Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К следующей странице |

Протоиерей Владимир Сорокин:
«Да возобладают вера и здравый смысл!»


НАСТОЯТЕЛЬ КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА, профессор богословия, протоиерей Владимир Сорокин имеет уже 47-летний опыт пастырского служения и хорошо знаком многим сегодняшним верующим. Долгие годы он был ректором Духовной Академии и семинарии, а сейчас является благочинным Центрального округа Санкт-Петербургской епархии.

ОТ АВТОРА. Для меня, как человека, занимающегося системами естественного оздоровления, наиболее уникальной чертой о. Владимира является его многолетний интерес и поддержка тех направлений нетрадиционной медицины, которые помогают людям избавляться от вредных привычек, зависимостей и заболеваний без лекарств. В приходе храма Феодоровской иконы Божией Матери он периодически (раз в месяц) проводит по субботам Божественную литургию, за которой бывшие алкоголики и наркоманы дают зарок трезвости и отрекаются от всех вредных привычек. Они дают зарок после прохождения курса лечения в Александро-Невском братстве трезвости под руководством доктора Григорьева Григория Игоревича.

Здесь же, благодаря содействию отца Владимира и его сына — настоятеля храма Феодоровской иконы Божией Матери протоиерея Александра Сорокина, каждое воскресенье собираются после службы так называемые чуриковцы, последователи братца Иоанна Чурикова, главным призывом которого была трезвость и нравственная жизнь в Господе.

Наконец, в этом же храме с недавних пор стал служить о. Александр Гаврилов, занимающийся миссионерством среди групп анонимных алкоголиков, проповедующий им Христа. Теперь еженедельно его подопечные приходят с родственниками на субботнюю Литургию во все тот же храм Феодоровской иконы Божией Матери. И опять дело не обошлось без участия и поддержки протоиерея Владимира Сорокина.

Отец Владимир живо откликнулся на просьбу дать интервью, посвященное проблемам трезвости и здоровья.

Здоровье и трезвость — норма для человека


— Отец Владимир, чем вызван ваш стойкий интерес ко всему, что работает на отрезвление и оздоровление человека?

— Я священнослужитель с многолетним стажем и хорошо знаю, что Церковь, Библия и святые отцы учат человека вести здоровый образ жизни и беречь свое тело, как храм бессмертной души. И само здоровье — это та основа, которая задана человеку Создателем уже в момент творения. Человек был создан Богом для того, чтобы трудиться, развиваться, и в этом развитии быть свободным. Господь заключил с человеком завет, который мы должны изучать именно как завет, а не как закон Божий. Чем эти два слова отличаются друг от друга? Закон предполагает выполнение каких-то правил и предписаний, когда инициатива и ответственность человека минимальны. А завет — это и ответственность, и свобода, и связанный с нею риск: как мы распорядимся своей свободой, не станет ли она причиной той или иной зависимости? Человек призван к сотрудничеству и к постоянному диалогу с Богом, а любое алкогольное или наркотическое изделие лишает человека благодатной духовной связи с Создателем.

Как опытный священнослужитель я убежден, что здоровье и трезвость — норма для человека. Поэтому, если Господь посылает мне встречи со страждущими людьми, то я стараюсь помочь им вернуться к этой норме и по мере сил поддержать. Так было и при встрече с профессором Г. И. Григорьевым, руководителем Международного института резервных возможностей человека, и когда я познакомился с руководителем православной общины братца Иоанна Чурикова В. Н. Глинским. А о. Александра я просто не мог не поддержать, так как это известный православный батюшка, много лет проработавший в областных приходах, отец четверых детей, который откликнулся на мою просьбу совершать богослужения в тюремном храме одной из наших колоний. Он однозначно помогает своим подопечным стать не только трезвенниками, но и по-настоящему православными людьми.

Я вижу реальные плоды


— Отец Владимир, но вы же знаете, что в церковной среде далеко не однозначное отношение к профессору Григорьеву, пациенты которого дают целебный зарок в православном храме. Да и к чуриковцам многие относятся как к своего рода секте, не говоря уж о внеконфессиональной позиции анонимных алкоголиков. Не боитесь вы неодобрения и осуждения со стороны священноначалия и своих сослужителей?

— Я боюсь только Господа и чту прежде всего Его заповеди. Что касается людей, то меня их осуждение не пугает и даже не удивляет. Алкоголь и наркотики — это дьявольские крючки. И всех, кто нападает на врагов наркотиков, я воспринимаю как дьявольское ополчение. Эти люди или не понимают, что делают, или же просто не хотят вникнуть в суть проблемы. Для нашего православного общества самый большой бич — невежество. И еще — лень, мать всех пороков. Не хотят люди трудиться, менять себя и свою жизнь, поэтому пьют, колются, травят себя никотином. А если перестал человек отравлять себя и начал трудиться, что в этом плохого? Для меня главный критерий истины — слова самого Иисуса Христа, сказавшего: «По плодам их узнаете их»... Так вот, я своими глазами вижу реальные плоды. Я сам совершаю ежемесячно Литургию с теми, кто прошел собеседование и лечение у доктора Григорьева, и вижу на службе как минимум 100-150 его подопечных. Я знаю многих людей, которые после сеансов и принятия обета трезвости стали нормальными тружениками, активными членами Православной Церкви, наладили хорошие отношения в семье. А какие крепкие трезвые семьи у тех же чуриковцев, какие они труженики! Если мне понадобится ремонт сделать, я лучше бригаду трезвых чуриковцев приглашу, чем пьющих православных людей. А вы кого?

А скольким семьям помог иерей Александр Гаврилов, несмотря на свою молодость! Скольким людям помог выстоять и обрести надежду на спасение этот подвижник трезвости и благочестия! Вы видели, сколько приходит в храм благодарных матерей, когда он участвует в Божественной Литургии?

— То есть вы считаете, что в борьбе со злом возможны разные, допустимые Богом и Церковью методы?

— Пороки — очень многогранны, поэтому и бороться с ними нужно раз¬ными средствами. Нет уни-версальной методики, являющейся панацеей для всех. Кому-то один способ помогает, кому-то другой. Здесь должны возобладать прежде всего вера и здравый смысл, а главное — реальные результаты. И если эти результаты контролирует врач и наблюдает священник, то ничего плохого в такой помощи нет. И это, на мой взгляд, не противоречит Писанию. Тем более, если человек, обретя трезвость, молится, трудится и ходит в храм. Насильно же человек не придет давать зарок, приходят те, кто готовы к этому. Значит, в них взяла верх здравая логика, и эти люди поняли, что нельзя быть однобокими материалистами и всю жизнь положить лишь на удовольствия и на зарабатывание средств к существованию. Такой путь уже привел их на грань катастрофы, и нет смысла снова его повторять. Они поняли: лучше стать трезвыми и свободными от зависимостей.

Я, кстати, против того, чтобы впадать и в другую крайность: когда человек, обретя веру, только молится и соблюдает обряды, забывая работу и семью. Нужна точная дозировка. В этом смысле я согласен с известным определением марксистов, что религия — опиум для народа...

У многих просто парализована воля...


КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР. Святейший Патриарх Кирилл благословляет Всероссийский Помянник, хранящий свыше 5 млн имен наших соотечественников, пострадавших от войн, репрессий и бедствий, а также героев войны и труда
КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР. Святейший Патриарх Кирилл благословляет Всероссийский Помянник, хранящий свыше 5 млн имен наших соотечественников, пострадавших от войн, репрессий и бедствий, а также героев войны и труда

— Почему же другие священнослужители не берут с вас пример, не поддерживают трезвеннические инициативы, не создают при своих приходах общества трезвости по типу тех, что широко были распространены в дореволюционной России?

— На самом деле и раньше, и в нынешние времена всерьез занимались трезвостью далеко не все священники, а лишь отдельные яркие подвижники. Те, кто видел в алкоголе главные причины бед православных людей. В массе же и цари, и другие представители власти были далеки от проблем народных масс.

— Но ведь последний наш император Николай II пошел фактически на введение сухого закона в 1914 году.

— Потому что увидел, что народ просто гибнет от этих пороков, и нужно было мобилизовать людей на спасение самих себя. — И это при том, что потребление алкоголя на душу населения составляло менее 4 литров.

— Да, и все кричали, что это катастрофа и нация гибнет. Сейчас же, по официальным данным, потребление алкоголя составляет 18 литров на душу населения, и мы делаем вид, что все в порядке. — Ну почему же, президент и правительство выражают свою озабоченность по этому поводу.

— А что толку, если на каждом углу, в транспорте и во всех общественных местах постоянно сталкиваешься с рекламой пива, водки и никотина! Захотели бы действительно бороться с алкоголизацией населения — запретили бы для начала рекламу пива на телевидении и в средствах массовой информации. Я считаю, что задача современных СМИ — давать как можно больше информации о вреде алкоголя и наркотиков, о пользе и преимуществах здорового образа жизни. А у нас, наоборот, процветает пропаганда позиции иждивенчества, культ денег, секса, насилия.

Что же касается большинства сегодняшних священнослужителей, то у многих из них до сих пор парализована воля и отбита охота к проявлению любых инициатив. Ведь многие годы Церковь не имела права заниматься чем-либо, кроме отправления богослужебных треб, причем исключительно по просьбе трудящихся. Мы много лет жили в эпоху, когда запрещалось любое проявление каких-либо инициатив. За все отвечали государство и партия. Ответственность всех прочих организаций была сведена к нулю.

Запретить рекламную вакханалию


— Но что-то все-таки меняется?

— Да, сейчас вновь заговорили о роли Церкви в воспитании людей, о значении священнослужителей в решении общественно-значимых проблем. И замечательно, что архимандрит Тихон (Шевкунов) вышел на Первый канал телевидения с проектом «Общее дело», что стали показываться на телеэкранах изготовленные его командой социальные ролики о вреде алкоголя и табака. Однако прокат этих роликов столь робок и редок, что вряд ли они способны серьезно воздействовать на сознание людей в море алкогольно-табачной рекламы, которую мы видим везде и всюду.

И я не верю, что государство не может остановить это массовое спаивание населения, запретить, наконец, эту рекламную вакханалию, которую развязали в нашей стране пивоваренные компании. Мы — вымирающий этнос, и стремительная убыль российского населения идет именно за счет славянских народов. А раз государство не проявляет серьезной озабоченности этой проблемой на деле, то и простые люди проявляют безответственность и равнодушие, видя гибель окружающих людей. Политика страны долж¬на быть выстроена так, чтобы каждый человек чувствовал свою вовлеченность в решение этой проблемы, в ликвидацию этой страшной беды нашего общества.

Сейчас даже тем, кто хочет заниматься проблемой отрезвления, не оказывается у нас никакой поддержки. Вот у нас, например, большой храм, а вспомогательных помещений для проведения общественной и социальной работы нет. Сколько уж я прошу власти города выделить мне рядом с храмом дополнительный участок земли, где я мог бы построить приходской дом, — не дают. Где мне в таком случае создавать общество трезвости, где встречаться с людьми? Я же не могу храм превращать в клуб или в кабинет для приема зависимых людей. И так во многих приходах нет просто этих дополнительных помещений. Хорошо, что у меня есть возможность заниматься поддержкой трезвенников на территории храма Феодоровской иконы Божией Матери, где служит мой сын и где удалось построить приличный культурно-просветительский центр. Большинство приходов такой роскоши не имеют, так же как и средств для возведения дополнительных построек. Многим и храм бывает не на что содержать...

Где мусульмане — там нет брошенных стариков


— Как вы считаете, отец Владимир, связан ли быстрый прирост населения мусульманских стран с тем, что их религия — ислам — запрещает употребление алкоголя и наркотических веществ? Известно, что в том же малоразвитом Египте ежегодный прирост населения составляет миллион человек в год, в то время как в нашей стране почти столько же населения гибнет ежегодно от причин, связанных с потреблением наркотикосодержащих веществ.

— Конечно, здесь есть прямая зависимость. И что бы ни говорили о том, что шахиды и прочие исламисты воюют в большинстве своем под влиянием наркотиков, это не является массовой практикой. Основное население мусульманских стран сохраняет трезвость, и правительство принимает жесткие меры к нарушителям законов шариата, вплоть до публичной смертной казни.

Я вам расскажу интересный пример из моей практики, который говорит сам за себя. Когда к власти в нашей стране пришел М. С. Горбачев и началась знаменитая перестройка, священнослужителям было разрешено баллотироваться в депутаты Верховного Совета СССР. И в канун очередных выборов было позволено выдвинуть в кандидаты в депутаты покойного ныне Святейшего Патриарха Алексия II, который в те годы был митрополитом Ленинградским и Новгородским. Я тогда был ректором Духовной Академии, и он попросил меня стать его доверенным лицом. Он тогда баллотировался в Верховный Совет СССР от Фонда милосердия и здоровья, который возглавлял тоже покойный ныне Святослав Федоров. Мы сформировали предвыборную программу, тогда же родилась идея построить первый в России храм в тюремной зоне, под Питером, в Металлострое.

А вскоре меня вызывают в Москву на общее заседание этого фонда. Заседание проходило в ДК железнодорожников по адресу: Безбожный переулок. Вот где история смеется... Кроме митрополита Алексия, от религии выдвигали своего представителя и мусульмане — это был нынешний Верховный муфтий Т. Таджуддин. Хороший, кстати, очень хороший человек!

Я вышел на сцену, представил своего кандидата от Православной Церкви, рассказал о его программе. Зал, а собравшихся было не менее 500 человек, принял очень хорошо. Затем вышел представитель мусульманского кандидата. И залу тоже очень понравилось. А от религиозных организаций по списку от фонда может пройти только один человек.

И вдруг на сцену выходит независимый социолог и приводит для сведения собравшихся данные послед¬них исследований. Оказывается, согласно их исследованиям, население христианской части России имеет огромное множество проблем со стариками, беспризорными детьми, там распространены всевозможные социальные беды и пороки: пьянство, преступность, детские дома, приюты, переполненные дома престарелых, куда взрослые дети стремятся выселить своих престарелых родителей.

А на тех территориях, где живут мусульманские народы, согласно исследованию, практически нет беспризорных детей, брошенных стариков, не так распространены детская преступность и подростковый алкоголизм. Да, в мусульманских регионах тоже эти проблемы есть, но они не носят такого тотального характера. Там пожилых людей почитают, а о детях заботятся. Поэтому социальным службам население этих территорий доставляет гораздо меньше проблем. После его речи все сидели озадаченные, и я с большой тревогой ждал результатов голосования.

В итоге депутатом Верховного Совета стал митрополит Алексий, но победил он с очень небольшим перевесом голосов. И, кстати, сильно пожалел потом об этом.

— Почему?

— Потому что это было нарушением церковного канона. Не должен церковный деятель быть внутри государственной и политической влас¬ти — слишком большое испытание и искушение это и для него, и для авторитета всей Церкви. Позже, когда он стал Святейшим Патриархом, под его председательством Священный Синод принял специальное постановление, запрещающее клирикам баллотироваться на выборы во властные государственные структуры. Священнослужитель должен быть вне политики. Это канон!

Нужно ли брать за лечение деньги?


— А как вы, отец Владимир, относитесь к тому, что православные люди берут деньги за оказание услуг по избавлению от зависимостей и заболеваний без лекарств? У нас в свое время трезвенническое движение разделилось на тех, кто следовал примеру основателя метода безлекарственного отрезвления Г. А. Шичко, который не брал денег за свою работу с людьми, и тех, кто считал, что бесплатное лечение снимает ответственность с человека и не дает надежных результатов.

— Я убежден, что человек должен платить за свое избавление от зависимостей. Иначе и толку от лечения не будет, и еще большие расходы понесет он и его близкие.

Конечно, сама Церковь не имеет права и не должна зарабатывать на страданиях и проблемах своих прихожан. Но если речь идет о лечении или о специальной помощи, то нужны деньги и на аренду помещений, и на оплату труда специалистов и работников вспомогательных служб, и на рекламу, в конце концов. И если такой деятельностью занимается православный человек, он что, не должен себя и семью свою кормить, оказывая безвозмездные услуги?

Наркологические службы — это, конечно, огромный бизнес, они не заинтересованы в полноценном излечении своих больных, и в их прибыли участвует немало смежных структур. Если же человек работает на конечный результат и искренне помогает зависимому человеку справиться со своим пороком, то он должен получать адекватную оплату за свой труд.

И Церковь должна выступить как альтернативное позитивное начало по борьбе с наркобизнесом и, может быть, даже научиться обосновывать получение грантов на внедрение специальных социальных программ, направленных на помощь страждущим людям.

Во всем мире Церковь живет, в основном, за счет десятины. В нашей стране этого сейчас нет, и вряд ли найдется в среде верующих много людей, которые готовы пойти на это в обозримом будущем. Остается надежда на благотворителей, но средства спонсоров должны находиться под общественным контролем и четко попадать туда, куда они жертвуются.

— Отец Владимир, вы ко всему прочему являетесь председателем Комиссии по канонизации в Санкт-Петербургской Епархии. Много уже новомучеников и исповедников российских канонизировано на сегодня?

— Только по нашей области установлено более 4000 человек, которые пострадали в годы репрессий за свою преданность вере православной. А по стране были расстреляны, замучены за свою веру десятки тысяч верующих, среди которых были и священники, и простые люди. Так что внутри Русской Православной Церк¬ви сейчас свой «Мемориал» существует.

— Давайте посвятим этой теме нашу следующую беседу. Что бы вы пожелали читателям нашей газеты?

— Приведу любимые мной слова святого Апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).

— Спасибо вам за интересную и поучительную беседу.

Вела беседу
Светлана ТРОИЦКАЯ


| К оглавлению | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх