|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Протоиерей Кирилл Копейкин: "Я обрел то, что всю жизнь искал!"
ПРОТОИЕРЕЙ Кирилл Копейкин — выпускник физического факультета СПбГУ, секретарь ученого совета Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидат физико-математических наук, кандидат богословия, с 1996 года возглавляет приход храма святых Апостолов Петра и Павла при СПбГУ.
Вскоре после юбилейной конференции о. Кирилл дал интервью нашей газете.
Меня Господь к этому вел
— Отец Кирилл, как вы решились так резко изменить свою судьбу — от науки прийти к религии и стать священником?
— Такое ощущение, как будто не я сам судьбу изменил, а так было предусмотрено. У меня с детства главная задача в жизни была — узнать истину, поэтому я стал заниматься физикой. Когда я уже учился на физическом факультете, я понял, что это не тот путь, который приводит к познанию истины. Я стал искать чего-то другого. Уже учась в аспирантуре, переехал на новую квартиру, которая была расположена недалеко от Александро-Невской Лавры. Помню, что была мысль: хорошо, что рядом с Лаврой — будет в Семинарию близко ходить. Я удивился этой мысли, потому что тогда еще не было в моих планах туда поступать. Получается, меня действительно Господь к этому вел и привел.
— Что повлияло на принятие окончательного решения?
— Решение посвятить себя Церкви пришло после столкновения со смертью. Умер мой отец сравнительно молодым, ему 55 лет было всего. Я помню, как после его смерти я целый день езжу туда-сюда — в морг, на кладбище, оформляю все. На другой день просыпаюсь, и первая мысль была такая: жить нужно так, чтобы сохранилось после смерти то, ради чего ты жил. Вслед за этим сразу пришло понимание, что нужно стать священником. Это как будто подсказка была. Такая радость наполнила душу! И потом, когда я окончил Семинарию, стал священником, у меня было ощущение такое, что я нашел истину, обрел то, что всю жизнь искал в других областях, к чему всегда стремился.
— Вы часто ощущаете присутствие Бога в вашей жизни?
— Бог присутствует практически постоянно. Мне кажется, переживание близости к Богу — это ощущение смысла происходящего. Не то, что нарушается естественный смысл вещей, а когда ты понимаешь: то, что происходит, — это осмысленно.
Вера должна пройти испытания
— Как вы считаете, молодой человек должен сам прийти к Богу или нужно помочь ему в этом?
— Это у всех по-разному получается, но я думаю, что-то становится нашим тогда, когда оно выстрадано. Чтобы вера стала действительно глубокой, она должна пройти некоторые испытания. Тогда человек будет ее хранить, и вера его станет хранить.
— В чем проявляется истинная вера?
— Слово «вера» буквально означает «верность», верность Богу. И она подразумевает определенные отношения между Богом и человеком. Эти отношения не всегда бывают осознанными. Самое главное — это не внешнее исполнение обрядов, а хранение верности Богу даже в обыденной жизни.
— Бывают ситуации, когда у верующего умирает родственник, далекий от религии, и он переживает: что будет с душой его близкого, ушедшего в мир иной без покаяния?
— Я не думаю, что для такого человека Царство Небесное закрыто. По-разному бывает. Может быть, человек вырос в такой среде, что веру просто не смог обрести. Например, мой отец был воспитан в коммунистическое время, и понятно, что он не был верующим, по крайней мере, большую часть своей жизни. Он был очень хорошим человеком — добрым, отзывчивым, честно работал и крестился незадолго до своей смерти. Я думаю, что Бог примет таких людей, хотя тот путь, которым они восходят, для нас неведом. Все литургические песнопения говорят о том, что Христос разрушил запоры ада. Если раньше, независимо от того, как человек жил, был грешником или праведником, путь на Небеса для него был закрыт, то после смерти и воскресения Христа путь посмертного восхождения оказался открыт для всех.
Физика как попытка узнать нечто о Боге
— Физик Макс Планк говорил: «Для верующих Бог находится в начале пути, для физика — в конце». Вы согласны с этим?
— Дело в том, что физика изначально возникла как попытка узнать нечто о Боге через рассмотрение Его творений. И в средние века физика называлась естественной теологией. Считалось, что раз Бог сотворил этот мир (а это было для всех людей очевидно), то, значит, Он, если можно так выразиться, оставляет отпечатки Своих пальцев на творениях, и, изучая законы мироздания, можно сказать нечто о Творце этих законов. Позднее физика забыла об этой исходной закономерности, но, мне кажется, в скрытом виде это осталось. Интересно, что когда мы проводили круглый стол священнослужителей-выпускников Университета, то большинство присутствующих было физиками.
— Как ученый секретарь Духовной Академии какие вы видите тенденции в церковной жизни?
— Хорошо, что растет образовательный уровень у духовенства. В советское время усиленно насаждался образ священника невежественного, простеца. Это делалось намеренно, чтобы человека от Церкви отодвинуть. Сегодня меня радует, что очень хорошие ребята поступают в Семинарию. Многие люди с высшим образованием. Соединение светского и духовного образования позволяет нынешним священнослужителям отвечать на вопрошания людей.
— Вы возглавляете созданный в Университете Научно-богословский центр междисциплинарных исследований. Какова его основная цель?
— Когда-то Церковь была единственным сакральным институтом цивилизации. Она претендовала на то, что обладает истиной, знает, куда вести народ. После эпохи Возрождения Церковь эту функцию утратила. Оказалось, что далеко не всегда она могла ответить на вопросы своего времени. Позднее эти функции перешли к науке. Сегодня, в эпоху постмодерна, и наука начинает утрачивать функции своей сакральности. Все меньше становится фундаментальной науки, все больше технологий. Мне кажется, что такое сопряжение — с одной стороны — достижений науки, объективного знания, с другой стороны — той духовной энергии, которая дается верой в Бога, — может оказаться полезным и для науки, и для Церкви.
— Как вы оцениваете заявление группы известных ученых, выступающих против усиления влияния Церкви на жизнь общества?
— Меня всегда поражало, что люди, очень умные и замечательно разбирающиеся в своей профессиональной области, могут быть совершенно невежественными в сфере духовной. Здесь печальное наследие советского прошлого, когда человеку внушали, что он не должен ни о чем задумываться, не должен думать о своей душе, должен только, как винтик, исполнять определенные функции в этом государстве.
Церковь учит жить, исходя из осознания своей конечности в этом мире, и понимать, что за этой конечностью наступит другое, бесконечное существование. И каким оно будет, зависит от того, как мы в этой жизни жили.
Ощущение родного дома
— Считается, что дети острее чувствуют Бога. Как это было у вас в детстве?
— Я был крещен в младенчестве. Мы всей семьей ходили на Пасху регулярно в церковь, хотя родители тогда были неверующие, одна бабушка была верующей. В храме я ощущал удивительную теплоту, запах воска, ладана, потрескивание свечей. Потом это как-то забылось, потому что в школе я только физикой интересовался, математикой. А когда в студенческие годы стал снова приходить в церковь, было такое узнавание, ощущение родного дома. Я чувствовал благодать. В том храме, куда ходил в детстве, я потом был псаломщиком какое-то время и именно там получил благословение поступать в Семинарию.
— Какое значение вы придаете паломническим поездкам?
— Это прихожане предложили ездить в паломнические поездки, чтобы по-настоящему там подружиться. Действительно, так произошло. Года два назад мы стали ездить по Ленинградской области. Когда уже все храмы вокруг практически объездили, совершили поездку в Иерусалим, в Константинополе были. Если Бог даст, после Пасхи съездим в Рим. И, конечно, для всех нас это не только расширение кругозора, но и возможность узнать друг друга. Мы сдружились, стали единым целым. Апостол Павел сказал, что Церковь — Тело Христово. Вот мы это почти буквально ощущаем.
Человек может прийти к Богу только свободно
— Отец Кирилл, что для вас главное в общении с молодежью, когда вы несете ей Слово Божие?
— Нельзя никому ничего навязывать. Человек может прийти к Богу только свободно. Мы должны предоставлять людям свободу выбора, но сво бода подразумевает и наличие возможности прийти к Богу. Задача заключается в том, чтобы у человека, по крайней мере, была возможность услышать о Боге, прийти в храм. К сожалению, когда я был молодым, этой возможности у людей почти не было.
— Так ли все безнадежно с нравственностью современной молодежи, как утверждают сейчас СМИ?
— Молодость — это время поиска и освоения того, что есть в душе, а в ней есть и отрицательные качества. И так получается, что в юности люди осваивают эту темную сторону своей души. Может быть, это плохо, но, если человек не поймет эту темную сторону — то, что она есть и с ней надо справляться, — тогда, будучи неосознанной, она может просто его захватить. Это еще хуже.
— С какого возраста лучше начинать говорить детям о Боге?
— Можно с любого возраста. Мы детям передаем свое ощущение мира. И если я верующий человек, то это мое мироощущение проявляется во всем. Если я буду говорить ребенку о Боге и при этом совершать гадости, то ребенок воспримет не то, что я ему скажу, а что реально есть во мне. Митрополит Антоний рассказывал такую историю. Он встретился с человеком, который в советское время вырос и о Боге ничего не слышал. Человек был замечательный и как-то по-евангельски жил. Когда митрополит стал спрашивать, в чем дело, он узнал, что родители этого человека были верующими, но тогда шли 30-е годы и ребенку нельзя было говорить о Боге. Они старались жить по-евангельски, при этом даже не употребляя слова «Бог». И ребенок вырос хорошим, верующим человеком, потому что он был воспитан в правильной атмосфере.
— Как вы считаете, должно ли вестись преподавание основ православной культуры в школах?
— До революции Закон Божий преподавали всюду, это являлось обязательным. Когда перед Поместным собором 17—18 годов было так называемое Соборное присутствие, архиереям рассылали письма с вопросами, в частности, о преподавании Закона Божия. Интересно, что большинство архиереев было против обязательного присутствия этого предмета. Они видели, что реально это воспитывает атеистов. Ситуация напоминает то, что в советское время было, когда у нас преподавался научный коммунизм. В результате человек либо становился циником, либо полностью от всего этого отвращался. Мне кажется, что насильственным это не должно быть, но свободу выбора и возможность услышать Слово Божие мы должны людям предоставить.
Все не случайно!
— Какой путь начертан для нашей страны на Небесах?
— Я думаю, что каждый народ, если он существует на свете, для чего-то избран Богом. Когда говорят «Святая Русь», как-то подразумевают, что раз она святая, то все уже предречено, все и так будет хорошо. А ведь особая избранность означает и особую ответственность.
— Отец Кирилл, чего бы вы пожелали читателям газеты «Вечный Зов»?
— Важно, чтобы мы чувствовали смысл всего происходящего, что все осмысленно, не случайно. Осознание того, что Божий промысел есть, даже если мы до конца не понимаем сам промысел, — оно дает нам силы переносить многое.
Беседу вела
Вера МУРАВЬЕВА
Фотографии
протоиерея Кирилла Копейкина
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|