Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Всемирный сюжет: «Явление Христа народу»


РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ Александр Андреевич Иванов (1806-1858)
РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ Александр Андреевич Иванов (1806-1858)
ВЫДАЮЩИХСЯ ХУДОЖНИКОВ разных стран и столетий объединяет важная особенность: стремление донести до людей высокую красоту и вечные истины жизни посредством запечатления на картинах библейских событий. Рафаэль Санти и Микеланджело Буонаротти, Карл Брюллов и Виктор Васнецов, Сальвадор Дали и Илья Глазунов — все эти мастера кисти посвящали свои работы тем или иным сюжетам Библии.

При имени известного русского художника Александра Иванова в нашем сознании сразу разворачивается грандиозное полотно, увенчавшее жизненный и творческий подвиг живописца — «Явление Христа народу».


КАРТИНА Александра Иванова «Явление Христа народу» (1837-1857)
КАРТИНА Александра Иванова «Явление Христа народу» (1837-1857)

Человечество на рубеже эпох


ИОАННУ КРЕСТИТЕЛЮ поручено было Богом подготовить народ к принятию учения Мессии
ИОАННУ КРЕСТИТЕЛЮ поручено было Богом подготовить народ к принятию учения Мессии
Александр Андреевич Иванов — автор множества полотен, но самая главная работа, труд всей его жизни — это картина «Явление Христа народу». Художник работал над ней более 20 лет. Он писал: «Мой сюжет всемирный. Идя вслед за алканием пророка, я остановился на Евангелии от Иоанна. Тут на первых страницах увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом подготовить народ к принятию учения Мессии, и, наконец, лично представить Его. Сей последний момент выбираю предметом картины моей».

Живописец назвал этот сюжет всемирным, поскольку он показывает человечество в переломное, решающее время его истории. Историческое перепутье — ведущая тема картины, где люди показаны на рубеже эпох — язычества и христианства, происходит духовный переворот. Участники картины объединены в группы. В центре композиции — Иоанн Креститель, совершающий обряд крещения в водах реки Иордан. Его образ — высокохудожественный и выразительный. Иоанн вдохновенно указывает собравшимся на приближающегося Христа, не только призывает приветствовать Мессию, но и указывает спасительную дорогу для всех окружающих. Верил в эту дорогу и сам Иванов: «Если сверстники мои и я не будем счастливы, то следующее за нами поколение непременно пробьет себе столбовую дорогу к славе русской». В левой части картины, за Иоанном Крестителем, изображена группа Апостолов: юный Иоанн Богослов, за ним — Петр, далее — Андрей Первозванный и Нафанаил.

В ЭТОМ ПЕРСОНАЖЕ картины угадываются портретные черты писателя Н. В. Гоголя, с которым Александр Иванов был очень дружен
В ЭТОМ ПЕРСОНАЖЕ картины угадываются портретные черты писателя Н. В. Гоголя, с которым Александр Иванов был очень дружен
Группе Апостолов противостоит толпа нисходящих с холма во главе с фарисеями. Среди них выделяется фигура человека в коричневом хитоне с непокрытой головой. В нем угадываются портретные черты писателя Н. В. Гоголя, с которым Иванов был очень дружен.

Фигуру Христа художник обособил, поставил отдельно от остальных персонажей. Пространство полотна оказывается, таким образом, как бы пронизанным действиями сил, влекущих к Христу и уводящих от Него. Люди, собравшиеся на берегу Иордана, разделяются на жаждущих получить избавление и на тех, кто не желает обновления. И те, и другие смешаны в толпе. Обозревая первый план картины, встречаем лица, отмеченные мучительной работой сознания. Композиция построена так, что люди на первом плане будто глядятся в гигантское зеркало, в котором отразилась природа с выступающей на ее фоне фигурой Христа. Он словно приносит с собой завет спокойствия и радостной гармонии, которые властвуют в природном мире.

Искусство — нравственный подвиг


ХАРАКТЕРНО ЛИЦО РАБА, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада»
ХАРАКТЕРНО ЛИЦО РАБА, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада»

Александр Иванов запечатлел человеческие характеры, темпераменты, состояния души во всем их многообразии: здесь и уже обращенные в христианскую веру, и язычники, и колеблющиеся, испуганные, сомневающиеся. На первом плане выделяется группа «раб и господин». Особенно характерно лицо раба, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». В глубине центральной группы — человек в серой широкополой шляпе с посохом. Это так называемый странник, в образе которого художник запечатлел самого себя.

В картине поражает, в первую очередь, мастерство, с которым Иванов-режиссер обращает множество персонажей-индивидуальностей к единой возвышенной цели. Настроение людей, приветствующих Христа, можно определить как состояние ожидания чего-то лучшего, как упование на то, что это лучшее приведет к уничтожению зла. Появилась надежда, что душевные порывы людей получат удовлетворение и на земле утвердится правда. Это гигантское полотно (5,5 на 7,5 метров) — развернутая философская поэма и бессмертная метафора. О великой картине «Явление Христа народу» написано много трудов, но сегодня мало кто способен понять ее во всей полноте, так как в наши дни редко встречаются столь глубоко верующие люди, как автор шедевра. Николай Васильевич Гоголь писал о своем друге: «Такое благочестие к искусству, религиозное служение ему, с недоверием к себе, со страхом и верой мы встречаем только в рассказах о средневековых отшельниках, молившихся кистью, для которых искусство было нравственным подвигом жизни, священнодействием, наукой».

Работа над этой картиной стала основой, лейтмотивом творческой деятельности живописца. По мнению Гоголя, такое великое творение, как «Явление Христа народу», растит, воспитывает, создает самого художника: за годы работы его талант, натура становятся глубже, значительнее — нужно нравственно, идейно подниматься до своего замысла. В истории искусства это едва ли не единственный случай, когда автор до такой степени проникся одной темой. Все силы: и духовные, и физические, и финансовые — он вложил в осуществление грандиозного замысла. Живя в Италии, он сутками довольствовался стаканом кофе и черствой булкой или чашкой чечевицы, сваренной им из экономии прямо в мастерской на воде, за которой сам ходил к ближайшему фонтану.

Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира


ВОТ АГНЕЦ БОЖИЙ, Который берет на Себягрех мира
ВОТ АГНЕЦ БОЖИЙ, Который берет на Себя
грех мира
Александр Иванов мечтал, что когда-нибудь его главный труд станет частью внутреннего убранства храма Христа Спасителя, который как раз строился в то время в Москве. Он думал о том, что в душе каждого прихожанина или случайного посетителя храма при взгляде на полотно будут раздаваться слова Иоанна Предтечи:

«Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». По замыслу художника, картина должна была стать народной, понятной каждому. Но этой мечте не суждено было сбыться.

В 1858-м году, когда были окончательно исчерпаны все средства, живописец решил возвратиться из Италии на Родину, продать картину и на вырученные деньги осуществить давно задуманное путешествие на Святую Землю. Но главное произведение его жизни в России не нашло понимания. Александр Иванов везде сталкивался с равнодушным и холодным приемом. Через шесть недель после возвращения в Петербург художник заболел холерой и умер. Через три часа после его смерти на квартиру Иванова принесли конверт. В письме сообщалось, что император приобретает за 15 тысяч его картину и награждает художника Владимирским крестом.

Александр Иванов — романтическая фигура в русской живописи. Его творческое вдохновение питали искренняя вера в Бога, безграничная любовь к искусству и сочувствие униженным, страдающим людям, стремление им помочь. Художник был убежден, что назначение искусства — изменить жизнь к лучшему.

Время все поставило на свои места и подтвердило мысль о том, что «большое видится на расстояньи». Теперь величественная картина «Явление Христа народу» является украшением Третьяковской Галереи. Ежедневно тысячи людей замирают перед ней при взгляде на Того, Кто взял на Себя грех мира. Души человеческие очищаются, и жизнь становится светлее.

Материал подготовила Вера МУРАВЬЕВА

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх