чуть больше года.

В этом году исполняется ровно сто лет с того дня, когда 10 июня 1911 года Варя Панина вошла в свою гримерную, села в кресло, как обычно закурила, и тут сердце ее остановилось.

Погасла недопетая песня, закончилась не достигшая сорокалетнего рубежа жизнь...

Варвара Панина говорила: «Я живу только тогда, когда пою».

Но это могла сказать про себя и Анастасия Вяльцева...

Даже когда она не пела, ее жизнь складывалась подобно романсу.

Своих детей у нее не было, и она воспитывала подобранную на гастролях девочку, которую окружила материнским вниманием и заботой.

И все было...

Любовь, семья, любимое дело, слава, богатство...

Но вот случилось что-то непонятное...

Девочка вдруг тяжело заболела и — несмотря на усилия медиков — умерла...

Впрочем, на этом неприятности не закончились.

Мужу все-таки пришлось уйти в отставку из-за его брака с Вяльцевой.

Для честолюбивого Василия Викторовича Бискупского, не представлявшего жизни без военной службы, это стало настоящей катастрофой.

И тогда случилось то, что и происходит в романсах.

Осенью 1912 года на концерте в Курске Анастасия Дмитриевна начала петь «Чайку»:

Вот вспыхнуло утро, румянятся воды, Над озером быстрая чайка летит. Ей много простора, ей много свободы, Луч солнца у чайки крыло серебрит.

Но спела она всего несколько тактов и вдруг упала.

Врачи поставили диагноз «рак крови».

4 февраля 1913 года — до этой печальной даты осталось еще два года! — «королева русского романса», русская Золушка, превратившаяся из горничной девушки в самую богатую и знаменитую женщину России, скончалась.

Было тогда Анастасии Дмитриевне Вяльцевой-Бискупской чуть больше сорока лет.

7

В сказке про добрую фею, которую так любят связывать с именем Вяльцевой, после полночного удара часов исчезли, превратились в жалкий хлам все подарки волшебницы.

Так случилось и после кончины Анастасии Дмитриевны.

Каким-то странным образом исчезло все ее огромное имущество...

Деньги, которые она завещала городу на благотворительные цели, а это было более полумиллиона рублей, так и не поступили в кассу опеки. А знаменитый вагон певицы через несколько лет стал штабным вагоном правителя Сибири Александра Колчака. Потом он перешел в наследство маршалу Василию Блюхеру.

Ну, а Василия Викторовича Бискупского после смерти жены восстановили на службе.

В декабре 1914 года он был назначен командиром 1-го лейб-драгунского Московского полка, а в июне 1916 года произведен в генерал-майоры и назначен командовать кавалерийской дивизией.

Потом, когда уже шла Гражданская война, Бискупский эмигрировал в Германию, где и скончался в 1945 году.

В России остались только песни, которые пела Вяльцева, песня, которою была она сама...

И эта песня будет звучать всегда.

Николай КОНЯЕВ

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх