|
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Православие-протестантизм: Нам не жить друг без друга?
Савиных Сергей Валентинович, родился в 1957 г. в Ленинграде. По профессии – физик. Обратился к Богу в 1987 г., после чего был вынужден уйти с работы. В 1988-89 гг. – сторож, дворник, оператор газовой котельной и проповедник ленинградской общины ЕХБ.
В 1989-1991 гг. — пастор ЕРЦ, затем пришел в православие. Магистр богословия. С 1998 г. живет постоянно в Швейцарии. В настоящее время является управляющим Западно-Европейской Епархией Апостольской Православной Церкви. Интересующиеся служением данной церкви могут посетить веб-сайт www.mypage.bluewin.ch/apc-eur .
— О. Сергий, Вы — богослов и человек, имеющий опыт служения в православной и евангельской церквях. Как Вы считаете, в чем заключаются основные причины противоречий между православной и евангельской церковью в России?
— Главная причина — отсутствие любви. Я не закрываю глаза на серьезные различия в вероучении и обрядовой традиции, однако давайте вспомним важный принцип христианских взаимоотношений, который сформулировал блаженный Августин: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, и во всем — любовь». Главное выражено в Символе Веры, и это разделяют все христиане мира. Помню, как, будучи еще членом ленинградской общины ЕХБ, пел вместе с другими братьями и сестрами Никео-Константинопольский Символ Веры перед хлебопреломлением. Ну а ежели мы второстепенное (т.е. обрядовые традиции) принимаем за главное да и любви при этом не имеем...
— Протестанты в России, которых сегодня насчитывается, по некоторым данным, от 500 тысяч до 1 миллиона, встречаются с трудностями: многие их здесь считают чужими, противопоставляя их РПЦ. Насколько, на Ваш взгляд, обосновано это обвинение со стороны большинства россиян и чем оно вызвано?
— Обвинять протестантов за то, что они протестанты — просто грешно! Все обвинения такого рода в основе своей имеют все то же отсутствие любви. Вспомним Ап. Павла, который писал: «...плод Духа — любовь, радость, мир, стойкость, доброта, щедрость, верность, кротость, умение владеть собой» (Гал. 5:22-23, перев. В. Н. Кузнецовой). Именно плод, а не плоды. В той или иной степени все вышеперечисленное должно быть свойственно христианину. После покаяния и принятия крещения, как говорил Ап. Петр (Деян. 2:38), человек получает дар Святого Духа. Святой Дух исполняет такого человека, и в жизни его должен быть виден плод Духа. Если плода в моей жизни нет, то большой вопрос — а Христов ли я? Или просто принял определенную идеологию и обрядовую систему и тешу себя при этом мыслью, что билет в Царство Небесное у меня в кармане? «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9).
— Некоторые евангельские служители пытаются отыскать русские корни протестантизма и обосновать этим свое присутствие в России. Насколько оправданы эти изыскания? Существуют ли «русские корни» протестантизма?
— Я знаком с рядом подобных исследований, одно из которых сделано профессиональным историком. Любые подобные изыскания оправданы, поскольку иначе до истины не докопаться.
Другой вопрос — а существуют ли действительно «русские корни» протестантизма? Я могу понять отношение многих россиян к протестантизму, как к чему-то инородному, поскольку сам, будучи 15 лет назад протестантским проповедником, ощущал себя в протестантизме, как в чужом доме. Корни этого отношения лежат глубоко в российской ментальности, которая более ориентирована не на рациональный подход к вопросам веры, но на подход мистический, на духовное переживание общения с Богом, которое невозможно без покаяния. Под покаянием я имею в виду не акт, совершенный один раз в жизни. Этот акт лучше назвать обращением человека к Богу, по-гречески «метанойя» — перемена мышления, радикальное изменение основ жизни человека, который до того жил, как ему велело его собственное эго, а теперь — так, как призывает его Господь. Обращение к Богу — это только начало христианского пути, а не конечная цель. Покаяние — некий процесс, сопровождающий всю жизнь христианина и приводящий к постепенному проявлению в нем образа Божия.
— И все-таки, что лежит, на Ваш взгляд, в основе протестантизма?
— В основе протестантизма изначально лежит сильный уклон в рационализацию вопросов веры, в сторону вероучения, догматических формулировок. Как это ни странно может звучать для некоторых протестантов, но в протестантизме определения духовной жизни имеют зачастую большее значение, чем сама эта жизнь. Протестантизм — детище западно-европейской ментальности, которой свойственен упор на рационализм. Поэтому едва ли есть основания говорить о «русских корнях» протестантизма. Протестантизм, в принципе инородный для российской ментальности, привился в России на почве глубокого духовного кризиса, который был в русском православии. Этот кризис — главная причина распространения протестантизма в России. Однако можно увидеть, как российский протестантизм обретает постепенно русское лицо. Об этом свидетельствует, например, исследование баптистского богослова Н. А. Колесникова «Церковные священнодействия евангельских христиан-баптистов». Процитирую из введения данной книги:
«Священнодействия — это служения, заповеданные Богом и предписанные Священным Писанием для исполнения их в жизни верующих. Священнодействиями в церквах Евангельских Христиан-Баптистов считаются: водное крещение, хлебопреломление (Вечеря Господня), рукоположение служителей, бракосочетание, молитва над больными и детьми, освящение молитвенных домов, погребение. Осуществление этих священнодействий имеет основополагающее значение в жизни церкви... Верующие понимают, верят и так воспринимают, что в каждом священнодействии есть незримое участие Самого Бога (таинство). Поэтому и относиться к совершению их верующие должны с особым благоговением и смирением. Обычно такие служения сопровождаются усиленной молитвой и постом (Деян. 13:3; Ис. 58:6). Некоторые священнодействия совершаются верующими один раз в жизни — это личные святыни, которые нужно помнить и сохранять в достоинстве».
Судите сами, насколько вышесказанное отличается от традиционного протестантского подхода! Не случайно автор выделяет именно 7 таинств (вместо традиционных двух: крещения и хлебопреломления), хотя они частично не совпадают с принятыми в Православии.
Наверное, можно говорить о том, что русский протестантизм обретает «русские корни».
— Считаете ли Вы, что российские протестанты зависимы от Запада? В чем Вы видите эту зависимость? Хорошо это или плохо?
— Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что я 12 лет назад пришел к православию и последние 6 лет не живу в России. Я нехорошо знаю практическую ситуацию в сегодняшнем российском протестантизме. 15 лет назад зависимость была огромной. До сих пор больно вспоминать так называемые «евангелизации» той поры на стадионах и в других общественных местах с последующей раздачей гуманитарной помощи, а также возникновение после подобных «евангелизаций» общин-новоделок, в которые объединялись в значительной степени из-за ожидаемой дальнейшей «гуманитарки». Такие общины росли, как грибы, но потом так же быстро и исчезали, если их переставали поддерживать из-за океана.
Кроме того — литература. Огромный вал христианской литературы, по преимуществу — американской, зачастую в плохом переводе на русский и совершенно не рассчитанной на русскую ментальность. А ведь можно было потратить средства для издания прекрасных книг русских авторов, таких, как о. Александр Мень, митр. Антоний (Блум), о. Александр Шмеман и многих других, и это могло бы реально помочь многим обрести веру.
— Что, на Ваш взгляд, нужно делать, чтобы сблизить позиции РПЦ и русских протестантов? В чем мы могли бы быть полезными и интересными друг другу?
— Прежде всего — каяться в том, что в христианах другой традиции мы не видим братьев и сестер во Христе. Надо хорошо понимать, что наряду с каноническими границами различных деноминаций существует Церковь как Тело Христово, членами которой являются все те, в ком произошел личный поворот к Богу, независимо от их деноминационной принадлежности. Православные нередко называют протестантов сектантами, забывая при этом, что сектантство — это не принадлежность к определенному христианскому течению, но состояние духа. Если я уверен, что моя деноминация обладает абсолютной истиной, и поэтому надмеваюсь над христианами других деноминаций, то я настоящий сектант и совершенно не важно, какой церкви я при этом принадлежу. То есть, я по внешней обрядовой традиции — христианин, член той или иной церкви, а по духу никакой не христианин, ибо в жизни своей проявляю плод отнюдь не Святого Духа. Вы в своей газете однажды опубликовали замечательную работу арх. Иоанна Сан-Францисского под названием «И православные могут быть сектантами». Еще как могут!
— И все-таки, какие традиции, на Ваш взгляд, более полно отражают апостольскую традицию?
— Можно говорить о традиции более адекватной апостольской церкви, или менее адекватной. На мой взгляд, православие — более адекватно. Именно поэтому я и стал православным. Однако я не верю, что православие — единственная деноминация, которая сохранила (да еще в полноте!) апостольскую традицию!
Необходим межцерковный диалог. Именно диалог, а не монолог сторон! Диалог — это когда в результате обе стороны в чем-то меняются, чему-то учатся друг у друга, тем самым духовно взаимно обогащаются. Невозможно вести диалог, если ты убежден, что обладаешь абсолютной полнотой истины. В таком случае ты просто будешь делать вид, что идешь на диалог, но на самом деле при этом целью будешь иметь «обращение» оппонента в «свою веру». Конечно, подобный «диалог» не принесет настоящего плода. Нужно иметь мужество и мудрость видеть не только сильные, но и слабые стороны своей деноминации и, учась более сильным сторонам у другой, щедро и с любовью делиться тем, что у тебя более сильно, т. е. более адекватно Христу.
Конкретно здесь можно сказать, что глубинные индивидуальные мистические отношения с Богом — сильная сторона православия, а активная социальная позиция и стремление к построению христианской жизни по общинному принципу — сильная сторона протестантизма. Иными словами, протестанты могут обрести в диалоге глубину опыта общения с Богом, а православные — внешнюю активность, в том числе в миссионерском служении, которое заключается в помощи людям прийти ко Христу, а не в перетягивании их из одной деноминации в другую. Это — насчет полезности друг для друга.
Насчет же того, чем мы можем быть интересными друг другу: а как может быть не интересен мне образ Божий, который я вижу в другом!
Вел беседу
Арсений Новиков,
специально для «В. З.»
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|