Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

И встретились их глаза…

Памяти Святейшего Патриарха Алексия II




СЛУЧАЙ этот произошел в мае 89-го, теперь уже далекого, года. Вроде бы и случай не особенно выдающийся — ну, встретились два человека. Даже не говорили, а просто посмотрели друг другу в глаза... И разошлись в разные стороны. Но для одного из них эта встреча стала началом, точкой отсчета совсем иной жизни.

Грозный профессор


Молодой, здоровый и веселый учитель труда Владимир Колодин шел по Невскому проспекту, направляясь в свой институт (Педагогический им. Герцена, где он учился на заочном отделении факультета географии). Да, обычно он был весел, уверен в себе и, что называется, крепко стоял на ногах. Но в этот час не видно было в нем особого веселья, а также и уверенности не наблюдалось. Да и ноги держали не так уж и крепко… А дело все в том, что шел наш Володя сдавать итоговый экзамен за второй курс по землеведению и геологии. И не кому-нибудь, а самому профессору Клюшкину — самому грозному из всех преподавателей института. Одно упоминание о профессоре Клюшкине наводило на студентов-географов некоторый трепет с легкой дрожью. Даже поговорка такая сложилась: «Кто у Клюшкина землеведение сдаст, тот хоть сейчас под венец» (это значило, что сдавший сей предмет у грозного преподавателя уже может ничего не бояться, смело жениться или замуж выходить: все страшное уже позади).

И хотя Владимир уже не зеленым юношей был (позади армия, работа в школе), да и предмет вроде знал неплохо, но... Чувствовал себя, прямо скажем, неважно. Наверное, как Наполеон в ночь перед Ватерлоо. Волновался, одним словом, и все тут.

Встреча


Путь его к институту и грозному Клюшкину лежал мимо Казанского собора. Володе вообще-то собор нравился, но исключительно как «архитектурный памятник русского зодчества». К Богу и религии был Володя равнодушен — других дел хватало. (Так, кстати, большинство людей и поныне отговариваются: мол, времени для Бога у них нет.) А в этот раз, глядя на собор, решил вдруг Владимир помолиться про себя — то ли «на всякий случай», то ли еще неизвестно почему. А поскольку молиться он не умел, то сказал примерно так: «Господи! Если Ты есть, помоги мне сдать это землеведение... Помоги, пожалуйста!»

Хотел было дальше идти, как вдруг видит: прямо перед ним стоит красивая белая машина, а возле нее два священника, в облачениях, беседуют тихо. «Ох ты, — думает Володя, — так ведь это примета добрая — перед зачетом священника встретить! Ну, теперь точно сдам, и никакой Клюшкин мне не помеха!»

Приободрился наш Володя и зашагал веселее. Тут ему надо было как раз мимо этих священников проходить. Пригляделся Володя повнимательнее и вдруг видит: один из батюшек, в ризе золоченой, не кто иной, как сам Митрополит Алексий (он тогда еще Митрополитом Ленинградским и Новгородским был). Вот это да! Володя шаги замедлил — не каждый день вот так, запросто, на улице, самого Митрополита встретить можно! И так случилось, что в этот самый момент Митрополит Алексий ему, Володе, прямо в лицо взглянул. И встретились их глаза, и увидел Володя отчетливо, как добрая улыбка слегка тронула губы будущего Патриарха!

И от взгляда этого ласкового, и от улыбки доброй, сошла на Володю какая-то теплая волна... Он и сейчас это чувство объяснить не может, а только помнит — тепло ему очень стало, хорошо и уютно... И уверенность такая появилась откуда-то — да только не в себе уверенность, нет! Как будто этим взглядом сказал ему Митрополит Алексий: «Смелее, чадо! Все у тебя хорошо будет!»

«Я тоже его видела!»


Пришел Володя в институт спокойный и даже немного радостный, как будто на праздник идет, а не на экзамен к грозному профессору. Вошел в аудиторию, а там — как в улье пчелином! Все гудит: студенты волнуются, суетятся, друг дружку подбадривают… Один Володя спокоен, как сфинкс египетский. И еще одна студентка, Ира (она музыку в детском саду вела), вроде тоже не волнуется. Сидит в сторонке от других, а у самой глаза как-то светятся загадочно... И захотелось Владимиру ей по секрету про свою встречу рассказать — она девушка серьезная, смеяться не будет.

Только он ей, смущаясь немного, начал про это рассказывать, как Ирина вдруг палец к губам прикладывает и говорит тихо, чтоб другие не слышали:

— Ничего больше не говори... Я тоже его видела... И мне теперь очень хорошо!

Володя и рот открыл. Но в этот самый момент входит в аудиторию не кто иной, как сам Владимир Владимирович Клюшкин, собственной персоной! И говорит громко, ко всем:

— Минуточку внимания! До начала следующего занятия у меня есть ровно тридцать минут. Кто готов сдать экзамен по землеведению — милости прошу ко мне!

Все студенты так и замерли от неожиданности. А грозный преподаватель прибавил:

— Желающие — прошу поднять руки!

Всего двое студентов подняли руки — сначала Володя, а за ним Ирина... Профессор жестом пригласил их следовать за ним. Остальные на них с сочувствием смотрели, как на обреченных...

Экзамен — на «отлично»


Того, что дальше произошло, никто не ожидал: ни студенты, ни профессор Клюшкин, ни даже сами Володя с Ирой. Если коротко, то скажу так: самый трудный экзамен у самого строгого преподавателя Володя сдал на «отлично», Ирина — на «хорошо». Вот и весь сказ! Володя помнит: как билет вытянул, сразу увидел, что материал знает, и попросился отвечать. И ответил так, что профессор, много на своем веку повидавший, удивлен был чрезвычайно. А когда отдал Володе зачетку, сказал так (Володя до сих пор его слова помнит): «За всю мою преподавательскую деятельность впервые заочник получил “отлично” по землеведению!»

Когда Володя в коридор вышел, его студенты окружили, с сочувствием: «Зря, мол, ты так... Погорячился, а теперь, наверное, “неуд”?» А когда зачетку увидели (а там «отлично» красуется) — глазам не поверили! Не может, говорят, такого быть, и все. В природе такое невозможно! Поверили только, когда Ирина вышла с четверкой. Да, вот еще что: Ирина потом Володе призналась, что материала почти не знала. Каким чудом ответила, сама понять не может!

Несколько слов в заключение


Вот, пожалуй, и вся история о встрече двух студентов-заочников с будущим Патриархом Всея Руси. Кто-то может сказать: ну и что тут такого особенного? Много разных людей с Патриархом встречались — он вообще был человеком добрым и открытым для всех. К сожалению — «был»...

Но я бы вот что отметил. Во время этой встречи ведь ни одного слова сказано не было, только глаза говорили... И еще: совсем немного времени прошло, и Володя Колодин свое сердце к Богу обратил, уверовал, крещение принял. Случайность? Нет, у Бога случайностей не бывает!

А Володя тот день до сих пор во всех деталях помнит, будто это вчера было...

Андрей МАЕРШИН

ОТ АВТОРА. Имена и фамилии героев — подлинные. Владимир Васильевич Колодин сейчас несет служение в сане диакона в одной из церквей Санкт-Петербурга. О судьбе других участников этой истории — Ирины и профессора В. В. Клюшкина — у нас, к сожалению, сведений нет.

Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Второму — Царствие Небесное и вечная память!


| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх