Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

У меня никогда не было страха смерти


28 ФЕВРАЛЯ исполняется 7 лет со дня смерти Архиепископа Михаила (Мудьюгина). Человек яркой биографии, богослов, публицист и просветитель, он оставил неи згладимый след в сердцах тысяч наших сограждан — всех, кто хоть однажды с ним соприкасался.

Владыка Михаил стоял у истоков создания нашей газеты. Он давал нам советы, делал ценные замечания, переживал за нашу судьбу. В канун седьмой годовщины со дня смерти Владыки Михаила редакция публикует одно из его последних интервью, данное газете незадолго до его смерти.

Почему произошла трагедия 17-го года?


— Владыка Михаил, сейчас много разговоров ведется о тех трагедиях, что пережила наша страна в 17-м году. На ваш взгляд, почему это произошло?

— Я считаю, что одна из очень важных причин — это, во-первых, деятельность революционеров, которые боролись против царского режима, против Церкви. К сожалению, сама Церковь не была отделена от государства и потому служила поддержкой для государственной власти, а государственная власть, в свою очередь, поддерживала Церковь.

Вторая причина, я считаю, — склонность нашего народа к безбожию. Я отнюдь не разделяю точку зрения наших православных эмигрантов, которые вечно толкуют о каком-то русском народе-богоносце, который является, якобы, носителем особой божественной миссии. Я считаю, что в этом отношении русский народ стоит очень низко по отношению к другим народам. И именно поэтому нужны были бы особенные усилия Церкви в течение многих веков существования Русской Православной Церкви по воспитанию народа. А воспитание или совсем не производилось, или производилось в очень ограниченной мере и, причем, не теми методами, которые были необходимы. Нужны были методы евангелизации, методы религиозного просвещения. В то время как большая часть населения воспитывалась на обрядоверии, а это, конечно, не то, что может являться сопротивлением той волне антирелигиозности, той волне неверия, отчуждения от Бога, которая имела место в результате деятельности революционных сил.

— Владыка, сейчас называют огромные цифры жертв — мучеников Церкви, их гораздо больше, чем в ранней Церкви…

— Видите ли, я не считаю, что это — жертвы. Это — победа Церкви. Ведь мученики стояли на своем, они показали глубину своей веры и являются для нас образцом. Все совершалось не без воли Божией. Господь таким путем воспитывает Свою Церковь.

Главное — евангелизация народа


— Владыка Михаил, что сейчас происходит в лоне Церкви? Какие положительные и отрицательные процессы вы видите?

— Положительные, конечно, налицо: открытие храмов, монастырей, духовных учебных заведений. А что касается отрицательных сторон, которые имеют место, — это, конечно, то, что люди толпами крестились в период конца 80-х годов, когда государство повернулось лицом к Церкви. Люди почувствовали более благоприятную обстановку, потянулись в храмы, но я бы сказал — чисто внешне, потому что шли туда без всякой подготовки. У крещаемых не спрашивали, знают ли они хоть что-нибудь о Христе, известно ли им, что такое Евангелие, что такое Церковь? Многие шли потому, что так делают другие, потому что это стало модным. И это печальное явление, но тем не менее это — факт.

— А что, на ваш взгляд, нужно сегодня Церкви делать?

— Прежде всего — проводить евангелизацию народа. Это самое главное дело, это важнее традиционной деятельности Церкви.

Опыта мало, но надо наращивать этот опыт, надо приниматься за дело.

Протестанты — не враги!


— Владыка, каково ваше отношение к протестантам?

— Самое положительное. Во-первых, они — христиане, во-вторых — мне много пришлось знать лютеран. В юности у меня были друзья-лютеране. Это были люди очень высокой нравственности, очень сознательного отношения к своей вере, которые так же страдали за свою веру, как и православные люди.

— Сегодняшние протестанты занимаются евангелизацией и часто встречают непонимание со стороны людей. Когда их спрашивают, православные ли они, и получают отрицательный ответ, — их не хотят слушать…

— Это связано с предубеждением, которое у нас существует против всех инославных. Существует большой разнобой во мнениях. И не только среди мирян, но и среди духовенства: один священник относится крайне нетерпимо к другим вероисповеданиям, а другой — спокойно, мягко и чувствует, что это братья и сестры во Христе. Мне очень много жалоб приходит от тех, кто приходит в храм (только начинающие ходить), и кто вместо проповеди Слова Божия слышит от местного священника, что Боже упаси, чтоб человек пошел в какую другую (инославную) церковь, чтобы не было друзей — протестантов или католиков. Особенно слово «католик» звучит в ушах православного человека, как нечто одиозное; как только человек чем-то отличается от других — сразу говорят: он — католик. Мне много приходилось с этим сталкиваться: «католиком» называют все неправославное. О протестантизме у многих вообще нет ясного представления, поэтому к протестантам относятся менее одиозно. Я — православный человек, но отношусь и к протестантам, и к ка толикам, как к братьям, ну, может быть, заблуждающимся в смысле своего вероучения, если их сравнивать с православием, но, все-таки, братьям…

— А какие негативные моменты, на ваш взгляд, существуют в вероучении протестантов?

— Негативным является практически полное отсутствие интереса к истории Церкви, к святым, отсутствие их почитания. В православии и у католиков мы прибегаем к святым, обращаясь к ним с молитвами за нас. Это такая чисто практическая сторона наших отношений со святыми. А там имеет место просто общее почитание их, как людей, которые были в свое время яркими служителями Божьими. Протестанты не молятся святым, не имеют общения с ними. Отсутствие почитания святых, я считаю, одна из слабых сторон протестантизма, которая резко отличает его от Католической и Православной Церкви.

Меня чудом отбросило в сторону


— Владыка, а в вашей жизни происходили чудеса?

— Я ощущаю себя все время в воле Божьей. И жизнь моя находится в «руце» Божьей. Необязательно, чтобы это носило характер сверхъестественный.

Но вот, например, в Новосибирске был со мной такой случай во время войны. Когда я шел на завод, вдруг почувствовал, что меня что-то отбросило в сторону. Как потом оказалось, я шел вровень с грузовиком, и меня просто чудом отбросило в сторону. Была очень опасная ситуация, и я потом возблагодарил Бога, что остался жив. Второй случай был здесь, в Петербурге. Когда я переходил проспект Ветеранов, была ужасная слякоть. Я поскользнулся и упал прямо в лужу. И когда я упал, то почувствовал, что моих ног коснулись колеса машины, которая сразу же пошла поперек моей трассы. Если бы я упал раньше, то оказался бы под колесами этой машины. Я ощутил, что это было чудес¬ное спасение если не моей жизни, то моих ног, что не менее важно.

— Смерти не боитесь?

— Нет. У меня никогда не было страха смерти. Я верю в милосердие Божие, я знаю, что я очень грешный человек, что я совершал очень много грехов в жизни, что я виноват перед Богом, но я убежден, что Христос пришел спасать, как Он говорил, не праведников, а грешников. Он пришел для моего личного спасения. И поэтому я совершенно спокоен. Я знаю, что я всю жизнь поручал себя Его любви, Его милосердию. В Его любви я не сомневаюсь, поэтому у меня нет сомнений, что Господь меня примет, когда я умру, в Свою вечную жизнь.

Жизнь моя сверхудалась!


— Вы себя ощущаете счастливым человеком? Ваша жизнь удалась?

— Я могу сказать, что она сверхудалась. Учиться в трех учебных заведениях, — я говорю про высшие учебные заведения, — это большое счастье. Я приобрел очень большое количество знаний. Много времени у меня проведено в молитве, в общении с окружающими меня людьми. Я считаю, что жил недаром — есть за что благодарить Бога. Да и сам процесс служения литургии — это элемент счастья для всякого священника, который способен его переживать.

— И последнее, Владыка Михаил, что бы вы могли пожелать читателям?

— Тем, кто не знает еще Христа — нужно Его познавать. Нужно читать Слово Божие, ходить в храм Божий, нужно молиться дома, крайне необходимо обращаться к Богу во всех случаях жизни, как при счастливых обстоятельствах жизни, так и в горе, страдании, при неудачах.

А что касается тех людей, которые живут церковной жизнью — нужно опять-таки больше ощущать Христа, как главу Церкви, как главу личной жизни каждого христианина. Христоцентричность должна быть у каждого христианина, то есть его жизнь должна быть тесно связана со Христом, и — я не могу найти более верного слова — быть христоцентрична.

Беседу вел
Сергей РОМАНОВ
Фото Лидии Антоновой

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх