|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Люди, ну почему мы такие?
Если вам хоть один раз довелось нечаянно подслушать разговор посторонних людей о собственной персоне, вы знаете, как это и интересно, и страшно.
Я живу в Санкт-Петербурге. Почти всю сознательную жизнь (а мне уже 60) я прожил не в России; жил и работал в разных странах мира. Это позволяет мне видеть нашу российскую действительность, скажем так, со стороны, глазами иностранца. Раза два я попадал в ситуации, когда о нас, россиянах, со мной говорили в третьем лице, принимая меня за не россиянина. Я хочу поговорить о многочисленных проявлениях нашей диковатости. Иностранцы об этом говорят по-разному: одни — с удивлением и сожалением, другие — с солидной долей презрения, третьи — со злорадством (в зависимости от отношения к нам).
Миллионы убийственных слов
Ответственно заявляю, что только в одной стране нашей планеты брань, сквернословие являются обыденностью, средством общения. Вообще, ругаются везде, но только наши граждане умеют спокойную, мирную беседу превращать в набор бранных слов. Только у нас мат звучит отовсюду — и не только из пивных, но также с трибун и с экранов телевизоров. Вдумайтесь в смысл этих паскудно-мерзопакостных словосочетаний, миллионы раз ежедневно оскверняющих наше жизненное пространство. Говорят, мат пришёл к нам от татар, с Востока. Возможно. Однако я знаю менталитет восточных людей, поэтому утверждаю, что у них это ругательство не может быть ничем иным, кроме как самым страшным оскорблением, смыть которое можно только кровью. Походя там такими словами не бросаются.
Сквернословить не просто «нехорошо», сквернословить губительно в полном смысле этого слова. Ни одно слово, брошенное в пространство, не исчезает бесследно, мы ответственны за каждое произнесённое нами слово, потому что в том числе и словами мы творим добро или зло, здоровье или болезнь, достаток или нищету, красоту или безобразие, жизнь или смерть — каждое произнесённое нами слово имеет творческую силу, силу созидательную или разрушительную.
Не является ли наше уникальное сквернословие одной из причин наших бед? Господа сквернословы, если бы вы знали, какой вред себе, своим потомкам, близким, своему городу, своему отечеству вы наносите своим языком, вы бы скорее его откусили, чем произнесли матерную брань.
В повседневной жизни мы то и дело бездумно бросаем фразы, которые возвращаются к нам в виде болезней, страха, неприятностей разного рода. Нужно почаще делать друг другу комплименты — заслуженные и полузаслуженные; мы поневоле будем меняться в лучшую сторону, у нас просто не будет других вариантов. При общении с незнакомыми людьми давно пора отбросить эти анатомические «мужчина» и «женщина», а также хамовато-небрежные «бабуля», «дедуля», «мамаша», «папаша». Почему бы не вернуть в обиход прекрасные слова «сударыня» и «сударь»? Чем они плохи? И годятся для обращения к любой особе любого возраста.
О чем плачут березы?
Сударь (сударыня), смогли бы вы справить большую нужду на Красной площади? Вы на этот вопрос отреагировали примерно так же, как отреагировал бы лондонец, рижанин, житель Сингапура или Токио на вопрос о том, смог ли бы он бросить окурок на тротуар или мостовую своего города. Окурки и пустые пачки из-под сигарет, вылетающие из автомашин в самых красивых местах самого красивого города планеты — тоже наш быт. Это притом, что в каждой машине есть пепельница. Пепельница тут, может быть, и не при чём. Ведь тот же лондонец скорее съест окурок, чем бросит его на мостовую, потому что он по-настоящему любит свой город и не согласен выглядеть скотом. Окурок, летящий под автобус, троллейбус или трамвай перед посадкой — тоже наш быт, это даже в художественных фильмах показывают. Хуже всего то, что почти все мои соотечественники, прочитав эти строки, вообще не поймут, о чём, собственно, речь, чего от них хотят. Когда я попросил одного субъекта убрать за его собакой, которая во время выгула нагадила на тротуар у канала Грибоедова, он, во-первых, не сразу меня понял, а когда понял, то посмотрел на меня так, словно я попросил у него 1000 евро без отдачи. В другой ситуации, в электричке, я предложил гражданину не плевать на пол шелуху от семечек — так вот, этот гражданин воспринял моё предложение ни больше ни меньше, как посягательство на его личную жизнь. Разговор вылился в дискуссию о правах человека и гражданина.
Особого разговора заслуживает состояние наших парков и пригородных лесов. Наверняка все видели ободранный поэтический символ России — берёзы, ведь береста очень хороша при разжигании костра. Ободранные берёзы — настолько сугубо «наше», настолько примелькавшееся, что наши отдыхающие граждане их не замечают. Не станет тот же англичанин сдирать кору с живой берёзы, разве что если будет стоять вопрос о его выживании. Не пойдёт он на это паскудное дело, ему это не позволит сделать нечто такое, чего нет у нашего народонаселения. То же самое «нечто» не позволит ему оставить в лесу пустые банки и бутылки после пикника или, тем более, вывалить втихаря машину мусора у лесной дороги.
Сегодня и вчера
Средневековье от нынешних времён отличалось, в частности, тем, что в городах отсутствовала канализация. Средневековые сеньоры, фрау и мадам выплёскивали свои помои из окон прямо на улицу. Великолепные ботфорты, которые мы видим в поставленных по романам А. Дюма кинофильмах, — не дань высокой тогдашней моде, а суровая необходимость: пройти по улицам Парижа в то время можно было только в очень высоких сапогах. Я это написал к тому, что не всегда западные европейцы были чистоплюями, к нынешнему лоску они шли веками.
А теперь про нас. Прежде написания своей «Истории Пугачёва» А. С. Пушкин изучил, в частности, архивные материалы о быте яицких казаков и описал его в Замечаниях к своему труду. Поражаешься порядку, целесообразности, дисциплинированности, которыми пронизаны все стороны жизни людей, живших в отдалённой провинции России 400 лет назад. Люди берегли среду своего обитания. За браконьерство ряпушки в допетровской России полагалась ни много, ни мало — смертная казнь. «Домострой», над которым много лет зубоскалили все, кому не лень, на деле оказался в высшей степени толковой книгой. Чистота Петербурга и его рек и каналов обеспечивалась в числе прочего указами губернаторов и царей. А это я написал к тому, что не всегда россияне были такими, какими мы видим себя сегодня. Так в чём же дело? Почему мы так невыгодно отличаемся от своих соотечественников, живших в прошедшие века? Причин тому несколько, о них можно дискутировать, но бесспорно следующее: разрушенные и осквернённые храмы, поруганные святыни, мат из детских уст, вонючие подъезды, захламлённые пригородные леса, перевёрнутые урны и скамейки в парках, литературное и художественное «творчество» на стенах и многое подобное — звенья одной цепи, начало которой находится там, где атеизм стал государственной религией.
А может, хватит всех пугать?
Поводы для оптимизма есть: мы начали восстанавливать храмы; если прошлый наш президент заходил в храм, словно делая Богу одолжение, то нынешний не стесняется перекреститься — хочется верить, что делает он это искренне; верующие постепенно перестают быть белыми воронами. Дальнейшее зависит от каждого из нас.
Не прикладывая практически никаких усилий, мы уже завтра могли бы зажить лучше, если бы вдруг все сразу перестали сорить и мочиться в подъездах, сквернословить, уродовать деревья в пригородных лесах, превращать эти леса в свалку, мусорить в транспорте и на улицах, изображать на стенах лифтов гениталии, ломать скамейки, переворачивать урны и вырубать перед Новым годом ёлки в скверах, если бы собак начали выгуливать с совочком в руке, если бы наши мужчины стали ежедневно бриться, выходить из дому в глаженых брюках и начищенной обуви и уступать женщинам места в транспорте, если бы водители за рулём заменили жлобство джентльменством… Кроме прочего, многое из перечисленного дало бы и прямой немедленный экономический эффект: от непроизводительного труда освободилась бы масса уборщиков мусора, строителей-ремонтников и работников других специальностей. А сколько человеко-часов рабочего времени мы сэкономили бы только на уменьшении количества пробок на дорогах! Мы стали бы симпатичнее, притягательнее для окружающего мира — а это и инвестиции иностранцев, и прибыль от туризма; при прочих равных условиях люди предпочитают иметь дело с существами приятными.
На наших телеканалах — масса дискуссионных передач, иногда интересных, а чаще не очень интересных, даже извращенческих типа «Окна». Почему бы не подискутировать на нашу тему?! Можно при желании постепенно разбудить в людях и самоуважение, и самолюбие, и любовь к своему городу, к своей природе.
Напрасны надежды отдельных индивидуумов обрести своё счастье где-нибудь в благополучных странах: в этих странах я видел много наших сытых эмигрантов, но не видел ни одного счастливого; уют, мир и порядок надо создавать в своей квартире, чужая квартира всегда будет чужой. Опыт подсказывает, что не могут россияне любой национальности полностью адаптироваться в чужой стране, никогда не станут они думать ни по-немецки, ни по-американски, ни по-китайски.
Однажды мы летели в Дели…
В заключение — маленький сюжет. В 90-х годах нам с женой довелось лететь из Визакхапатнама (портовый город в юго-восточной Индии) в Дели с пересадкой на другой самолёт в Хайдарабаде. Мы знали заранее, что в Хайдарабаде придётся ждать рейса до Дели в течение пяти часов, поэтому как нормальные бывшие советские граждане приготовились коротать время в аэропорту. Однако индийская авиакомпания спутала все наши карты: по прибытии в Хайдарабад каждую семью на отдельных автомобилях доставили в первоклассный отель, где разместили в отдельных номерах со всеми удобствами, телевизорами и кондиционерами, предложили отдохнуть в течение трёх часов, затем накормили изысканным обедом и доставили в аэропорт. На первый взгляд может показаться, что сюжет — не по теме. Но это только на первый взгляд… Добавлю только, что Индия — небогатая страна.
Владимир Новиков,
г. Санкт-Петербург
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|