|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Эдита Пьеха: «Надеюсь, люблю, верую!»
ЭРМИТАЖ, БЕЛЫЕ НОЧИ, ЭДИТА ПЬЕХА… Всенародно любимая певица по праву является одним из символов Ленинграда-Петербурга. На нашей эстраде ей во многом принадлежит первенство: первой в Советском Союзе сняла микрофон со стойки, стала двигаться на сцене, исполнять твисты и шейки, разговаривать с публикой. Первой полетела в Афганистан поддержать наших солдат. Положила начало традиции отмечать на сцене юбилеи творческой деятельности и свой день рождения. В 1997-м году свое 60-летие отметила концертом на Дворцовой площади Санкт-Петербурга — впервые в истории города. В 2007-м 70-летие и 50 лет на эстраде были ознаменованы грандиозными концертами в БКЗ «Октябрьский» и на Дворцовой площади.
Народная артистка СССР, Почетный гражданин России, Королева песни Санкт-Петербурга Эдита Пьеха записала более 20 дисков-гигантов на фирме «Мелодия». Она гастролировала более чем в 40 странах мира. На Кубе была удостоена титула «Госпожа Песня», дважды выступала на сцене парижского зала «Олимпия» (в том числе 47 концертов подряд). Эта удивительная женщина очень точно говорит о себе: «Вся жизнь моя — одна большая песня!»
Вернувшись с гастролей, Эдита Станиславовна дала эксклюзивное интервью газете «Вечный Зов». Наша беседа проходила в свете слов одной из песен великой певицы: «Нет сегодня для друзей тайн в судьбе моей. Есть на все ответ в песнях разных лет…» Эдита Пьеха вдохновенно ответила на вопросы, навеянные поэтическими строками ее прекрасных песен.
Господь Бог всегда был со мной
|
С ЮРИЕМ Гагариным | |
— «Здесь на неизведанном пути ждут замысловатые сюжеты...» Эдита Станиславовна, вы родились во Франции, жили в Польше, но по-настоящему родной страной для вас стала Россия. Как вы считаете, так сложилось случайно или это было предопределено свыше?
— Прежде всего верую в Господа Бога. Он дал мне возможность дарить людям что-то хорошее. В четыре года я осиротела. Потеряв моего папу, мама вышла замуж за человека, который был уверен, что он будет строить социализм, коммунизм. Его заслуга в том, что мы вернулись в Польшу. Если бы не тот переезд, я бы не оказалась в Советском Союзе. Но это только полпути. Господь Бог всегда был со мной, и Его невидимая рука вела меня к моему предназначению. В один из первых дней пребывания в Ленинграде, когда я записалась в хор польских студентов, произошла моя встреча с Александром Броневицким. Это был 55-й год. Начав выступать, я почувствовала, что происходит что-то невероятное, что людям нужно мое творчество и я должна петь. Но это не было каким-то эгоизмом, карьеризмом. Это была определенность: вот я нашла себя.
Второе рождение
— То есть тогда вы четко осознали свое призвание?
— Еще не включилось сознание, но ведь у человека есть и подсознание. Подсознательно чувствовала, что летаю, что я счастливая! Это так редко со мной случалось до приезда в Советский Союз. Но все в моей жизни было непросто. Оказавшись в новой стране, я не знала русского языка. Мне приходилось присутствовать на лекциях в университете почти как глухонемой. Я слушала, ничего не понимая, пыталась что-то записывать, не умея даже писать правильно по-русски. Все это длилось где-то полгода, а потом я начала понимать и говорить, как будто второй раз родилась.
— Сейчас трудно поверить, что когда-то вы совсем не знали русского языка…
— Русский стал для меня главным языком. На нем я общаюсь и с публикой, и с близкими, родными. Но недавно по просьбе сотрудников Метрополитена я записывала объявления станций первой линии ко Дню города, и мне сказали: «Все-таки ваш акцент немножко чувствуется». Я ответила: «Что же делать, это моя неотъемлемая часть, дополнение к понятию, которое именуется Эдита Пьеха». Считаю, что по-настоящему, как человек, как творец, как нужное существо на этой Земле, я родилась в Ленинграде в 55-м году, приехав сюда для того, чтобы изучать психологию на философском факультете. Будучи одинокой, я шла по жизни, как слепой котенок, но все постигла самостоятельно и стала довольно сильным человеком. Всем моим мужьям — их было трое — приходилось очень трудно со мной, потому что я была сильнее их. Мужчинам нелегко с этим мириться.
— «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу...» Каков настоящий мужчина в вашем представлении?
— Когда я услышала эту песню, заявила Броневицкому: «Это моя первая песня на русском языке, которая мне принесет известность. Люди меня поймут». Я для себя искала мужа, похожего на моего папу, который меня впервые защитил, когда мне еще не было четырех лет. Я тогда почувствовала: как это важно, чтобы в твоей жизни был кто-то сильный, кто бы тебя защищал. Папа рано ушел из этого мира, а найти мужа, подобного ему, не получилось. Броневицкий был весь предан музыке, искусству, его не волновало, что рядом есть женщина, которая хочет его помощи, плеча, защиты. Так же и с другими мужьями складывалось: они все искали во мне опоры, а это несправедливо.
Летать, подобно птицам!
— «Надежда — мой компас земной…» Эдита Станиславовна, что дает вам силы не терять надежду в этой жизни?
— Даже если очень трудно, я говорю: «Пьеха, надо, собери силы, ведь все-таки ты можешь!» Бывают, казалось бы, безвыходные ситуации. Не случайно я девизом своей жизни избрала строчку из песни Григория Поженяна: «Надеюсь, люблю, верую!» Это все мое. Я никогда не опускаю руки. В одной из моих песен есть такие строки: «Надо летать над судьбой и над землей, подобно птицам!» Я всегда хотела летать. На концертах стараюсь свою публику приподнять над землей, потому что верю в то, что хорошее в жизни все-таки побеждает.
— «Пожелайте мне, друзья, в этот добрый день песню о любви, песню для души, песню для людей!» Каких новых песен ждет сейчас ваша душа от поэтов, композиторов?
— Сейчас многие молодые авторы не осознают, что песня — это музыка плюс стихи или стихи плюс музыка. Они говорят просто «текст песни». А что такое текст? Это не стихи, не поэзия, не романтика! Поэтому я не дружу почти ни с кем из молодых авторов. Трудно петь ни о чем. Для меня главное — говорить в песне о пережитом мною, и чтобы люди меня понимали. Оскар Борисович Фельцман, создавая свои песни, доверял мне их первое исполнение. Это прежде всего «Огромное небо», и песня, в которой есть такие значимые для меня строки: «Верю, в самый трудный час говорю: “Держись!”, говорю: “Держись!” не напрасно, просто в жизни главное — верить в жизнь, было пасмурно — станет ясно!» Фельцман, Фрадкин, Флярковский, Роберт Рождественский… Благодаря созданным ими песням, которые вошли в мой репертуар, моя публика воспринимает жизнь возвышенно, чуть лучше, чем она есть, для того чтобы идти дальше, не разувериться.
Приобщение к возвышенному
|
ПЕРВОЕ причастие (1947 г.) | |
— «Мы в прекрасный мир пришли ради счастья и любви…» В чем для вас заключается смысл жизни?
— Я считаю, что Господь Бог создал на Земле людей, чтобы каждый человек был творцом прекрасного. Мы все должны творить, в первую очередь, добро, благородство, веру, надежду. А творить — это значит отдавать людям. Все, что ты отдаешь, не пропадает, оно умножается, и частица добра, которое ты сотворил, сторицей возвращается к тебе, чтобы тебя поддержать в трудную минуту. И ты дальше идешь по жизни, снова отдавая. Человек, который отдает, никогда не будет нищим.
— «Пока живем, не перестанем мы стараться в завтра заглянуть…» Если говорить о культурном развитии, духовной жизни, какое будущее, на ваш взгляд, ждет Россию?
— Я считаю, что Россия из-за многих лет советской власти обделена богослужением. Например, католики во Франции и Польше, несмотря на то что была война и послевоенное время, каждое воскресенье ходили в костел. Вера, которую люди обретают в Церкви, восполняет их утраченные силы. В советское время русские люди пережили войны, голод и холод, они поверили в Ленина, Сталина и коммунизм. Но верить надо в большее, чем то, что на Земле, — именно в Господа Бога. Важно, чтобы люди с детства понимали, что надо ходить в Церковь. Там очищаешься душой, исповедуя грехи. Ты как будто омываешься, как когда-то Иисус Христос омылся в волнах иорданской воды и получил крещение. Богослужения, таинства, поклонение Господу — все это надо возрождать. Верить в Бога — это благородно, — верить не ради формальности, а всегда носить Его в сердце своем и благодарить за помощь в трудные минуты. В советское время пели: «В здоровом теле — здоровый дух». Я считаю, что дух здоровый идет от Церкви, от того, что человек там бывает и приобщается к возвышенному.
Со мной Бог сотворил настоящее чудо!
— «Разве привыкают к чудесам?» Эдита Станиславовна, бывали в вашей жизни чудеса, в которых вы видели руку Божью, поддержку свыше?
— Я скажу о своем профессиональном пути. Когда человек обретает на Земле популярность, славу — это тоже своего рода чудо. Тебе люди поверили по-земному, тебя любят... Я это иначе трактую: люди поверили моим песням, нашли в них частички тепла, добра, надежды, которые им необходимы, как кусок хлеба голодному человеку. Со мной Господь Бог сотворил настоящее чудо: из простой шахтерской девчонки, не очень образованной, мало приспособленной к большой жизни — плаванью по разным странам, городам, сценам — сделал творческую личность, которая не потерялась, обрела себя в этом мире. Строчка из песни на стихи Николая Добронравова является тому подтверждением: «Чтоб тебя на Земле не теряли, постарайся себя не терять». Выйдя из шахтерской среды, глубинки, я оказалась на очень высоком пьедестале, при этом постаралась держать достоинство человека, который должен продолжать нести людям красоту в своих песнях.
Город моей судьбы
— «Если ты с малых лет в Ленинграде живешь, ты поймешь меня, друг, ты поймешь…» Что вам особенно дорого в городе на Неве?
— Когда я оказалась в Ленинграде в 55-м году совсем не одетой девчушкой, грянула жуткая зима, лютый мороз — 40-50 градусов! Я была в тоненьком драповом пальтишке и все равно верила, что этот город самый неповторимый, несмотря на то что он меня хлестал такой стужей, когда я шла в университет через мост Строителей. Город с его первым испытанием морозной зимой, с дождливыми осенними днями мне полюбился. Раньше я видела его только на фотографиях, а наяву он оказался городом-красавцем! В пору белых ночей я была готова признаваться ему в любви. Ни на какое другое место на Земле не променяла бы город на Неве! Я не родилась в нем, как рождаются дети, а полюбила его уже в зрелом возрасте, но это навсегда. Сравнивая многие города мира, где мне довелось побывать, с Ленинградом, понимаю, что все говорит в пользу этого города, сотворенного моей судьбой для меня. Это город моей судьбы.
Сила природы
— «Иду я к солнцу, цветет земля, счастливей нету вокруг меня!» Какие события могут вызывать у вас такое счастливое состояние души и как вы восполняете запас энергии и оптимизма?
— «Ничто на Земле не проходит бесследно…» Отдавая, ты получаешь — вот отсюда моя сила. Я отдаю, у меня очень сильная энергетика — это тоже дар Божий. Я вдохновляю людей, а они распахивают сердца и свои лучшие душевные качества посылают мне. Это невидимая энергия, но я ее чувствую. Устаю, но многое получаю взамен, заряжаюсь по-новой. «Иду я к солнцу…» У меня с юности была хроническая пневмония, никакие лекарства не помогали. И один мудрый человек, директор Черновицкой филармонии, кстати, крестный папа Софии Ротару, дал мне ценный совет. Его звали Пинкус Абрамович Фалик. Он сказал: «Диточка, вам только высокогорье Карпат может помочь». И я отправлялась туда, на лоно природы, три года подряд. Лучи солнца, чистый воздух, мед, который люди приносили мне с пасеки, свежие яйца, только что снесенные курочками, питавшимися чистой травкой, — все это лечило меня лучше любых лекарств.
— На редкость полезный совет вам дали!
— Я там просыпалась в шесть утра, открывала окно, и мне хотелось кричать: «Здравствуй, солнце, здравствуй, новый день, я здесь счастливая!» «Иду я к солнцу, цветет земля...» — это голос моей молодости и силы. Я могла быстро бегать, была хорошей спортсменкой еще в годы учебы в лицее в Польше. Именно сила природы во мне жила, а не то, что дается эрудицией, книжками, опытом. Это было подобно силе красивого животного — дикой серны, которая может бежать бесконечно. Я по сей день восторгаюсь природой, поэтому уже более десяти лет живу за городом. Поняла, что мое спасение от всех бед — и духовных, и физических — именно в жизни на природе. Мои собачки выбегают в лес и начинают осоку жевать — они так лечатся. Человеку соприкосновение с природой дает ощущение счастья.
Невероятные маршруты
— «Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги…» Расскажите о ваших самых необычных гастролях.
— Трудно даже пересказать, какие невероятные были гастрольные маршруты! Например, полет на Север, в Нарьян-Мар. Из Архангельска мы летели на кукурузнике, и, выйдя из самолета, я попала как будто в тучу, но не дождевую, а тучу комаров, мошкары. Это было что-то невообразимое! Меня начали кусать со всех сторон. Я, намазавшись мазью от комаров, выходила на сцену. Во время одного концерта даже проглотила какого-то комара, вдохнув поглубже.
— Условия просто экстремальные!
— Это было самое экзотическое место на Земле, куда на крыльях самолета меня забросила судьба артистки. Непонятно, как люди могут жить в тундре, но я там выжила, хоть приходилось очень трудно. Клуб был маленький, и мы там за 10 дней дали 20 с лишним концертов для нефтяников. Я пела, пела, потому что люди нуждались в этом. Довелось выступать и в таежных краях, в Иркутске. Мы там ходили в походы, и нас предупреждали, что рысь может сзади кинуться, могут тигры встретиться уссурийские… Не дай Бог, конечно, с тигром столкнуться в тайге. Но куда только не заносили меня крылья самолета! Я не геолог, не строитель БАМа, я просто артистка, которая тоже прикасалась к местам планеты, где люди живут не так, как в цивилизованных городах. Но это здорово! Я видела действительно сильных людей, закаленных природой.
Мы — династия
|
«МЫ — ДИНАСТИЯ». С дочерью Илоной и внуком Стасом | |
— «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом…» Эдита Станиславовна, если говорить о ваших родных, какие воспоминания вам особенно дороги?
— Человек жив, пока жива о нем память. Важно помнить свою родословную, знать, откуда ты родом. Никогда не стесняюсь говорить, что я из бедной семьи, видела горе и слезы моей мамы, которая похоронила мужа и сына, видела людей, которых расстреливали, то есть я помню то, что меня в этой жизни закаляло.
|
«ЗАГЛЯНИТЕ в семейный альбом...» Мама Фелиция, папа Станислав, брат Павел | |
Самое главное — помнить, какими мы были, для того чтобы продолжить себя. Моя семья — это мое продолжение, и я счастлива, что мои родные сумели не повторить тех трудностей и огорчений, которые выпали мне, но все это было школой жизни, моей судьбой. А они пойдут каждый своей дорогой, но при этом продолжат меня. Мы ведь все-таки династия. Сан Саныч Броневицкий меня родил как артистку, дочка моя пошла по моим стопам, стала артисткой, закончив театральный. И внук тоже нашел в себе талант, услышал себя, пошел на «Фабрику звезд» и там получил право называть себя артистом. Моя внучка сказала: «Я буду воспевать застывшее искусство». Она учится в архитектурном институте, тоже хочет творить красоту и добро. Творчество членов нашей семьи зафиксировано в фотографиях, и, когда мы выступаем вместе, финалом концерта является песня Тухманова «Семейный альбом». У меня дома, словно в маленькой часовенке, хранятся портреты папы, мамы, братишки, который в 17 лет, к сожалению, ушел в мир иной. Ну а фотографии живых стоят на тумбочке, мои родные как будто всегда со мной, хотя живут в Москве. А здесь рядом природа, мои собаки... Фотографии я не коллекционирую, так же, как никогда не вела дневник, но все, что меня окружает, когда-то найдет место в семейном альбоме, потому что даже мои собачки — их пять штук, пять душ — они тоже близкие мне существа.
— Какого вы мнения о творчестве вашего внука Стаса?
|
СТАС ПЬЕХА успешно продолжает
традиции семьи | |
— Считаю важным помогать ему советами, чтобы он не заблудился и как артист не свернул с нормального пути в этой жизни. Я ведь очень многое могу подсказать. Опасаюсь, что он, не дай Бог, проглотит вирус величия, сознания, что его любят. Если любят, это не значит, что можно себя потерять. В благодарность за любовь надо еще больше отдавать людям. Мне кажется, что Стас пока на верном пути, но мне за него тревожно, потому что он молодой и еще мало знает о том, как трудна стезя артиста. Эта судьба может тебя совратить, и ты станешь недостойным человеком, зазнайкой, перестанешь отдавать и начнешь только брать, а это самое страшное.
Спасибо, жизнь!
— Одна из ваших концертных программ называется «Спасибо, жизнь!» Если говорить о вашей жизни, за что вы ей благодарны прежде всего?
— Эта песня Максима Дунаевского на стихи Роберта Рождественского была выходной арией в моей программе по случаю 70-летия. Самая главная ее строчка — «За всех друзей и даже за врагов спасибо, жизнь, за все тебе спасибо!» На моих концертах бывали и мои враги, недоброжелатели, но, в конце концов, они писали мне записки: «Я вас ненавидела, не воспринимала как артистку, но сегодня поняла, что ошибалась, и хочу выразить благодарность за ваши песни». На этой Земле существует не только ковровая дорожка в виде друзей, но есть еще пропасти, осечки, болота — это наши враги. У каждого они есть в разном лице. И в этой песне «Спасибо, жизнь!» я как раз благодарила за все, что дается мне на моем пути. «Великое спасибо!» — иногда говорят люди, когда дарят мне цветы за мои песни, а я сторицей благодарна им за то, что заслужила у них доверие.
Зов свыше
— Эдита Станиславовна, чего бы вы пожелали читателям газеты «Вечный Зов»?
— Хочу пожелать, чтобы каждый из них постарался себя не терять, как сказано в строчке песни на стихи Добронравова. Надо услышать самый важный зов, который для каждого в этой жизни персональный, потому что все мы разные. Главное — услышать истинный зов — зов свыше, который будет тебе путеводной звездой и твоей судьбой.
Беседу вела Вера МУРАВЬЕВА
Фотографии из архива Эдиты Пьехи
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|