Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Протоиерей Артемий Скрипкин: «Смотрю в будущее в оптимизмом!»


ПРОТОИЕРЕЙ АРТЕМИЙ СКРИПКИН — настоятель храма Святых Апостолов Петра и Павла при РГПУ им. А.И. Герцена. Творческий и увлеченный человек, он проводит активную работу с молодыми петербуржцами, являясь председателем Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии. Днем, когда солнечные лучи чудесно ниспадали сквозь высокое окно, озаряя интерьер возрожденного храма, отец Артемий дал интервью газете «Вечный Зов». О духовных поисках и человеческом предназначении, о важности обретения Бога и судьбе России — об этом и о многом другом шла речь в нашей беседе.

У меня было монастырское детство


— Отец Артемий, вы учились в школе при Консерватории, окончили школу театрального искусства. Как пришло решение поступить в Духовную Семинарию?

— Я встретил человека, который впервые подал мне идею о поступлении в учебное заведение, где можно получить богословское образование. С детства меня волновали вопросы на эту тему. Изначально эта идея была продиктована стремлением получить богословское образование. После школы по благословению тогдашнего Митрополита Алексия, нынешнего Патриарха, с рекомендацией от Князь-Владимирского собора я поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию. Желание служить Богу в качестве священника возникло уже позже, после окончания этого учебного заведения.

— Это были ваши духовные искания?

— Да, это были духовные и философские, богословские искания. Не только мои. У нас образовался круг молодых людей-единомышленников. Так получилось, что Господь послал мне друзей, с которыми мы говорили на эту тему. Они тоже в значительной степени сформировали мое мировоззрение.

— А может, вас подтолкнуло к духовному поиску то, что вы росли в творческой семье?

— Возможно, это взаимосвязано. Дело в том, что мой отец — художник-реставратор — работал в Новгороде, в Юрьевом монастыре. Можно сказать, я там провел свои детские годы. Как ни странно, в советское время у меня было монастырское детство. Все происходило на моих глазах: и работа, и отдых, и веселье. Это ощущение благодати, особой энергетики было очень явным.

— Каким был ваш путь к Богу?

— Он был сопряжен с различными искушениями, исканиями. Бывает, человек сразу находит Бога и воцерковляется. У меня было не так. Воцерковление было долгим и достаточно сложным. Важным этапом на этом пути была поездка на Валаам. Там мы с ребятами провели несколько месяцев. Когда я вернулся домой после этой поездки, я понял, что стал христианином, ощутил себя обновленным человеком. Этот опыт монастырской жизни, мне кажется, очень важен для нашего современника, который живет в урбанистической, техногенной цивилизации, в состоянии отчуждения, оторванности не только от Бога, но и от природы.

Обретение Бога напоминает любовь


НИКОЛАЙ ВАЛУЕВ заказал мерную икону для сына
НИКОЛАЙ ВАЛУЕВ заказал мерную икону для сына
— Как бы вы ответили человеку на вопрос: «Чем вы докажете, что Бог есть?»

— Обретение Бога — это вещь очень глубокая, тонкая, интимная. Здесь вряд ли уместны какие-то доказательства: этот путь человек может пройти только сам. Это напоминает любовь. Невозможно доказать человеку необходимость того, что он должен влюбиться. Это чувство должно прийти не извне, а из глубины души человека.

— Бывает, что, желая колеблющемуся человеку добра, его пытаются наставить на путь истинный, привести в церковь. Правомерно ли так делать или лучше предоставить свободу действий и выбора?

— Безусловно, человека нужно наставлять и направлять, но делать это надо крайне осторожно, бережно. Важно понимать, что человек — это очень тонкий, хрупкий инструмент. Любое наставление должно быть ненавязчивым и приправленным солью милосердия, любви к этому человеку, должно сочетаться с молитвой. Если мы любим кого-то и желаем ему спасения, мы должны подтвердить это перед Богом молитвенным ходатайством за этого человека, а не действовать чисто внешне в плане миссии.

— Нужно молиться за то, чтобы человек уверовал?

— Да, за то, чтобы он уверовал подлинно, ощутил Бога всей душой.

— Некоторые люди утверждают, что у них есть Бог в душе, но при этом отрицают такие проявления веры, как посещение церковной службы, участие в таинствах. Можно ли таких людей назвать истинно верующими?

— Такая позиция может быть двоякой. Иногда это просто отговорка. Человек говорит, что у него Бог в душе, чтобы от него отвязались. На самом деле он не ведет никакой духовной, религиозной жизни, дома не совершает никаких молитв и таким образом старается предотвратить покушение на свой внутренний мир, на свое время. Вторая ситуация, когда, действительно, это так и есть: в человеке присутствует внутреннее ощущение Бога. Тогда это можно назвать первичной стадией религиозности. В дальнейшем человек будет расти и перейдет на другой этап жизни. Ощущение сакрального, священного является первичным в религиозности. Просто его нужно развить, чтобы оно не было заглушено суетой, страстями, и потом уже из этой почвы произрастет древо веры и церковности. Бывает ведь и наоборот: человек ведет сугубо церковную жизнь, но эта его практика остается внешней, в душе он не меняется. Есть две крайности, и нужно найти золотую середину.

Бог имеет право требовать от нас подвига


ХРАМ ПОСЕТИЛ певец Юрий Шевчук с сыном
ХРАМ ПОСЕТИЛ певец Юрий Шевчук с сыном
— Человек предполагает, а Бог располагает. Можем ли мы понять Божий замысел относительно нашей жизни, или это тайна для нас?

— Безусловно, это тайная область, потому что узнать Божий замысел о себе, о мире — значит войти в тесное общение с Богом. Человеку это сложно, мы загрязнены грехом и, кроме того, в нас постоянно клокочет некая суета жизненная, которая отвлекает нас от лицезрения Бога. Человек должен стремиться к тому, чтобы общаться с Господом, это необходимо. В Православной Церкви есть особые люди, наделенные даром Святого Духа, так называемые старцы. Они несут пророческое служение. По важным жизненным вопросам, вопросам выбора, имеет смысл обращаться к таким людям за советом, за благословением. А в жизни необходимо искать водительства Святого Духа через общение с духовником, чтение Священного Писания. Господь дает определенные знаки в нашей жизни, знаки Своего присутствия, Своей воли. Нужно уметь читать эту книгу. Вся наша жизнь является Священным Писанием. И сердце человека, христианина, и наша совесть, и интуиция внутренняя, духовная — это также тончайшие инструменты Богообщения, великого искусства, которым человек должен овладеть. Что касается того, насколько можно сочетать свое служение с волей Божьей, я думаю, что это не только можно, но и должно. Другой вопрос, что наши представления о себе и о мире могут значительно отличаться от того, что замыслил Бог. Часто воля Божия для нас является чем-то совершенно неожиданным, даже шокирующим. В тот момент, когда она открывается, оказываешься в шоке: обнаруживаешь, что это совсем не то, что ты думал. Наши представления часто иллюзорны. Об этом говорит Священное Писание: «Вся мудрость человеческая — безумие перед Богом». То есть, входя в духовное общение с Богом, мы должны отказаться от привычных представлений о себе, о мире и о своем предназначении. Нужно пойти за Господом, если Он тебя призовет.

— Это то, что называют призванием — художник от Бога, музыкант от Бога?

— Бывают самые разные ситуации. Я знал одну молодую женщину, которая делала успешную карьеру в мире театра, но в глубине души она чувствовала, что это не ее путь. В таких сомнениях она обратилась к духовному старцу, к человеку, наделенному особой благодатью, и он подтвердил ее сомнения. Он сказал: «Да, это не твое призвание, бросай все это, ты должна стать врачом. Иди работать медсестрой». Она сначала обрадовалась тому, что получила подтверждение, а потом заколебалась. И, уже возвратясь в Петербург, все-таки решила остаться на своем прежнем поприще, продолжила работать театроведом. Прошло много лет, и до сих пор у нее сохранилось ощущение, что она идет не тем путем. Внешне она, может быть, и реализовалась, но в душе корит себя за то, что тогда не поступила так, как сказал ей старец. Но ведь это было тоже страшно — поменять жизнь так резко. Нужно иметь в виду, что Бог может требовать от нас подвига. Он имеет на это право.

— Призвание открывается только тем, кто не устает его искать?

— Нужно страдать в определенном смысле и заслужить это откровение. Как говорит православная молитва, «припади, человече, к Творцу, слезя и стеня. Той же, яко милосерд, даст тебе ум знать и волю Его». То есть Бог вовсе не обязан открывать нам Свою волю. Он вообще ничего не обязан. Мы исключительно обязаны Ему, и поэтому вопрошать Бога нужно со смирением, с терпением.

— Митрополит Владимир справедливо говорит: «Как дом пустует без хозяина, так и храм пустует без молитвы». Что для вас как настоятеля особенно важно, если говорить о возрождении храма при педагогическом университете?

— Во-первых, это домовой храм. Он не обращен на улицу, является храмом этого учебного заведения. Конечно, самая главная задача, которую мы ставим перед собой — чтобы в этот храм ходили преподаватели и студенты нашего университета. Это очень сложная задача, потому что студенты — наименее религиозная часть общества. И все же радостно видеть, когда это происходит. Что касается восстановления, то, на самом деле, проведен только первый этап, работы еще очень много.

— Иконостас у вас необычный.

— Студенты сами помогали в росписи временного иконостаса. Он сделан таким образом, чтобы можно было совершать богослужения для глухих. Чтобы глухие могли видеть происходящее в алтаре даже сквозь закрытые врата. Обычная классическая русская традиция — это иконостас как единая стена с маленькими вратами. Но есть и другие традиции. Наш иконостас более напоминает греческий.

— Ваш храм — единственный в Петербурге, где проводятся богослужения для глухих и слабослышащих людей. Как началось это служение?

— Дело в том, что когда-то здесь было Императорское училище для глухих и слабослышащих. Его упразднили, и в советское время, уже после войны, здание было передано Государственному педагогическому институту, ныне университету им. Герцена. После того как храм был возвращен Русской Православной Церкви, возникла идея возобновить служение для глухих. На этом пути Господь послал единомышленников, а также моего помощника Дионисия Заварицкого, который закончил кафедру сурдопедагогики и является профессионалом в данной области. Благодаря его помощи и помощи других добровольцев, удалось восстановить это богослужение.

— Расскажите об иконописной мастерской, которая работает при вашем храме.

— Там занимаются написанием мерных икон. Это особого рода иконы, которые пишутся в рост ребенка в момент рождения. Эти мерные иконы раньше были распространены на Руси, и сейчас идет возрождение традиции.

Людей все больше тянет в храм


КРЕСТНЫЙ ХОД «Общий путь Одигитрия»
КРЕСТНЫЙ ХОД «Общий путь Одигитрия»
— Отец Артемий, чем вы могли бы объяснить повышение интереса к вере в последние годы, особенно в молодежной среде?

— Храмов становится все больше. У людей появляется больше возможностей молиться Богу в православном храме. Больше становится молодых священников. Это гораздо проще для молодых людей — общаться с близким по возрасту священником, нет возрастного барьера. Кроме того, в самом обществе происходят большие перемены. Наблюдается цивилизационный поворот: последние 20 лет прошли под знаком пиетета перед Западом, либерализмом. Казалось, что вот-вот перед нами откроется какое-то райское царство счастливого благоденствия западного мира. Но произошло разочарование. Многие люди, пресытившись массовой культурой, начинают серьезно задумываться о православии, своей вере, вере своих предков, их тянет в храм Божий. Ну и еще один важный аспект — сам Господь призывает людей. Сам Господь является Миссионером и воздействует на их сердца.

— Вы стали одним из инициаторов строительства мобильных дворовых храмов, воздвигаемых за 1-2 дня. Расскажите, как идет дело, и много ли уже построено таких храмов?

— На самом деле пока что идет разработка такого проекта, который позволил бы строить храмы быстро, без длительных и сложных согласований и дорогих архитектурных решений. Я принимал участие в работе команды, которая продумывала эту тему. Сейчас этим активно занимается Российский клуб православных меценатов, у них есть федеральный проект «Семь храмов за неделю». Уже построен первый храм в городе Кемерово.

— Вы являетесь председателем Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии. По каким направлениям сейчас ведется работа с молодежью в смысле ее приобщения к православию, христианским ценностям, и какие методы вам кажутся особенно эффективными?

— Работа ведется по двум основным направлениям. Первое — это работа с уже воцерковленной молодежью. Второе — миссионерская работа. Газета «Студенческий клевер», которую мы выпускаем — как раз чисто миссионерский проект. Она рассчитана на нецерковную молодежь, на тех людей, которые, тем не менее, достаточно близки к Церкви, являются нашими союзниками. Что касается церковной молодежи, здесь исключительно важно создавать на приходах условия для того, чтобы приходская община и священники работали с молодыми людьми. В Петербурге уже существует около десятка молодежных православных центров именно при конкретных приходах. Это значит, что там есть помещения, есть священники, которые опекают эту молодежь, проходят встречи молодых людей, знакомства, паломничества, специальные богослужения, например, проводятся особые молебны о даровании христианского супружества, что очень актуально. Что касается общеепархиальных проектов, то здесь мы ежемесячно организуем встречи епархиальной молодежи, представителей разных приходов в рамках тем Координационного епархиального молодежного совета. Из крупных мероприятий общеепархиального масштаба хочется отметить православный молодежный крестный ход, который был в прошлом году и в этом году повторится. Я с удовольствием приглашаю всех желающих присоединиться. Он пройдет с 22 по 28 августа, на Успенье. Крестный ход в Тихвин, 112 километров из Старой Ладоги, нужно будет идти 5 дней. Приглашается православная молодежь — юноши и девушки, мужчины и женщины от 15 до 35 лет. Это совершенно замечательное мероприятие: можно будет не только пройти по родной земле, но и прикоснуться к великой святыне — иконе Тихвинской Божией Матери. В процессе крестного хода будут совершаться особые экскурсии, встречи со священниками, мирянами, общение духовное. Есть и другие мероприятия: конференции, балы, различные паломнические поездки, рассчитанные прежде всего на нашу православную молодежь.

Работа с молодежью — радостное общение


ВСТРЕЧА с молодежью
ВСТРЕЧА с молодежью
— Как вы считаете, работа с молодежью — это то, к чему вы призваны? Наверно, чувствуете в себе определенный педагогический дар?

— Дело в том, что, к сожалению, я не являюсь преподавателем нашего университета. Однако мы проводим встречи со студентами на разные темы. Кроме того, сейчас решением ректора университета при нашем храме создан центр духовно-нравственного просвещения студентов. В рамках работы центра подразумевается проведение систематических лекционных курсов, конференций и семинаров. Специфика работы с молодежью — это достаточно радостное общение, унывать тут явно не приходится, происходит много позитивного. Есть, конечно, и трудности, связанные с тем, что молодежь достаточно хаотичная. Иногда помещения при храме напоминают какой-то революционный штаб, очень много всякой суеты, бывает трудно сорганизоваться.

— Отец Артемий, каким, на ваш взгляд, должно быть преподавание основ православной культуры в школах? Что в этом деле вам кажется особенно важным?

— Безусловно, важна учебная программа. Она должна быть правильной, сбалансированной, разумной, адекватной. Важнейшим фактором здесь является заинтересованность и квалификация преподавателей. Церковь должна приложить все усилия к тому, чтобы основы православной культуры преподавали именно так, как это необходимо для достижения нужного эффекта — для того чтобы дети воцерковлялись и чтобы на первых порах такое преподавание хотя бы не вызывало антагонизма и не мешало (по принципу «не навреди»). Очень важна работа с директорами, потому что в школах все зависит от директора. От того, как он относится к преподаванию данного курса, фактически зависит судьба курса. Сама идея прекрасна, но исполнение ее может хромать.

Господь будет нас учить и лечить


ЮБИЛЕЙ ХРАМА Петра и Павла в РГПУ им. Герцена
ЮБИЛЕЙ ХРАМА Петра и Павла в РГПУ им. Герцена
— Что вас как верующего человека, священника, тревожит в современном обществе?

— Меня больше всего тревожит безразличие подавляющей массы людей, которые живут не по-христиански не в том смысле, что не исповедуют идеалов и ценностей христианских, а в том смысле, что плывут по течению, стараются не задумываться о смысле своей деятельности, смысле жизни. В этом таится самая большая опасность, потому что влияние средств массовой информации, духа мира сего является очень сильным, оно увлекает людей. Идет прямая пропаганда греха. Это мощная сила, энергетика. И когда люди безразличны, а таких, надо сказать, большинство, народ деградирует и теряет духовный иммунитет, а значит, будет подвергнут наказанию. Бог поругаем не бывает. Также меня беспокоят чудовищные размеры грехов, которые сейчас у нас совершаются: пьянство и воровство, огромное количество абортов, кризис семьи, распад отношений между людьми. Все это наводит на очень печальные мысли о нашем будущем: что же будет, как поет Юра Шевчук, с Родиной и с нами?

— А как бы вы ответили на этот риторический вопрос?

— Я смотрю в будущее с оптимизмом, но этот оптимизм ближе к сдержанному реализму. Как показывает опыт всей христианской истории, духовное возрождение в значительной степени связано со скорбями, которые посылаются людям Господом для очищения от грехов. Лично мне кажется, что России еще предстоит испить чашу скорбей, которые необходимы для очищения нашего народа. Само собой духовное возрождение не происходит, как мы видим. Мало было только падения коммунистической идеологии. Устранение внешних препятствий к вере, к исповеданию еще не означает обращения человека к Богу — вот что можно сказать в итоге прошедших 20 лет. Я думаю, нам не нужно быть какими-то иллюзионистами. Надо понимать, что, возможно, нас еще ждут скорби, страдания и потрясения, через которые Господь будет нас учить и лечить. По крайней мере, это вполне реалистичная перспектива, с точки зрения христианина.

— Получается, страдания нам во благо? Это лечение?

— Да, в Библии сказано: «Господь, которого сына любит, того и наказывает».

— Отец Артемий, чего бы вы пожелали читателям газеты «Вечный Зов»?

— Поздравляю всех читателей с прошедшей Троицей! Это день рождения Церкви, и в духовном смысле это день рождения каждого из нас, потому что все мы в ней родились для вечной жизни. Пока существует мир, она здесь, рядом, это знак надежды. Иди в храм, молись, обратись к Богу со всеми своими проблемами, заботами и радостями. Что бы ни происходило в жизни, какие бы ни были потрясения, треволнения и прочее, Церковь всегда открыта для каждого из нас.

Беседу вела Вера МУРАВЬЕВА
Фотографии Станислава Марченко


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх