|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Богу жертвенник ты сотвори!
|
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ рассказывает о великой жертве, которую однажды принес Богу Авраам. Этой жертвой стал сын Исаак — прообраз Господа Иисуса Христа. | |
ЧИТАТЕЛЬ, знаешь ли ты, что такое жертвенник и для чего он нужен? Слово «жертвенник» — старинное, немодное, но очень для нас актуальное. Жертвенник — это то, на чем приносится жертва. Жертва же — то, что приносится. Приносится кем? Человеком. Кому? Богу, идолу, маммоне, разным вещам, предметам и даже самому человеку. Не задумывались ли вы, что все мы постоянно кому-то (чему-то) приносим жертвы?
«И пошел Авраам...»
Кому приносят жертвы неверующие люди? Телу (угождение ему и глупой моде: еда, алкоголь, наркотики, татуировки, пирсинги и т. д. и т. п.), людям (поклонение, обожествление вождей, «любимых» людей, кумиров), вещам (жажда накопительства, глупые хобби, коллекционирование предметов, антиквариата), религиям (гуру, ложные вероучения, ложные боги, философия, язычество, шаманизм, суеверия, страхи, магия, оккультизм, поклонение духам и так далее и тому подобное).
А кому призваны поклоняться верующие люди? Живому Богу. Что такое поклонение? Воспевание, прославление, благоговейное почитание, молитва, пост. Поклонение предполагает принесение Богу жертвы. Жертва связана с понятием «жертвенник».
«И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу» (Быт. 13:18). Аврам, позже его имя стало звучать как Авраам (что означает «отец множества»), вышел из языческой среды, шел в края, в которые вел его Бог, и на каждом новом месте, прежде всего, ставил жертвенник в благодарность Богу, Который его хранил и благословлял в пути. Авраам непостижимым, неведомым образом слышал Бога, Ему повиновался. Сердце Авраама было исполнено благоговейным страхом перед невидимым, вездесущим Богом и жаждой понять Его и угодить Ему.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло…»
Видали ли вы, как устраивают стоянку туристы? Они расчищают место для костра, запасаются дровами, а потом разводят огонь. На нем они сушат одежду и готовят пищу, а в холодное время на месте, где горел костер, устраивают ночлег, ставят палатку. Иногда костер горит всю ночь, отгоняя диких зверей, и специальный человек — «костровой» — следит, чтобы он не угас. Люди несут ночную вахту, поддерживая огонь, особенно если спички кончились и разжечь новый костер уже нечем.
Жертвенник Богу, сооруженный верующими людьми, напоминает такой же костер, разница только в том, что он сооружается в честь Бога, и человеческие усилия, направленные на его создание и поддержание в нем огня, посвящаются Богу и направлены на Его прославление. На своем жертвеннике Авраам сжигал жертвы — животных, проливалась невинная кровь живых существ, сотворенных Богом, — в память о зле, прегрешении, совершенном нашими предками Адамом и Евой, и последовавшем вслед за этим Божьем наказании.
Два тысячелетия спустя после Авраама такой живой Жертвой за нас стал Иисус Христос. И отныне мы приносим к престолу Бога не животных, не их кровь, а наши благодарения, песнопения, молитвы, прославляющие эту Жертву, совершенную за нас Самим Богом.
«И скучно, и грустно, и некому руку подать…»
Нет жертвенника — нет тепла в доме, нет света, нет пищи, нет ничего. Видали ли вы деревенские дома, в которых отсутствует печь? Вряд ли. Даже в самой захудалой лачуге есть печь, без которой, особенно в зимнюю пору, гибель. Устройству печи в доме придавалось особенное значение, и профессия печника на Руси всегда считалась почетной.
Как же люди живут без жертвенника? Чем они согреваются, на чем готовят пищу? Кто и что обогревает их мир, освещает стены их жилищ? «Все мы блуждали как овцы, каждый совратился на свою дорогу», — говорит Слово Божие. Когда люди отвергают Бога и Его жертву — Иисуса Христа, они придумывают свои жертвенники. Жертвенники, посвященные их личным богам, о которых уже говорилось выше. С особой заботой и тщательностью люди заботятся о них, поддерживают их в должном виде и приносят на них жертвы.
Ищем — и не находим, стремимся — и не достигаем, находим — и теряем, верим — и не имеем, а если и имеем — то не то, что должно иметь. Не имеем Бога в сердце — имеем зияющую пустоту. И так проходит наша жизнь — в суете, заботах, страхах, ложном самоудовлетворении и непроходящей печали. Как писал М. Ю. Лермонтов:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать!
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно...
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка...
И спалось ему крепко…
Это — портрет нашего поколения. От чего ушли мы (якобы) в начале 20-го века? К чему приехали? Позвольте, возразят некоторые, но вот мы и в Бога веруем, и крестики носим, и церковь посещаем. И слава Богу, дорогая душа, но приносишь ли ты при этом жертву Богу? И если да, то что есть эта твоя жертва? Твои дары, способности, таланты, данные тебе Богом — служат ли они Ему? Благодаришь ли ты Бога за свой дом, семью, работу, за то, что имеешь, за страну, в которой ты живешь, за обстоятельства твоей жизни, включая не самые счастливые? Вспомни: «...любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Веришь ли ты в это?
Подумай: Авраам, повинуясь голосу Бога, покинув родимое гнездо, шел в неизвестную страну. Он был один, он не имел охраны, ему не на кого и не на что было опереться. Его единственной опорой, упованьем и утешением был Бог. И всякий раз в конце пути после долгого, утомительного перехода, прежде чем устроить ночлег, он, возможно, говорил: «Боже, я немощен и слаб, а Ты силен, я беден и наг, а Ты богат; и мне нечем Тебя отблагодарить, разве что тем немногим, что я имею. Вот моя жертва хвалы Тебе за то, что Ты хранил меня в этот день, а еще этот агнец, чистый и непорочный. Прими его, как жертву, за мои грехи и за грехи моих грешных родителей, от которых родился я. В руки Твои предаю дух мой — с верой, что Ты приведешь меня в страну, которая станет моим новым домом». А после этого Авраам, счастливый, засыпал. И спалось ему крепко.
Где твоя жертва?
Читатель, какие слова перед сном говоришь ты, и как тебе спится? Не глотаешь ли ты транквилизаторы, не глядишь ли подолгу в потолок, не гадаешь ли на кофейной гуще, не коришь ли себя за совершенный в этот день греховный поступок? Где ты и с кем ты сейчас и где твоя жертва?
Авраам, приносящий ежедневные жертвы, знал, что Бог сохранит его и его жену Сару: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Чем и как ты обеспечиваешь покой и безопасность своей семьи? Если ты мужчина, если ты хоть сколько-нибудь веруешь в Бога, стань духовной опорой своей семье, стань ее священником, ходатаем перед Богом (каким был Авраам), и дьявол будет обходить твой дом стороной. Мужчина, будь мужчиной! Если хранить семейный (земной) очаг призвана женщина, то сохранять очаг духовный должен мужчина. Земной очаг — важен, но духовный — важнее, на нем весь дом держится.
Благодаря Ною, ставшему священником в своей семье, спаслась его семья. Ной был праведен, он постоянно приносил жертвы Богу. Бог не оставляет Своей заботой и вниманием тех, кто приносит Ему жертвы. Праведный Иов приносил жертвы за своих детей, и сатана (до времени) не смел к нему прикоснуться. «Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле» (Иов, 1:10).
«Но вы — род избранный, царственное священство, — говорит Писание, — народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенство призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Мужчины, станьте царственным священством, соорудите в доме жертвенник, начните приносить на нем Богу жертвы благодарения, поклонения и покаяния за себя и свой дом.
О чем нам говорит Давид?
Жертвенник — хранит, обогревает и кормит, так всегда было на Руси. В новый, только что построенный дом вносилась икона и совершался благодарственный молебен. В молитве призывалось благословение на эти стены и тех, кто будет в них жить. В святом (красном) уголке ставились иконы и зажигалась лампадка, и от этого уголка, где ежедневно возносились Богу молитвы, освящался весь дом. Отныне в этом доме жил Сам Бог. Бог — великий, благодарный, мудрый, непостижимый. Подумай, чем мы можем Ему воздать, и что Он не имеет из того, что имеем мы (или думаем иметь), чем можем Его отблагодарить? Бог — не человек, Он обладает всем, и нами обладает, вопрос в другом — хотим ли мы обладать Им, и если не хотим, то на что нам тогда надеяться?
И последнее. Знаете ли, какая самая большая жертва может быть принесена Богу? Наше покаяние. «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). Так молился согрешивший Давид. Он понимал, что погиб и без Бога не сможет выбраться из ямы, в которую попал. В этом процитированном псалме много глаголов. Глаголы указывают на действие и восходят к местоимению «Ты»: «Ты, Боже, соверши, сохрани, отверзи, помоги!» Среди фраз, обращенных к Богу, мы встречаем и такую: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12).
Ностальгия по Богу
Видишь, мы не можем сами стать чистыми, и кто утверждает, что он безгрешен и свят, попросту в неведении. Он сознательно или неосознанно лжет себе и Богу. Чистым сердце человека может сделать только Бог, и главное в этом — желание самого человека очиститься. Мы ничего не можем «сами», даже покаяться, а если бы сами, без помощи Бога, могли покаяться — представляете, как бы этим гордились!
Жаждущие покаяния обретут его. Покаяние начинается с мысли о жертвеннике. Жертвенник — с жажды, ностальгии по Богу. Мы как бы говорим Ему: «Боже, мне надоела такая жизнь, она пустая, в ней ничего ценного, и я — не животное, чтобы целыми днями только работать, есть, спать, пить и смотреть телевизор. Для чего все это? Для чего я живу? Где ориентиры, ценности? В чем смысл моей убогой жизни? Я только и делаю, что тщеславлюсь, живу как хочу, совершенно забывая и оставляя Тебя. Я обращаюсь к Тебе, только когда сильно прижмет или кто-то заболеет, и не хочу покаяться во всей той лжи, которую творю каждый день перед Лицом Твоим. Ты же меня милуешь и хранишь, хотя я и не заслуживаю этого. Вот мой жертвенник и мое благодарение и покаяние. Вот моя жертва: я сам (мои грехи, мое жалкое, больное самолюбие, моя гордость, мой бунт, несмирение, тщеславие, ропот, раздражение, уныние, человекоугодничество, лесть, идолопоклонство). Прими меня как блудного сына и укажи путь совершеннейший — в небесную страну, и сохрани мой путь от лукавого, и веди меня по дороге жизни, как Ты вел благословенное Твое чадо — патриарха веры, отца Авраама».
Помните, на каждом месте, каждый день, войдя в новое селение и выходя из него, дома и в гостях, в отеле и на отдыхе, в лесу в окружении комаров, на берегу моря и стоя у разбитого корыта, среди друзей и врагов, на краю пропасти и на вершине горы, прежде чем сделать очередной шаг, сооруди Богу жертвенник словом, молитвой благодарения и покаяния, и Бог тебя выведет и, как путеводная звезда, поведет тебя дальше.
Арсений НОВИКОВ
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|