Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К следующей странице |

Владимир Цыганков: «Трезвость вошла
в мою жизнь органично»


«ВЕЧНЫЙ ЗОВ» продолжает рассказывать о людях, которые помогают страждущим избавляться от наркотической, алкогольной и других зависимостей, ставших бичом нашего общества, разрушающим здоровье и потенциал нации.

Владимир Анатольевич Цыганков — многолетний руководитель петербургских школ трезвения, которые действуют в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре и в приходе храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» у Московских Ворот.

За научные разработки и внедрение программ реабилитации зависимых и созависимых людей в 2005 году он получил звание академика Русской Академии. Имеет различные общественные награды — ордена и медали. В 2007 году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II наградил его орденом святого мученика Трифона III степени.

Вращаясь много лет в сфере людей, занимающихся различными способами отрезвления, я немало разного слышала о Цыганкове, купила даже несколько лет назад его книгу «Уроки трезвости», написанную в соавторстве со священником Алексием Морозом. Однако мои заочные представления о нем совершенно не совпали с реальностью. Я представляла его невысоким, черноволосым и подвижным пожилым человеком со следами алкогольного прошлого на лице, а встретила высокого молодого русоголового богатыря, добродушно улыбающегося и пышущего здоровьем. Когда я поделилась с Владимиром Анатольевичем своим удивлением, он бурно возмутился в ответ.

Быть трезвым — это классно!


— А почему все считают, что трезвостью может заниматься только бывший алкоголик? Я глубоко убежден в том, что не обязательно допиваться до ручки, чтобы понять, что быть трезвым — это классно, это интересно, что здорово просыпаться утром и не думать о стаканах и бутылках, а вести здоровый образ жизни, заниматься саморазвитием и чувствовать себя полноценным человеком.

Моей маме сейчас 81 год, и за всю жизнь она не выпила ни стопки, ни рюмки чего-либо спиртного. Возможно, под влиянием окружения я и стал бы со временем употреблять алкоголь, но, слава Богу, этого не случилось благодаря моему приходу в храм «Неупиваемая Чаша». Так что трезвость вошла в мою жизнь органично.

— Каким же образом вы оказались в роли ведущего противоалкогольных групп, Владимир Анатольевич?

— Это удивительно, но похоже, на этот путь меня сам Господь привел. Дело в том, что накануне своего 30-летия я стал всерьез задумываться о смысле жизни, пытаться понять, кто я такой, для чего пришел на этот свет. Переосмысливая свое бытие, я стал приходить к убеждению, что живем мы не только для того, чтобы встать утром, пойти на нелюбимую работу, оттарабанить там целый день, потом прийти домой, поужинать, завалиться на диван перед телевизором — и так изо дня в день… Я стал понимать, что есть что-то помимо этого материального мира. Уже с 1988 года, когда все открылось, когда появилась возможность прочесть Новый Завет, я стал ходить в разные храмы, интересоваться богословскими вопросами. И как-то в храме в честь иконы Владимирской Божией Матери увидел объявление, что на таких-то волнах с такого-то числа будет вещать «Православное радио Санкт-Петербурга». Я обрадовался, стал регулярно слушать его, и из этих передач узнал о храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» у Московских Ворот, что на Цветочной улице при заводе АТИ. Сам этот храм и радиостудия при нем были созданы по инициативе директора завода С. Е. Васильева, который, отрезвившись на курсах известного преподавателя В. А. Михайлова, решил внести свой вклад в дело отрезвления и оздоровления людей. Я стал ходить в этот храм на Цветочной и слушать там проповеди тогдашнего настоятеля, известнейшего священника Александра Захарова. Мне очень понравилась царившая там атмосфера трезвости, моя душа всегда лежала к поиску себя, к возможности что-то сделать для других людей, и я легко пришел к необходимости принятия сознательной трезвости, которая стала с тех пор моим жизненным убеждением.

Когда я, наконец, надумал креститься, настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» стал митрофорный протоиерей Иоанн Миронов. Сам он был духовным братом отца Николая Гурьянова с острова Залит, и как-то вместе с группой прихожан из разных храмов мы отправились на встречу к знаменитому старцу, к которому ехали тогда уже со всей России. Большинство людей в личной беседе с прозорливым старцем старались, наверное, получить ответы на самые животрепещущие вопросы. А я подошел к нему и, представляете, что спросил: «Креститься мне или нет?» До сих пор и смешно и стыдно за свою наивность. Тем не менее, после того, как отец Николай ответил мне, что некрещеным человеку просто быть грех, я отбросил все свои сомнения и покрестился у отца Иоанна в храме на Цветочной улице, где и несу служение до сего дня.

Поставили перед фактом


Ну а раз покрестился, мне тут же решили дать послушание и отправили к Михайлову, который вел при храме противоалкогольные группы. Владимир Алексеевич, узнав, что я трезвенник, тут же предложил мне вести занятия с группой прямо со следующего дня, несмотря на мои испуганные заверения, что я ничего не знаю и не умею работать с людьми.

— А кем вы работали на тот момент?

— Я по первому своему образованию инженер, закончил Институт кино и телевидения, поэтому работал в одном из театров города главным инженером.

Так вот, когда меня просто поставили перед фактом, ничего толком не объяснив, я страшно растерялся. Ну, думаю, попал, что я скажу этим мужикам, да и кто меня слушать будет? Однако отказываться от послушания — грех, и я, конечно, не мог ослушаться такого мудрого духовника, как отец Иоанн Миронов.

— А что, Владимир Алексеевич даже не стал обучать вас ведению курсов и контролировать, как у вас это получается?

— Нет, Михайлов просто уехал к себе в деревню, снабдив меня своими лекциями, и я был уверен, что его эксперимент со мной после одной встречей с людьми и закончится. Однако меня почему-то внимательно слушали, люди не разбежались, хотя говорил я вовсе не о трезвости, а о том, что человек для чего-то пришел на этот свет, что он должен как-то послужить на пользу обществу и другим людям, особенно в церковной ограде. Как ни странно, потом эти мои первые слушатели стали спрашивать, когда снова будет вести занятия Цыганков, и постепенно на мои лекции стало приходить все больше людей.

В тот же период времени я начал писать различные статьи, методические пособия, а потом и книги по трезвеннической проблематике. В итоге, на сегодня я являюсь автором шести книг, 30-ти методических пособий и более 100 журнальных и газетных статей, за что меня приняли в члены Союза журналистов Санкт-Петербурга. Много лет я являюсь также постоянным ведущим еженедельной программы «Радиошкола трезвения» на «Православном радио Санкт-Петербурга». Ну а позже я поступил на факультет психологии при Академии постдипломного педагогического образования, закончил его и стал дипломированным психологом. А теперь намереваюсь получить специализацию по клинической психологии в МАПО.

Союз врача, психолога и священника


— Как же вы попали в Митрополичий корпус Александро-Невской Лавры и стали возглавлять отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии?

ВЛАДИМИР ЦЫГАНКОВ и священник Александр Калинин совершают водосвятный молебен
ВЛАДИМИР ЦЫГАНКОВ и священник Александр Калинин
совершают водосвятный молебен

— Когда при нашей митрополии создавался такой отдел в 2003 году, толковых православных специалистов-трезвенников у нас в городе было так мало, что их можно было по пальцам одной руки пересчитать. Вот и пал выбор на меня. Так появилась при Лавре школа трезвения, которая объединила в своей деятельности труд православных врачей, педагогов, психологов и священников. Такой крепкий союз врача, психолога и священника может дать, на мой взгляд, наиболее надежные и устойчивые результаты при работе с зависимыми людьми.

— Какие мероприятия проводятся вашей школой?

— Прежде всего, это спецкурсы по преодолению алкогольной, табачной и игровой зависимостей, которые проводятся индивидуально и в группах по 12-25 человек. Спецкурсы действуют в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры, в приходе храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ (ул. Цветочная, 16) и на 4-й Советской улице, д. 3.

Кроме того, в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры (Бирюзовый зал) проходят по средам открытые лекции православных врачей «Здоровье православному человеку». Лекции эти собирают аудиторию от 80 до 250 человек, и по их окончании православные врачи проводят индивидуальные консультации.

Два раза в неделю я веду семинары Православной школы психологии и медицины по следующим направлениям: преодоление кризисов в семейных отношениях, типичные ошибки в воспитании детей, психологическая защита, основы православной психологии. Проводятся у нас также социально-психологические тренинги и индивидуальные консультации психологов при необходимости.

Книжная лавка Православной школы психологии и медицины предлагает аудио- и видеокурсы, специальную методическую литературу по преодолению различных патологических зависимостей и созависимости, книги по лекарственным растениям, фитосборы, мед, масла.

Важно избавиться от лжи


— Как попасть на ваши лекции и семинары тем, кто про вас еще не знает?

— Прежде всего, нужно позвонить по телефону 8 (812) 274-33-04 и прийти к нашему консультанту за подробными анкетами, тестами и домашними заданиями, которые нужно заполнить и выполнить, чтобы попасть на первичный прием к специалистам — врачу и психологу. Многих уже это отпугивает — писать что-то нужно, думать, анализировать. Ведь к нам почему люди обращаются — бесплатно, и на учет наркологический не ставят, как во всех остальных местах. Думают, хоть здесь халява, а тут нужно идти за какими-то бумагами, заполнять их. Зависимые люди привыкли уже, что, в основном, все их проблемы за них кто-то другой решает. Так происходит первый отсев тех, кто еще не готов работать по нашей программе. Нам же эти анкеты и тесты нужны, чтобы понять, что за человек обратился к нам за помощью, какие он имеет проблемы, как он мыслит, есть ли у него попутные соматические и психические заболевания, а они почти всегда бывают у длительно пьющих людей. Если человека это не испугало, он все заполнил и пришел на первичный прием, то начинается этап, который называется «подготовка к реабилитации».

— Что все-таки нужно сделать, чтобы человек решил отказаться от самоотравления и избавился от алкогольной зависимости?

— Избавиться от алкогольной зависимости человеку зачастую мешает его ложное представление, что кто-то или что-то может это сделать за него. Это очень распространенная иллюзия. Именно на необходимость принятия твердого намерения жить трезво и обращается внимание слушателей в школе трезвения в первую очередь.

Все пьющие люди должны знать, что если установки на трезвость у них нет, то придется пройти унижения, остаться без средств к существованию, прочувствовать раскаяние за пропитые и прокуренные деньги; утратить здоровье, чтобы узнать, каково жить с набором серьезных хронических заболеваний; лишиться близких, чтобы понять значимость теплоты родственных отношений.

Если человек проходит такой, можно сказать, психологический тренажер начального уровня, это уже неплохо. Можно с ним двигаться дальше и постепенно подключать к участию в группах психологической поддержки, где он обретает возможность теплого эмоционального общения в кругу единомышленников и проходит период первичной ремиссии, который длится 10-12 месяцев и подготавливает человека к принятию обета трезвости, который проводит в Никольском храме Александро-Невской Лавры священник Алексий Мороз.

Лествица трезвения


— Может человек обойтись без Божьей помощи и сохранять при этом трезвый образ жизни?

— Я убежден, что сохранить трезвенные убеждения только лишь самому человеку невозможно, слишком силен бес страсти. Изучение дореволюционного опыта утверждения трезвости и святоотеческого взгляда на природу страстей позволяет понять, что истоками всех зависимостей являются не только физиологические и биохимические нарушения, а поврежденность души. Это духовно-нравственные заболевания, проистекающие от искажения сознания и помрачения ума. Поэтому и нужно восстанавливать в первую очередь мышление, формируя посредством его изменения здоровые чувства и поведение. Конечной целью такого лечения является восстановление целостности всех трех составляющих человеческой личности: духа, души и тела. В нашей школе трезвения разработана так называемая Лествица трезвения для преодоления алкоголизма, состоящая из 12 ступеней. Так вот, только на второй ступени приходит к человеку трезвомыслие, а на третьей уже начинается процесс самопознания, когда приходит осознание, что алкоголь не только разрушает нашу временную жизнь, но и лишает жизни вечной. Тогда только человек начинает видеть нужду в Спасителе, обретает веру и смирение. Ведь что обычно движет пьющим человеком? Гордая уверенность, что он сам может бросить пить, если захочет. И если уж он не попил месяц-другой, так его гордыня и вовсе раздувается: могу, мол, вот какой я герой. И после этого человек чаще всего уходит в глубокий запой. Потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», говорил Апостол Петр.

Отсечение своей грешной воли и поиск воли Божией начинается как раз на пятой ступени нашей Лествицы. И только на шестой ступени Лествицы к человеку приходит решение не только жить трезво, но и жить по заповедям Божьим.

Полное духовное трезвение, к которому человек приходит к двенадцатой ступени — это полное освобождение человека от грехов и греховных помыслов, умение справляться с ними с помощью молитвы, поста, церкви и, конечно, с помощью Божьей.

— Какова, на ваш взгляд, главная причина развития алкогольной зависимости?

— Из нашего опыта утверждения трезвости мы знаем, что главной причиной алкоголизма и иных форм патологических зависимостей является обессмысливание современной жизни, отсутствие высоких целей, определяющих смысл существования человека на земле. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров... Это расплата за идеологию потребительства, за приоритет материального начала над духовным».

«Бейся там, где стоишь»


— Многие ли вам помогают?

— К сожалению, сегодня в нашем городе, да и в большинстве других приходов страны, трезвенная работа с людьми — это инициатива одиночек. Собственно говоря, и наш отдел при епархии был создан по добровольной инициативе протоиерея Сергея Белькова, который и работает сейчас с наркозависимыми людьми в нашем реабилитационном центре.

Мы пытаемся распространить наш уникальный опыт работы в церковной среде и учим тех священнослужителей, которые хотели бы вести подобную работу при своих приходах. Но это опять не имеет системного характера и является личной инициативой отдельных людей.

— Как же вам удается сохранять оптимистический настрой при столь малой поддержке ваших усилий, Владимир Анатольевич?

— Мне очень понравились слова, сказанные много веков назад благоверным князем Александром Невским: «Бейся там, где стоишь». Можно, конечно, возмущаться, суетиться, бегать по инстанциям, а можно просто хорошо делать свою работу в том месте, где ты поставлен на это служении. Вот и мы делаем по максимуму то, что мы можем делать в наших условиях, выживая и выстаивая порой только с помощью Божией.

Ничего не навязываем!


— С алкоголиками разобрались. А как помочь наркоману?

— Наша программа реабилитации наркозависимой молодежи предполагает активное включение родителей в процесс выздоровления детей-наркоманов. Тем родителям, кому «некогда приходить на встречи», «нет необходимости встречаться со специалистами», «не требуется воцерковление», мы предлагаем искать иные реабилитационные программы.

Те, кто согласны на наши условия совместной работы, пишут заявление о приеме в антинаркотический центр «Воскресение» и получают соответствующие анкеты для заполнения. С заполненными анкетами они приходят на индивидуальную консультацию с психологом, а затем и священником, руководителем центра. Последний определяет меру их готовности и время направления в реабилитационный центр «Саперное» или иные православные центры области.

— Возможна ли эффективная реабилитация наркозависимых в амбулаторных условиях, без отъезда в стационарный реабилитационный центр?

— Практика показывает: да, возможна. Только далеко не всем амбулаторные программы могут подойти. Это определяется индивидуально в ходе подготовительной работы, которая может длиться до пяти-шести недель. Однако, на мой взгляд, в общине человек легче обретает опыт молитвы и воцерковления. А это — наиболее эффективный метод помощи наркозависимым, который использует православный стационарный реабилитационный центр.

Родители учатся изменять свои негативные установки на позитивные, заменять свой страх верой, отвержение — любовью, презрение — уважением, ложную надежду на себя — истинной надеждой на Бога.

— Где и как происходит вхождение в программу реабилитации для наркозависимых?

— Епархиальный реабилитационный центр «Саперное» располагается в ста километрах от Санкт-Петербурга на Карельском перешейке на базе православного храма во имя Коневской иконы Божией Матери. С 1996 года настоятелем храма является протоиерей Сергий Бельков.

Интересно то, что через год после освящения этой удивительной по своей красоте церкви, на всенощном бдении в престольный праздник, прихожане церкви стали свидетелями чуда — мироточения храмового Коневского образа Божией Матери, написанного бывшим наркоманом.

— Каковы результаты работы?

— За 12 лет реабилитацию успешно прошли в нашем центре около 400 молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. Благодаря трезвому и общинному образу жизни, таинствам Церкви люди менялись на глазах. Спустя некоторое время уже не верилось, что они были наркоманами. Все, кто не оставил Бога, оставили наркотики.

Окружная антинаркотическая комиссия при полномочном представителе Президента в Северо-Западном федеральном округе признала высокую эффективность работы, проводимой центром «Саперное», и рекомендовала накопленный опыт к распространению. Кроме того, от полномочного представителя Президента было обращение к Правящему Архиерею с просьбой о создании отдела по противодействию наркомании и алкоголизму в Санкт-Петербургской епархии. Такой отдел был создан 1 октября 2003 года, а вскоре реабилитационный центр «Саперное» получил епархиальный статус.

— Как проходит реабилитация?

— Этап вхождения в реабилитационный процесс в епархиальном центре «Саперное» длится приблизительно две-три недели. В этот период с человеком не ведутся какие-либо значимые духовные беседы, поскольку существует важное правило: разговор о вопросах веры навязывать нельзя, но можно через некоторое время предлагать как ответ на уже созревшие вопросы. Иными словами, беседы о конкретных шагах к духовному исцелению полезны только тогда, когда человек желает и способен им следовать.

Есть, тем не менее, ряд требований, которые наши подопечные понимают и принимают. Правилами проживания в общине не разрешается сквернословие, табакокурение, а также употребление алкоголя и других средств, одурманивающих сознание. Теми же правилами рекомендуется не привозить с собой личные деньги или какие-то предметы роскоши: богатую одежду, ценные часы, украшения и мобильные телефоны. Такие требования установлены для того, чтобы не провоцировать у наших подопечных соблазн купить или выменять на эти вещи наркотики, сигареты, алкогольные напитки. Кроме того, в центре действует добровольное обязательство не совершать самовольный уход за территорию реабилитационного центра.

Существует и еще одно немаловажное условие, о котором напоминают всем прибывающим на реабилитацию: для того, кто не готов принять сложившийся у нас уклад православной общинной жизни, повторное поступление исключено. Для таких молодых людей это может быть важным профилактическим уроком, может как-то помочь в их последующей жизни. Впрочем, это важно не только для них, но и для людей, остающихся в общине.

Мы все — одна семья!

— На чем основана программа реабилитации для тех, кто все-таки остается в центре?

— Организация реабилитационной среды в центре «Саперное» строится по образу большой многодетной семьи. Во главе семьи находится священник, являющийся «строгим и любящим отцом», который определяет план работы, контроль за выполнением и качеством работы, понимающий чувства реабилитантов, помогающий разбираться в духовных и житейских вопросах. Образ женщины-матери несет матушка (жена священника). Она также общается с ребятами, показывает пример в работе (на поле, огороде, в домашнем хозяйстве), помогает им советом в семейных делах и общении с родителями, оделяет теплой материнской заботой. Помощь священнику оказывают несколько волонтеров (ребят, которые прошли реабилитацию в центре и имеют стойкую ремиссию от 3 до 5 лет). Следующим звеном идет костяк группы — «старшие дети» — это ребята, которые живут на приходе 3-4 и более месяцев, знающие порядки, дисциплину, которым доверяют. Они помогают адаптироваться вновь поступившим и служат им примером. Новые ребята — «младшие братья» — входят в общину по одному. Продолжительность реабилитации составляет, в среднем, девять месяцев.

Во главу всего проекта изначально поставлена любовь, доверие, желание помочь человеку встать на правильный путь.

Очень важными составляющими нашей реабилитационной программы являются воспитательный, образовательный и социально-терапевтический компоненты, которые и дают высокую эффективность нашей программы — приводят к устойчивой ремиссии 76-78% наших подопечных.

Таких высоких показателей эффективности мало где достигают в мировой практике работы с наркозависимыми людьми.

— Владимир Анатольевич, ответьте на традиционный вопрос нашей газеты: случались ли в вашей жизни чудеса, и расскажите о самых ярких из них.

— Самое яркое чудо, которое я наблюдаю регулярно — это рождение нового трезвого разумного человека из бывшего наркомана или алкоголика. Чудом является и то, что Промыслом Божьим я пришел на этот путь помощи людям и могу участвовать в этом удивительном процессе их преображения.

Светлана ТРОИЦКАЯ
Фотографии из архива
В. Цыганкова


| К оглавлению | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх