|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Две судьбы, две песни
СТОЛЕТИЕ ПАМЯТИ ВАРВАРЫ ПАНИНОЙ И АНАСТАСИИ ВЯЛЬЦЕВОЙ
НЕ ТАК ДАВНО В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ прошел благотворительный концерт «Варя Панина и Анастасия Вяльцева».
Концерт прошел накануне 100-летней годовщины памяти певицы Вари Паниной.
В концертно-выставочном зале (набережная Мойки, 100) звучали песни, которые любили исполнять Панина и Вяльцева (их исполняли Наталья Сахарова и Маргарита Иванова), звучали рассказы об этих великих русских певицах.
Благотворительный концерт был устроен игуменом Евстафием (Жаковым) для сбора средств на возрождение Шлиссельбургского Иоанно-Предтеченского крепостного собора, настоятелем которого он назначен.
1
Певицу Анастасию Вяльцеву иногда называют русской Золушкой, и в этом нет натяжки.
В двенадцать лет она уже работала — убирала номера в гостинице на Крещатике.
Однажды певица Серафима Бельская услышала, как поет девочка во время работы, и посоветовала ей показаться в оперетте.
В тринадцать лет Вяльцева поступила в гастролировавшую в Киеве труппу И. Я. Сетова. Правда, взяли ее в подтанцовку, оценив не голос, а фигуру будущей звезды эстрады.
Первый успех к Анастасия Вяльцевой пришел уже в Петербурге, в спектакле, поставленном по оперетте Н. Куликова «Цыганские песни в лицах».
Роль цыганки Кати была совсем маленькой, но Вяльцева так спела романс «Захочу — полюблю», что бесхитростные слова:
Захочу — полюблю,
Захочу — разлюблю.
Я над сердцем вольна,
Жизнь на радость мне дана!
— очаровали публику. Вяльцевой долго аплодировали, студенты бросали на сцену фуражки...
Но самое главное: на этом спектакле Вяльцеву заметил богатый петербургский адвокат, завзятый меломан Николай Иосифович Холев.
Вяльцева стала, как тогда говорили, его воспитанницей.
Николай Иосифович оплатил Вяльцевой ее занятия вокалом с преподавательницей консерватории Елизаветой Федоровной Цванцигер и, по сути дела, вылепил из нее великую артистку.
2
Тогда на эстраде уже взошла звезда Вари Паниной...
Она была всего на год младше Вяльцевой, но родилась не в деревне, а в «цыганском» районе старой Москвы Большие Грузины, и эстрадная судьба ее сложилась проще.
Четырнадцатилетней девочкой Варя (тогда она еще была Васильевой) попала в цыганский хор «Стрельна» Александры Ивановны Паниной.
Хотя и пела Варя исключительно по слуху, но память у нее была уникальная — достаточно было сыграть новый романс, и она сразу могла спеть его соло, без аккомпанемента.
В ее голосе было столько страсти и силы, что многие и ездили в «Яр», только чтобы услышать Варю Панину.
Первенство Вари Паниной казалось неоспоримым. Художник Константин Коровин однажды заявил Федору Шаляпину, что Панина поет лучше его.
— Это за пятерку, в Яре?! — спросил Шаляпин.
— Да! — ответил Коровин. — За пятерку — песню. Зато как поет! Со страстью!
Просто одетая, почти без украшений, Варя Панина выходила к публике... Расположившись в стоящем на сцене кресле, закуривала. Ее постоянные аккомпаниаторы терпеливо ожидали сигнала. Чуть заметный кивок, первые аккорды гитары — и зал наполнялся поразительно сильным голосом:
О, позабудь былые увлеченья,
Уйди, не верь обману красоты!
Не разжигай минувшие мученья,
Не воскрешай заснувшие мечты!
Как отмечали музыковеды, голос у Вари Паниной был совершенно не женским по тембру, но с чисто женскими, удивительными по остроте своей интонациями.
С точки зрения классической вокальной школы, все было неправильно в этом пении — Варя Панина не там брала дыхание, неверно расставляла ударения, но голос ее зачаровывал слушателей «глубокой, затаенной, как ночь» страстью.
И не случайно, что именно в Москве, в театре «Эрмитаж», устроил Николай Иосифович Холев, так сказать, выпускной концерт Анастасии Вяльцевой.
Все делалось, чтобы публика могла сравнить новую певицу с уже признанной Варей Паниной.
Если Панина выходила на сцену в широких, очень просторных кофтах, то Вяльцева появилась в концертном платье из белого шелка с розовой отделкой и вышивкой серебром от знаменитого тогда кутюрье.
Публика была ошеломлена немыслимой красотой певицы. А главное — голосом...
Наш уголок я убрала цветами,
К вам одному неслись мечты мои,
Минуты мне казалися часами,
Я вас ждала, но вы... Вы все не шли.
Своим пением Вяльцева создавала вокруг себя атмосферу таинственности. Она пела так, что каждому в зале казалось, что она поет только для него...
3
Победить Варю Панину было невозможно, но Анастасии Вяльцевой удалось встать вровень с ней. Именно тогда и начали называть ее «белой цыганкой».
После концерта директор «Эрмитажа» Яков Васильевич Щукин предложил Вяльцевой 750 рублей жалованья в месяц, в конце сезона он платил Вяльцевой уже по 133 рубля за каждый выход, а через пару лет ее гонорары достигли совсем заоблачных высот...
Подсчитано, что если сложить все гастрольные маршруты Вяльцевой по России, то получится расстояние, соразмерное с путем до Луны, про которую она пела в своих романсах...
Гайда, тройка! Снег пушистый,
Ночь морозная кругом;
Светит месяц серебристый,
Мчится парочка вдвоем.
Путешествовала Вяльцева в своем собственном вагоне, заказанном в Бельгии. Здесь было все. И удобные апартаменты, и кухня, и ванная, и помещения для прислуги.
Успех Вяльцевой был невероятным...
Ее концерты, длившиеся иной раз по пять часов, пролетали как одно мгновение. Вяльцева переносила зрителя в мир, где мчатся гусарские тройки, где звенят цыганские гитары, где пенится шампанское, где царит любовь...
Дай, милый друг, на счастье руку,
Гитары звук разгонит скуку,
Забудь скорее горе злое,
И вновь забьется ретивое!
Она сама жила в этом волшебном мире романса, и там и принадлежала своим слушателям...
4
Красавец-поручик конногвардейского полка Василий Викторович Бискупский возник на концерте Вяльцевой, словно вышел из романсов, которые она пела.
И любовь тоже была похожей на ту, о которой поют в романсах.
Конечно, безумно красивая Анастасия Вяльцева, которая к тому же уже приобрела большой дом в Петербурге и поместье графов Игнатьевых, была весьма завидной партией.
Но оставались и сословные барьеры, которые никто не отменял — правила гвардейского полка категорически запрещали мезальянсы.
Какое-то время влюбленные жили в гражданском браке, как в романсе С. Зилоти, который любила петь Анастасия Вяльцева:
Ах! да пускай свет осуждает,
Ну, да пускай клянет молва,
Кто раз любил, тот понимает
И не осудит никогда!
Ты для меня ведь все на свете,
Мир остальной мне нипочем,
И лишь за чувства только эти
Побудь со мной хоть миг вдвоем.
И неизвестно, как бы сложилась жизнь, но тут началась русско-японская война.
Поручик Бискупский добровольно перевелся тогда во 2-й Дагестанский полк и в чине подъесаула уехал на войну.
Когда Анастасия Дмитриевна узнала, что он тяжело ранен в Маньчжурии, она позабыла о всякой осторожности, разорвала гастрольный контракт и отправилась в Харбин, чтобы стать сестрой милосердия и ухаживать за любимым.
Разумеется, инкогнито знаменитой певицы тут же раскрыли. Ее упросили дать в Харбинском летнем театре концерт «в пользу увечных и семейств убитых нижних чинов Заамурского округа». Концерт сестры Анастасии имел грандиозный успех.
Еще к итогам этого концерта следует отнести то, что отношения Вяльцевой и Бискупскому пришлось оформлять законным образом.
5
А слава Анастасии Дмитриевны поднялась уже на такую высоту, которой не достигала еще ни одна эстрадная певица. В Петербурге она давала сольные концерты в зале Благородного собрания с прибылью до 20 тысяч рублей за вечер — сумма, немыслимая даже для таких знаменитостей, как Федор Шаляпин...
Росла в эти годы и слава Вари Паниной.
Ее пение слушали Лев Толстой, Александр Куприн, Антон Чехов и даже особы царской фамилии.
В марте 1906 года на концерте Вари Паниной в Мариинском театре присутствовал император Николай II с семьей.
Кстати, это отчасти ему мы обязаны тем, что голос Вари Паниной сохранился для нас.
После концерта Николай II поинтересовался, почему в его коллекции нет грампластинок со звукозаписями Паниной. Вскоре представители общества «Граммофон» преподнесли императору альбом с записями Вари Паниной.
И вот состоялся концерт, который не мог не произойти...
Впервые на одной сцене встретились «белая цыганка», «певица радостей жизни», Анастасия Вяльцева, и настоящая цыганка, певица роковых страстей Варвара Панина...
Они были совершенно разными.
Анастасия Вяльцева воплощала на сцене образ нежной, чарующей женственности, а Варвара Панина пела чуть хрипловатым, почти мужским голосом, но хотелось бесконечно слушать ее...
Жалобно стонет ветер осенний,
Листья кружатся поблекшие.
Сердце наполнилось тяжким сомнением,
Помнится счастье ушедшее.
Этот концерт в зале московского Дворянского собрания завершился только после вмешательства полиции в два часа ночи...
6
После этого концерта Варе Паниной оставалось жить чуть больше года.
В этом году исполняется ровно сто лет с того дня, когда 10 июня 1911 года Варя Панина вошла в свою гримерную, села в кресло, как обычно закурила, и тут сердце ее остановилось.
Погасла недопетая песня, закончилась не достигшая сорокалетнего рубежа жизнь...
Варвара Панина говорила: «Я живу только тогда, когда пою».
Но это могла сказать про себя и Анастасия Вяльцева...
Даже когда она не пела, ее жизнь складывалась подобно романсу.
Своих детей у нее не было, и она воспитывала подобранную на гастролях девочку, которую окружила материнским вниманием и заботой.
И все было...
Любовь, семья, любимое дело, слава, богатство...
Но вот случилось что-то непонятное...
Девочка вдруг тяжело заболела и — несмотря на усилия медиков — умерла...
Впрочем, на этом неприятности не закончились.
Мужу все-таки пришлось уйти в отставку из-за его брака с Вяльцевой.
Для честолюбивого Василия Викторовича Бискупского, не представлявшего жизни без военной службы, это стало настоящей катастрофой.
И тогда случилось то, что и происходит в романсах.
Осенью 1912 года на концерте в Курске Анастасия Дмитриевна начала петь «Чайку»:
Вот вспыхнуло утро, румянятся воды,
Над озером быстрая чайка летит.
Ей много простора, ей много свободы,
Луч солнца у чайки крыло серебрит.
Но спела она всего несколько тактов и вдруг упала.
Врачи поставили диагноз «рак крови».
4 февраля 1913 года — до этой печальной даты осталось еще два года! — «королева русского романса», русская Золушка, превратившаяся из горничной девушки в самую богатую и знаменитую женщину России, скончалась.
Было тогда Анастасии Дмитриевне Вяльцевой-Бискупской чуть больше сорока лет.
7
В сказке про добрую фею, которую так любят связывать с именем Вяльцевой, после полночного удара часов исчезли, превратились в жалкий хлам все подарки волшебницы.
Так случилось и после кончины Анастасии Дмитриевны.
Каким-то странным образом исчезло все ее огромное имущество...
Деньги, которые она завещала городу на благотворительные цели, а это было более полумиллиона рублей, так и не поступили в кассу опеки. А знаменитый вагон певицы через несколько лет стал штабным вагоном правителя Сибири Александра Колчака. Потом он перешел в наследство маршалу Василию Блюхеру.
Ну, а Василия Викторовича Бискупского после смерти жены восстановили на службе.
В декабре 1914 года он был назначен командиром 1-го лейб-драгунского Московского полка, а в июне 1916 года произведен в генерал-майоры и назначен командовать кавалерийской дивизией.
Потом, когда уже шла Гражданская война, Бискупский эмигрировал в Германию, где и скончался в 1945 году.
В России остались только песни, которые пела Вяльцева, песня, которою была она сама...
И эта песня будет звучать всегда.
Николай КОНЯЕВ
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|