|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Александр Башлачев: «Ты звени, сердце, под рубашкою»
Русскую рок-культуру надо отличать от западной рок-культуры, от которой она, может быть, и зависит исторически и хронологически, но отнюдь не семантически (по смыслу). Попав на почву Святой Руси, она дала иной цвет и иной плод. Но какой смысл несет русская культура? Какая мысль делает сердце русским? Конечно, мысль о Боге. Русскую культуру можно назвать культурой богомысленной. Еще Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» говорил о русских мальчиках, у которых все сводится к вопросу о Боге.
«Время колокольчиков»
Одним из наиболее ярких и самобытных поэтов культуры андеграунда является Александр Башлачев. Творчество, как и жизненный путь Башлачева, противоречиво, но противоречие это не надуманно. Башлачев правдив в своем творчестве. Он отражает живую душу, точнее, обнажает ее во всех противоречиях. Его творчество — это боль русской души, и эта боль любящего сердца. Его творчество религиозно, и не просто религиозно, а религиозно по-русски. Это жажда Бога. На Святой Руси это особое чувство — чувство богооставленности. То чувство, которое Христос испытал на кресте, когда возопил громким голосом: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Поэзия Башлачева — это крик боли, это стон души. Башлачев — это распятый поэт.
Русская культура андеграунда, культура подполья — это «время колокольчиков»:
Но с каждым днем времена меняются.
Купола растеряли золото.
Звонари по миру слоняются.
Колокола сбиты и расколоты.
Что ж теперь ходим круг да около
На своем поле, как подпольщики?
Если нам не отлили колокол,
Значит, здесь время колокольчиков.
Творчество Башлачева (что в какой-то мере можно сказать и о русской культуре андеграунда в целом) делает попытку (и иногда удачную) возместить нехватку Слова; Башлачев пытается высказать Его своим языком «колокольчиков». И этот звон идет не со струн гитары, а из исполненного болью сердца.
Ты звени, сердце, под рубашкою.
Второпях — врассыпную вороны.
Эй! Выводи коренных с пристяжкою,
И рванем на четыре стороны.
(«Время колокольчиков»)
Та страна, что спала, на подъем тяжела.
Но кое-как запрягла. И вон — пошла на рысях!
Эх, не беда, что пока не нашлось мужика.
Одинокая баба всегда на сносях.
(«Посошок»)
Имя Имён
Образ одинокой бабы, вдовы в творчестве Башлачева — это образ России, потерявшей Бога, ее «Кормильца», не могущей накормить своих детей любовью. Но, потерявши «Кормильца», она не ищет Его. Ее скорби превратились в «Вечный пост». И Сашины песни стали для многих черными сухарями, которые во время жажды Слова (Божия) многим не дали умереть с голода, возвращая их взор к духовной жизни. Но целиком он не был осмыслен и принят широкой публикой, ибо пел не «на злобу дня», а «на злобу вечности». И он, обращаясь к Господу за помощью и поддержкой, говорит:
Засучи мне, Господи, рукава!
Подари мне посох на верный путь!
Я пойду смотреть, как Твоя вдова
В кулаке скрутила сухую грудь.
В кулаке скрутила сухую грудь,
Уронила кружево до зари.
Подари мне посох на верный путь!
Отнесу ей постные сухари.
Отнесу ей черные сухари.
Раскрошу да брошу
до самых звезд.
Гори-гори ясно! Гори...
По Руси, по матушке — Вечный пост.
(«Вечный пост»)
Имя Имён — называет Христа Башлачев:
Имя Имён
не кроить пополам, не тащить по котлам,
не стемнить по углам.
Имя Имён
не урвешь, не заманишь, не съешь, не ухватишь
в охапку.
Имя Имён взято ветром и предано колоколам.
И куполам
не накинуть на Имя Имён золотую горящую шапку.
(«Имя Имён»)
«Нет тех, кто не стоит любви!»
Тема любви у Башлачева всегда граничит с болью. У Башлачева «горлом идет любовь» («Все от винта!»), и эта любовь вымолена стихами. На границе жизни и смерти он говорит часовому:
Отпусти мне грехи! Я не помню молитв.
Если хочешь — стихами грехи замолю.
Но объясни — я люблю, оттого что болит,
Или это болит, оттого что люблю?
(«Посошок»)
Вечный пост, умойся в моей любви.
(«Вечный пост»)
Тут дело не ново — словить это Слово —
Ты снова, и снова, и снова лови.
Тут дело простое — нет тех, кто не стоит,
Нет тех, кто не стоит любви.
(«Тесто»)
Это Божие Слово говорит о любви ко всем ближним (даже к врагам).
Он шел по воде...
Творческая жизнь Башлачева, выраженная в его поэзии, алым цветом цветет из раны в сердце, жизнь его «как истина в черновике», изливающаяся из рук сеятеля ручьями «хлеба с болью». Можно ли назвать Башлачева «пророком» или «проповедником» Христа, я судить не берусь. Он был Поэтом (с большой буквы). И в этом плане он шел по пути Богопознания, он «шел по воде» («Перекур»). И здесь не важно, как он шел, а важно, что он нес, и что сумел донести.
Поэта можно сравнить с сеятелем, который сеет слова в нашем сердце, семена истины. Эти семена не принадлежат ему, это Божий дар.
Нить, как волос,
А жить, как колос.
Размолотит колос в дух и прах один цепной удар.
Да я все знаю. Дай мне голос,
И я любой удар приму, как Твой великий дар.
(«Сядем рядом, сядем ближе»)
Я не стану делать каких-то окончательных суждений. Мне страшно судить поэта. «Поэты живут и должны оставаться живыми» («На жизнь поэтов»). Живут в своем творчестве, в наших сердцах, и их окончательный Суд скажет то Слово, которому они служили и не отреклись в своем слове. Они будут судиться по плодам, которые принесет их семя в наших сердцах. Именно поэтому, и особенно Башлачева, нужно не только слушать, но и слышать. Их слова нужно слышать потому, что, даже написанные во Имя Имён, они писались именно для нас, и только в нас они имеют свою ценность и для самого Башлачева. Они станут не нужны, когда полностью отработают, исполнят свою миссию.
Как ветра осенние уносят мое семя,
Листья воскресенья да с весточки-весны.
Я хочу дожить, хочу увидеть время,
Когда эти песни станут не нужны.
Эх, я не доживу, но я увижу время,
Когда эти песни станут не нужны...
(«Как ветра осенние»)
Алексей СЕКОВ,
воспитанник Белгородской
духовной семинарии
(Печатается в сокращении)
«ПОЭТЫ В МИРУ ПОСЛЕ СТРОК СТАВЯТ ЗНАК КРОВОТОЧИЯ...»
Александр Башлачев родился 27 мая 1960 г. в городе Череповце. Окончил Уральский государственный университет (факультет журналистики). Писал тексты для череповецкой группы «Рок-сентябрь». Потом уехал в Ленинград, где и остался. Играл бесчисленные квартирные концерты в Москве, Ленинграде, Новосибирске и других городах.
В Ленинграде у поэта не было постоянного жилья. Он кочевал по знакомым, работал в кочегарке вместе с Виктором Цоем. Дружил с Кинчевым, Шевчуком и Гребенщиковым.
Вместо крестика, ношение которого превратилось сегодня в обыкновенный элемент костюма любого эстрадного певца, Башлачев носил на шее три колокольчика. Характерный звук, который слышится на большинстве его записей — также звук колокольчиков на браслете, надевавшемся Башлачевым, когда он исполнял свои песни под гитару.
По воспоминаниям друзей, Башлачев был светлым, открытым человеком, после разговора с ним становилось хорошо на душе. Он всегда выделялся в пестрой и не скованной высокими моральными устоями рок-н-ролльной среде какой-то внутренней чистотой. Был исключительно честным (вообще никогда не врал!) и необычайно ранимым.
А потом на него навалилась депрессия... Башлачев пытался ходить в церковь, все время носил с собой Евангелие (которое знал наизусть!), в нагрудном кармане хранил старый потертый крест. Но преодолеть кризис не удалось. 17 февраля 1988 г. Башлачев покончил с собой, выбросившись из окна. Одной из причин трагедии люди, близко знавшие Башлачева, называют одиночество.
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|