|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
УТОМЛЕННЫЕ СЧАСТЬЕМ
Мы живем в век цифровых технологий и сверхзвуковых скоростей. В странах с развитой экономикой повышается уровень жизни. У людей появляются суперкомпьютеры и супермашины. Но у прогресса есть и обратная сторона. Это можно увидеть на примере такой высокоразвитой страны, как Япония.
ПОКУПАТЕЛИ СНОВ
Помните детский фильм-сказку «Продавец снов»? В одном королевстве люди разучились нормально спать. И они приходили к волшебнику, который умел творить из воздуха чудесные сны. Сны хранились в специальных пробирках и колбах, и усталые люди покупали их. Нечто подобное сейчас происходит в Японии.
Всемирно известен феномен «японского чуда». Страна добилась высоких экономических показателей за счет системы интенсивного труда. Это значит, что люди работают как заведенные. Казалось бы, что тут плохого?
Но японцы встают очень рано. Поездка из дома до офиса занимает у большинства жителей Токио два часа в один конец, причем в переполненном транспорте многим приходится стоять всю дорогу. Рабочий день длится 10 часов. После работы каждый японский служащий просиживает в офисе долгие часы, стараясь произвести хорошее впечатление на начальство, или отправляется на сверхурочные занятия в кружках качества, где все сотрудники ломают голову над тем, как улучшить свою работу. При этом все делают вид, что ничуть не устали. Недопустимым считается уснуть за компьютером. Никто не хочет быть уволенным.
Все это привело к возникновению хронической усталости. В японском языке появилось особое слово «кароши», обозначающее смерть от переработки. Усталые жители Токио стали засыпать в самых неподходящих для этого местах. Одни под видом примерки одежды дремали в примерочных кабинах магазинов. Другие с этой же целью тщательно «проверяли качество» электрических массажных стульев в магазинах мебели. Поиск места, где можно спокойно отдохнуть и восстановить свои силы, привел к созданию салонов, где клиент может удовлетворить это желание за деньги.
Начало новому бизнесу положила компания Napia, которая называет свое заведение «салоном хорошего сна». Во время обеденного перерыва салон переполнен клиентами. Он оборудован очень просто: 7 общих спальных комнат — 3 для женщин и 4 для мужчин — и несколько отдельных комнат для особо важных персон или для очень застенчивых клиентов.
Цена отдыха в салоне составляет 800 иен (это примерно 230 рублей) за первые 40 минут и 400 иен за каждые дополнительные 20 минут. За 500 иен клиент может заказать накачивание чистого кислорода и еще за 500 иен — дополнительных освежителей воздуха. «Среди наших клиентов есть люди самых разных профессий, от биржевых брокеров до официантов ресторана. Однако большинство из них скрывают, что спят днем, поскольку все еще боятся, что люди будут о них плохо думать», — говорит Тадааки Кидзу, президент фирмы Napia.
«ПОГОВОРИ СО МНОЙ!»
Несмотря на перенаселение — в столице страны Восходящего Солнца с учетом пригородов проживает 30 миллионов человек — все больше жителей Токио чувствуют себя одинокими. Слишком высокий темп современной жизни не оставляет им времени на разговоры даже со своими близкими. Кроме того, традиционная мораль предписывает японцу быть сдержанным, не позволяет раскрывать свою душу.
Именно нехватка живого общения, по мнению социологов, спровоцировала появление новой профессии — людей, которые умеют терпеливо выслушивать душевные излияния незнакомых прохожих.
Ежедневно на улицах Токио перед вывесками «Я слушаю тебя», где сидят эти люди, не имеющие специального образования, выстраиваются очереди. При этом слушатель не дает страждущим никаких полезных советов.
Большинство представителей новой профессии выполняют свою работу бесплатно, из сострадания к ближнему. Один из них, 29-летний актер Хираката, утверждает, что помог облегчить душу уже более чем 12 тысячам человек. По словам Хиракаты, «исповедаться» приходят самые разные люди, в том числе психологи и даже священники-буддисты.
Известно, что японцы — народ изобретательный. Они создали тамагочи — электронные игрушки, предназначенные для того, чтоб восполнить нехватку общения. Для этой же цели был изобретен чудо-робот, способный поддерживать беседу. Игрушка по имени Мэмони-тян знает около 20 тысяч слов и умеет самостоятельно комбинировать до 2 миллиардов фраз. Искусственный интеллект способен выхватывать из монолога владельца ключевые слова и на их основе задавать вопросы. Например, вы говорите, что идете на свидание. Мэмони-тян спрашивает об имени друга, месте встречи. После возвращения он может спросить, не опоздали ли вы на свидание и не было ли ссоры. Новые предложения остаются в памяти робота, и со временем общение становится все оживленнее. Лицо ему заменяет экран, на нем — глаза и добродушная улыбка.
Электронное чудо поражает своим уникальным устройством. Но не менее поразителен и тревожен тот факт, что современному человеку проще купить себе робота, чем найти друга.
ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Несмотря на кажущееся благополучие, в Японии все чаще говорят об экономическом кризисе. Растет безработность. Появилась новая категория людей, которую называют «потерянное поколение». Это — молодые люди, разочаровавшиеся в жизни. Им от 15 до 34 лет. Они постоянно меняют место работы или вообще не хотят работать.
За последние несколько лет Япония вышла на одно из первых мест по числу суицидов. Ежегодно около 30 000 японцев добровольно уходят из жизни. В 2003 году эта цифра составила 34 427 человек. Каждый год более 100 000 детей в возрасте до 20 лет теряют одного из родителей, покончившего жизнь самоубийством.
50% самоубийств совершается из-за серьезных проблем со здоровьем, более четверти — из-за финансовых проблем. Каждый день умирает около 90 человек — больше, чем в ДТП.
«Многие из этих людей не чувствуют, что они действительно живут», — говорит Юкико Нисихара, доктор Токийского центра по предотвращению суицида.
Традиционная религия японцев — синтоизм — не содержит никаких запретов по части самоубийства. Синтоистская вера учит любить природу, ценить красоту, но она не дает никаких заповедей или предостережения против грехов. Если для христиан Бог — это Спаситель, жалеющий и любящий людей, то для последователей синто Он — просто абстрактная Сила, разлитая в природе. Попав в беду, они не обращаются к Нему с молитвой, и пойти им некуда. В целом японцы — народ малорелигиозный и давно прибегают к самоубийству в качестве меры спасения — от неудач, от финансовых потерь, не желая приносить огорчения близким.
Правительство пытается бороться против этой «эпидемии» путем штрафных санкций: самоубийцы не имеют права использовать чужую собственность, иначе родственников покойного ждут серьезные финансовые трудности. Японец бросился под поезд — платите железнодорожной компании. Повесился на съемной квартире — платите домовладельцу. Санкции не помогли, зато сформировали новые традиции самоубийства. Японские самоубийцы все чаще предпочитают сесть в свою машину, провести резиновый шланг от выхлопной трубы в салон и тихо задохнуться, оставив записку с просьбой никого не винить...
При этом некоторые предпочитают покидать этот мир не в одиночку, а целыми компаниями. Неразделенная боль и нехватка тепла в самые последние минуты толкают людей друг к другу. Японцам страшно умирать в одиночестве. И здесь им приходит на помощь чудо XX века — Интернет.
В Интернете давно существуют специальные сайты для тех, кому жить надоело. Они, как правило, оформлены в зловещих цветах и снимают с себя ответственность за опасность своего содержания. Там обсуждаются разные способы самоубийства, нередко даже предлагается соответствующее оборудование. Незнакомые люди «встречаются» в кибер-пространстве и договариваются о том, чтобы вместе уйти из жизни.
«Все ужасно. Я хочу умереть. Кто со мной?» — такую фразу можно прочитать в японских Интернет-чатах.
«Я — неудачник с самого дня моего рождения, поэтому я хочу умереть».
Встретившись в условленном месте, молодые люди забираются в машину и травят себя угарным газом.
В этом году для желающих уйти из жизни открылось еще 20 сайтов.
По мнению японских социологов, причина сегодняшних самоубийств — потеря моральных ценностей, ускоренная индустриализацией.
Казалось бы, проблемы маленькой Японии безмерно далеки от нас. Но так ли это? По данным опроса ВЦИОМ, приведенным в «АиФ», №34, 2005, на вопрос «К чему вы стремитесь в своей жизни в первую очередь?» 55% россиян ответили: «Жить в достатке», 27% — «Жить честно, в согласии с самим собой», и только 19% — «Любить и быть любимым». К чему же мы придем?
Счастливые граждане счастливой страны, у которых есть все, перестали ценить свою жизнь. Большинство из них — просто усталые, одинокие люди. И если бы они вдруг захотели приоткрыть нам свою душу, они, наверное, сказали бы: «Мы продвинулись в технике и в экономике, но не стали счастливыми. Мы теряем любовь, мы теряем друг друга. Мы теряем детей. Каждый день гибнут люди, словно мы на войне. Мы хотели бы верить в Бога, но мы не знаем, где Он и любит ли Он нас. Прогресс увел нас далеко вперед, но позади осталось что-то бесконечно дорогое. Мы о чем-то забыли. А без этого — плачет душа. Что же делать? А может, вернемся?..»
Ксения РОМАНОВА
Токио. Час пик. Знакомая всем москвичам картина
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|