|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
О молитвенной помощи во время Великой Отечественной войны
|
КАК ЧАСТО матери украдкой вшивали листок с древней молитвой в одежду сыновей, отправлявшихся на войну! Снимок 1941 года. Партизаны. Прощание с матерью. Фото Михаила Трахмана | |
В ОДНОМ ИЗ НОМЕРОВ «Российской газеты» была публикация о молитвенной помощи во время войны. Речь шла о том, как древняя молитва — псалом 90, написанная тысячу лет тому назад, — спасала, оберегала людей в дни суровых испытаний. Приводились конкретные факты из писем. Сейчас об этом пишется летопись, и газета просила откликнуться тех, кто испытал молитвенную помощь на себе.
Да! Меня молитва, вшитая в гимнастерку, оберегала не только во время войны, но и всю мою долгую жизнь. Гимнастерка от санобработок истлела, а листочек, на котором пером написана молитва, до сих пор со мной. Все в жизни взаимосвязано.
Я хочу поведать о незаурядной личности, бывшей монахине Досифее, которая испытала на себе гонения советской власти и, не озлобившись, была верна христианским заповедям. Это она, сначала через мое сопротивление, вшила мне молитву.
Раиса Алексеевна Богомолова — коренная петербурженка. Родилась в богатой семье в 80-х годах ХIХ столетия. Закончила гимназию. На старой фотографии запечатлена была очаровательная девятнадцатилетняя девушка. Красивое лицо с выразительными глазами! В девятнадцать лет не было у нее ни усталости, ни отчаяния. Для нее были открыты лучшие салоны высших петербургских кругов, но она сразу после смерти родителей, в 19 лет, ушла в монастырь и полученный в наследство капитал полностью отдала на его строительство.
Ознакомилась я и с архивными данными. Они впечатляют. Но это уже другая тема. До сих пор нельзя однозначно ответить: почему люди уходят в монастырь? Это очень деликатный вопрос. Любопытство несовместимо с таинством души. Наверное, это желание найти в жизни свое назначение, созвучное миропониманию.
После принятия пострига, в монашестве Раиса Алексеевна носила имя Досифеи. Она прошла полагающиеся ступени иерархии и была в высоком духовном сане. За строительство монастыря она отсидела в тюрьме полагающийся срок и потом жила в нашей семье, где советский строй и уклад жизни принимались безоговорочно. Время было несозвучное ее убеждениям, но ожесточения у нее не было. Мне было четыре годика, и она занималась моим воспитанием, но религиозных элементов не вносила. Терпеливо несла свой крест. Ее мир был сосредоточен в маленькой комнатке, отапливаемой керосинкой, в окружении икон, книг и горящей лампады.
Только летом на даче я жила с ней в одной комнате. Я никогда не слышала громких молитв. Ничего она не делала напоказ. Только в часы нашего безмолвия, перед сном, я понимала, что в эти минуты она с молитвой отрывалась от всего земного и пребывала где-то там, в дали, известной и понятной ей одной... Мне передавалось ее состояние, и я притихала... Знала я также и то, что, когда усну, она будет долго читать при фитильке керосиновой лампы. До самой войны, 12 лет, мы жили с ней вдвоем летом в Поповке. Я очень любила свою тетю Раю!
Из рассказов ее я узнала, что она была знакома с сестрой писателя Толстого — Марией Николаевной, которая жила в Шамардинском монастыре. В одну из поездок к ней она познакомилась там и с самим Львом Николаевичем. Об этом и о том, как потом приезжал Толстой лично к ней на беседу в Троице-Пятницкий монастырь, она пыталась мне рассказать, но я была мала, да и в школе мы были напичканы отрицательными образами царского времени, поэтому после произнесения ею слова «граф» я категорически выражала свой протест и просила рассказывать только про сами поездки и про дорожные приключения. Мое воображение будоражили природные стихии, встречи с животными на пути... Вот такую интереснейшую возможность я упускала. Позднее я старалась прислушиваться и что-то осмысливать из разговоров взрослых, среди которых были друзья моего отца: И. А. Орбели (директор Эрмитажа) и А. А. Ахматова. Они с глубоким почтением относились к моей тете Рае. Полемика их разговоров была долгой и очень уважительной. Наверное, они не касались политики, а размышляли о вечности мироздания, о добре и зле, о человеческом долге...
Так было до войны. Когда началась война, мне было 16 лет. Я училась в Музыкальном педагогическом училище. В блокаду занятий не было. Все учащиеся были бойцами МПВО и сандружинницами. В момент бомбежек и артиллерийских обстрелов мы должны были быть там, где нужна помощь. Домой я лишь забегала на очень короткое время, чтобы принести воды из Фонтанки, вынести нечистоты во двор. Дома были больная мама, инвалид 1-й группы, и тетя Рая. Как-то мне тетя Рая по-особому сказала, что она написала молитву, которая меня будет охранять. В это время у нее в руках был небольшой листочек и иголка с ниткой. Она попросила меня снять гимнастерку. Я попробовала возразить, но она так на меня посмотрела, что ее глаза, полные слез, я вижу сейчас... Молитву она вшила.
Была я контужена, засыпана, но жива осталась. Оглядываясь на многократные сверхопасные ситуации, поняла, что молитва меня оберегала, подобно Ангелу Хранителю, не только всю войну, но и на крутых поворотах долгой жизни. Она со мной и во мне! Я памятью вижу руку тети Раи! Она всегда осеняла меня крестом.
Поклонимся тем, кто хранил и хранит во благо христианские заповеди, и постараемся их передать молодому поколению. Сейчас происходит синтез науки и религии. Люди возвращаются к вере на более высокой ступени познания. Об этом у меня был разговор с великим ученым нашего времени Н. А. Бехтеревой. Она была верующим человеком, любила газету, помогала своими знаниями. Я благодарю редколлегию за великий подвижнический труд ума и души!
Помогайте по возможности и вы, читающие газету.
Валентина ШАРАПОВА,
участник ВОВ и обороны Ленинграда
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|