|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Он смотрел в глаза смерти (исторический факт)
22 ДЕКАБРЯ 1849 ГОДА В ПЕТЕРБУРГЕ, на Семеновском плацу, вместе с товарищами-петрашевцами дожидался смертной казни уже известный писатель, восходящая звезда российской словесности Федор Достоевский. Вся его вина заключалась в пропаганде утопических идей всеобщего равенства — не более того.
Солдаты стояли с ружьями наизготовку. Толпа безмолвствовала, как принято на Руси. До команды «Пли!» оставались, может быть, минуты. Какие образы проносились в смятенном сознании обреченного?
...Ему было шестнадцать, когда смерть унесла любимую мать, кротко погруженную в молитвы и стихи. Через два года крепостные крестьяне забили кольями и камнями его отца — не вынесли издевательств жестокосердного барина. И вот теперь костлявая старуха с пустым черепом занесла свою безжалостную косу и над головой сына, подверженного приступам эпилепсии.
Однако в последние мгновения земного пути что-то нарушилось в работе машины вселенского воздаяния: император Николай I заменил расстрел каторгой.
Потрясение, испытанное перед гибелью, превратило Достоевского в гения. Причем не только в литературе, но и в философии, религии, естествознании.
Пожалуй, никто из писателей не сравнится с ним в прозрении будущего. Герою «Сна смешного человека» привиделось, будто после самоубийства он странствует бесконечно долго по просторам космоса, где даже и созвездия — уже иные. И неожиданно замечает родную Солнечную систему, милую сердцу Землю. Но — в ранний период ее существования, в доисторическую пору. Удивительно, но возможность подобных путешествий не только в пространстве, но и во времени будет открыта теоретической физикой лишь в начале XX века!
Еще одно пророчество Достоевского уже напрямую связано с космоплаванием. «Что станется в пространстве с топором? — вопрошает черт в больном сознании Ивана Карамазова. — Если куда попадет подальше, то примется, я думаю, летать вокруг Земли, сам не зная зачем, в виде спутника». Задолго до Циолковского, Кибальчича и Оберта здесь не только выдвинут основополагающий принцип космических полетов, но и употреблено слово «спутник» в современном понимании.
Предвидя грядущий всепланетный кризис в результате загрязнения биосферы, уничтожения ископаемых богатств и неостановимого роста потребительства, русский пророк писал: «Ну, что если человек был пущен на землю в виде какой-то наглой пробы, чтобы только посмотреть, уживется ли подобное существо на земле или нет?» Неописуемым чувством узнал он и о приближении собственной кончины. Вот свидетельство его жены Анны Григорьевны о последнем дне жизни Достоевского:
« — Ну, как ты себя чувствуешь, дорогой мой? — спросила я, наклонившись к нему.
— Знаешь, Аня, — сказал Федор Михайлович полушепотом, — я уже часа три как не сплю и только все думаю, и только теперь сознал ясно, что сегодня умру.
— Голубчик мой, зачем ты это думаешь? — говорила я в страшном беспокойстве. — Ведь тебе теперь лучше, кровь больше не идет, очевидно, образовалась «пробка», как говорил доктор. Ради Бога, не мучай себя сомнениями, ты еще будешь жить, уверяю тебя!
— Нет, я знаю, я должен сегодня умереть. Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие».
| К оглавлению
| К предыдущей странице
|К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|