Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Русские сектанты – кто они такие?


В эпоху петровских реформ, как уже отмечалось, начала разрушаться связь между Церковью и русским народом. Эта проблема затронула все слои общества. Простые люди уходили в секты, надеясь своим, нетрадиционным путем найти Бога и обрести спасение души. Так возникали ХЛЫСТЫ, ДУХОБОРЫ, МОЛОКАНЕ и прочие.

Как складывалась их судьба, их отношения с властями? Почему эти люди не вернулись в Православную Церковь? Все это можно увидеть на примере секты ДУХОБОРОВ.


«Прощай, оружие!»

В 1895 г. Петр Васильевич Веригин, духовный лидер духоборов, призвал всех духоборов сжечь оружие в знак протеста против военной службы.

Это был давний конфликт. Духоборы считали, что проливать кровь — это грех, и потому не хотели нести службу в армии. Александр I пожалел их и освободил от присяги. При Николае I духоборов снова начали насильно брать в солдаты. Секту причислили к «особо вредным», ее приверженцев в массовом порядке переселяли в Закавказье.

Ситуация накалилась при Николае II. После введения на Кавказе всеобщей воинской повинности духоборы решили демонстративно сжечь оружие. Вот как описывает это событие Евгения Кабатова, ученица волгоградской гимназии №8, в своей работе под названием «Мои предки — духоборы»:

«Мой прапрадед, Петр Семенович Кабатов, и все жители Славянки во главе с Кузьмой Тарасовым, одним из лидеров духоборческого движения, приняли участие в этом событии. Огнестрельное и холодное оружие свозили на подводах, сваливали в кучу, обкладывали дровами, обливали керосином и поджигали.

Люди, стоявшие вокруг, пели псалмы. Они верили, что свершают правое дело.

Этот костер был необходим. Он уничтожал смерть, войну, распри. Вера и совесть сделали этих людей едва ли не первыми пацифистами на земле. Вера, что можно прожить, не убивая друг друга, и готовность жить по совести, делая всё, чтобы предотвратить войну и насилие».

Реакция властей была незамедлительной. На усмирение «бунта»послали казаков. После сожжения оружия казаки издевались над духоборами, били нагайками, топтали лошадьми, насиловали женщин на глазах у мужей. (При этом они, очевидно, считали себя православными.) Мятежных сектантов лишили земли и имущества. Они были высланы в зараженные малярией уезды Тифлисской губернии (2000 человек из 4500 не вернулись оттуда живыми). Духоборов-солдат, которые отказывались от оружия, в дисциплинарных батальонах секли ветками акации. Потом их сослали в Сибирь.

За духоборов вступился Л. Н. Толстой. Он пожертвовал часть своего гонорара за роман «Воскресение», чтобы зафрахтовать четыре парохода, на которых духоборы могли бы уплыть в Канаду. Писателю активно помогали его друзья, которые решили: лучше их переселить, и пусть они на новом месте, в свободной стране, живут себе счастливо. Этот план вскоре был приведен в исполнение.

Великий поход к океану

Толстой и его друзья, очевидно, хотели как лучше. И в то же время они, видимо, не понимали, на что толкают людей. Произошло, пожалуй, самое страшное: люди лишились своей Родины.

Всего в Канаду прибыло 7631 человек. Их сочувственно встретили, предоставили землю. Они скоро освоились, образовали коммуну — огромную, в 44 села.

За жизнью духоборов в Канаде пристально следило российское общество. Сектантство вошло в моду. Петербургская интеллигенция забавлялась ночными радениями. Для толстовцев, как они потом сами оценивали этот период, это был своего рода золотой век. Духоборческое дело сплотило их, они видели в духоборах то, что хотели видеть — пацифистов, непротивленцев, близких по духу людей. Толстовцы не поняли, что это все-таки тайная секта.

В 1902 г. случилось то, что русский академик В. М. Бехтерев описал в своей книге «Внушение и его роль в общественной жизни» (1905), в главе под названием «Канадская психопатическая эпидемия среди русских духоборов».

«Интересна также психопатическая эпидемия, охватившая недавно духоборов Канады и едва не кончившаяся для многих из них печально. Заимствуем из газет описание, принадлежащее перу г-жи Мак-Гахан, этой своеобразной эпидемии, всполошившей не на шутку местные власти. Некто Зебров, объявивший себя Иоанном Крестителем, стал проповедовать поход в пустыню “для лицезрения Христа”, заверяя всех, что зимы не должно быть и что ее нечего бояться.

“Поверили ли сектанты своему вожаку или поступили они в силу собственного рассуждения, только из некоторых деревень они стали приходить в одних холщовых рубахах, босые и с непокрытыми головами...”

По известиям, напечатанным в “Temps”, духоборы, прежде чем отправиться “в поход на восток”, отпустили на свободу весь свой домашний скот, не желая “притеснить никакое живое существо”.

До похода в течение долгого времени духоборы в своих селениях с удивительным терпением исполняли тяжелые работы. Потом вдруг, охваченные неудержимым прозелитизмом, бросили селения и отправились в проповеднический поход.

Телеги, которые были при духоборах, были побросаны ими в пути, вместо того они навязали на шесты байковые одеяла и несли таким образом дряхлых стариков и малых ребят. Хотя духоборы имели при себе и деньги, они побирались в пути милостыней ради спасения души или собирали травы и колосья».

В общей сложности «на встречу с Христом», к океану, через канадские прерии шло около двух тысяч человек.

А потом выпал снег...

А вот теперь самое интересное. Как отреагировали канадские власти? С точки зрения здравого смысла, это был поход религиозных фанатиков. В России их, скорее всего, сразу разогнали бы, и пришлось бы Толстому заступаться за них второй раз.

Канадское общество было шокировано. Такого они еще не видели. Но никому не пришло в голову в данной ситуации применить силу.

На протяжении всего похода за духоборами следовали конные жандармы. Но они не трогали сектантов. Вмешались лишь однажды. В Йорктоне, которого пилигримы достигли 15 октября, от них отобрали насильно женщин и детей, всего 1060 человек, так как дальнейшее участие в походе могло повредить их здоровью. А мужчинам в количестве 800 человек предоставили идти дальше.

«Насколько можно судить, это решение канадских властей принято было духоборами с полной покорностью, — пишет далее г-жа Мак-Гахан. — Случившиеся при них вожаки Подмеров, Дендров и Зебров, как передают, внушили им, что на то воля Божья, против которой нельзя прати.

Не так легко покорились этому насилию задержанные женщины: многие из них на первых порах не только сами отказывались есть что-либо из предлагаемой пищи, но даже и плакавшим детям воспрещали: лишь только кто подавал что какому-нибудь малышу, мать у того кусок из рук вырывала... Вскоре однако это изуверство поумерилось: через сутки-другие духоборки не только ели, но и стали помогать стряпать.

Вели все себя тихо, только “божественное” читали, да псалмы пели; две женщины однако уже и тут, в Йорктоне, впали в сумасшествие: одна 60-летняя старуха все утверждала, что от нее имеет родиться Христос Спаситель, другая безумная была потише: все что-то бормотала про себя и чертила пальцем на полу.

Спустя несколько дней появилась еще сумасшедшая — 17-летняя девушка, провозглашавшая себя Богородицей.

Тем временем мужчины шли вперед, продолжая свои заунывные напевы гимнов: по ночам они останавливались под открытым небом, и многие из них не только ничего не ели, но и сна себя лишали: впереди шел босой, бледный, с лихорадочно горящими глазами, обнесенными темными кругами, и черною же длинною, развевавшеюся по ветру, бородой — “Иоанн Креститель” — Зебров. Этот, подходя к местечку Фоксваррен, стал уже и бредить на ходу — ему все представлялись видения; он не спал уже четвертые сутки и стал то и дело ловить что-то по воздуху и хвататься за что-то, мерещившееся ему, взывая к следовавшим за ним духоборам: “Вот Он, Христос — хватайтесь за Него все, спасайтесь!..”

По дороге к Фоксваррену духоборы стали бросать одеяла, платье, кошельки, обувь... Все это подбиралось следовавшими за ними конными жандармами и доставлялось куда следует на хранение. У Фоксваррена выпал снег, и это поколебало веру пилигримов в своего “Иоанна Крестителя”...»

Они вернулись. И не понадобилось ни нагаек, ни других репрессивных мер. Им предоставили свободу идти своим путем. Они прошли его и поняли, что заблуждались...

«Нам всем нужно покаяться!»

Была ли у Православной Церкви возможность вернуть в свое лоно раскольников? Очевидно, была. Церковный раскол произошел в 17-м веке. От 17-го века до 17-го года, когда по стране ураганом пронеслась революция, Русская Церковь прошла долгий путь. За это время можно было что-то предпринять. Но ситуация не стала лучше. Старообрядцы в традиционную Церковь не вернулись, их численность выросла, в их среде зародились различные секты.

Почему так случилось? Ну, очевидно, потому, что их воспринимали как врагов. На Московском соборе 1666-67 гг. их предали анафеме. На протяжении двух веков Православная Церковь и светские власти боролись с раскольниками репрессивными методами. Их убивали, мучили, морили в тюрьмах, заставляли под пытками отрекаться от своих заблуждений, отправляли в бессрочную ссылку, у них отбирали детей. К сожалению, все это было. Доставалось потом и сектантам, как это можно видеть на примере секты духоборов. В начале 19-го века массовые гонения прекратились, но время от времени возникали конфликты.

Впрочем, что касается отношений Православной Церкви со старообрядцами, то здесь были попытки примирения. Прогрессивные люди и с той, и с другой стороны считали, что раскол — это зло, и искали пути сближения. Одним из таких людей был священномученик епископ Уфимский Андрей (Ухтомский). Называя старообрядцев «возлюбленными братьями во Христе» и «братьями-святителями», он предложил им способ объединения, согласно которому старообрядческие иерархи должны идти крестным ходом в Московский Кремль, а навстречу им из Кремля со святыми древними образами должны идти новообрядческие иерархи. Встретившись на Красной площади, все участники обоих крестных ходов падают ниц и взаимно испрашивают прощения друг у друга. После взаимного братского лобзания все вместе совершают Божественную литургию. Таким образом, считал Владыка, упразднится раскол в Русской земле.

Поместный собор 1917-18 гг. должен был снять со старообрядцев анафему. Медленно, но неуклонно Русская Церковь в начале XX века шла к воссоединению. К сожалению, случиться этому помешала революция.

Почему же они уходили?

Что же касается отношений с сектантами, их никто не пытался вернуть. За них не молились, с ними не общались. По принципу: «Что упало, то пропало…» Люди, которые ушли из Православной Церкви и от старообрядцев, оказались не нужными ни тем, ни другим.

Почему же они уходили?

Очевидно, что Церковь (и с той, и с другой стороны) нуждалась в реформах. Народу не хватало Слова Божьего. Широкой просветительской работы не велось. Вера многих людей ограничивалась пассивным участием в обрядах. Они не знали основ Священного Писания, не практиковали его в повседневной жизни. Представление о Боге у них было туманным. Разрыв между широко образованными иерархами Церкви, авторами богословских трудов, и простыми верующими был огромен. Не все понимали церковнославянский язык.

Среди духовенства были неравнодушные люди, которые видели эти проблемы и переживали за Церковь. Но в целом Православная Церковь была не готова к большим переменам. А старообрядцы и вовсе не собирались ничего реформировать.

Поэтому нашлись такие люди, которые решили: если так — значит, в Церкви все плохо. И они откололись, чтоб построить свою, «истинную» церковь. Но построить что-то хорошее на пустом месте, из воздуха, отвергнув многовековой духовный опыт Православной Церкви, у них не получилось. Им было некому задать свои вопросы, потому что больше не было авторитетов. Они изучали Писание самостоятельно. Но, не имея образования, стали толковать библейские тексты, кто как понимал, и запутались.

Важен и тот момент, что им хотелось духовного подвига. Хотелось послужить Богу. А в Православной Церкви они применения своим силам не нашли.

Раскольники и протестанты: что общего?

В последнее время у многих протестантов в России появилась тенденция: пытаясь как-то обосновать свое присутствие в России, они отыскивают свои исторические корни. И некоторые при этом начинают утверждать, что предтечами протестантизма в России были раскольники. Причем они не трогают старообрядцев (самую многочисленную и представительную часть раскольников), а называют в качестве своих предшественников духоборов, молокан и других сектантов. Сергей Филатов и Анастасия Струкова в своей статье «От протестантизма в России к русскому протестантизму» высказывают, например, такие мысли: «В сектанты, как называли первых протестантов в России, шли лучшие народные силы, ибо протестантское учение отвечает запросам русской души, сколько бы это ни отвергали сторонники нашей исторической Церкви. (...) Именно в них, в предтечах русского протестантства и в самих протестантах, наиболее отчетливо проявилась и русская религиозность, да и сама русскость». В последнее время в России, по мнению авторов, происходит «осознание протестантами своей принадлежности русской исторической традиции, русской духовности и ментальности».

Что здесь правда, что нет?

Жаль, что авторы не уточняют, что же такое «русская религиозность» и «русская ментальность». Сразу стали бы очевидными противоречия в этой теории.

Во-первых, нельзя забывать, что сектанты — это сектанты. Многие из них отвергали священство, не признавали догмат о Троице, не принимали причастие. У них искаженное вероучение.

Во-вторых, что касается сходства. У сектантов, к которым относятся духоборы, молокане и прочие, действительно есть общие черты с протестантами. Это отказ от внешней церковной атрибутики, пышных обрядов, церковнославянского языка. Сектанты не признавали святых, отвергали иконы, не молились за умерших. Можно сказать, что одни секты были ближе к современным баптистам (духоборы и молокане, собрания которых проходили достаточно спокойно), другие — к пятидесятникам и харизматам (это прежде всего хлысты). У хлыстов было и говорение на иных языках, и пророчества, и видения, они и кружились, и по полу катались в молитвенном экстазе... У них были все внешние признаки радикального харизматического движения. Но было у них и еще кое-что.

Они хлестали себя вербой. Называя сектантов первыми протестантами, современные протестанты забывают о том, что в этих сектах люди занимались самоистязанием. Они хотели страданием очистить свою душу, доказать Богу свою преданность. Скопцы калечили себя, стремясь достичь духовной чистоты. Многие сектанты всю жизнь соблюдали пост и не вступали в брак. Стремление к аскезе — характерный признак русских сект. И это уж совсем не протестантская черта. Это скорее та самая «русская религиозность», где всё через край, человек не жалеет себя, бросается, как в омут с головой, в новую веру: «Ну, вот Он, Бог!!!»

Русские сектанты — жертвенные, в этом они близки скорее к старообрядцам, чем к нынешним протестантам. Они нерациональные, нерассудительные (и это тоже русская черта). Толкуя Библию, они часто прибегали к метафорам, поэтическим образам. Они не были индивидуалистами (тоже особенность русского менталитета). Духоборы и молокане объединялись в коммуны. И уж вовсе не походили на современных протестантов странники, которые бродили по дорогам без денег, без паспортов, с крестом на груди и с молитвой за русский народ. Это скорее были русские юродивые — явление, незнакомое протестантскому миру.

И все-таки наши...

Я думаю, можно сказать, что русские сектанты — это типично наше, русское явление. Ибо кто такой русский сектант? Человек из народа, с открытой душой, с жаждой правды и справедливости. Необразованный, но стремящийся познавать Божьи истины (отсюда — «откровения», «пророчества», которыми сектанты пытались компенсировать нехватку знаний). Сектанты считали, что миром правит антихрист, отсюда — желание куда-то вырваться, уйти. Им хотелось свободы. И они уходили.

Уходили искать легендарную землю. Рассказы о ней разносили по свету странники. И люди верили, что существует где-то на Руси такое место, где правит Бог, а не антихрист. Там никого не притесняют. Там, в легендарном Беловодье, в Опоньском царстве, не смолкает звон колоколов. Войти туда может лишь человек, чистый сердцем.

«Русская жизнь бьет русского человека так, что мокрого места не остается», — сказал Антон Павлович Чехов. Если вспомнить, что большинство приверженцев народных сект были крестьяне и солдаты, т. е. люди бесправные, станет понятно, почему им так хотелось найти чудесную страну. Или создать свою страну — Духоборию (была такая у сектантов-духоборов).

Я не идеализирую сектантов. Конечно, среди них встречались всякие. Конечно же, они во многом заблуждались. Но посочувствовать им можно.

Очень жаль, что духовные лидеры Православной Церкви не нашли для этих людей нужного слова. Не разработали программу по работе с такими людьми. В итоге получилось так, что в начале XX века большой процент россиян оказался вне Церкви. Церковь, находящаяся в расколе, не смогла удержать страну от катастрофы.

Судьбы многих сектантов в дореволюционной России сложились трагически. Как такое могло получиться? Почему канадские жандармы пожалели русских сектантов, а русские казаки не пожалели?

Что же, Бог всем судья. Сейчас главное — помнить о том, что было. Знать свою историю, чтобы не повторять прошлых ошибок. И даже если нам о чем-то больно вспоминать, все равно надо помнить. Очищение часто идет через боль. Что же делать…

Материал подготовила
Ксения РОМАНОВА


В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ


Старообрядческая Церковь насчитывает 2 млн верующих в России, 1 млн в странах СНГ. Поместный Собор РПЦ 1971-го г. снял со старообрядцев анафему.

Духоборы — в России 3000 человек, в основном в Брянской и Орловской областях.

Молокане — в России около 150 общин, в основном на юге страны.

Хлысты — сохранились небольшие общины в Тамбовской, Самарской и Оренбургской областях, на Сев. Кавказе и Украине.

Странники — учету не поддаются.

20 000 потомков молокан-эмигрантов живет в США. Общины молокан есть в Армении, Мексике и в Австралии.

30 000 потомков духоборов-эмигрантов живет в Канаде. В годы второй мировой войны духоборы активно помогали советскому народу в его борьбе с фашизмом. На их средства собиралась теплая одежда, закупалось медицинское оборудование, медикаменты, и все это направлялось в СССР.

Получив разрешение вернуться на Родину, часть русских сектантов в 20-е годы вернулась из-за рубежа. Многие из них впоследствии оказались в сталинских лагерях.

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх