|
|
Мы рождены, чтоб душой летать, Мы рождены, чтоб весь мир любить. И будет храм, как маяк, стоять, И будет храм, как маяк, светить! Свети, не гасни — на радость нам, Для тех, кто верит — печали нет! Спасибо вам, кто построил храм, Кто для людей зажигает свет! — Скажите, в чем особенность этого храма — храма Вознесения Христова? — Я — бывший морской офицер, и мы, когда проектировали храм, хотели, чтобы он стоял, как маяк. Как всегда на всех судоходных путях стояли маяки (стрелка Васильевского острова опять-таки), так и храм планировалось построить в виде маяка — он должен был быть вытянут вверх, в строгом таком стиле. Чтобы человек, уезжая в Москву, мог попросить благословения на дорогу, а возвращаясь, мог поблагодарить Бога за удачное возвращение. Такая была идея. Храм стоит на пересечении дорог, кольцевой автомагистрали и трассы на Москву, то есть — в сосредоточении дорог. Сделан он в форме восьмигранника. Это восемь принципов христианства, которые Господь изложил в Нагорной проповеди (заповеди блаженства): «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», и так далее. Эти принципы заложены в архитектуре. — Проект полностью выполнен строительной компанией? — Да. Господь послал нам средства, и мы выполнили его. — Почему именно Вознесения Христова? — Это местные жители инициировали. На том месте стоял крест, и на нем было написано: «На этом месте будет построен храм». Местные жители — шушарцы — устали ездить на богослужения в город: в Купчино, в Московский район — и решили построить храм. — На сколько человек он рассчитан? — На пятьсот человек. И так вышло, что я удачно к истокам пришел. Батюшка там ходил по участку, я спрашиваю: «Что собираетесь делать?» — «Да вот храм собираюсь строить!» — А почему храм построен в знак дружбы Петербурга с Якутской республикой? — Это уже инициатива настоятеля отца Евгения. Настоятель родом из Якутии, он проживал там долгое время, у него родители там остались. — У вас такое необычное здание воскресной школы... — Идея заключалась в том, чтобы построить не только образовательное учреждение, но и гостиницу для проживания деток, приезжающих в Санкт-Петербург, например, на школьные каникулы, из Якутии. Ну, и вот он съездил в Якутскую епархию, к епископу Зосиме, согласовал с ним этот вопрос. Они потом всей делегацией к нам приезжали, освящали храм, им эта идея понравилась. Ну, и другая идея была: привлечь финансирование из Якутии. Посещая храмы, люди становятся добрее
— Вы решили построить не просто церковь, но целый городок: и фонтан, и детскую площадку, и спортивный комплекс. Это что, новое веяние? — Я настоятелю отцу Евгению предложил: давайте детский городок сделаем, а он говорит: «Ну, церковь и детский городок — все-таки не очень совместимые вещи!» А я говорю: «Батюшка, надо дальше смотреть. Вот представьте, человек вырос, стало ему пятьдесят лет. Может, он к тому времени будет жить на Марсе, например, или на Луне. Не знаю. И вот он прилетит к нам на Землю, или приедет с Америки. И куда он пойдет? Туда, где он вырос. А где он вырос? Дом старый, может, его уже сломают или перестроят. А церковь и детская площадка — они будет стоять! И он придет, посмотрит на детскую площадку, зайдет в храм и 500 марсианских тугриков бросит на содержание и на ремонт храма. А там будет служить ваш внук или правнук, и ему будет нужна денежка какая-нибудь. Это будет правильно, благословляемо». — А потом этот комплекс, наверное, в таком виде привлекает людей? — Сейчас детская площадка собирает практически всех жителей Шушар, она находится под охраной. Место все-таки благодатное, и люди интуитивно туда собираются. По сути дела, там аншлаг всегда. Зайдут, помолятся, свечку поставят. От этого люди добрее становятся. А где людям еще отдыхать? Ну, прийти пообщаться... — Вы строите жилые дома, и как важно, чтобы обязательно в комплексе церковь была! — Вот, смотрите (Щелкает кнопку и на экране появляется видеоряд.) Фотографии видите? Я площадь привел в порядок, четыре тысячи квадратных метров. И фонтан реконструировали. То есть перед храмом комплекс такой получился. А тут аллея из голубых елей. Они были посажены директором СПК «Шушары» Божевольновым, лет, наверное, двадцать назад. Он еще до сих пор жив. И эти голубые ели прекрасно украшают храм. Так что у батюшки появился не только храм, но и приход. — А вот в этом комплексе под синей крышей, что возле храма — что это? — Это воскресная школа. — А спортивный зал? — И там спортивный зал. Спортивный комплекс — настоятель назвал его в честь праведного Александра Невского. После 18-ти часов там тоже аншлаг. — А это платно? — Да, это платно. Как церкви содержать себя
— Это Церковь организует? — Любой приход, как вы знаете, содержится за счет прихожан. Нужно оплачивать различные счета, коммунальные платежи. Построенный храм не должен стоять в запустении. Поэтому у меня появилась такая идея… Сначала был проект одноэтажный, и не школы, а приходского дома, где будет трапезная находиться и другие церковные помещения. А потом я посмотрел и дал новую концепцию — для того, чтобы помочь храму содержать себя: оплачивать коммунальные услуги, платить по текущим расходам. Например, спортивный комплекс денежку бы какую давал. Воскресная школа действует всего два часа по воскресеньям, а так в будние дни — это обычный детский досуговый центр, где проходят занятия по изобразительному искусству, музыке, различным развивающим предметам, русскому языку, иностранному. Там порядка двухсот детей занимается. Это платные услуги. Ну, и они на сегодняшний день как-то помогают приходу сводить концы с концами.
— Интересно... Новый подход такой! — Вот, посмотрите (показывает на мониторе картинку) — детвора купается в фонтане... — Там что, можно купаться? (Смеется) — Лето было. Жарко... Они же... как лягушки... — Имидж Церкви меняется, когда такое видишь, а то ведь у людей комплексы, стереотипы в отношении к Церкви... — Да, меняется, совсем по-другому стало. (Показывает фото). Видите — тут настилы. Было грязно, неуютно. А сейчас аллеи какие, скамеечки поставлены. Люди собираются! — Такой вот как бы центр получился. Культурно-досуговый, просветительский... — Культурно-просветительский центр. Да... Наш Патриарх — приятный человек!
— А это что? (глядя на картинку, где Патриарх вручает орден). Кто это вас сфотографировал? — Это благочинный Гатчинского округа отец Владимир, он был на сослужении в Софийском соборе, и у него оказался фотоаппарат! (Смеется). Просто удивительно. Я ему спроектировал комплекс с воскресной школой, с часовней и с церковью в поселке Новый Свет Гатчинского района, где они давно хотели открыть приход. И у нас хорошие отношения возникли. Ну, и он меня сфотографировал. — А как орден называется, который вам вручает Патриарх? — Святого Серафима Саровского. — А вам удалось с Патриархом пообщаться? (Смеется)... — Нет, только награждение. Он обаятельный человек. Очень обаятельный. Приятный человек. Когда начинает речь, он знает, чем ее закончить. И не теряет нить. Даже если уходит в сторону, далеко, то он все равно приходит в конце к той мысли, с которой начал беседу. — А у вас еще есть архиерейские грамоты? — Есть, и еще медаль есть святого Апостола Петра. — Кому вы еще помогаете? — Построены часовня Ксении Блаженной, помогаю Екатерининскому собору, часовне Анны Кашинской.
— Газете «Вечный Зов»... Я слышал, и другим учреждениям и организациям, которые нуждаются! И храмы успеваете строить, и нуждающимся благотворите! Это тоже зов сердца вашего? — Анекдот есть такой: один человек умер, попал в рай. Ворота рая не открываются, а он ломится. (Смеется.) Привратник потом приходит, открывает маленькое окошечко и говорит: «Че надо? Как фамилия?» — «Иванов!» — «Нет в списке». (Смеется.) — «Ну, я церковь строил, помогал воскресной школе, посмотрите хорошо!» — «Сейчас посмотрю!» Окошечко закрывает, уходит. Приходит, говорит: «Две новости: одна плохая, другая — хорошая. С какой начать?» — «Ну, давайте с плохой!» — «В рай не возьмем!» — «А хорошая-то какая?» — «Принято решение деньги вернуть!» (Смеется.) Так что искупить грехи свои добрыми делами мы не можем. Это раз. А второе: жить нужно сейчас, чтобы было хорошо всем. А жить хорошо одному — неинтересно. Жить прилично должны все. И когда живут все примерно одинаково, или, скажем, чувствуют себя достойно, то тогда и приятно жить. — Наверное, живя хорошо, важно также о людях, живущих вокруг тебя, заботиться? — Надо жить в социуме. Руководитель — он на то и руководитель, чтобы заботиться о ближних. Если он не заботится о людях, которые рядом с ним, то он никогда и не будет руководителем. Кто от Бога — тот заботится о ближних. Это закон жизни — ну такой, как закон Ома или дважды два — четыре. Написано в Евангелии: если у тебя есть — то пусть прибавится, если нет — то пусть отнимется. И пусть таджики строят храмы!— Мышление ваше светлое, позитивное. А большинство так не думает и по-другому себя ведет. — Просто они не систематизируют свои знания. Они делают то же самое, может, и лучше даже — чем те, кто понимает. Ну, это просто надо читать. Я часто говорю: «Почитайте Евангелие!» А люди не хотят этого делать. Я удивляюсь им искренне, говорю: «Слушайте! Пойдите, помолитесь, пойдите вот это сделайте, это, это...» А они посмотрят, улыбаются: «Ну ладно!» А мне самому неудобно, что я, в общем-то, находясь в конкурентной борьбе с ними, оказываюсь в неравном положении: я обладаю этими знаниями и помощью, которую Господь оказывает, а они — нет. Хотя я им говорю: «Пойдите, сделайте!» — Наверное, они слишком вовлечены в свои производственные дела, суету постоянную... — Просто мне повезло, что я изначально стоял в этом и понимал, что такое церковь. По сути дела, с молоком матери это все впитал, а некоторым так не повезло. И их обвинить в этом нельзя. Ну, опять-таки, людей сегодня в церкви много. И люди приходят, и понимают: путь-то долгий, пока дойдешь, жизни не хватит. Тем не менее, смотрю, люди идут в церковь, смотрят, молятся... — А вы часто бываете в церкви? — Почти каждый день. Ну, не так, чтобы полное богослужение отстоять. Но минут пятнадцать-двадцать постою. Сегодня был в церкви... — У нас в субботу, 29 августа, в храме Феодоровской иконы Божией Матери, в реставрации которого вы тоже принимали участие, будет престольный праздник. И он совпал с завершением воссоздания куполов. Придете? — Ну, если смогу. У меня суббота тоже — рабочий день. Храни, Господь, Своей милостью Церковь! (Смеется.) — Очень красивые купола получились… — Да, я видел. Я всегда, когда проезжаю мимо, смотрю... Мне так нравится, что все так удачно получилось. Так Господь помог этому храму! — Там, кстати, таджики строят... — Какая разница, у нас у всех таджики строят. Люди такие же, как все. Храм у меня проектировал конструктор-мусульманин. Ну и что? Ему отец говорит: «Слушай, ты там христианином не стань!» Пишет оттуда — ему. И турки строят у меня. Они говорят: «Слушайте, освятите, пожалуйста, дом!» Ну, то один травму на строительстве получит, то второй. Они стоят на богослужении, молятся, а наш батюшка брызгает святой водой. Стоят, по-своему молятся. И турки, и таджики. Они же видят: мы их не обижаем, не заставляем, например, креститься, если они не хотят. Ну ради Бога: пусть стоят, молятся. «Пусть придет, пожалуйста, батюшка, пусть помолится, освятит дом...» (Смеется.) Беседу вел Сергей Романов Фотографии из архива А. Скорова и редакции «В. З.» | К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |
|
|