Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Что ели древние евреи


ОСНОВОЙ ЖИЗНИ древних евреев было сельское хозяйство. Потому, естественно, в их питании присутствовало немало пищи, приготовленной из различных злаков, овощей, плодов.

Хлеб


В основном меню израильтян состояло из фруктов и овощей. Ну и, конечно же, на столе у каждого еврея был хлеб. В молитве Господней (см. Матф. 6:11) слово «хлеб» употребляется в значении пищи вообще. Первое место по потреблению занимал ячменный хлеб, поскольку ячменная мука намного дешевле пшеничной. (Пшеничный хлеб могли себе позволить лишь богатые люди.) Иногда евреи пекли хлеб из полбы (это особый вид пшеницы с ломким колосом).

Хлеб пекли каждый день. Сначала женщины отделяли зерна ячменя или пшеницы от семян плевел (этот сорняк растет вместе с пшеницей и ячменем и очень похож на них). Затем зерно мололи. В раннюю эпоху его просто растирали камнями, позднее стали молоть с помощью двух жерновов, один из которых был закреплен неподвижно, а второй вращался на оси. Потом замешивали тесто, добавляя в муку воду или оливковое масло. Пекли хлеб по-разному.

Выкапывали в земле яму и разводили в ней огонь. Когда все дрова сгорали, золу убирали и лепили по краям ямы, которая от огня была очень горячей, плоские лепешки из теста. Иногда хлеб пекли на раскаленных камнях или на широкой, но неглубокой глиняной миске, которую вверх дном клали на огонь. В богатых домах имелись глиняные духовки, внешне очень похожие на пчелиный улей. В нижней части духовки разводили огонь, а в верхнюю помещали хлеб. Пользовались популярностью и просто поджаренные на металлическом противне молодые хлебные зерна. К праздникам готовили пирожные и печенье.

Готовый хлеб или муку использовали для приношений Господу. Хлебные приношения сопровождали ежедневные, субботние и праздничные жертвы, как добровольные, так и по обету, соответственно количеству и роду приносимых в жертву животных. Так, например, на одного агнца приносили 1/10 ефы муки (что составляет 4 литра), на одного овна — 2/10 ефы (8 литров), на вола или тельца — 3/10 ефы муки (12 литров).

Овощи и фрукты


Большой популярностью в Израиле пользовался виноград. Его ели свежим, делали из него сок, изюм. Также собирали инжир (смоквы). Сушили и прессовали их в лепешки. Инжирные лепешки обычно брали в дорогу. Авигея дала Давиду и его людям среди прочих припасов «сто связок изюму и двести связок смокв» (см. 1 Цар. 25:18).

Также в Палестине росли финики. Листьями финиковых пальм народ приветствовал Иисуса Христа, входившего в Иерусалим. Финики использовались для приготовления специального соуса, харосета, обязательного для пасхальной трапезы.

Маслины ели свежими в октябре и маринованными в остальное время года. Еще более важным продуктом было получаемое из них масло. Гранаты, миндальные и фисташковые орехи дополняли меню израильтянина. Цитрусовые деревья стали сажать только в новозаветную эпоху.

Из овощей выращивали бобы, чечевицу и горох, которые сушили и хранили в кувшинах, а также чеснок, лук-порей, огурцы. Из них варили овощные супы.

Мясо и рыба


Мяса евреи ели немного. Тора строго предписывала, что можно, а чего нельзя употреблять в пищу. Основное правило сводилось к следующему: можно есть тех животных, которые жуют жвачку и у которых раздвоены копыта. Соответственно свинина была запрещена. В основном лакомились бараниной, козлятиной и мясом птиц, которых ловили силками. Богачи предпочитали мясо молодого барашка, телятину и говядину.

Обычно мясо варили. Исключение — жареный ягненок для пасхальной трапезы. Простые люди вообще ели мясо только по особым случаям, например, на торжественном ужине в честь религиозного праздника. После семейного жертвоприношения в местном святилище какая-то часть животного, принесенного в жертву, доставалась самой семье.

В новозаветную эпоху в пищу очень много стали употреблять рыбы. (Семеро из двенадцати учеников Иисуса были рыбаками.) Мелкую рыбу сушили, солили и ели с хлебом. Именно рыбой и хлебом Иисус насытил пять тысяч человек. Свежую рыбу пекли на огне, — такой завтрак Иисус приготовил для Своих учеников (см. Иоан. 21).

Сладости и приправы


Израильтяне не знали сахара. Вместо него обычно использовали мед диких пчел (см. истории Ионафана в 1 Цар. 14:25-27 и Самсона в Суд. 14:8). «Медом» называли также сироп, который варили из фиников и плодов рожкового дерева.

Большое значение в приготовлении пищи имели приправы. Для придания особого вкуса в еду добавляли мяту, анис и тмин. С помощью этих приправ можно было разнообразить скудный выбор блюд. Богатые израильтяне употребляли приправы, привозимые из Африки и Азии.

Напитки


Для питья использовали колодезную и родниковую воду. Ее держали в пористых глиняных кувшинах, где она, благодаря процессу испарения, оставалась прохладной. Поскольку воды в хозяйстве нужно было много, ее зачастую хранили в домашних резервуарах — ямах конической формы с водонепроницаемой облицовкой. Однако пить такую воду было очень опасно: она кишела микробами. В римскую эпоху в город вода поступала по акведуку (как в Кесарии и Вифлееме) или по трубам (как в Иерусалиме), но для питья она была непригодной.

Поэтому самым популярным напитком у евреев было вино. Но оно не было таким, каким мы себе сейчас представляем вино. Его крепость составляла всего лишь около четырех градусов (столько градусов содержится в кефире). Во время сбора винограда пили свежий виноградный сок, выдавливая его прямо из грозди в чашу.

Вином, смешанным с оливковым маслом, обрабатывали раны. (Добрый самарянин возливал масло и вино на раны человека, пострадавшего от разбойников (см. Лук. 10:34)).

Люди, давшие обет Богу или посвященные на какое-либо особое служение, полностью отказывались от вина (см. Лев. 10:9; Числ. 6:3). Пьянство в Израиле всегда осуждалось.

Израильтяне охотно пили козье молоко своих коз или покупное, которое приносил к дверям «молочник».

За столом


В крестьянском доме трапезы были очень простыми. Как такового завтрака не было вообще. В лучшем случае перекусывали по пути на работу. В середине дня обычно ели хлеб с оливками. Вечером подавали овощное пюре. «Ложками» служили куски хлеба, которые макали в общий котел. Если в доме были важные гости, в горшок с овощами могли положить мясо. Ели сидя на полу.

В богатом доме все было по-другому. В новозаветные времена за обедом гости возлежали на ложах, с трех сторон окружавших квадратный стол. И если меню бедняков, как правило, состояло из единственного блюда, то у знатных людей выбор был достаточно широк.

Сначала подавали закуски и вино, смешанное с медом. Затем на подносах вносили три главных блюда. Гости ели в основном руками, хотя для таких блюд, как суп, уже использовались ложки. На десерт подавали кондитерские изделия и фрукты.

Жившие в шатрах кочевники всегда предлагали гостю остаться у них на три дня и четыре часа (ни больше, ни меньше): именно столько времени, считали они, нужно для того, чтобы гость смог подкрепиться. Питались они в основном хлебными лепешками и молоком.

Игорь ГОНЧАРОВ
Использованные материалы:
«Библейская Энциклопедия»


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх