Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Комары спасли мне жизнь


— Дед, а дед! — пристал ко мне на даче внучок Миша, отмахиваясь от комаров зеленой веточкой. — Ты случайно не знаешь, дед, зачем Бог комаров сотворил? Житья от них нет, а пользы никакой!

— А почему ты считаешь, что от них пользы нет? — ответил я на вопрос вопросом. — Давай-ка, дорогой мой, поразмыслим. Бог просто так ни одну тварь, от мала до велика, не создал бы. И комары, может быть, не просто вредные насекомые.


Сели мы с Мишей на лавочку и стали рассуждать.

— Так ли много комаров-комариков возле нашей дачи? — повел я разговор со своим внуком.

— Да нет, дед, — сбавил слегка свой пыл мальчишка, почесав укушенный лоб, — зато в лесу их — туча несметная!

— Так бывает только в начале лета, — успокоил я внука, — а затем численность комариного войска значительно поубавится. А знаешь, почему?

Миша в ответ отрицательно мотнул головой в ожидании моего объяснения.

— Ты видел, какие красивые и душистые ландыши цветут сейчас в тени деревьев?

— Это такие беленькие маленькие цветочки с очень большими листьями? — уточнил внук. — От них действительно удивительный аромат исходит.

— Молодец! Угадал! — похвалил я внука. — Цветы на редкость красивые и в то же время беззащитные. Помнится, когда мне было столько лет, сколько тебе сейчас, ландышей в лесу росло превеликое множество. Но человек порой меры не знает, жадность одолевает. Нет, чтобы домой маленький букетик увезти, как подарок лесной! «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача!» Этому нас в школе тогда, дорогой внучок, учили. Вот и приучили к варварству. Люди с корнями бедные цветочки рвут, загребущими руками, целыми охапками мешки набивают.

— Деда, а куда так много? Зачем мешками? Солить, что ли?

— Нет, милый. Ландыши не солят, а на продажу пускают. Цветики редкие, а стало быть, дорогостоящие. Недаром в Красную книгу записаны. Неровен час — с лица земли исчезнут.

— Жалко бедных ландышей! — вздохнул Миша.

— Конечно, жалко. А теперь уясни себе, зачем в лесу туча комаров появляется, когда ландыши цветут.

— Понял! — обрадовался догадливый внук. — Это Бог на людей комариное войско напускает, чтобы ландыши оставили в покое. Пусть на цветочках руки не греют, а от укусов почесываются. Когда с комарами воюешь, много цветов не нарвешь. Так ведь, дед?

— Ты прав, дорогой! Комарики-сударики — Божии охранники в лесу. Не дают браконьерам чудо природы уничтожить, что Господь людям даровал. Есть еще вопросы?

— Конечно, есть, — не отступал настырный внук. — С ландышами всё ясно. А вот скажи, дед, зачем комары, когда мы в лес ходим по ягоды, чернику нам собирать мешают? Черничник же никто с корнем из земли выдирать не станет. А ягоды — кто в рот, кто — в кружки, кто — в бидоны.

— А кто и в ведра, — продолжил я. — Вот и получается у одного — густо, а у другого — пусто. А Бог хочет со всеми Своими лесными дарами поделиться, чтобы никто домой не ушел ни с чем. Вот и напускает Бог комаров на тех, кто меры не знает, кто только о себе заботится, о ближних не думает.

— Выходит, комары на службе у Господа. Так, дед?

— Выходит, так! К слову сказать, лично я очень благодарен Богу, что Он комаров сотворил, иначе бы не сидели мы с тобою здесь на лавочке и не вели бы глубокомысленную беседу о той пользе, которую временами и комары приносят.

С недоумением и внезапно охватившей его тревогою заерзал внук на скамейке.

— Ты о чем это, дед? Это почему мы не сидели бы?

— А потому, что меня бы давным-давно не было в живых. А комары мне жизнь спасли.

— Что-о? — недоверчиво протянул Миша. — О чем ты это, дед, говоришь? Да не может быть! Такие маленькие, такие крохотные, и вдруг жизнь спасли!

— А представь себе, бывает. Со мною именно так и случилось.

— Ты утверждаешь, что комары спасли тебе жизнь? Круто! Только давай, дед, не тяни, а рассказывай.

* * *

И пришлось мне, убеленному сединою старику, уступить настойчивым требованиям и свою давнюю студенческую молодость вспомнить.

Самое интересное, что в памяти всё свежо, и я, как во вчерашний день, в летнее воскресенье 1958-го года окунаюсь. Тогда, в незабвенный для меня тот злополучный день, мне казалось, что я по-настоящему только начинаю жизнь, и я совершенно не подозревал, какие опасности могут подкараулить меня в любой момент. Мне было тогда 23 года, и я запросто мог отдать концы. Я успешно сдал госэкзамены, защитил дипломную работу и оказался в числе выпускников нашего, как его тогда в шутку называли, «девичьего факультета» — филфака. Весь наш выпускной курс на радостях в себя прийти не мог. Как-то не верилось, что мы уже не студенты, что все 5 лет напряженной учебы — позади. Только бы дождаться завтрашнего дня! Понедельник будет действительно тяжелым днем. В начале в торжественной обстановке нам всем вручат дипломы, как путевки в жизнь. А следом — прощальный вечер. Намечался грандиозный банкет в нашей студенческой столовой, которую студенты с давних пор почему-то окрестили «академичной». Как я ждал этого понедельника, сгорая от нетерпения! Мне и в голову не могло прийти, что не только дипломы будут вручать в мое отсутствие, но и банкет меня тоже минует, как и проводы белых ночей всем курсом на Дворцовой площади.

* * *

Как положено, ожидаемому понедельнику предшествовало воскресенье. И в то воскресенье у меня ко всем прочим радостям прибавился день рождения. На родительской даче, что в поселке Кавголово, собралось по такому случаю немало гостей: моя многочисленная родня, мои самые близкие друзья. День выдался удивительно солнечный и жаркий. Парило, в воздухе пахло грозой. Моя покойная матушка на славу постаралась для своего любимого сына по случаю его дня рождения и окончания университета. Стол просто ломился от угощений. А какие сдобные пироги!

День подходил к концу, и гости постепенно начали расходиться. Проводив гостей, я долго не мог уснуть. И не только потому, что несколько перевозбудился под впечатлением дня. Ночевал я на веранде. Знойный день сменился душной ночью, так что я взамен одеяла накрылся простыней. Причем с головою. Потому что меня, откуда ни возьмись, атаковала несметная армия комаров. Долго находиться под простыней было невозможно, от духоты я весь взмок, дышать трудно. А только раскроюсь, как целое полчище кровососов с воем и писком набрасывалось на меня, вонзаясь в тело.

Ничего не поделать, приходилось, размазывая кровь по лицу кулаками, вступать с комарами в рукопашный бой. Но без толку. В конце концов не выдержал, напялил на себя верхнюю одежду и вышел на улицу, на ночную прогулку. Подул легкий ветерок, и комаров как не бывало. Несколько часов, приходя в себя после жаркого боя, бродил я по нашему Новому переулку. К утру, усталый и измученный, вернулся на дачу. Лег и, уже не обращая внимания на изрядно поредевшие ряды противника, заснул, как убитый. В шестом часу сквозь сон слышу, как тщетно пытается мама до меня добудиться:

— Сынок, вставай! Слышишь? Ты, наверное, забыл, что в восемь утра тебя будут ждать в университете. Надо же деньги на банкет отдать.

А сынок — на другой бок! Да и как я мог встать, если после бессонной ночи, после кровавой битвы с комарьем, голова была настолько тяжелая, что и не поднять? Только глаза открою, как снова в сон проваливаюсь.

Но спать долго не пришлось. И часа не прошло, как по всему поселку раздались душераздирающие, отчаянные крики:

— Вставайте! Вставайте! Беда! Беда! Крушение поезда!

Стали стучаться к нам в двери:

— Больница переполнена тяжелоранеными. Медперсонала недостает. Кто может оказать помощь?

— Иду! Иду! — слышу мамин голос. — Я врач. Можете на меня рассчитывать.

Что и говорить, сон как рукой сняло. Бросился я вслед за мамой в больницу, что была недалеко от дома. По дороге от сопровождающего нас фельдшера узнали некоторые подробности трагедии. Поезд, на котором я намеревался ехать в город, из-за неисправности стрелки на полном ходу столкнулся с товарняком. Первый вагон (а я обычно сажусь в головной) вместе с паровозом был полностью смят. Погибли все пассажиры. И во втором, и в третьем вагоне было тоже немало пострадавших. Всех их продолжали доставлять в небольшую сельскую больницу. То, что я увидел, не поддается никакому описанию. Люди, залитые кровью, с криками и стонами корчились от боли в предсмертных судорогах. Душа разрывалась на части, разделяя их боль. Я мысленно представил себя на месте пострадавших. Ведь и со мною могло случиться такое, если бы не комары.

* * *

Для моей мамы сразу же, конечно, нашлась работа. Опытный врач, она провела долгие часы в перевязочной и операционной. А я что мог? Вместе с другими добровольцами разносил горячие завтраки лежащим прямо на полу в больничном коридоре, поил водой тех, кто не мог себя сам обслужить, кормил, как маленьких, с ложечки. И чем мог, утешал изувеченных, из которых многие остались инвалидами на всю жизнь.

Поздно вечером мы с мамой возвратились домой. Я едва держался на ногах от усталости и стресса. Так что прощальный банкет прошел без моего участия. Тот понедельник останется в моей памяти навсегда. Он был действительно тяжелым, но зато Бог открыл мне двери в новую, далеко не праздную жизнь. Я нисколько не сожалел о том, что не оказался на банкете. Все ждали меня и недоумевали, почему я не явился. Ведь мне по поручению курсового бюро предстояло выступить, как молодому дарованию, с высокопарными стихами, посвященными нашим студенческим наставникам. И пусть я сорвал столь важное поручение, зато совершил по мере своих сил и возможностей акт милосердия. В мою до этого дня пустую душу вошло чувство сострадания, чтобы в часы испытаний меньше думал о себе, а спешил бы оказать помощь ближнему. Такое, конечно, не забывается. И в течение многих лет, рассказывая эту историю, я всегда ссылался на комаров, пока, наконец, до меня, как до жирафа, не дошло, что не сами комары, а Бог через комаров спас мне жизнь.

* * *

«Жизнь пройти — не поле перейти!» — справедливо гласит народная мудрость. Оглядываясь назад, замечу, что и в дальнейшем я подвергал свою жизнь опасности, но по сравнению с той железнодорожной катастрофой все другие эпизоды покажутся просто «комариными укусами».

Валерий ШУМИЛИН,
член Союза писателей России
Рис. П. Митрофанова

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх