|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Тайна Вифлеемской звезды разгадана?Предыстория
В Австрии проблемой Вифлеемской звезды в течение полустолетия занимался академик Австрийской академии наук, профессор Конрадин Феррари д'Оккьеппо, бывший директор Астрономического института теоретической астрономии в Вене.
Во время войны он служил в германском прожекторном отряде, расположенном в Бретани, и, благодаря повсеместному затемнению, смог увидеть в Западной Европе Зодиакальный свет, так что у него возникла идея, что, по-видимому, Зодиакальный свет играл также роль некоторого путеводного указателя на небе, когда волхвы шли в Иерусалим, ведомые Вифлеемской звездой.
Решение этой проблемы было основано на глубоком изучении профессором Феррари д'Оккьеппо многих текстов Священного Писания в сочетании с анализом древневавилонских астрономических материалов. Главным текстом было Евангелие от Матфея, глава 2-я, стихи 1-й и последующие, повествующие о том, как волхвы, ведомые звездой, пришли в Иерусалим и своим вопросом «Где родившийся Царь Иудейский? Мы видели Его звезду на востоке» вызвали там большое смятение в народе. Царствовавший в то время четвертовластник Ирод был весьма подозрителен, не желая никому уступать свой престол, и поэтому замучил до смерти даже родного сына. И когда пришли волхвы и сказали, что они видели звезду нового Иудейского царя на востоке, то он страшно испугался. Он выведал у волхвов, когда и при каких обстоятельствах появилась Звезда. Тогда люди очень верили всяким астрологическим толкованиям, основанным на видимом расположении планет на общем фоне звездного неба. Ирод, как известно, попросил волхвов прийти к нему снова после того, как они найдут Младенца, чтобы и он смог, якобы, поклониться Ему, но волхвы, получив во сне указание Ангела уйти и не возвращаться к Ироду, отошли другим путем.
Для решения проблемы Вифлеемской звезды были использованы и клинописные письмена на глиняных табличках, хранящихся в Британском музее и содержащих астрономические данные о планетах, и папирусы, купленные в свое время Бодмером, замечательным швейцарским коллекционером. Исследуя рукописи на папирусных свитках, удалось прочитать так называемое первое Евангелие, греческие тексты. У нас, кстати, это перевод с древнегреческого, и арамейские тексты значительно отличаются от тех, которые использовались толковниками при переводе книг Ветхого и Нового Завета. Трудности были связаны и с тем, что сама хронология была тоже весьма шаткой, поскольку каждый правитель называл календарный период своего правления — эру — своим именем. Была эра Августа, была эра Диоклетиана. И предстояло разобраться в этой путанице календарных систем.
Было две звезды?
Профессор Феррари д'Оккьеппо произвел сложные вычисления, используя современные теории планетных движений, и доказал, что периоды движения видимых в то время планет, выведенные астрономами древнего Вавилона по наблюдениям планет и опубликованные ими на глиняных табличках, очень точны.
В частности, для Юпитера и Сатурна вавилоняне определили так называемый великий период продолжительностью в 854 года, и в сочетании с прекрасным знанием пророчества Священного Писания вот именно это предвычисление даты очередного, современного им сближения двух главных планет — Юпитера и Сатурна — дало им возможность догадаться (здесь можно сказать, что Господь их надоумил), что вот это-то сближение обеих планет, Юпитера и Сатурна, возвещает рождение Иудейского царя, так как планета Юпитер олицетворяла у вавилонян Мардука — главного бога в вавилонской мифологии, покровителя Вавилона, а Сатурн считался у них покровителем иудеев. И вот такое небесное явление подсказало им, что должен родиться царь Иудейский, а потому они и отправились в дорогу. При этом при исследовании текстов на папирусах профессор Феррари д'Оккьеппо, автор книги «Вифлеемская звезда под взором астронома. Легенда или факт?», увидел, что в некоторых случаях перевод слова «звезда» с греческого языка в единственном числе был неверным — упомянуты были две звезды! Те, кто писал древние тексты, упоминают о том, что волхвов вели две звезды (то есть Юпитер и Сатурн, находившиеся на небосводе очень близко друг к другу). Это позволило ученому отойти от распространенной ранее версии, что Вифлеемская звезда — это либо комета Галлея, либо новая звезда, вспыхнувшая как раз во время рождения Христа. При этом, если говорить о том, как движутся планеты видимым образом для земного наблюдателя, то, если начертить их путь на небе, вы увидите, что сначала планета идет по прямой линии, а потом останавливается в так называемой точке стояния, а затем, двигаясь в обратном направлении, иногда по петле, планета попадает снова в точку стояния, потом снова движется вперед. Таким образом, когда Земля обгоняет планету, например, Юпитер, то планета Юпитер кажется движущейся назад, потом достигается равенство относительной скорости нулю — тогда кажется, что планета Юпитер останавливается (точка стояния). Волхвы — фактически это были астрономы, астрологи Вавилона — заметили очень тесное сближение планет Юпитера и Сатурна в их точке стояния. Когда пустились в путь с караванами, которые шли в Иерусалим, им казалось, что эта звезда (общее такое вот светило) вела их именно туда, куда они стремились.
Путь волхвов
Что же такое Зодиакальный свет? Зодиакальный свет — это газопылевой хвост у Земли, и он обычно виден как светлое облако в форме конуса только в южных широтах, достаточно близко к экватору. Но, благодаря затемнению в военное время, как я сказал, профессор Феррари д'Оккьеппо его увидел на исключительно тёмном небе даже в Бретани. Они же, волхвы, видели, что в вершине конуса Зодиакального света находились обе планеты, а ось конуса как раз была спроецирована на Вифлеем. Она играла роль стрелки, которая и указывала на дом, в котором находился Иосиф с Богородицею Марией и с Младенцем Иисусом.
Изменение положения оси Зодиакального света по отношению к экватору и относительно видимого горизонта тоже моделировалось с помощью электронных машин... Надо знать еще вот что: профессор Ризнер, который составил предисловие к книге Феррари д'Оккьеппо и написал одну из глав — «Местоположение Вифлеема в эпоху Рождества Христова» — описал гипотетический путь самих волхвов, проходящий мимо иудейской святыни — могилы Рахили, и произвёл расчеты, сколько волхвам могло понадобиться времени на такие-то и такие-то переходы.
В дальнейшем изложении автор приводит описание многих анализов священных текстов. Есть выкладки в этой книге, которые дают возможность установить, что Рождество Христово фактически произошло в ночь с 16 на 17 января 7 года до н. э. В некоторых рукописных источниках, которые были в дальнейшем рассмотрены профессором Феррари д'Оккьеппо, было упоминание о том, что волхвы, придя в Вифлеем, встретили уже восьмимесячного Младенца Иисуса. Там было написано: «Он стоял рядом со Своей Матерью». Ясное дело, что тут также имеются некоторые не очень точные указания. Если стоял — значит, был уже достаточно крепок, стоял уже на собственных ножках. Шли они, считается, полгода.
Это не была комета
Во время Рождественских праздников прошлых лет в планетариях Вены и Штутгарта директора этих учреждений — профессора Герман Мукке и Ганс-Ульрих Келлер — устраивали с помощью нынешних замечательных средств вычислительной техники в сочетании с точными математическими теориями движения планет, разработанными в последние десятилетия, с одной стороны, и превосходной оптической проекционной техникой, с другой стороны, инсценизацию звездного неба, каким оно было во времена Рождества Христова. И при этом получается наглядная иллюстрация того, как в эту дату — математически это минус 7-й год — как раз происходило такое сближение Юпитера и Сатурна. Вид звездного неба со временем меняется. Это происходит из-за того, что вследствие прецессионного движения оси вращения Земли меняются положения звезд.
В своё время известный польский учёный, профессор Михаил Каменьский, изучавший движение кометы Галлея, также задавался вопросом: не была ли Вифлеемской звездой комета Галлея? По его вычислениям, которые очень точны, получилось, что комета Галлея появлялась в 10-м году до Рождества Христова, а потом — уже в 66-м году после Рождества Христова. Таким образом, вопрос с кометой был закрыт.
Я опустил здесь многие вещи — и то, что изучались также апокрифические тексты, и то, что профессор Феррари д'Оккьеппо использовал также святоотеческие писания — труды Климента Александрийского и Иустина Мученика, которые в свое время знакомили людей с теми преданиями, которые дошли до них не только от евангелистов, но и от очевидцев тех времен.
Так что можно считать доказанным, что это были действительно сблизившиеся друг с другом планеты Юпитер и Сатурн.
Я думаю, что хотя все эти исследования, конечно, не дают полностью ключа к разгадке всех проблем, потому что, как известно, пути Господни неисповедимы, но всё же в какой-то степени мы приближаемся к пониманию того, что же такое была Вифлеемская звезда и в чем заключается ее тайна.
Материал подготовил
Арсений НОВИКОВ
Фото С. Романова
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|