Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

А над городом плывут облака...


Считается, что жить в столице — это престижно. Там тусуются известные политики, артисты, музыканты. Туда приезжают иностранцы. Там творится история. А за пределами столицы — ничего такого интересного.

Но так ли это? Население Москвы и Петербурга составляет всего 10% от числа всех россиян. Люди, не попавшие в эти 10%, живут не менее интересной и сложной жизнью, в которой есть свои герои, нераскрытые тайны и даже романтика.


Уфа тебя примет


Уфа — город с миллионным населением, столица Башкортостана. Ее основали в XVI веке башкиры, принявшие русское подданство, для защиты от набегов кочевых племен. В этих краях гулял Салават Юлаев — отчаянный башкир, сподвижник Пугачева, со своим мятежным войском. Здесь жили Юрий Шевчук, Земфира и Саша Матросов, который спас свой полк, пожертвовав собой. Здесь по пути из ссылки останавливался Ленин.

Уфа — столица и провинция одновременно. Здесь много промышленных предприятий. Есть театры и концертные залы. Люди красиво и модно одеты. Но это на центральных улицах. А если отойти подальше — во дворах развешано белье, сидят женщины в халатах и шлепанцах, совсем по-домашнему. Бабушки-садоводы, расположившись в тени вдоль дорог, продают свои яблоки, астры и гладиолусы.

Уфимские дороги уводят то вверх, то вниз. Город расположен на горе, поэтому такие виражи.

Летом здесь — море солнца и много цветов. В синем небе плывут ослепительно белые облака. Зато ночи здесь очень темные. Выходя на улицу, как будто проваливаешься в банку с чернилами.

Уфа — это город, который как будто затерялся во времени. Дореволюционные названия встречаются здесь наряду с советскими: улица Богородская, проспект Октября, Коммунистическая улица... В центре города — ночные клубы, рестораны, казино. Но там же, в центре, стоит большой памятник Ленину, и его никто не убирает. Без него станет пусто. Никакой ресторан или банк не заменит вождя. Людям нужен герой, а героев-то нет. А кого еще ставить?

О Москве (и о Питере) говорят: «жесткий город», «принимает не всех». Приезжему там нелегко. Чтобы город не «оттолкнул», а «принял», надо соответствовать определенным стандартам: быть образованным, целеустремленным, уметь заводить связи, красиво выглядеть, и прочее.

А вот Уфа принимает всех. Неважно, сколько классов ты закончил и кто ты по национальности. Здесь это всем до лампочки. Не надо строить из себя супергероя, стремясь кому-то что-то доказать.

Большинство уфимцев — русские, башкиры и татары. Среди них есть атеисты, православные, протестанты, мусульмане, сектанты, экстрасенсы и те, кто вообще о Боге не задумывается. Таких, пожалуй, большинство.

Фаталисты


На высоком обрыве, над Белой рекой стоит памятник Салавату Юлаеву. Это самый большой конный памятник в России. Сюда ежедневно приезжают свадебные кортежи. Все хотят сфотографироваться с Салаватом. Но мало кто всерьез задумывается о нем и о его судьбе.

Впрочем, Уфа есть Уфа: особой любви, восхищения нет, но и неприятия тоже нет. Ну, стоит и стоит, никому не мешает. В столичных городах люди чаще подходят к жизни аналитически: задают вопросы, пытаются разобраться... Здесь этого нет. Никто не спросит: в чем символика этого образа? К нему привыкли, как к родному. И во всем так.

Все живут какой-то своей, обособленной жизнью. Как будто только то, что относится к личной жизни, по-настоящему важно и ценно, а политика, мировые проблемы — это все неинтересно, несерьезно. Зачем забивать себе голову, протестовать против чего-то? Все равно все решится без нас.

Люди в Уфе, как и в других провинциальных городах, — простые, открытые и, по-моему, более добрые. Они легко вступают в разговор, не скрывают эмоций. Большинство не пытается выстроить жизнь по какому-то определенному плану. Все происходит само собой, непроизвольно, случайно. Как в легенде о том, как возникло название города.

Поднимались как-то русский и башкир на вершину горы.

— Уф! — выдохнул русский, утомленный тяжелым подъемом.

— А? — не расслышал башкир.

И город назвали — Уфа.

Романтики и пофигисты


В Уфе живут разные люди. Среди них — люди новой формации (бизнесмены, банкиры) — они идут в ногу со временем. Вторую группу, самую большую, составляют люди, которые живут, как жили раньше — работают на непрестижных работах, а в выходные вкалывают на садовых участках. И есть еще те, которые вообще ничем не занимаются, а просто ловят кайф от жизни, каждый на свой манер.

В Уфе много людей, не знающих, куда себя девать. В каком-нибудь тихом дворе, заросшем высокой травой, человек 10-15 с утра до вечера играют в карты, в темноте подсвечивая себе фонариком. Парни лет 16-18-ти сидят на лавочках и треплются на разные темы или бродят по улицам большими компаниями с банками пива и сигаретами. Попадаются люди, сидящие на бордюрах, на ступеньках, в траве — с отрешенными лицами, в какой-то прострации, неторопливо вдыхающие сизый дым сигарет.

Здесь много пьяных. Идешь по тропинке и видишь: человек лежит в тени рябины, среди зарослей мальвы и бурьяна, переплетенного белым вьюнком. Лежит на боку, до того неподвижно, что кажется — мертвый, и только приглядевшись можно уловить едва заметное дыхание. Идешь дальше — другой бедолага свалился возле магазина, в обнимку со складной тележкой, в которой, вероятно, что-то вез. Но что это было, и кто он, и как сюда попал — узнать невозможно: его не добудишься. Старик со стеклянным взглядом идет навстречу нетвердой походкой, машинально вытирая грязной тряпкой кровь, сочащуюся из разбитой головы...

Для них как будто бы остановилось время. У них нет чувства ответственности, нет желания разобраться в своей жизни. Им не нужны перемены.

Но не спешите осуждать такого человека! Ведь, если с ним разговориться, он может оказаться интересным собеседником, поэтом, мастером на все руки. Просто что-то не сложилось в жизни. А может, ему просто нравится плыть по течению. Другие суетятся, зарабатывают деньги, а ему интересней общаться с друзьями или сидеть с удочкой на краю какой-нибудь канавы. Возможно, он не хочет быть таким, как все, ему скучно зависеть от планов и графиков. А может быть, это такая романтика?

* * *

Видимо, не случайно символом города стал Салават — поэт и мятежник. Неоднозначный герой: совершивший немало ошибок, но симпатичный. Простой человек — и при этом особенный, незаурядный. С мечтой о счастье для всех людей — и с такой несчастливой судьбой. И памятник ему, наверно, не случайно стоит над обрывом, под белым куполом пушистых облаков. На краю пропасти, но так близко к Богу! Земля уходит из-под ног, но кажется, до неба — рукой подать.

А может, этим он и близок жителям Уфы?

Он словно говорит всем своим видом: стань свободным! Оседлай коня, возьми свою жизнь в свои руки, посмотри в облака! Бог видит тебя, Он все время с тобой, и Он ждет от тебя чего-то большего! Так не будь пофигистом!!! Преодолей земное притяжение, встань выше всех обстоятельств, выше повседневной суеты. Найди в себе силы открыть Ему сердце, коснись облаков, и ты станешь героем. Настоящим героем, а не просто мечтателем.

Ксения Романова
Фото А. Новикова




Свадьбы в стиле ретро — в Уфе явление нередкое.

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх