|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице
Православная Церковь продолжает молодеть!
ПРОТОИЕРЕЙ ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН — заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Мы встретились в Свято-Даниловом монастыре в один из солнечных мартовских дней. За окном звонили колокола, а в кабинете о. Всеволода без конца звонили телефоны. Несмотря на чрезвычайную загруженность моего собеседника, нам удалось о многом поговорить.
О решениях Русского Собора — О. Всеволод, расскажите, как прошел очередной, 11-й Русский Собор, какие решения были приняты и какова на них реакция властей?
— Решения Собора были опубликованы в Интернете, они комментировались многими СМИ. Я бы выделил два момента. Первое — это акцент на тех социальных проблемах, которые сегодня волнуют простых людей, в первую очередь на проблеме разрыва между богатыми и бедными, который не только не сокращается в России, но и увеличивается. Получается так, что на фоне кричащей нищеты в стране имеет место кричащая роскошь. Собор обратил на это внимание власти и общества, сказал о том, что с таким разрывом между богатыми и бедными нашей стране угрожает огромная опасность социального взрыва. Были предложены варианты конкретных мер. В первую очередь это прогрессивный налог на сверхдоходы и предметы роскоши, отказ от высокого налога на недорогое и давно приобретенное жилье, расходование части средств Стабилизационного фонда для развития высокотехнологичной промышленности, обновления инфраструктуры, поддержки науки и образования, помощи наиболее незащищенным слоям населения — детям-сиротам, пенсионерам, инвалидам, переселенцам.
Второе, что бы я выделил — это резолюцию Собора о единстве Церкви. Известны попытки разделить Русскую Православную Церковь по национальному признаку, по признаку политическому, социальному, по признаку государственных границ и даже по признаку внутрицерковных разномыслий. И документ очень ясно говорит: нам не нужны расколы ни слева, ни справа. Нам нужна единая Церковь, хранящая в мире отечество земное и ведущая православный народ к отечеству небесному.
Эти документы направлены в органы власти, в том числе Президенту, председателю правительства, а также в руководство Госдумы, Совета Федерации и в экономические ведомства. Мы будем направлять их также руководству крупных компаний. Но, поскольку прошло слишком мало времени, ответа пока, естественно, нет.
О кощунственной выставке г-на Самодурова — Сейчас в Москве проводится очередная антиправославная выставка «Запретное искусство — 2006». Вам что-то о ней известно?
— Судя по тому, что рассказывается в СМИ, выставка содержит кощунственные изображения, которые определенно оскорбляют религиозные чувства и подпадают как минимум под действие статьи 26 Кодекса об административных правонарушениях, которая предусматривает наказание за «оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики». То есть речь идет о правонарушении, которое должно быть пресечено. Возможно, стоит вести речь и о разжигании религиозной розни.
Я думаю, что возникшая проблема должна решаться по закону, без каких-либо неправовых действий, но что определенно стоит сделать — это воспринимать отныне как абсолютно нерукопожатных всех тех людей, которые причастны к кощунству. Я имею в виду директора музея господина Самодурова, организаторов и куратора этой выставки и тех, кто изготовил кощунственные работы. Им не нужно подавать руку... Православные христиане не должны участвовать в их мероприятиях или приглашать их куда бы то ни было. Я убежден в том, что это люди абсолютно безнравственные и недостойные общения. О кощунственном характере того, что они делают, им было много раз сказано, так что они прекрасно знали, на что идут.
Это не означает, что нужно интерпретировать мои слова как якобы гонения на современное искусство. В нем много искреннего, серьезного и трогательного. Недавно я посетил выставку «Верю», где мне понравились некоторые работы. Но кощунство нужно называть кощунством и нужно понимать, что осквернение почитаемых верующими предметов и символов определенно является правонарушением.
— А к кому себя относят организаторы выставки?
— Ну, очевидно, к атеистам. Хотя кто-то лицемерно и говорит о своей «вере».
О светских СМИ — Отец Всеволод, с чем связан тот факт, что очень мало звучит голос Церкви в СМИ?
— Среди руководства СМИ и среди ведущих журналистов очень много людей, которые боятся возрождения нравственного чувства у народа, возрождения веры. Есть такие люди и в органах власти, которые ведут себя соответствующим образом и влияют на СМИ, есть такие люди среди владельцев средств массовой информации, они тоже влияют. Ну, и сами многие руководители СМИ, журналисты, просто боятся того, что нравственные силы в народе воскреснут, что народ сможет проконтролировать свое духовное пространство, стать его хозяином. Мне недавно один журналист жаловался на то, что руководство телеканала, на котором он работает, прямо ему говорит: «Рассуждать на нашем канале не надо. Чем меньше морали, тем лучше».
— Это такой коммерческий подход?
— Вы знаете, здесь не только коммерческий подход играет роль. Люди просто боятся того, что общество станет осуждать те тайные и явные грехи, которые у них есть. Я, по-моему, эту тему уже как-то поднимал в беседах с вами или в каких-то текстах, которые я пишу. Люди боятся, что общество получит возможность осуждать грех — допустим, тот, к которому они сами причастны.
О печалях и радостях — А вот что вас сегодня как человека больше всего радует, что огорчает?
(Смеется) — Жизнь настолько многогранная, настолько насыщенная, что выделить из нее что-то одно очень сложно. Господь дает много радостей, но посылает и печали, и тяжелые раздумья. Но их каждый день столько — и тех, и других — что что-то выделить очень сложно. Радует то, что люди приходят в храм. Не просто поставить свечку или мельком помолиться о своих бытовых нуждах, а приходят с очень серьезным настроем. Радует продолжающееся изменение состава прихожан. Происходит вообще что-то невероятное. В позапрошлое воскресенье я причащал верующих Тела и Крови Христовых. Из 84 причастников было 16 пожилых женщин, в прошлое воскресенье из 68 — 5. Большинство составляют молодые семьи с детьми. Это кардинальнейшее изменение состава прихожан! Студенческой молодежи, конечно, мало. Если она и ходит, то обычно в такие храмы, где они составляют большинство или особую категорию: университетский храм, другие храмы в центре. А у нас обычный спальный район Москвы — Хорошево, и молодые семьи здесь составляют большинство.
— Я читал статистику, озвученную нашим Патриархом. По его словам, если в середине 80-х средний возраст верующего был равен 62-63 годам, то сейчас он составляет 43-45 лет.
— Действительно, в середине 90-х годов, при всей внешней моде на религию, больше 80% составляли бабушки. А сейчас приходит молодежь, много детей. Среди молодых людей очень много действительно знающих. Несколько месяцев назад я был в Нижнем Новгороде. Вечером с тамошним архиепископом мы пошли погулять по городу, было уже достаточно поздно. Центр был наполнен молодыми людьми довольно эксцентричного и пугающего вида. Тем не менее они почти все были трезвые, вели себя вполне адекватно, и чуть ли не половина шла к архиерею под благословение. Это о чем-то говорит?
—Наверное, о том, что у людей большой интерес к этой теме, и надо этот интерес удовлетворять. А вот как думаете, все-таки достаточно Церковь сегодня занимается просветительством?
— Заниматься просвещением и миссией — никогда не достаточно. Всегда найдутся люди, до которых мы не дошли. Поэтому заниматься этим надо, нужно идти от дома к дому, от церковной общины туда, где люди ждут нашего слова. Иногда вот посещаешь человека в больнице — и понимаешь, что ему никогда не будет достаточно того общения, что у него есть, он готов сидеть и слушать тебя хоть днями и ночами. Поэтому так важно говорить, в том числе и через СМИ, потому что жатвы много, а делателей мало, и наши силы многократно могут умножиться благодаря современным каналам коммуникации.
Об отношениях с другими церквями — У меня к вам вопрос актуальный для протестантов, я с ними общаюсь. Я наблюдаю возрастающий интерес евангельских христиан к Православию. Некоторые из них хоть сейчас перешли бы в лоно РПЦ, но боятся, что их там неадекватно примут, что они не будут задействованы. Насколько все-таки их опыт может быть использован в Православной Церкви?
— Конечно, может. И нам в Православной Церкви нужны люди, хорошо знающие Библию. Нам нужно больше библейских курсов, больше библейских кружков, больше передач о Священном Писании на православных радио- и телеканалах. В свое время православный священник, отец Владимир Жохов, был главным комментатором Библии в баптистском журнале «Братский вестник». Сегодня чаще бывает наоборот — православные пользуются протестантскими материалами для толкования Священного Писания. Думаю, что нам нужно больше исследовать Писание и больше посвящать этому времени в наших СМИ, в наших обучающих программах.
— Скажите, а как развивается диалог с Католической Церковью?
— Развивается достаточно интенсивно, мы почти каждую неделю находимся в контакте с Ватиканом, с его представителями в Москве, с католиками разных стран. Только на днях я вернулся из Парижа, где проходила конференция на площадке ЮНЕСКО, посвященная связи между правами человека и нравственными ценностями, там выступал бывший архиепископ Парижский Жан-Мари Люстиже, выдающийся христианский мыслитель. У нас общая озабоченность, общая задача — отстаивание и утверждение в современном обществе христианских ценностей. Но, конечно, есть и проблемы, которые мы будем решать, чтобы наконец открыто и честно сказать друг другу: мы не конкурирующие фирмы, а Церкви, которые уважают друг друга и призваны поэтому друг другу помогать. Тем более что миссионерское поле у нас такое, что его хватит для всех. Я вообще не очень понимаю, зачем католическому духовенству из западных стран, где столько неверующих, но жаждущих истины людей, ехать с миссией куда-либо, тем более в Россию, где уже проповедовано и проповедуется сегодня
Слово Божие — То есть в этом вы видите какую-то определенную политику?
— Ну, отчасти можно понять такую вещь: в Католической Церкви на Западе есть кадровый кризис. Но если в народе оскудела вера, ее никогда не спасешь ввозом верующих и духовенства из-за рубежа. Нужно попытаться повернуть к вере сами народы, которые ее утратили. Ведь почему сейчас так мало священников, скажем, в той же Франции, в той же Бельгии, и даже в такой сильной католической стране, как Ирландия? Люди не готовы взять на себя тяготы служения Церкви, не готовы материально поддерживать своих пастырей. И это просто говорит об очевидном оскудении веры в народе. Можно, конечно, ввезти, как это сейчас делается, священников из Польши, Вьетнама, Африки, можно попытаться воспитать себе смену из бедствующих русских детей, как это, по-моему, тоже иногда делается, но этим нельзя спасти народы Франции, Бельгии и Ирландии. Для этого нужно все-таки совершить духовный прорыв именно среди этих народов.
О национальной идее — А как вы считаете, все-таки нашей стране нужна какая-то национальная идея, о которой очень много говорят? Для чего людям жить?
— Нужна, и ее нельзя оторвать от веры. Я сейчас скажу, может быть, резкую вещь, но мне кажется, что русский народ никогда не сможет воспринимать всерьез «национальную идею», основанную на интересах желудка или кошелька. То, что сейчас иногда предлагается. Предлагается сделать нашей идеей зарабатывание денег и жизнь по принципу «обеспечь себя и семью, а все остальное — пережитки». За такой идеей наш народ не пойдет, ему нужна устремленность в вечную жизнь, ему нужны и здесь, в этой временной жизни, цели, которые далеко превосходят сиюминутные и меркантильные интересы.
— Ну, раньше, скажем, был девиз: за веру, царя и отечество. Царя нет…
— Царя нет, но отечество снова для нас важно. Дай Бог, чтобы и вера стала императивом в нашей жизни.
— И при этом Церковь все-таки должна быть отделена от государства?
— Да, конечно. Церковь не должна быть отделена от общества, ее не надо лишать права высказываться по значимым для общества вопросам, но в то же время ее не нужно делать частью государственного аппарата и органом власти. Это всегда для Церкви вредно. Об этом говорит и западная история, и наша собственная.
— В отношении России у вас оптимистические прогнозы?
— Думаю, что да. Я все-таки вижу, как меняются люди.
— И проблема демографии, вы считаете, она все-таки с помощью Божьей решится?
— Знаете, пока она очень тяжела, но есть интересная статистика: рождаемость все-таки растет. Количество абортов в Москве стало в 4 раза меньше за последние годы. Некоторые, конечно, связывают это с программами «планирования семьи», но мне кажется, что настоящая причина — другая. Она в том, что у нас все-таки общество поворачивается к идеалам родительства и защиты детства. Вы посмотрите хотя бы на рекламу на улицах. Рекламщики ведь чувствуют перемену в настроениях общества, и если 10 лет назад на этих рекламах было больше всего дорогих блудниц, то сейчас там можно все чаще и чаще увидеть счастливую семью с маленьким ребенком. Это неспроста. Это один из тех маленьких штрихов, которые дают надежду на будущее. Ну, и вот такой эпизод. У меня однажды образовался свободный час времени, и я обычно использую такие открывающиеся временные окна для того, чтобы пройтись по Москве. Так вот, я прошелся по мосту у храма Христа Спасителя. Это другая Москва. Это не то, что мы помним по 80-м и 90-м годам. Стоит храм. Там же раньше была эта дымящаяся яма. Люди лучше одеты, и лучше отремонтированы дороги. Но самое главное даже не это, а то, что лица у людей другие. Они не бегут с перекошенными от забот физиономиями в какой-нибудь магазин, а свободно проводят время друг с другом, общаясь, улыбаясь...
— Вам попались хорошие люди...
— Нет, сейчас это все чаще и чаще случается. Ко мне как к священнику подходили за благословением, кто-то с просьбой о кратком совете, и все это происходило абсолютно естественно. Я надеюсь, что вот это и является картиной нашего будущего.
— Вероятно, Бог хочет чудо совершить в нашей стране. Он же все время какие-то чудеса совершал в России.
— Ну, надо не только ждать этого, но надо и самим трудиться ради лучшей жизни в стране и в тех локусах, где мы живем и работаем.
О политике и политиках — А вот наши политики, общественные деятели — они как-то должны заявлять о своей позиции — социальной, нравственной, духовной? Например, как делает Ю. М. Лужков, критикуя публично гомосексуалистов и называя их шествия сатанистскими. Это правильно?
— Когда политик разделяет себя на человека и публичную фигуру и боится высказывать свои убеждения, то он напоминает царство, разделившееся в самом себе, которое, как известно, не устоит, рухнет. Поэтому я не очень понимаю некоторых политиков, а я знаю таких, которые говорят: отсюда досюда я христианин, а отсюда досюда я мировоззренчески нейтральный человек. На самом деле полного мировоззренческого нейтралитета у личности, так же как и у государства, быть не может. Так вот, человек, который разделяет себя как политик и как христианин, часто приходит к глубокому внутреннему кризису, который разрушает целостность личности, а это отрицательно влияет на все, что он говорит и делает.
— Но таких подавляющее большинство. У нас никто на духовную тему практически не говорит.
— Вы знаете, вовсе не обязательно говорить на духовную тему, потому что политик — это не проповедник. Но поступать как христианин он должен. И когда он поступает иначе, то это, конечно, вносит разлад и в его совесть, и в его душу, и во все то, что он делает.
— А Президент — он поступает, на ваш взгляд, как христианин?
— Мне кажется, что в большинстве случаев да.
— Он очень осторожен в высказываниях на многие темы.
— Чем ближе к концу срока, тем, по-моему, он высказывается более откровенно.
О газете «Вечный Зов» — Отец Всеволод, к вам приходит много информации о различных христианских изданиях, журналах... Какую бы вы оценку могли дать нашей газете?
— Газета уникальная — тем, что она одновременно выглядит как популярное издание, рассказывающее о том, что волнует среднего жителя нашей страны: об артистах, о занимательных исторических анекдотах в хорошем смысле этого слова, о здоровье, о жизненных неурядицах, много вопросов и ответов дается, но все это делается без желтизны, делается на основе христианских ценностей. Поэтому я считаю, что газета должна иметь как минимум в 10 раз больше тираж, чего и хотелось бы вам пожелать.
Минус многих православных изданий — в том, что они делаются для узкого круга людей. Это либо постоянные прихожане, либо элитная молодежь, либо люди с хорошим образовательным багажом, либо люди, интересующиеся внутренними проблемами церковной жизни. Это все нужно, но нужно больше изданий по-настоящему массовых, понятных и доступных, таких, как газета «Вечный Зов».
И не нужно бояться тех, кто, может быть, винит вас в излишней близости к массовой культуре. Сегодня Слово Божие, проповедь, миссия все больше и больше передаются через очень простые образы и слова, через искренние чувства, через улыбку, через звук, через ощущения. Так, между прочим, было и в древней Руси, где люди научались вере не от грамотности, а от невербального духовного наследия и от примера ближних. Сегодня общество, к сожалению, у нас мало читающее, но и к такому обществу можно найти подход, говоря с ним на простом и легком языке, пусть даже это может и не нравиться академически образованной публике. Самое же главное — свидетельствовать перед людьми своей жизнью.
Вел беседу
Сергей РОМАНОВ
Фото автора
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|