|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Бог уберег их от кровавой бойни...
Вот они — фотографии конца XIX века. На плотном картоне золотом — «Санкт-Петербургъ», «Westly», «Принцъ», «Козинъ», «Парли»...
Четкий рисунок лиц, а одежда точно растворяется, переходя в светлые тона, едва уловимые глазом.
Все просто, но изысканно и в стиле того времени. Из разных альбомов, из разных кланов, но какая-то похожесть в лицах. Взгляд?
Да. Серьезность, сосредоточенность. У меня много фотографий. Иногда по вечерам я раскладываю реликвии времени и беседую с ними. Кажется, слышат они речи мои, а живое слово трогает их лица... И меня охватывает волнение, тревожно бьется сердце, тоскует душа.
Вот моя бабушка — выпускница императорского сиротского института Николая I, основанного в конце XVIII века Марией Федоровной, супругой Павла I, ныне Педагогический университет имени А. И. Герцена. Высокая прическа, в глазах достоинство, гордость. Темное платье с высоким воротничком обтягивает плечи, грудь... В семейном архиве несколько свидетельств, грамот. 1905, 1908 г.
«Повивальная бабка 1-го разряда, практический массаж, врачебная гимнастика...»
Большая серебряная медаль на зеленой муаровой ленте. С одной стороны — барельеф на библейский сюжет, с другой — бюст Екатерины II.
Бабушка лечила графов, великих князей и простых людей. В любую погоду, в ночь, в дождь спешила она туда, где беда.
А вот Александр Иванович, мой дед. На ранней фотографии он в форменной курточке. Учился в Педагогической семинарии Павловска, играл на скрипке, обучал сельских ребятишек, позже — директор школы в Рыбацком. Ушел из жизни Александр Иванович в январе сорок первого. Его имя внесено в «Книгу памяти» Санкт-Петербурга.
Родителей мужа я лично не знала. Василий Иванович умер в 1952 году. Жена, Лидия Николаевна, пережила супруга на год.
Браки этих людей действительно свершались на небесах. Кто внушил им чистоту, верность? Нежность, преданность друг к другу, ответственность за детей...
На фотографии юности Василий Иванович, как и мой дедушка, в форменной курточке. Я не знаю, где он учился, и спросить-то теперь уж не у кого. Но на снимке более позднего периода вижу его в рясе, с православным крестом на груди, а рядом — жена. Лидия Николаевна учительствовала. А еще она прекрасно пела. Особенно русские народные песни. Служил Василий Иванович в Лесном в храме Преображения Господня. Брал уроки фортепиано и был первым учителем музыки своих сыновей.
Мальчики прислуживали отцу Василию, пели на клиросе. И жили все они не только рядом, под одной крышей, а ВМЕСТЕ. Потом гонения, унижения, разлука отца Василия с семьей. И, если бы не знаменитая фраза «Отца народов» — «Сын за отца не отвечает» — вряд ли мальчики были бы приняты в учебные заведения.
Годы, годы...
Старший сын отца Василия погиб в первые же дни войны. Младший, будущий профессор Ленинградской Государственной консерватории, фольклорист с мировым именем, ушел на фронт 3 июля 1941 года. Мой дядя участвовал в боях за Берлин.
Всмотритесь в эти лица...
Они — цвет интеллигенции Санкт-Петербурга.
Они тоже заслужили, чтобы их помнили.
На своих плечах несли они культуру бурлящей в те годы России, были примером высшей нравственности, житейской мудрости.
Случай сберег их от уничтожения, от кровавой бойни.
Хочется поклониться им и сказать: «Спасибо».
Всмотритесь в эти лица...
Пусть земля им будет пухом!
Регина Соколова
Фото из семейного архива
Василий Иванович и Лидия Николаевна, родители мужа
Супруги Ласунские (мои бабушка и дедушка)
Василий Иванович Соколов, отец мужа
Лидия Николаевна Завозская, мать мужа
Елена Леонидовна, моя бабушка
Александр Иванович, мой дед
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|