|
| К предыдущей странице |
| К оглавлению
| К следующей странице |
Дмитрий Бурлака: "ХРИСТИАНСТВО — РЕЛИГИЯ РАДОСТИ!"
В нашей стране, где Церковь отделена от государства, христианские
учебные заведения являются редкостью. Но это отнюдь не показатель того, что
верующие различных конфессий не хотят получать религиоведческое образование.
Можно ли совместить религиозное со светским? Может ли христианский вуз дать
такое образование, чтобы выпускники были разносторонними специалистами? В чем
вообще суть христианского вуза? На эти и другие вопросы отвечает ректор Русского
Христианского Гуманитарного Института, кандидат философских наук Дмитрий Кириллович
Бурлака.
Нас благословил Патриарх Алексий
— Дмитрий Кириллович, как создавался институт?
— Внешне кажется, что все было случайно. Сначала не было замысла создавать христианский университет, речь шла о негосударственном вузе, который был бы альтернативой другим негосударственным учебным заведениям. Такие вузы обычно ориентированы на экономику, на менеджмент, мы же создали институт сугубо гуманитарный. Причем альтернатива должна была быть не только в педагогических аспектах, но прежде всего — в концепции. Альтернативой существующей системе стала концепция целостного гуманитарного образования.
Чтобы получить гуманитарное образование действительно серьезное, необходимо уйти от отраслевой подготовки (например, студенту-историку преподавать не только исторические дисциплины). Только так можно подготовить человека культурологически мыслящего, ощущающего себя частью исторического процесса. В результате из нашей первой структуры, Высших гуманитарных курсов, появилось три учебных заведения: институт иностранных языков, институт восточной культуры и — наш. Собственно, сама логика жизни направила нас к тому, чтобы, скажем так, христианизироваться. Чтобы выстроить гуманитарное образование по-настоящему, цельно, требуется показать, что за частными законами, открываемыми конкретными науками, стоит универсальный Логос божественного творения.
— А кто ваши учредители?
— Условно их можно разделить на две группы. Первая — юридические лица, вторая — физические лица. Физические — те, кто создавал институт с самого начала, я в том числе, а юридические — те, которые создают нам авторитет, помогают нам. Это Санкт-Петербургская Православная Духовная академия. Учредитель благословил РХГИ на социальное служение, после нас благословил и Патриарх Алексий. Кроме того, нас поддерживают такие учредители как Российская Академия Образования и Пушкинский дом. Есть в этом определенный символизм: своеобразный синтез духовности, образования и науки.
— Влияет ли конфессиональная принадлежность на право учиться в институте?
— РРХГИ — светское учебное заведение, призванное, с одной стороны, помогать христианам получать профессиональное гуманитарное образование, а с другой стороны — дать возможность неверующим стать христианами. Конфессиональных ограничений для студентов РХГИ нет, так было исходно задумано. РХГИ — это уникальный опыт межконфессионального образования и общения, которое является важной предпосылкой социальной стабильности.
|
|
Cергей Шапорев, пастор
евангельской церкви:
— Учеба в РХГИ — это колоссальное расширение
кругозора. К сожалению, у пасторов очень мало времени на самообразование,
а вечернее отделение дает эту возможность. Как результат — лучшее понимание
самого себя, своего предназначения не только как пастора, но и просто
как человека, видение своего места как христианина в нашей стране.
|
|
Почему к нам идут учиться протестанты
— Кто к вам приходит учиться и с какими побудительными
мотивами?
— Дать единый портрет студента невозможно, но общие черты есть. В нашем институте
нет случайных и безответственных людей: слово "христианский" в названии отсекает
их сразу. Часть приходит получить хорошую профессию, потому что есть такая слава,
что в РХГИ дают солидное образование по психологии, искусствоведению, философии,
иностранным языкам. Другую группу людей приводит к нам духовный поиск: и образование
получить, и на жизненно важные вопросы ответить. Наконец, третья группа состоит
из тех, кто целенаправленно приходит потому, что это христианское учебное заведение.
На заочном отделении учатся свыше 120 пасторов и епископов. К слову, очень много
протестантов.
— Как Вы считаете, почему?
— У нас протестантизм довольно долго существовал на положении сект, что не давало
протестантам возможности получить нормальное образование. Потом, при помощи
запада, стали создаваться учреждения, ориентированные на западную культуру,
на их менталитет и, естественно, не дававшие государственного диплома. Своих
учебных заведений, аналогичных Духовной академии или Свято-Тихоновскому институту,
у протестантов в нашей стране нет, — это объективно. Русские протестанты значительно
отличаются, скажем, от немецких, у которых есть богословские традиции. Поэтому
РХГИ для них — единственная возможность получить образование и христианское,
и качественное. К тому же мы выдаем диплом государственного образца. Очень важно
быть признанным, чтобы тебе не тыкали в глаза — мол, "сектант", чтобы можно
было ответить: "А я не сектант, я профессиональный религиовед". К нам идут учиться
те протестанты, которые не хотят, чтобы их называли сектантами. Хочу еще раз
подчеркнуть, что РХГИ — не теологическое учебное заведение. Теология всегда
конфессиональна, а РХГИ — светский вуз, выдающий диплом выпускникам по специальности
"религиоведение", либо по какой-то гуманитарной специальности — философии, психологии
и др. Кроме того, протестантский мир был изначально ориентирован на некий социальный
успех, на проповедь. И для того, чтобы быть успешным в проповеди, ты должен
уметь говорить на современном языке. Протестантский мир в этом плане оказался
очень мобильной частью российских христиан.
— У вас педагогический состав — верующие люди?
— На системных курсах (философия, теология) — верующие. Что же касается курсов
вспомогательных, мы считаем, что пусть лучше будет неверующий преподаватель
по английскому языку, чем христианин, который не сможет научить. Здесь главное
— профессионализм.
Благодать — не халява!
— Скажите, насколько сложно к вам поступить?
— Поступить не сложно, сложно закончить. Мы не принимаем только тех, кто совсем
не тянет, таких примерно 15-20% абитуриентов. Мы стараемся безболезненно объяснить,
почему им не стоит здесь учиться. Это показывают несложные тесты, которые мы
предлагаем пройти всем, кто получает высшее образование впервые. На заочную
религиоведческую программу приходят учиться, как правило, зрелые люди, большей
частью уже с образованием. Для них достаточно собеседования.
— У вас платное образование. Не станет ли ваш вуз элитарным?
Он и так элитарный. Дороже, чем у нас, в христианских учреждениях нигде не платят.
Я считаю, что человек должен что-то вложить от себя. Можно вспомнить, как говорил
Фрейд: "Психоанализ должен быть платным". Сколько раз я наблюдал, как врач не
брал денег, и его работа не приносила даже половину ожидаемой пользы. Если человек
не платит деньги, то он относится несерьезно. А если платит, то для него это
важно. Есть такая поговорка в протестантском мире: "Благодать — не халява".
Другой вопрос, если человек поступил, а у него возникли сложности: тогда мы
предоставляем скидки и отсрочки в платежах. В этом году впервые случилось, что
сразу у четырех первокурсников умерли кормильцы, — конечно, этим студентам мы
разрешили учиться бесплатно, девочку одну на работу к нам же устроили. И тем
не менее к дневному отделению довольно жесткие требования именно потому, что
там, как правило, обучение оплачивают родители.
— Есть ли у вас в планах открыть факультет журналистики?
— Мы планируем организовать курс журналистики, но выдавать диплом религиоведа
(специалиста в области религиозных СМИ). Я думаю, в заочной религиоведчиской
программе раз в три года стоит открывать такую группу, человек в десять. Потому
что проблемы в христианских изданиях налицо. Иногда очень трудно и неинтересно
читать христианские газеты и журналы, — такое невежество! Причем, проблема в
отсутствии не столько журналистского образования, сколько общей культуры у людей.
Если бы мы запустили такую программу, культурный уровень мы бы подняли.
Ученье свет, неученье — тьма
— Ваши мечты и планы?
— Пока я не вижу таких опытов, как наш. Но в ситуации информационного общества
мы, христиане, находимся на своей территории, потому что христианство пришло
в этот мир как религия Слова и свободы. Для нас открываются удивительные возможности,
а мы все пытаемся завешивать окна одеялами и ждем конца света. Надо раскрыть
вечную истину христианства в новых условиях. Многие сейчас продолжают думать,
что христианство — это религия смерти, религия могил. Но ведь это же религия
радости, говорящая о том, что Дух Святой с нами пребывает. А своим поведением
христиане делают себя маргиналами, в то время как перед ними стоит большая цель
— евангелизация всего общества. Но для этого христиане должны обладать соответствующим
потенциалом. Понимаю, что говорю несколько пессимистично, но на самом деле я
по натуре оптимист и вижу, что изменения в России происходят. Надеюсь, что со
своим языческим прошлым мы будем порывать и, в конце концов, порвем. Потому
что настоящего религиозного пробуждения еще не наступило в России.
— Что Вы пожелаете нашим читателям?
Я бы пожелал не останавливаться в процессах своего образования. А мы можем оказать
только такую посильную помощь, какую вообще в состоянии оказать человек: позволить
не бояться нового.
Беседу вел
Арсений Новиков
Фото автора
| К предыдущей странице |
| К оглавлению
| К следующей странице |
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|