|
|
— Почему же другие священнослужители не берут с вас пример, не поддерживают трезвеннические инициативы, не создают при своих приходах общества трезвости по типу тех, что широко были распространены в дореволюционной России? — На самом деле и раньше, и в нынешние времена всерьез занимались трезвостью далеко не все священники, а лишь отдельные яркие подвижники. Те, кто видел в алкоголе главные причины бед православных людей. В массе же и цари, и другие представители власти были далеки от проблем народных масс. — Но ведь последний наш император Николай II пошел фактически на введение сухого закона в 1914 году. — Потому что увидел, что народ просто гибнет от этих пороков, и нужно было мобилизовать людей на спасение самих себя. — И это при том, что потребление алкоголя на душу населения составляло менее 4 литров. — Да, и все кричали, что это катастрофа и нация гибнет. Сейчас же, по официальным данным, потребление алкоголя составляет 18 литров на душу населения, и мы делаем вид, что все в порядке. — Ну почему же, президент и правительство выражают свою озабоченность по этому поводу. — А что толку, если на каждом углу, в транспорте и во всех общественных местах постоянно сталкиваешься с рекламой пива, водки и никотина! Захотели бы действительно бороться с алкоголизацией населения — запретили бы для начала рекламу пива на телевидении и в средствах массовой информации. Я считаю, что задача современных СМИ — давать как можно больше информации о вреде алкоголя и наркотиков, о пользе и преимуществах здорового образа жизни. А у нас, наоборот, процветает пропаганда позиции иждивенчества, культ денег, секса, насилия. Что же касается большинства сегодняшних священнослужителей, то у многих из них до сих пор парализована воля и отбита охота к проявлению любых инициатив. Ведь многие годы Церковь не имела права заниматься чем-либо, кроме отправления богослужебных треб, причем исключительно по просьбе трудящихся. Мы много лет жили в эпоху, когда запрещалось любое проявление каких-либо инициатив. За все отвечали государство и партия. Ответственность всех прочих организаций была сведена к нулю. Запретить рекламную вакханалию— Но что-то все-таки меняется? — Да, сейчас вновь заговорили о роли Церкви в воспитании людей, о значении священнослужителей в решении общественно-значимых проблем. И замечательно, что архимандрит Тихон (Шевкунов) вышел на Первый канал телевидения с проектом «Общее дело», что стали показываться на телеэкранах изготовленные его командой социальные ролики о вреде алкоголя и табака. Однако прокат этих роликов столь робок и редок, что вряд ли они способны серьезно воздействовать на сознание людей в море алкогольно-табачной рекламы, которую мы видим везде и всюду. И я не верю, что государство не может остановить это массовое спаивание населения, запретить, наконец, эту рекламную вакханалию, которую развязали в нашей стране пивоваренные компании. Мы — вымирающий этнос, и стремительная убыль российского населения идет именно за счет славянских народов. А раз государство не проявляет серьезной озабоченности этой проблемой на деле, то и простые люди проявляют безответственность и равнодушие, видя гибель окружающих людей. Политика страны долж¬на быть выстроена так, чтобы каждый человек чувствовал свою вовлеченность в решение этой проблемы, в ликвидацию этой страшной беды нашего общества. Сейчас даже тем, кто хочет заниматься проблемой отрезвления, не оказывается у нас никакой поддержки. Вот у нас, например, большой храм, а вспомогательных помещений для проведения общественной и социальной работы нет. Сколько уж я прошу власти города выделить мне рядом с храмом дополнительный участок земли, где я мог бы построить приходской дом, — не дают. Где мне в таком случае создавать общество трезвости, где встречаться с людьми? Я же не могу храм превращать в клуб или в кабинет для приема зависимых людей. И так во многих приходах нет просто этих дополнительных помещений. Хорошо, что у меня есть возможность заниматься поддержкой трезвенников на территории храма Феодоровской иконы Божией Матери, где служит мой сын и где удалось построить приличный культурно-просветительский центр. Большинство приходов такой роскоши не имеют, так же как и средств для возведения дополнительных построек. Многим и храм бывает не на что содержать... Где мусульмане — там нет брошенных стариков— Как вы считаете, отец Владимир, связан ли быстрый прирост населения мусульманских стран с тем, что их религия — ислам — запрещает употребление алкоголя и наркотических веществ? Известно, что в том же малоразвитом Египте ежегодный прирост населения составляет миллион человек в год, в то время как в нашей стране почти столько же населения гибнет ежегодно от причин, связанных с потреблением наркотикосодержащих веществ. — Конечно, здесь есть прямая зависимость. И что бы ни говорили о том, что шахиды и прочие исламисты воюют в большинстве своем под влиянием наркотиков, это не является массовой практикой. Основное население мусульманских стран сохраняет трезвость, и правительство принимает жесткие меры к нарушителям законов шариата, вплоть до публичной смертной казни. Я вам расскажу интересный пример из моей практики, который говорит сам за себя. Когда к власти в нашей стране пришел М. С. Горбачев и началась знаменитая перестройка, священнослужителям было разрешено баллотироваться в депутаты Верховного Совета СССР. И в канун очередных выборов было позволено выдвинуть в кандидаты в депутаты покойного ныне Святейшего Патриарха Алексия II, который в те годы был митрополитом Ленинградским и Новгородским. Я тогда был ректором Духовной Академии, и он попросил меня стать его доверенным лицом. Он тогда баллотировался в Верховный Совет СССР от Фонда милосердия и здоровья, который возглавлял тоже покойный ныне Святослав Федоров. Мы сформировали предвыборную программу, тогда же родилась идея построить первый в России храм в тюремной зоне, под Питером, в Металлострое. А вскоре меня вызывают в Москву на общее заседание этого фонда. Заседание проходило в ДК железнодорожников по адресу: Безбожный переулок. Вот где история смеется... Кроме митрополита Алексия, от религии выдвигали своего представителя и мусульмане — это был нынешний Верховный муфтий Т. Таджуддин. Хороший, кстати, очень хороший человек! Я вышел на сцену, представил своего кандидата от Православной Церкви, рассказал о его программе. Зал, а собравшихся было не менее 500 человек, принял очень хорошо. Затем вышел представитель мусульманского кандидата. И залу тоже очень понравилось. А от религиозных организаций по списку от фонда может пройти только один человек. И вдруг на сцену выходит независимый социолог и приводит для сведения собравшихся данные послед¬них исследований. Оказывается, согласно их исследованиям, население христианской части России имеет огромное множество проблем со стариками, беспризорными детьми, там распространены всевозможные социальные беды и пороки: пьянство, преступность, детские дома, приюты, переполненные дома престарелых, куда взрослые дети стремятся выселить своих престарелых родителей. А на тех территориях, где живут мусульманские народы, согласно исследованию, практически нет беспризорных детей, брошенных стариков, не так распространены детская преступность и подростковый алкоголизм. Да, в мусульманских регионах тоже эти проблемы есть, но они не носят такого тотального характера. Там пожилых людей почитают, а о детях заботятся. Поэтому социальным службам население этих территорий доставляет гораздо меньше проблем. После его речи все сидели озадаченные, и я с большой тревогой ждал результатов голосования. В итоге депутатом Верховного Совета стал митрополит Алексий, но победил он с очень небольшим перевесом голосов. И, кстати, сильно пожалел потом об этом. — Почему? — Потому что это было нарушением церковного канона. Не должен церковный деятель быть внутри государственной и политической влас¬ти — слишком большое испытание и искушение это и для него, и для авторитета всей Церкви. Позже, когда он стал Святейшим Патриархом, под его председательством Священный Синод принял специальное постановление, запрещающее клирикам баллотироваться на выборы во властные государственные структуры. Священнослужитель должен быть вне политики. Это канон! Нужно ли брать за лечение деньги?— А как вы, отец Владимир, относитесь к тому, что православные люди берут деньги за оказание услуг по избавлению от зависимостей и заболеваний без лекарств? У нас в свое время трезвенническое движение разделилось на тех, кто следовал примеру основателя метода безлекарственного отрезвления Г. А. Шичко, который не брал денег за свою работу с людьми, и тех, кто считал, что бесплатное лечение снимает ответственность с человека и не дает надежных результатов. — Я убежден, что человек должен платить за свое избавление от зависимостей. Иначе и толку от лечения не будет, и еще большие расходы понесет он и его близкие. Конечно, сама Церковь не имеет права и не должна зарабатывать на страданиях и проблемах своих прихожан. Но если речь идет о лечении или о специальной помощи, то нужны деньги и на аренду помещений, и на оплату труда специалистов и работников вспомогательных служб, и на рекламу, в конце концов. И если такой деятельностью занимается православный человек, он что, не должен себя и семью свою кормить, оказывая безвозмездные услуги? Наркологические службы — это, конечно, огромный бизнес, они не заинтересованы в полноценном излечении своих больных, и в их прибыли участвует немало смежных структур. Если же человек работает на конечный результат и искренне помогает зависимому человеку справиться со своим пороком, то он должен получать адекватную оплату за свой труд. И Церковь должна выступить как альтернативное позитивное начало по борьбе с наркобизнесом и, может быть, даже научиться обосновывать получение грантов на внедрение специальных социальных программ, направленных на помощь страждущим людям. Во всем мире Церковь живет, в основном, за счет десятины. В нашей стране этого сейчас нет, и вряд ли найдется в среде верующих много людей, которые готовы пойти на это в обозримом будущем. Остается надежда на благотворителей, но средства спонсоров должны находиться под общественным контролем и четко попадать туда, куда они жертвуются. — Отец Владимир, вы ко всему прочему являетесь председателем Комиссии по канонизации в Санкт-Петербургской Епархии. Много уже новомучеников и исповедников российских канонизировано на сегодня? — Только по нашей области установлено более 4000 человек, которые пострадали в годы репрессий за свою преданность вере православной. А по стране были расстреляны, замучены за свою веру десятки тысяч верующих, среди которых были и священники, и простые люди. Так что внутри Русской Православной Церк¬ви сейчас свой «Мемориал» существует. — Давайте посвятим этой теме нашу следующую беседу. Что бы вы пожелали читателям нашей газеты? — Приведу любимые мной слова святого Апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). — Спасибо вам за интересную и поучительную беседу. Вела беседу Светлана ТРОИЦКАЯ | К оглавлению | К следующей странице |
|
|