Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Священник Алексий Мороз: «Найди жемчужину духовной жизни!»




СВЯЩЕННИК АЛЕКСИЙ МОРОЗ — настоятель храма Успения Божией Матери с. Морево Новгородской области. Он известный православный писатель, психолог, кандидат педагогических наук, член Союза писателей России, автор множества книг. Отец Алексий занимается реабилитацией нарко- и алкоголезависимых, возглавляя Епархиальный амбулаторно-консультативный центр «Воскресение». Мы встретились с о. Алексием после очередного занятия, которое он провел в Школе трезвения, и у нас состоялся следующий разговор.

Как я стал священником


— Отец Алексий, что сподвигло вас стать священником?

— Меня Господь призвал, причем явно. Мне было 25 лет, я учился в аспирантуре, писал диссертацию, много размышлял о смысле жизни, о назначении человека, и после этих размышлений я пришел в нашу православную церковь. Мне повезло, меня встретил такой духоносный пастырь, как отец Василий Лесняк, человек прозорливый. И вот когда я пришел к нему, он на меня так посмотрел и говорит: «А не хотели бы вы стать священником?» Я говорю: «Священником? У меня впереди научная карьера. Путь жизни как бы направлен, просто я хочу быть христианином, быть русским и жить в вере наших предков». Он улыбнулся и ничего не сказал. А после крещения у меня появилось жгучее желание быть в лоне Церкви, с Богом, и не отходить от Него. Я в течение месяца выучил церковно-славянский язык, стал прислуживать в алтаре. Потом через какое-то время меня поставили чтецом, я помогал читать во время службы. Впоследствии я закончил духовную Академию.

— Помните первую службу?

— Помню, это был 1986 год. Дикий мороз -50, все замерзло, окна ледяные, все покрыто льдом, холод страшный, я служу, вдруг вбегает бабка и кричит: «Батюшка, горишь!» Пока я служил, мой дом подожгли, баллон взорвался, я как был в рясе, так и остался. Вот с этого началось служение. Я прослужил почти 8 лет в этом месте, потом меня перевели в другое место Новгородской епархии, где я продолжал служение.

Писал на актуальные темы


— Вы автор многих книг. Какие книги вам наиболее дороги и как приходят темы?

— У меня около 50 различных книг. Моя первая книга — «Люди и демоны», которую я писал по благословению покойного митрополита Иоанна. Тогда стоял остро вопрос, кто такие экстрасенсы, от Бога ли эти воздействия? Многие священники даже сомневались, и не было однозначного отношения к этому. И вот, сталкиваясь с этим в жизни, с людьми, которые были под воздействием экстрасенсов, общаясь непосредственно с руководителем школы экстрасенсов, я понял, что должен дать большой материал, чтобы люди имели правильное отношение к данной теме.

— А до этого, наверное, были статьи?

— Да, сначала были отдельные статьи про астрологию, про магию, колдовство, экстрасенсорику, потом они увеличились до глав книги, а потом уже появилась сама книга. То же самое по сектам. Стали появляться новые секты, которые образовались именно в России: секта Порфирия Иванова, Богородичный Центр, Белое братство. Тоже не было о них материала, и очень много было людей, которые пострадали от них, и возникла необходимость написать о том, что там происходит и как к этому относиться. Затем уже понадобилась конкретика. Как с детьми работать, как основы православной культуры вести в школе, что такое любовь, семья с православной точки зрения. И вот мы написали учебник «Уроки добротолюбия». Далее возникла такая тема, как вопросы покаяния. Что является грехом, что не является грехом, как его преодолевать, — такой полноценной книги не было. Был учебник по нравственно-духовному воспитанию, дореволюционный. Я его тоже использовал в своей работе, обобщил святоотеческий опыт, свой пасторский опыт, и вот вышла такая книга — только на основе святоотеческого опыта, без какой-то самодеятельности. Она тоже была благословлена Патриархом Алексием.

— А сейчас над чем вы работаете?

— Сейчас мы работаем над книгой, которая посвящена психологии: «Основы православной психологии». Сегодня много различных школ психологии, которые враждебны Православию. Допустим, фрейдизм, школа психоаналитиков, которыми многие увлекаются, другие направления. И встал вопрос о необходимости дать действительно четкие мировоззренческие основы для православной психологии, использовав современные практические и теоретические наработки в практической психологии. Сейчас мы работаем над книгой, где будут рассмотрены, если Бог даст, православная теория личности, страсти и болезни, какие существуют страсти, как они проявляются в области психики, как выражаются на психофизиологическом уровне, то есть психосоматика. Какие страсти ведут к болезни. Я обобщил как зарубежный, так и наш отечественный опыт.

Очень много вопросов по алкогольной тематике. Как победить пьянство? Как победить алкоголизм? Уроки трезвения, преодоления психологических зависимостей. Сейчас появилось много зависимостей, таких как компьютеромания, игромания, интернетмания. И вот исследовать их сущность с духовной точки зрения и показать пути преодоления мне кажется очень важной, актуальной задачей.

Наркомания — это страсть


— Отец Алексий, сейчас вы занимаетесь проблемой наркозависимых. Как вы к этому пришли, почему вы этим занимаетесь?

— Тема трезвости мне давно знакома, думаю, лет 20 я занимаюсь этими вопросами, потому что очень много людей гибнет из-за пьянства и наркомании. Семьи попадают в созависимость, и, конечно же, Церковь не может стоять в стороне.

В ОТДЕЛЕ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ наркомании и алкоголизму беседуют: 
протоиерей Алексий Тимофеев, священники Александр Калинин и Алексий Мороз (слева направо)
В ОТДЕЛЕ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ наркомании и алкоголизму беседуют: протоиерей Алексий Тимофеев, священники Александр Калинин и Алексий Мороз (слева направо)

— В чем заключается конкретно ваша деятельность в этом движении?

— Мы разработали основы православной концепции помощи нарко- и алкоголезависимым. У нас разработана своя программа. Занимается этим руководитель отдела по противодействию алкоголизму и наркомании протоиерей Сергий Бельков. Он 12 лет возглавляет реабилитационный центр в Саперном. Сейчас появился женский центр в Торфяном, формируется новый центр в Красноармейском.

— А на чем делаете акцент? Это трудотерапия или другие методы?

— Нет, мы считаем, что наркозаболевание — это наркоодержимость. Прежде всего происходит повреждение духовное, затем оно переходит в область психики, а потом болезнь проявляется на уровне физическом. Поэтому, прежде всего, наркоманы — люди, одержимые бесом. Это на все 100 процентов. Наркомания — это страсть, а любая страсть, как показано Святыми отцами, является результатом целенаправленного психического воздействия, и такие люди в той или иной степени одержимые. Поэтому победить наркоманию возможно только при помощи Божьей. Человек бросает все свои грехи, отрекается от грехов, кается в них и начинает соблюдать все заповеди Божии. Потому что заповеди Божии — это закон духовной жизни.

— Сколько длится курс лечения?

— У нас два направления. Первое — мы готовим людей, которые в состоянии поехать в реабилитационный центр в Саперное, чтобы они уже там прижились, чтобы знали, как молиться, какие духовные усилия куда направлять. Здесь человек проходит «курс молодого бойца». Его обучают молитвам, основам духовной жизни, основам катехизации. С ним работают психологи, которые помогают ему в плане психическом и физиологическом. У нас здесь существует специальный кабинет здоровья, физиотерапия, которая помогает снять результаты ломок, улучшить физическое состояние человека. И когда он готов и хочет, мы его отправляем в один из центров, где в течение 9 месяцев он проходит полный курс реабилитации.

— Это платно?

— Бесплатно. Все у нас абсолютно бесплатно.

— То есть может обратиться любой? И что ему для этого нужно? — Позвонить по телефону, записаться к психологу, прийти на первичный прием, заполнить необходимые документы, и он включается в программу работы нашего центра, которая включает в себя как духовную помощь (молебны, акафисты, водосвятные молебны), индивидуальные беседы со священником, так и помощь психолога, группу взаимной психотерапевтической помощи, и, пройдя здесь определенный процесс реабилитации, он направляется в Саперное. Если же люди не хотят ехать или не могут по каким-то причинам, они продолжают проходить реабилитацию у нас. Кому нужно, помощь могут оказать и православные наркологи.

— Каков процент исцеления?

— До восьмидесяти процентов.

Благодать Божья уничтожает все микробы


— Отец Алексей, а вы встречали в вашей практике случаи чудес, исцелений от болезней, изгнания бесов?

— Было в нашей практике несколько случаев, когда приходят наркоманы, у которых начинаются ломки, и после первого молебна, когда они молятся у «Неупиваемой чаши», просят исцеления, у них вообще ломки прекращаются. Чудо, когда человек после первой исповеди и причащения Христовых Тайн бросает навсегда наркоманию, и ему даже не нужна дальнейшая реабилитация. Я считаю чудом, когда человек в одно мгновение становится другим, это говорит о посещении Святого Духа, Который нисходит в результате покаяния, когда человек призвал Бога и Его помощь.

— Вы их причащаете?

— Конечно. Люди исповедуются, причащаются. Для родителей наркозависимых мы специально служим литургию раз в месяц, где идет полная исповедь, и многие дают обет трезвости от наркомании и алкоголя, кто на год, кто на 5 лет, кто на всю жизнь.

— Еще такой вопрос. Многие, особенно новопришедшие люди, брезгуют причащаться после наркоманов, алкоголиков, больных СПИДом и прочими болезнями. Что бы вы могли сказать по этому поводу?

— Мы причащаемся Крови и Тела Господа Иисуса Христа. Когда Бог входит в нас, какие там могут быть бациллы, микробы? Их просто нет. И даже были специальные научные исследования проведены: брали мазок с креста, который двести человек поцеловало, потом мазок с мощей святых, с раки, с иконы, и потом вышли на улицу и сняли мазок с транспаранта наших деятелей политических. И что оказалось: ноль микробов на кресте, на иконе, на стекле раки, а на изображении снаружи оказалось микробов больше, чем, извините, в дерьме собачьем. То есть благодать Господня — она таким образом воздействует, что уничтожает все бактерии и микробы. Если бы этого не происходило, все священники давно бы умерли. После каждого Таинства священник потребляет все оставшиеся Дары, а если учесть, что причащается и 100, и 200, и 300 человек, и все со своими заболеваниями, и если учесть, что все они передаются, то у батюшки был бы очень короткий век.

— Это безотносительно веры человека, который причащается?

— Благодать Божья, Таинство есть Таинство, причащение зависит от веры. Во-первых, без веры вообще нельзя подходить к причастию, а второй момент — это усвоение благодати. Насколько сердце человека открыто благодати Господней, настолько благодать в него входит. На самом деле благодать Господня настолько велика, что человек, если бы был свободен от греха, — он бы весь открылся, засветился и стал бы как Ангел, но вот наша греховность не позволяет этой благодати действовать и жить в нас. Поэтому, чем чище сердце, чем более оно открыто, тем сильнее заполняет благодать Божия наши души.

«Не бейте его, вам не положено!»


— А в вашей жизни происходили чудеса?

— Постоянно.

— То есть явно чувствовали не только руку Божию, но и что Бог вас спас?

— Было неоднократно. Хотя бы вот один случай. Во время Великого Поста вдруг в храм врывается толпа людей. Два пьяных мужика и две пьяные бабы (не назвать их женщинами), и ребенка тащат под мышкой: «Все, поп, давай крести нам детей!» Я говорю: «Во-первых, служба окончится, потом поговорим». После службы подходят, от них алкоголем разит за версту. Люди уже разошлись, я один в храме. Я говорю: «Приезжайте трезвые, тогда и будем крестить и говорить с вами». — «Ты что, — говорят, — праздник нам портишь? Будешь крестить или нет?» Я опять говорю: «Приезжайте трезвые, тогда поговорим». Ну и отвернулся. В этот момент один выхватывает финку и бьет меня в бок. И в тот же момент вдруг заходит парень знакомый сказать, что привез дрова для церкви. Он это видит и успевает перехватить его руку. Поэтому нож только скользнул и не задел меня. Я хватаю мужика в охапку и вытаскиваю из церкви. А тогда зима стояла. За мной бежит его жена и кричит: «Батюшка, не бейте его, вам не положено!» Я его бросил в сугроб. Потом выскакивает другой. Они оказались бывшими уголовниками. Начинают свечки топтать. Я говорю: «Ребята, если вы хотите в тюрьму, ну что же — это ваш выбор». Они со злобой на сани (а там четверть самогона), уезжают. По дороге теряют ребенка. Он падает в снег, но милостью Божией какая-то женщина находит его, пригревает. Дальше — лед проваливается, кобыла туда — значит, у них множество каких-то последствий. Ну вот, факт явный — хотел дьявол пырнуть ножом, и в этот момент Господь объявился.

Или как я в этот храм пришел. Меня послали в этот храм, а я даже не знал, где он находится. Сказали: такой-то поселок, езжай. Я приехал, сначала до Старой Руссы, потом на автобусе местном проехал, но я опоздал на тот автобус, который довозит до места. Думал по наивности, доеду на попутках. Вышел, какую-то попутку поймал, она 15 километров меня провезла, а потом пошел пешком. Вот я иду, иду, а уже ночь, смеркается, темно. Я уже не знаю, куда идти. Иду по дороге, у местных мальчишек — они на мотоцикле гоняли — спросил, где такая-то деревня? А они говорят: «Дойдешь до будки, а потом 4 километра лесом, но ночью туда обычно не ходят — даже те, кто знает». Ну вот, я дошел до этой будки. Куда идти? Господи, Ты меня привел, Божья Матерь, Твоя Церковь, доводи. Перекрестился, пошел. Сразу провалился по пояс в болото. Вылез из болота, еще крепче молиться стал. Луна появилась. Представляете, ночь, незнакомое место, от дороги ушел далеко. Ситуация экстремальная. И вдруг у меня какое-то внутреннее спокойствие на душу легло. Я вышел на тропинку и пошел по ней. Прошел непонятно как 4 километра, поворачивая в разные стороны, как будто кто-то ведет, и после этого подхожу к какой-то деревне. А там должен быть батюшка, который должен был уезжать назавтра. Я стучу. Меня спрашивают: «Кто там?» Я говорю: «Псаломщик приехал, место посмотреть, где служить буду». Они не открывают, бандитов боятся. Потом все-таки открыли, и все удивлялись, как я дошел до них ночью. Разве не чудо? Явное чудо, когда Господь привел. Чудесами полна наша жизнь, только надо присмотреться и увидеть, что Бог ведет. Отдайся Ему, предайся Ему, ищи Его. И Он будет тебя вести до конца твоей жизни.

Мы очень быстро вымираем


— Как вы считаете, какая у нас сейчас в обществе самая большая проблема?

— Гедонизм. Всеобщая установка на удовольствия. Смысл жизни в поиске удовольствий и развлечений. Пей пепси-колу, дыши футболом!

— Национальная идея есть?

— Национальная идея — это расслабление, бездеятельность и поиск удовольствий. То есть все наши СМИ широко пропагандируют все виды смертных грехов — разврат, убийства, сребролюбие, гордыню, злобу, алкоголизм. Это самое страшное: меняется генетический код русского человека. Что было для русского человека свойственно? Стремление к духовным идеалам, жизнь по совести. И вот сейчас все меняется. Вместо Бога — маммона, сребролюбие, вместо веры, взаимопомощи и любви к ближнему — похоть, сладострастие, разврат. И если наша молодежь это усвоит и примет как руководство к действию, она перестанет быть и русской и православной, полностью порвет со своей исторической преемственностью, а значит, такой народ обречен на исчезновение.

— То, что мы видим сейчас в связи с ухудшающейся демографической ситуацией?

— Да. Мы вымираем со скоростью 1 миллион человек в год. Это официальные данные. Ожидается еще большая скорость вымирания.

— Хуже, чем война. Даже афганская война унесла около 15 тысяч человек за 10 лет.

— Идет бесшумная война. Уничтожение людей. Самое главное, что идет вымирание, и последующие поколения все более и более ослаблены. Ведь существует проклятье родовое. Сказано: «Благословение Господне до седьмого колена праведнику, а проклятье Божие до третьего-четвертого колена грешнику». А что значит проклятье? Вот если человек был алкоголиком, наркоманом, блудил, то когда он зачинает детей, он расположенность к этим смертным грехам им передает. И люди уже рождаются с предрасположенностью к блуду, алкоголизму, наркомании. Они уже духовно и физически ослаблены. Они не виноваты в этих грехах. С них не спросишь. Они сами больны. И если он пойдет тем же путем греха, что и родители, у него вообще не будет детей, или это будут просто уроды или люди с ложной сексуальной ориентацией. Как нам в качестве примеров всяких Пенкиных, Сердючек, Моисеевых показывают на экране. Это подается как идеал: певец, богатый человек, популярный, а для нас это люди, Богом проклятые. Род, проклятый Богом, потому что у него не будет потомства, не будет детей. Все! Это Божие проклятье. На них род прервется.

Николай Гурьянов — святой человек!


— Отец Алексей, вы счастливый человек?

— Я считаю, что да.

— Удается ли вам реализовывать те способности и дары, которые Бог вложил в вас?

— Я живу с Богом, и считаю, что на все воля Его. Я предался Тебе, Господи, как хочешь, так и устраивай... Поэтому все, что ни происходит со мной, происходит по промыслу Божьему, и все движется в той мере, как угодно Богу, а значит, и полезно мне. Поэтому я человек счастливый.

— Вот вы были знакомы со старцем Николаем Гурьяновым. Скажите несколько слов о нем…

— Николай Гурьянов — одно из самых ярких впечатлений в моей жизни. От него явная святость исходила и лучился свет. Одно пребывание с ним порядка десяти минут давало заряд бодрости на полгода.

— А как вы к нему попали?

— У меня был знакомый друг, священник, сейчас он иеромонах. Он был его духовным чадом. И он мне сказал: «Вот я собираюсь на остров к батюшке, к своему духовнику, к старцу. Не хочешь?» Я ему говорю: «Конечно, хочу». И мы с ним поехали. Путешествие было непростое. Мы ехали на автобусе, потом плыли на катере через озеро. Была осень, ветер, волнение. Приехали, подошли к его дому, и, на удивление, старец говорил со мной откровенно и четко. Бывали моменты, когда он юродствовал, отвечал иносказательно. А у меня был заготовлен целый список вопросов, которые я должен был с ним решать. И я с ними прихожу, а когда попадаешь в атмосферу благодати, и все вопросы исчезают, потому что человеку просто хорошо и радостно. Вспомните, когда Апостол Петр на Фаворской горе хотел построить три кущи, ему так хорошо было, что не хотелось, чтобы это состояние проходило, хотелось всегда в нем находиться. Так и рядом со старцем. Такая благодать Божья, когда все забывается, кажется мелким. Вот я какой-то вопрос задаю. Он говорит: «Доставай свой список». Он знал, что у меня список в кармане. Я достаю список и начинаю его оглашать. На все вопросы, что я задал, он мне дал ответ, и все исполнилось.

— А вы задали вопросы касательно своего будущего?

— Да, и своей будущей жизни, как мне поступать, что мне делать. Все он мне очень конкретно и четко сказал, и абсолютно все исполнилось. И самое главное правило, которое он мне сказал, — я считаю, что оно относится ко всем людям. Я его очень часто повторяю. Он сказал: «Отец Алексей, запомни, ты не хуже других и не лучше других. Ты такой, как все». И вот это помогает человеку удержаться от гордости и не впасть в отчаяние. Как говорил Преподобный Силуан: «Держи свой ум в аде, и не отчаивайся». Знай, что по грехам своим достоин ада, но Господь по благодати Своей спасет тебя. Нет места для гордости — ты такой, как все, и нет места для отчаяния — Господь тебя любит, ты не хуже других, Господь тебе поможет.

— Он вам снился?

— Нет, не снился, но вот у меня его фотографии, портреты дома, и когда смотришь и видишь, что он живо смотрит с них, что он там на небесах, и ты с молитвой к нему обращаешься, конечно, он поможет, несомненно.

Найдите жемчужину духовной жизни!


— Как вы считаете, что Церковь должна сделать, чтобы люди заинтересовались ею, стали массово приходить туда?

— Это от людей зависит. Прежде всего, надо шире выходить через СМИ, использовать все возможности по телевидению, по радио, в газетах, больше беседовать лично. Сейчас людям не хватает личностного общения. Когда вот такие беседы происходят, как здесь в центре за столом. Еще не каждый священник может, ведь нужен духовный опыт большой, жизнь по заповедям. Надо иметь, что дать другим. На мой взгляд, должно быть назначено в митрополии определенное число духовников, исповедников и вменено им не только быть на исповеди, исповедовать людей, но и в определенные дни быть в церкви для общения и бесед с людьми, которые в этом нуждаются. Как момент духовного окормления. Освободить их от других обязанностей. Чтобы они таким видом духовничества и занимались. Тогда это будет эффективно. И второй момент: исповеди не должны быть общими — когда человек подходит ко священнику, наклоняет голову и говорит: «Грешен, грешен», и все ему отпускается. «Грешен, грешен» — значит, ни в чем не грешен. Как к батюшке подходят миряне и все как один говорят: «Грешен, батюшка, грешен», — батюшка возмутился и говорит: «Я знаю, что я грешен, а вы-то что?» Человек до исповеди должен осознать свои грехи дома, выписать на бумажку, прийти и конкретно, четко их назвать и отречься от них. Вот тогда это будет эффективно. А общее состояние греховности — это еще ничто. А в чем конкретно грешен? А что дальше делать? Нельзя одновременно исповедь превращать в духовную беседу. Это должно происходить в другой обстановке.

— А может быть, и с людьми заниматься, которые приходят креститься?

— А это обязательно. Должна проводиться катехизация. Существуют воскресные школы, слава Богу. Людей надо подвигать, чтобы перед крещением они походили в воскресные школы. Провести с ними определенные беседы. Еще Ключевский говорил: «Русь была крещена, но не просвещена». Сейчас тоже, к сожалению, 60% русских крещены, но не просвещены. Не представляют основ духовной жизни, не имеют навыков и не имеют руководства в этом. Вот этим надо серьезно заниматься, делать на это серьезный упор. Не просто внешне требовать исполнения, а именно должна быть забота о духовной жизни мирян. Не строить храмы и золотить купола, хотя это тоже нужно, — но не этим должны заниматься священники, а должны заниматься духовной жизнью своей паствы. А хозяйственными работами должны заниматься благочестивые миряне и старосты. Оценивать священников надо не по количеству храмов восстановленных и позолоченных, а по той духовной пользе, которую они принесли людям.

— Что бы вы нашим читателям посоветовали? Учитывая, что газету читают и верующие и неверующие?

— Я посоветовал бы найти ту жемчужину духовной жизни, о которой говорил Господь. Это свое сердце, устремленное к Богу, это поиск благодати и жизнь по заповедям Божиим. Вот когда человек почувствует Бога живого, ту радость и благодать от общения с Ним, то он уже никогда ее не оставит, потому что быть полностью счастливым человек может, только найдя Бога в своем сердце, вступив с Ним в общение, живя по Его воле. Вот тогда он достигнет полноты счастья, полноты радости. В другом случае радости не будет. Пусть наши читатели найдут эту радость.

— Спасибо.

Вел беседу Сергей РОМАНОВ
Фото автора и Интернет


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх