Игумен Евмений:
Церковь подобна дереву,
только растет она не из земли,
а с неба...
Господь меня взял
из безбожной среды
— Отец Евмений, вот Вы ушли из мира.
Зачем?
— Я не могу сказать, что я ушел из мира.
Потому что если бы я ушел из мира, наша встреча бы не состоялась.
Когда-то я решил, что самое уместное капиталовложение — посвятить
себя Господу, обрести с Ним живые отношения, чтобы потом вернуться
в этот мир, проповедовать Его Слово, исцелять раны, нанесенные
Божиим детям дьяволом.
— Кстати, а почему Евмений? Что это
за имя? Вы его сами выбрали?
— В монашеском постриге имен не выбирают.
Бог дает откровение настоятелю, который совершает постриг
в монашество относительно нового имени. В монашеском постриге
меняется имя в знамение начала новой жизни, всецело посвященной
Господу.
— Один мой знакомый однажды доказывал,
что в монастыре жить намного легче, чем в миру. Мол, искушений
и соблазнов меньше. А другой утверждал, что там труднее, что
искушений и соблазнов там больше, чем в миру. Скажите, кто
из них прав?
— Монастырь — это не место обретения индивидуальной
нирваны. Уход в монастырь не гарантирует беззаботной жизни.
В монастырь обычно приходят люди, которые желают посвятить
себя Богу. Они проходят очень много испытаний. Во-первых,
они в свете Слова Божия начинают лучше понимать себя. А когда
человек знакомится сам с собой, он видит свои недостатки,
немощи, какие-то негативные стороны. В одной книге я недавно
прочитал слова, меня глубоко зацепившие: «На пути к себе ты
рискуешь... встретиться с самим собой». Кто из Ваших знакомых
на самом деле прав, а кто нет, честно говоря, я не знаю.
— А вот можно уйти из монастыря, если
приспичит? Бывали такие случаи?
— Приспичивало... и уходили.
— Интересно, а как Вы пришли к Богу?
— К Богу я пришел в подростковом возрасте.
Господь меня просто взял из безбожной атеистической среды
и вложил в сердце желание служить Ему. Это было еще в доперестроечные
годы. Мои родители были людьми неверующими. Я до сих пор вспоминаю
это чудное время: на парте лежит учебник обществоведения,
а под партой, на коленях, Евангелие. И просто по контрасту
ты смотришь — какой мрак то, что лежит на парте, и какой это
свет то, что лежит у тебя на коленях. Мне уже тогда очень
хотелось проповедовать, рассказывать о Христе. Тогда я думал:
«Господи! Люди самого главного не знают! Жизни, Любви, Тебя!
А все остальное такая чепуха по сравнению с Твоим Словом».
И тогда я принял решение — посвятить всю свою жизнь Богу:
доносить людям Слово Божие. Монашество является для меня не
затвором, уходом или отречением, а полнотой посвящения на
служение Слова.
— Некоторые подвижники уединялись,
давали строгие обеты. Как, например, Александр Свирский. Но
не все выдерживали. Либо ты обретаешь единение с Господом,
с Богом, либо у тебя крыша едет. Разве не так?
— Да, это так. Если ты решил посвятить свою жизнь
Богу, то необходимо самоотвержение. Желание устроиться и просто
жить размеренной религиозной жизнью вне служения, религиозность
только «для себя» обычно приводит к духовному кризису: человек
начинает сомневаться в правильности выбранного пути или ищет
утешения в грехе. Есть, правда, и третий вариант: когда человек
спокойной, летящей походкой взбирается по ступеням карьерного
роста и за счет этого реализуется. Тогда, как замечено, крыша
остается на месте.
Место бесов — помойка истории
— Некоторые монахи, несущие свой подвиг,
рассказывали о жутких нападках демонов. А Вам бесы не досаждают?
— Иисус Христос дал каждому христианину власть
над силами бесовскими. Мы можем эту власть использовать, можем
не использовать. Есть такое выражение: «в государстве слабая
власть». «Слабая власть» означает, что правителю дана власть
над государством, но он ею не пользуется. Мы, как дети Божьи,
имеем от Господа власть над силой бесовской. Мы можем использовать
это, а можем и все время повторять: «Какие страшные бесы!» и
круглосуточно бояться их козней. Довольно часто мне приходится
видеть христиан, которые не на власти Божией утверждают свою
жизнь, а на страхах перед бесами и «грядущим антихристом». Как
имеющие власть, мы всех бесов отправляем на помойку истории.
Бесы — это не наша судьба.
— Отец Евмений, Ваше послушание связано
с издательской деятельностью. А у других Ваших монастырских
собратьев какие послушания? Как обычно проходит Ваш день?
— Обычно день начинается молитвой и заканчивается
молитвой. Есть у нас разные послушания. Одни люди занимаются
тем, что помогают в издательской деятельности, одни печатают
на типографском станке, кто-то из братьев водит автомобиль,
кто-то занимается плотницким послушанием, кто-то огородами,
кто-то готовит кушать. Конечно же, все мы задействованы в богослужении,
потому что и молиться, и трудиться братья должны всегда вместе.
У нас не было такого случая, чтобы кто-то трудился в то время,
когда идет богослужение и остальная братия молится. Признаюсь,
послушаний у нас много, а ресурсов мало. Поэтому очень хочется,
чтобы был приток свежей крови. Мы ищем единомышленников, людей
близких по духу, которые могли бы разделить нашу миссию, присоединиться
к нашему служению.
— Скажите, отец Евмений, Вы не закрыты
для этого мира? Включаете ли Вы радио, смотрите ли Вы телевизор,
видео? Достаточно ли Вы информированы о том, что происходит
в мире?
— Мы достаточно информированы о том, что происходит
в мире. Православная Церковь сегодня находится не в XIX, не
в XVIII веке, а в XXI веке. А XXI век — это век информации.
Если служитель Церкви плохо информирован, он не владеет ситуацией.
Поэтому мы в курсе всего, что происходит в мире, в курсе новинок
видео, в курсе политических и культурных событий, но мы не посвящаем
этому много времени и не занимаем этим своего сердца. Все, что
нужно нам знать, мы знаем, поскольку уверены, что пастырь, миссионер
должен говорить с людьми на адекватном языке.
Мы проводим семинары
— Слышал, что при Вашем монастыре проходят
семинары. А на какие темы?
— Лет пять назад я заметил, что современные
христиане имеют очень много хороших идей: они желают служить
людям, но у них очень мало практических навыков и стратегий.
Поэтому мы решили приглашать тех людей, которые их имеют и могут
научить других. Например, на семинаре «Навыки публичного выступления»
мы учились работать с аудиторией, а потом эти навыки мы применяли
в контексте нашего миссионерского и проповеднического служения.
На семинаре «Исцеление историей» мы обучались составлять, сочинять
притчи, метафоры, истории, которые могут давать человеку наводящие
подсказки относительно его жизненных ситуаций. Также прошли
семинары по самодисциплине, по арт-терапии, где учились, как
помочь человеку выйти из его проблем, сложных ситуаций с помощью
рисунка. У нас были семинары «Как найти хорошую работу», семинар
по семье, по фандрайзингу (сбор пожертвований), семинар для
консультантов по помощи наркозависимым. Спектр достаточно широкий.
На семинары приезжают люди не только из нашего региона, но и
со всей России.
— Кроме пастырского служения, Вы еще,
насколько мне известно, и психолог. Скажите, разве душепопечительство
и пастырская психотерапия не одно и то же?
— Не совсем. Хотя терминологически это звучит
как одно и то же, но душепопечение, как традиционно принято
считать, это разговор о проблемах, связанных в основном с вопросами
веры, борьбы с грехом, спасения. Пастырская психотерапия рассматривает
еще и психологические аспекты человеческих проблем: как грамотно
оказать психологическую помощь человеку в контексте его мировосприятия.
Мое глубокое убеждение: каждый православный пастырь сегодня
должен быть профессиональным психологом, уметь адекватно говорить
с людьми о их жизни, распутывать на основании Божьего Слова
непростые жизненные узлы.
— Вы вот развиваете направление, которое
назвали «пастырская психотерапия» — значит, видите проблему,
существующую в церкви? В чем она более конкретно заключается?
— Я вижу, что в церковь приходит очень много
людей больных — не только с христианской точки зрения: они нуждаются
в психологической и даже психиатрической помощи. И хорошо, если
эту помощь человеку священник может оказать комплексно. Он помогает
не только на доступном уровне, но и на психологическом, и даже
на психиатрическом, понимая, кто конкретно перед ним в данный
момент находится. Этой теме посвящена моя книжка «Пастырская
помощь душевнобольным». Полный текст ее находится на нашем сайте
www.light.orthodoxy.ru.
Тех, кого интересует, как интегрируются психологические знания
и духовная жизнь, я могу просто перенаправить к этой книжке.
Наше служение состоит еще и в том, чтобы воцерковить психологию,
чтобы обогатить психологическую науку христианскими ценностями.
Младостарчество — печальное явление
— Скажите, а не существует ли в современной
православной жизни явлений гуруизма, контроля сознания неофитов?
— Гуруизм существует на Востоке, а в современной
церковной жизни встречается такое явление, как младостарчество.
Новообращенные люди ищут, на кого бы свалить ответственность
за свои отношения с Богом. Они встречают молодого (или пожилого)
священника, который берет контроль над сознанием, волей и
личностью обратившегося к нему за душепопечением. Отныне что
можно читать, что — нельзя, что хорошо, а что — плохо, определяет
батюшка. Человек становится беспомощным ребенком и полностью
зависит от воли «прозорливого старца». Если на старце «зависла»
женщина, то, как правило, разваливается семья, поскольку восхищение,
предназначенное мужу, она безраздельно отдает батюшке. Если
мужчина — он одержим идеей побыстрее оставить семью и уйти
в монастырь. Характерными признаками младостарчества являются
требования «ежедневного исповедания помыслов», навязывание
человеку пожизненного чувства вины, контроль супружеских отношений
(«пойду посоветуюсь с батюшкой»), руководство финансовой жизнью
человека. И задача всякого честного священника — помочь человеку,
который попал в состояние полной зависимости от такого батюшки
или от какого-нибудь псевдостарца, почувствовать свою ответственность
и свободу во Христе, освободить от уз рабского сознания и
привести его в послушание Господу. Если же говорить о послушании
наставнику, то это послушание должно быть, конечно же, ради
Христа и при уважении наставником богодарованной свободы.
— Расскажите о книгах, которые Вы
выпускаете.
— Лично моих книг нашим издательством выпущено
четыре. Первая называется «Пастырская помощь душевнобольным».
Вторая — «Духовность как ответственность». Третья — «Луч надежды
в наркотическом мире». Четвертая — «Батюшка, я — наркоман».
Сейчас на выходе еще две книги, которые посвящены отношениям
родителей и детей, времени становления человеческой личности.
Первая из этих книг называется «Здравствуй, малыш!». Она рассказывает
о воспитании ребенка во чреве матери, о том, как в это время
заложить азы духовного, душевного и физического здоровья.
Читатель узнает много нового об этом нежном и хрупком периоде.
Вторая книга из этой серии называется «Аномалии родительской
любви». Она посвящена родителям, которые не умеют грамотно
обращаться со своими взрослеющими детьми, не умеют отпускать
их свободу и часто сами являются причиной семейных конфликтов.
Кроме того, мы выпустили около 25 книг других авторов.
Окончание
>>>
|