|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Чудотворная
ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЮДИ — священники. Они серьезные в церкви, ходят с бородами, многие их боятся. А в быту они — сущие дети. И, познакомившись ближе, каждый поймет: их бояться не нужно, с ними даже пошутить можно. А еще с ними разные чудеса приключаются...
— К черту его! — отрывисто заявил Макс Бесчайников и, в подтверждение своих слов, ударил кулаком по столу.
Выпускник духовной семинарии Паша Листопадов, сидящий напротив, вздрогнул и украдкой смахнул с колен брызги кофе, выплеснувшегося из подскочившей чашки.
— К черту классическое наследие! — все больше возбуждаясь, продолжал художник-сюрреалист.
Он подался вперед, сунул в рот измятую сигарету и воскликнул:
— Ведь это несовершенно, неужели ты не видишь?!
— Картины Леонардо несовершенны?
Макс с сожалением посмотрел на приятеля:
— Птенчик!.. Как мало ты понимаешь в живописи! Творчество классиков, которое ты так превозносишь, ограничено консервативными канонами академической школы. Что можно увидеть на этих полотнах? Исторические события... войны, перевороты, казни... бр-р... политические передряги... ну, пейзажи там, натюрморты...
— Портреты, — вставил Паша.
— Тогда как цель искусства — передать не смысл, а чувство, — перебил его Бесчайников. — Остановимся на портретах. Смотришь на какую-нибудь княгиню Волконскую и видишь... что видишь? Кружева, ленты, локоны. Лицо круглое, что твоя хлебница. Нос чуточку вздернут, глазки томно полуопущены... А зачем все это?
— Зачем? — подхватил сбитый с толку Паша.
— В том-то и дело, приятель! — сказал воодушевленный художник. — Для чего вообще пишутся портреты? Чтобы передать психологическое состояние изображаемого, показать, какие помыслы, страсти, мечты обитают в этой душе, то есть буквально — дать портрет того, что невидимо! Когда художник устремляет на человека свой вдумчивый, проницательный взгляд, его интересует внутреннее состояние этого типа, а уж никак не бакенбарды, щеки, локоны и прочая чепуха!..
— К чему ты клонишь? — поинтересовался Паша Листопадов, которого уже начал тяготить затянувшийся спор.
— Если художник ставит перед собой задачу показать невидимое, то он и должен изображать это главное, а не растрачиваться на мелочи вроде парадных мундиров, париков и тройных подбородков! Ты видишь, что сидящего перед тобой человека терзает скорбь — изобрази эту скорбь, если он в отчаянии — нарисуй отчаяние; видишь, что он болен душой — не пожалей свинцовых, мрачных красок!..
— Постой! Но разве видимое не является выражением невидимого? — не утерпел Паша, позабыв о том, что минуту назад дал себе клятву не ввязываться в словесный поединок ни с одним художником. — Руки, овал лица, морщины — по всему можно судить о характере! А глаза, Макс! Как ты упустил это из виду? Допустим, сердце человека разрывается от радости. Сияющие глаза расскажут нам о безмерности счастья... Как вообще можно отказываться от изображения реальных предметов и явлений?
— Глаза, говоришь? — усмехнулся Макс Бесчайников, помешивая сахар в своем кофе, густом и черном, словно чернила двадцатилетней давности. — А ты знаешь, как трудно нарисовать глазное яблоко?.. Ага, не нравится? Вот какие мы, оказывается, романтики. Заглядывать в глаза испанским портретам позапрошлого столетия и восторгаться их бездонностью — это мы можем, это пожалуйста... Ты когда-нибудь видел глаз в разрезе?
Паша слабо качнул головой.
— Попробуй изобразить глазные мышцы, двигающие глазное яблоко, отверстия слезного канальца, покрывающего складку верхнего века, роговицу, плюс хрусталик, плюс стекловидное тело, плюс склеру, плюс радужную оболочку, и нигде не ошибиться. Или пейзаж... Ты знаешь, какая прорва времени уходит на изучение перспективы? Не говоря уж о натюрмортах. Практически невозможно правильно построить захудалый фаянсовый кувшин без линейки и циркуля. Мало того, что эти бесплодные усилия отнимают у нас время — они вдобавок убивают все вдохновение!
«А, так ты еще и непрофессионал», — подумал Паша, неодобрительно глядя на сюрреалиста.
— Сюрреализм —поистине уникальное направление в живописи, — увлеченно продолжал Макс. — Он раздвигает границы; перед художником открывается ряд бесчисленных возможностей... Сейчас ты сам в этом убедишься.
— Не надо! — запротестовал Паша, но художник уже скрылся за дверью кухни и вскоре появился с большим холстом в руках. Глаза его сияли.
— Взгляни, как я написал умиротворение, — произнес он, водружая картину на холодильник.
— Прочь! — не сдержавшись, завопил молодой диакон и вскочил с места. — Долой этот винегрет!..
— Паша! — удивленно воскликнул художник.
— Я сказал — убери!!! Иначе я вымажу твою картину маслом, полью вареньем, а сверху посыплю горчицей — так-то оно станет лучше, ее от этого не убудет!
— Извини, — говорил он через минуту, не зная, куда деваться от смущения. — Я люблю тебя, и ты мой друг, но... сюрреализм ненавижу. Не понимаю и не переношу.
— Уже поздно, — сухо произнес художник, — а у меня — несколько незавершенных этюдов.
— Да-да, ухожу, — поспешно поднялся Паша. — Но ты не сердись. Кстати, что у тебя с головой?
Макс тронул повязку.
— Пошел на кухню ночью чай пить, ну и опрокинул сковородку, — хмуро объяснил он. — Соседка привешивает чуть ли не к потолку. Доктор говорит — сотрясение.
— Болит? — участливо спросил Паша.
— Тебе пора, — повторил Макс.
Как и все талантливые люди, он тяжело переносил непонимание.
— Давай я за тебя помолюсь, — предложил Паша и, не дожидаясь ответа, обнял друга за плечи.
— Господь, помоги Максу, — сказал он. — На него упала сковородка... Ты знаешь, как ему больно. Пожалуйста, исцели его.
— Я не христианин, — угрюмо сказал Бесчайников, отпирая дверь. — Но я не ору, что твоя религия — туфта, когда ты заводишь душеспасительные беседы. Надо уважать мнения других.
* * *
Наутро в квартире Паши раздался телефонный звонок.
— Алло, — кричал в трубку Макс Бесчайников, — ты хоть понимаешь, что сделал?! Как только ты ушел, я выздоровел! Совсем! Снял повязку — и ни царапины!.. А была — вот такущая ссадина!.. Бог есть, Павел! Я чуть с ума не сошел от радости! И я, я... — голос художника прервался от волнения, ему не хватало слов. — Ты знаешь, я хотел что-то сделать, и тогда я... икону написал!!!
— Икону? — лицо Паши просияло.
— Я нарисовал Деву Марию!.. — объявил Макс. — Сейчас ты сам увидишь! Бегу к тебе!
«Наконец-то свершилось чудо! — радовался Паша, кладя трубку. — Этот охламон оставит свои разглагольствования о том, что предметом изображения должны быть мысли, сны, галлюцинации и так далее, и приобщится к настоящему искусству. Он будет славить Всевышнего в своих картинах...»
Размышления вскоре прервал звонок в дверь. Паша кинулся открывать.
— Ну где? Где?
Макс пробежал по коридору, таща под мышкой большую картину, и скрылся за дверью гостиной.
— Иди сюда! Тут больше света!
Макс поставил свое произведение напротив окна и торжественно сорвал тряпку, которой оно было обернуто.
— Вот! — гордо воскликнул Макс, отступая на шаг.
Лицо Паши вытянулось. Он раскрыл было рот, но слова застряли в горле.
Из хаоса буро-зеленых кубиков выступал нежно-голубой овал лица, плавно переходящий в квадрат, или в трапецию, — понять было сложно. Паша разглядел всего один глаз, написанный почему-то тремя цветами — лимонно-желтым, белым и светло-рубиновым, и некое подобие рта, а внизу — карикатурное изображение горящей свечи. Над головой существа, в эфире кубических наслоений, плавало нечто вроде алмазного венца, больше похожего на модель кристаллической решетки углерода.
— Я работал над ней всю ночь, — гордо сказал художник. — Я сразу решил подарить ее тебе. Она — твоя.
— Ты что — с ума сошел? — вымолвил Паша, пристально глядя на полотно. — Да это.. издевательство. Ничем не прикрытое богохульство. Ты извини, но когда о святых вещах говорят ТАКИМ языком... По моему, это бездарная и жалкая мазня, портрет, в котором нет ничего общего с оригиналом!.. — Паша нервно прошелся по комнате.
Он не хотел бросать Максу в лицо резких слов, но остановиться был не в силах. Он настолько любил Марию и не любил сюрреализм, что два этих понятия казались ему несовместимыми.
У художника опустились руки.
— Она твоя, — повторил Макс. — Я принес ее тебе... Я думал, ты обрадуешься... Делай, что хочешь.
Он надел свое кепи и ушел, хлопнув дверью.
Паша в растерянности стояыл перед картиной.
«Да как у него совести хватило притащить ко мне это безобразие!»
Он взволнованно прошелся по комнате, вышел в коридор и, весь погруженный в свои мысли, завернул на кухню. На плите хрипел и булькал чайник.
Паша раздраженно дернул чайник за ручку, намереваясь сорвать его с плиты, но сделал это так неосторожно, что струя бурлящей жидкости окатила ему руку.
— Ой-ей! — вскричал Паша, сунул руку в банку с холодным компотом, стоящую рядом, потом замотал полотенцем и принялся бегать по квартире.
Чем дольше он бегал, тем сильнее становилась боль и неотвязчивее мысль:
«Ты должен избавиться от этой чудовищной картины. По крайней мере, она не должна торчать в гостиной, на видном месте. Запихать ее на антресоли — вот выход!»
Паша подскочил к картине.
«Пусть пылится среди ненужных вещей!»
Он схватил холст рукой, обернутой в полотенце, и вдруг в ужасе отдернул ее. Словно электрический ток прошел от кончиков пальцев до самого плеча. Паша медленно размотал полотенце. Волдыри и красные пятна исчезли.
— Чудотворная!.. — ахнул молодой диакон и растерянно опустился на пол...
* * *
— Ты зря обидел друга, — сказал отец Валентин, накладывая в вазочку варенье.
Священник и Макс Бесчайников сидели в кухне у Паши, пили чай и беседовали о вчерашнем случае.
— Я был не прав, — согласился диакон, — но вот почему, никак не возьму в толк. Ведь нельзя же так рисовать Деву Марию.
— Сын мой, — кротко возразил отец Валентин, — этот человек вне себя от благодарности, с любовью к Господу написал свою икону. Он сделал это, как умел, и вложил в нее душу. Все, что сделано с любовью, славит Господа.
— Почему мне раньше не приходило это в голову? — сокрушенно воскликнул Паша. — Если мы делаем что-то для Бога с любовью — Он творит чудеса!
Воцарилось молчание, и все посмотрели в угол — туда, где под потолком, среди старинных образов, горела лампадка перед иконой, которую написал Макс Бесчайников.
Ксения РОМАНОВА
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|