|
| К оглавлению |
К предыдущей странице |
К следующей странице |
У меня никогда не было страха смерти
28 ФЕВРАЛЯ исполняется 7 лет со дня смерти Архиепископа Михаила (Мудьюгина). Человек
яркой биографии, богослов, публицист и просветитель, он оставил неи згладимый
след в сердцах тысяч наших сограждан — всех, кто хоть однажды с ним соприкасался.
Владыка Михаил стоял у истоков создания нашей газеты. Он давал нам советы, делал
ценные замечания, переживал за нашу судьбу. В канун седьмой годовщины со дня смерти
Владыки Михаила редакция публикует одно из его последних интервью, данное газете
незадолго до его смерти.
Почему произошла трагедия 17-го года?
— Владыка Михаил, сейчас много разговоров ведется о тех трагедиях, что пережила
наша страна в 17-м году. На ваш взгляд, почему это произошло?
— Я считаю, что одна из очень важных причин — это, во-первых, деятельность революционеров,
которые боролись против царского режима, против Церкви. К сожалению, сама Церковь
не была отделена от государства и потому служила поддержкой для государственной
власти, а государственная власть, в свою очередь, поддерживала Церковь.
Вторая причина, я считаю, — склонность нашего народа к безбожию. Я отнюдь не разделяю
точку зрения наших православных эмигрантов, которые вечно толкуют о каком-то русском
народе-богоносце, который является, якобы, носителем особой божественной миссии.
Я считаю, что в этом отношении русский народ стоит очень низко по отношению к
другим народам. И именно поэтому нужны были бы особенные усилия Церкви в течение
многих веков существования Русской Православной Церкви по воспитанию народа.
А воспитание или совсем не производилось, или производилось в очень ограниченной
мере и, причем, не теми методами, которые были необходимы. Нужны были методы евангелизации,
методы религиозного просвещения. В то время как большая часть населения воспитывалась
на обрядоверии, а это, конечно, не то, что может являться сопротивлением той волне
антирелигиозности, той волне неверия, отчуждения от Бога, которая имела место
в результате деятельности революционных сил.
— Владыка, сейчас называют огромные цифры жертв — мучеников Церкви, их гораздо
больше, чем в ранней Церкви…
— Видите ли, я не считаю, что это — жертвы. Это — победа Церкви. Ведь мученики
стояли на своем, они показали глубину своей веры и являются для нас образцом.
Все совершалось не без воли Божией. Господь таким путем воспитывает Свою Церковь.
Главное — евангелизация народа — Владыка Михаил, что сейчас происходит в лоне Церкви? Какие положительные и отрицательные
процессы вы видите?
— Положительные, конечно, налицо: открытие храмов, монастырей, духовных учебных
заведений. А что касается отрицательных сторон, которые имеют место, — это, конечно,
то, что люди толпами крестились в период конца 80-х годов, когда государство
повернулось лицом к Церкви. Люди почувствовали более благоприятную обстановку,
потянулись в храмы, но я бы сказал — чисто внешне, потому что шли туда без
всякой подготовки. У крещаемых не спрашивали, знают ли они хоть что-нибудь о
Христе, известно ли им, что такое Евангелие, что такое Церковь? Многие шли потому,
что так делают другие, потому что это стало модным. И это печальное явление, но
тем не менее это — факт.
— А что, на ваш взгляд, нужно сегодня Церкви делать?
— Прежде всего — проводить евангелизацию народа. Это самое главное дело, это важнее
традиционной деятельности Церкви.
Опыта мало, но надо наращивать этот опыт, надо приниматься за дело.
Протестанты — не враги! — Владыка, каково ваше отношение к протестантам?
— Самое положительное. Во-первых, они — христиане, во-вторых — мне много пришлось
знать лютеран. В юности у меня были друзья-лютеране. Это были люди очень высокой
нравственности, очень сознательного отношения к своей вере, которые так же страдали
за свою веру, как и православные люди.
— Сегодняшние протестанты занимаются евангелизацией и часто встречают непонимание
со стороны людей. Когда их спрашивают, православные ли они, и получают отрицательный
ответ, — их не хотят слушать…
— Это связано с предубеждением, которое у нас существует против всех инославных.
Существует большой разнобой во мнениях. И не только среди мирян, но и среди духовенства:
один священник относится крайне нетерпимо к другим вероисповеданиям, а другой
— спокойно, мягко и чувствует, что это братья и сестры во Христе. Мне очень
много жалоб приходит от тех, кто приходит в храм (только начинающие ходить),
и кто вместо проповеди Слова Божия слышит от местного священника, что Боже упаси,
чтоб человек пошел в какую другую (инославную) церковь, чтобы не было друзей
— протестантов или католиков. Особенно слово «католик» звучит в ушах православного
человека, как нечто одиозное; как только человек чем-то отличается от других —
сразу говорят: он — католик. Мне много приходилось с этим сталкиваться: «католиком»
называют все неправославное. О протестантизме у многих вообще нет ясного представления,
поэтому к протестантам относятся менее одиозно. Я — православный человек, но отношусь
и к протестантам, и к ка
толикам, как к братьям, ну, может быть, заблуждающимся в смысле своего вероучения,
если их сравнивать с православием, но, все-таки, братьям…
— А какие негативные
моменты, на ваш взгляд, существуют в вероучении протестантов?
— Негативным является практически полное отсутствие интереса к истории Церкви,
к святым, отсутствие их почитания. В православии и у католиков мы прибегаем
к святым, обращаясь к ним с молитвами за нас. Это такая чисто практическая сторона
наших отношений со святыми. А там имеет место просто общее почитание их, как людей,
которые были в свое время яркими служителями Божьими. Протестанты не молятся
святым, не имеют общения с ними. Отсутствие почитания святых, я считаю, одна из
слабых сторон протестантизма, которая резко отличает его от Католической и Православной
Церкви.
Меня чудом отбросило в сторону — Владыка, а в вашей жизни происходили чудеса?
— Я ощущаю себя все время в воле Божьей. И жизнь моя находится в «руце» Божьей.
Необязательно, чтобы это носило характер сверхъестественный.
Но вот, например, в Новосибирске был со мной такой случай во время войны. Когда
я шел на завод, вдруг почувствовал, что меня что-то отбросило в сторону. Как
потом оказалось, я шел вровень с грузовиком, и меня просто чудом отбросило в сторону.
Была очень опасная ситуация, и я потом возблагодарил Бога, что остался жив. Второй
случай был здесь, в Петербурге. Когда я переходил проспект Ветеранов, была ужасная
слякоть. Я поскользнулся и упал прямо в лужу. И когда я упал, то почувствовал,
что моих ног коснулись колеса машины, которая сразу же пошла поперек моей трассы.
Если бы я упал раньше, то оказался бы под колесами этой машины. Я ощутил, что
это было чудес¬ное спасение если не моей жизни, то моих ног, что не менее важно.
— Смерти не боитесь?
— Нет. У меня никогда не было страха смерти. Я верю в милосердие Божие, я знаю,
что я очень грешный человек, что я совершал очень много грехов в жизни, что я
виноват перед Богом, но я убежден, что Христос пришел спасать, как Он говорил,
не праведников, а грешников. Он пришел для моего личного спасения. И поэтому
я совершенно спокоен. Я знаю, что я всю жизнь поручал себя Его любви, Его милосердию.
В Его любви я не сомневаюсь, поэтому у меня нет сомнений, что Господь меня примет,
когда я умру, в Свою вечную жизнь.
Жизнь моя сверхудалась! — Вы себя ощущаете счастливым человеком? Ваша жизнь удалась?
— Я могу сказать, что она сверхудалась. Учиться в трех учебных заведениях, — я
говорю про высшие учебные заведения, — это большое счастье. Я приобрел очень большое
количество знаний. Много времени у меня проведено в молитве, в общении с окружающими
меня людьми. Я считаю, что жил недаром — есть за что благодарить Бога. Да и сам
процесс служения литургии — это элемент счастья для всякого священника, который
способен его переживать.
— И последнее, Владыка Михаил, что бы вы могли пожелать читателям?
— Тем, кто не знает еще Христа — нужно Его познавать. Нужно читать Слово Божие,
ходить в храм Божий, нужно молиться дома, крайне необходимо обращаться к Богу
во всех случаях жизни, как при счастливых обстоятельствах жизни, так и в горе,
страдании, при неудачах.
А что касается тех людей, которые живут церковной жизнью — нужно опять-таки
больше ощущать Христа, как главу Церкви, как главу личной жизни каждого христианина.
Христоцентричность должна быть у каждого христианина, то есть его жизнь должна
быть тесно связана со Христом, и — я не могу найти более верного слова — быть
христоцентрична.
Беседу вел
Сергей РОМАНОВ
Фото Лидии Антоновой
| К оглавлению |
К предыдущей странице |
К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|