Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

За что убили отца Даниила?


ВЕСТЬ О ГИБЕЛИ МОСКОВСКОГО СВЯЩЕННИКА ДАНИИЛА СЫСОЕВА, настоятеля храма ап. Фомы, всколыхнула весь мир. Информация, переданная российскими СМИ, не пролила свет на произошедшее. Одна из версий следствия — антисектантская деятельность священника. Газета «Вечный Зов» публикует статью независимого источника — «Русская Ревью Кестонского института», в значительной мере раскрывающую подоплеку произошедшей 19 ноября трагедии. Статья была написана 2 года назад и поэтому об о. Данииле говорится в настоящем времени.

Кто он такой?


Даниил Сысоев — молодой священник (1974 г. рождения), татарин по национальности, родившийся в православной семье учителей-художников. Отец Даниила — священник Алексий Сысоев, настоятель храма ап. Иоанна Богослова при православной классической гимназии «Ясенево» и клирик храма Петра и Павла в Ясенево.

С 1996 года стал вести на Крутицком Патриаршем Подворье антисектантскую работу, миссионерские библейские беседы с людьми, приходящими из сект и новых религиозных движений. После создания Душепопечительского центра имени св. прав. Иоанна Кронштадтского под руководством иеромонаха Анатолия (Берестова) стал его сотрудником.

Изначально Даниил Сысоев стал заниматься острыми полемическими темами в разных сферах — будь то богословие, история Церкви или проблема сосуществования религий. Достаточно быстро он зарекомендовал себя как борец, обличитель тех или иных неправд в церковной или религиозной жизни.

Но наибольшее поле для применения своей миссионерской ревности о. Даниил нашел в православной миссии среди мусульман. Будучи татарином по национальности, о. Даниил смог найти общий язык с московской татарской диаспорой.

Миссия отца Даниила


Миссия была начата в 2001 году. Она не была систематической. От случая к случаю приходилось полемизировать с теми мусульманами, с которыми о. Даниил сталкивался случайно. В частности, встречаясь со своими единоплеменниками, о. Даниил стал получать с их стороны упреки в отступлении от веры отцов. Волей-неволей приходилось на эти упреки отвечать. Во время подобных бесед отец Даниил занимал не столько оборонительную, сколько наступательную позицию, утверждая, что как раз мусульмане отступают от веры в Господа Иисуса Христа, не принимая Слово Божие, обращенное ко всем народам, а не к какому-то одному. Тем более в наше время, когда Евангелие проповедано во всем мире, всюду достигла христианская проповедь.

Став клириком подворья Оптиной пустыни, отец Даниил начал проповедовать православие мусульманам более систематически. Последовали первые обращения. Вскоре о. Даниил стал целенаправленно окормлять обратившихся в православие татар и работать с татарской диаспорой в Москве. Некоторые из обращенных отцом Даниилом единоплеменников стали помогать миссионеру в его миссии.

В своей миссии особые надежды на обращение татар в православие о. Даниил, как и его сподвижники, стал связывать с кряшенами (православные татары). Кряшены выполнили задачу инкультурации православия в тюркскую среду, теперь это можно использовать в миссионерской работе.

Формы миссионерства у священника достаточно разные. Периодически проводятся религиозные диспуты между православными и мусульманами, на которых о. Даниил является главным апологетом православия, священнику помогает православный историк Александр Люлька. В недавно построенном деревянном храме ап. Фомы и в домовом храме православной гимназии «Ясенево» (настоятелем которого является отец Даниила — священник Алексий Сысоев), служатся специальные молебны об обращении «заблудших мусульман и иных еретиков». При храме ап. Фомы действует православный миссионерский центр по работе с мусульманами. Там проводятся огласительные миссионерские беседы об основах православия, дискуссии на тему «Как привести мусульманина ко Христу».

В ответ на появление исламских «компьютерных обращалок» — специальных опций на исламских сайтах, предлагающих принять ислам по Интернету, осенью 2006 года на сайте информационной службы св. Ахмеда Калфы был введен виртуальный чин отречения от ислама. «На мусульманских сайтах предлагают по Интернету принять ислам. Если эту религию можно принять по Интернету, естественно, так же от нее можно и отречься», — рассуждают создатели информационной службы св. Ахмеда Калфы.

Пользователю, набравшему соответствующую ссылку, предлагалось, назвав свое имя, ответить на вопрос, отрекается ли он от веры магометан и ее лжемудрствований и «оставляет ли ее всесовершенно». В следующих диалоговых окнах предлагалось отречься от Мохаммада как лжепророка, от веры в Коран и Сунну и других «заблуждений магометанства». В итоге «отрекшемуся» предлагалось познакомиться с основами новообретенной религии — также на сайте.

Позже формулировки были смягчены, а еще позже — интернет-опция сломалась. Человека, даже желающего пройти виртуальный чин отречения от ислама, встречает утешающая фраза: «Испугались? Ничего страшного. Конечно, отказываться от застарелых заблуждений не так-то просто. Не расстраивайтесь. Может быть, в следующий раз Вы будете решительнее», а также информация о том, что «на сегодня, благодаря этой странице, отреклось от ислама 1479 человек».

Реально, на счету миссионерской практики о. Даниила на сегодня 50 (на момент гибели — 80 — В. З.) обратившихся в православие мусульман. В основном это татары, но есть среди них и таджики, есть пакистанец из ваххабитов.

В социально-политическом измерении отец Даниил не менее категоричен. Он предлагает русским патриотам перестать заигрывать с исламом и смотреть на ислам как на постоянную угрозу России. «Разговоры о том, что мусульмане — это старые патриоты, давайте их на самом деле отложим!» «Давайте вспомним, что Россия имеет столкновения с исламом, начиная с X века, с того времени, когда Волжская Булгария приняла ислам, — отмечает миссионер, подчеркивая, что столкновение с исламом у русских было на протяжении всей истории России. — Недаром даже слово “бусурманин” воспринимается в русском языке как враг». Священник указывает и на сегодняшнюю опасность, исходящую со стороны русских мусульман, русского ислама как явления, отмечая, что именно среди русских мусульман возникла идея превращения России в Московский Халифат примерно к 2032 году.

В православии есть не только русский...


Разумеется, такой императив не может мириться с идеологией этнического православия. По словам отца Даниила, идеология «христианство — для русских, а мусульманство — для чеченцев и татар» противоречит православному Символу веры. Идеологию, закрепляющую религию за этносом, отец Даниил откровенно называет «совершенно антихристианской». Отец Даниил часто указывает на необходимость осознания различий ценностей русского патриотизма и христианского универсализма, подчеркивая, что это разные вещи. «У нас, к сожалению, часто путают русскость с православностью: православный должен быть русским, русский должен быть православным. Это не так! — констатирует миссионер, напоминая новозаветную истину о том, что в Церкви Божией «нет ни эллина, ни иудея». «Для Церкви Божией, внутри Церкви Божией это абсолютно чистый факт. Если этого нет, то люди, которые так считают, они выпадают из Церкви, потому что они вводят национализм в Церковь, что недопустимо. Национальность есть за пределами Церкви, но не внутри ее. Вот из-за этого национального фактора мы и проигрываем», — считает священник, аргументируя тем, что «ислам — это вселенская религия», которой «нельзя противопоставлять национальность».

Национализм — губителен!


«Мы должны показывать не национальный, а кафолический, вселенский характер православия, — подчеркивает о. Даниил. — Национализм губителен для церковного единства», так как, в частности, инкультурации новообращенных из мусульман в православие может помешать понимание этой веры как «русской», а значит, чужеродной. Выступая в 2007 году на XV Рождественских чтениях, на секции «Глобальные стратегии православного миссионерства» священник даже заявил, что «России за гробом нет!», вызвав ответную критику со стороны части патриотов, обвинивших миссионера в космополитизме.

Православная антимусульманская миссия находится также в конфликте с евразийскими идеями, в том числе и с современными неоевразийцами, усматривающими в исламе древнюю духовную традицию. О. Даниил и его сподвижники критикуют как евразийцев, так и тех российских патриотов, которые считают, что Россия в тандеме с исламскими миром могут противостоять американо-европейской либеральной глобализации. «Это миф, что ислам является нашим союзником в борьбе с Америкой, — заявляет о. Даниил, — с Америкой нам бороться не за что, а союзник наш — Отец, Сын и Дух Святой».

Но при этом миссийная позиция о. Даниила совсем не склоняется и не симпатизирует западному либерализму, он остается патриотом с имперским сознанием, считающим православие культурообразующей верой России, скрепляющей ее. Священник подчеркивает, что «мир с исламом возможен при условии сильной Церкви, сильного Православия, при условии православной идеологии — модели поведения православных людей. Это единственная скрепа, которая сейчас удержит Россию, а либерализм ее взорвет и уничтожит, как он уже взорвал Советский Союз».

Вполне в русле сегодняшней позиции РПЦ МП о. Даниил критикует светскость, утверждая, что «светскость на самом деле сейчас означает именно атеизм, который, по словам миссионера, «намного слабее, чем любая религия». Соответственно, попытку «продавить светскость» о. Даниил расценивает как попытку «разрушить Россию».

Борис КНОРРЕ
(Печатается в сокращении)


Кстати говоря


СВЯЩЕННИК ДАНИИЛ СЫСОЕВ В ДЕТСТВЕ «ПРОПОВЕДОВАЛ» ПОЛОТЕНЦАМ

Отец Даниил Сысоев, убитый в храме Апостола Фомы, с детских лет хотел стать священнослужителем.

«Идеей служения загорелся с младых ногтей. Вместо детских игр у него были литургии и проповеди. Станет, бывало, посреди комнаты и проповедует развешанным полотенцам. Я пыталась запретить, мол, богохульство. А он все клянчил: можно, я хоть маленькую проповедь, шепотом», — рассказала мама отца Даниила Анна Михайловна, слова которой приводит газета «Комсомольская правда».

Она также рассказала, что сын подготавливал ее к своей смерти.

«Так легонько, исподтишка — нет-нет, да и заведет разговор про мучеников. Мол, вот кому повезет попасть в рай. Говорил, что родственники мученика должны не горевать, а радоваться. Чувствовал, наверное, что ему недолго осталось. Но до последнего надеялся, что успеет осуществить заветную мечту», — сказала мама священника.

По ее словам, сын вместе с женой Юлией хотел создать фонд помощи семьям священников, и после гибели отца Даниила к его супруге уже обратились несколько крупных меценатов, которые пожелали поддержать эту идею.

(www.interfax-religion.ru/?act=news&div=33041)

Известный миссионер считает некорректными некоторые методы работы убитого отца Даниила Сысоева



ПРОФЕССОР МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ ПРОТОДИАКОН АНДРЕЙ КУРАЕВ СЧИТАЕТ, что не все миссионерские методы, которыми пользовался убитый недавно священник Даниил Сысоев, достойны подражания.
«Я думаю, что, может быть, со временем убиенный отец Даниил будет прославлен в лике мучеников, за Христа пострадавших», — сказал отец Андрей в эфире авторской программы «Со своей колокольни» на телеканале «Столица».

При этом он выразил пожелание, чтобы «самое доброе отношение к отцу Даниилу и к его памяти не отождествлялось с отношением к некоторым аспектам его миссионерской работы, чтобы методы его миссии не были канонизированы вместе с отцом Даниилом».

Диакон А. Кураев, известный также своей активной миссионерской деятельностью, указал на «очевидное правило» в работе миссионера: «если ты хочешь кому-то подарить веру Христову, не обижай, не оскорбляй этих людей».

«К сожалению, одна из любимых поговорок отца Даниила звучала: “Бог не выдаст, ислам не съест”. Она, конечно, на первый взгляд, может быть, и может вызвать улыбку, но вы подумайте, как такие слова будут восприниматься верующими мусульманами, когда они дойдут до них, какая будет реакция, а она и оказывается очень жесткой», — сказал протодиакон А. Кураев.

При этом он подчеркнул, что говорит не о гипотетическом убийце священника, а о том, «как на многих мусульманских сайтах реагировали на весть об убийстве отца Даниила Сысоева — реагировали с восторгом, возглашали хвалу Аллаху».

«В этом есть доля вины самого отца Даниила. Нельзя оскорблять святыню другого человека, миссионер должен просто дарить», — подытожил отец Андрей.

(www.interfax-religion.ru/?act=news&div=33280)

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх