Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Церковный раскол. Как русских патриотов сделали изменниками
и шпионами


ОДИН ИЗ САМЫХ ТРАГИЧНЫХ ЭПИЗОДОВ НАШЕЙ ИСТОРИИ начался с оскорбления религиозных и национальных чувств внушительной группы людей, которых потом назвали старообрядцами.



365 лет назад, в 1653 г., Великий Пост начался примерно в то  же самое время, что и сейчас — в  последнюю декаду февраля. Стартовал он с большого сюрприза от главы Русской Православной Церкви — Патриарха Никона. 22 февраля московские храмы получили его распоряжение об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так начался знаменитый и до сих пор не изжитый церковный раскол.

Не изжитый, хотя кое-какие шаги к сближению и предпринимаются, причём с обеих сторон. Но уж слишком серьёзен был накал страстей, слишком много было крови, клятвопреступлений и прямого предательства, чтобы разом всё отбросить и забыть. А начиналось всё, как нам кажется, с мелочей.

Дьявол в мелочах


Как известно, изменения, вводимые Патриархом Никоном, касались обрядовой стороны: «Не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крестились». Изменили также написание имени Христа — вместо Исус теперь полагалось писать Иисус. Это то, что на виду у всех и каждого. Остальное нынче заметит лишь тот, кто часто ходит в церковь. Например, то, что алтарь обходят не «посолонь» — вслед за движением Солнца, а «противосолонь» — наоборот. Или то, что возглас «аллилуйя» произносится во время службы трижды, а не дважды, как было раньше. Возникает логичный вопрос — а стоило ли вообще устраивать безобразную свару с тяжкими последствиями из-за этих вот мелочей?

Люди середины XVII столетия решили, что стоило. Дело даже не в мелочах как таковых. А в политической и национальной подоплёке. Согласно замыслу Никона, русские богослужебные книги следовало исправлять по греческим образцам. Это воспринималось как прямое оскорбление, которое снести никак нельзя.

К тому моменту Греческая Православная Церковь уже лет двести влачила существование не просто жалкое, а предельно униженное. После завоевания Византии турками и падения Константинополя она могла бы сгинуть вообще, если бы не постоянная русская финансовая подпитка. Кроме того, на Руси сроднились с идеей, что Москва — Третий Рим. Первый Рим пал за грехи. Второй Рим — Константинополь — поплатился опять-таки за грехи. Москва — Третий Рим — новая столица Православия. Именно из Москвы исходит свет истинной веры. Всё логично, патриотично и чётко. А тут вдруг велят сделать «налево кругом» и менять русское богослужение по греческому образцу. Братцы, да ведь это прямая измена!

Самое забавное, что куда более радикальная реформа богослужения имела место в XIV столетии. Как раз во времена самого почитаемого русского святого — Сергия Радонежского. В те годы Русь вслед за Константинополем переходила со Студийского богослужебного устава на Иерусалимский типикон. Отличия между ними были гораздо более серьёзными, чем те, которые вводил Никон. И — ничего страшного. Перешли без сучка и задоринки. Ученик Сергия Радонежского Афанасий Высоцкий специально ездил в Константинополь переводить новый устав. И никто не считал переход на «греческие рельсы» постыдным. По той простой причине, что Константинополь был тогда хоть и обложен турками со всех сторон, но сохранял ещё и силу, и славу. Учиться у него было не зазорно. А вот теперь, без малого триста лет спустя, показалось уже оскорбительным и даже опасным. Как же так? Греков Господь за их грехи покарал турецким нашествием, и теперь нам у них чему-то учиться?

Никон и Аввакум


«ПОРТРЕТ Патриарха Никона с клиром». Д. Вухтерс, 1660-1665 годы
«ПОРТРЕТ Патриарха Никона с клиром». Д. Вухтерс, 1660-1665 годы

Интересно, что вождями двух церковных группировок, можно сказать, олицетворением церковного мейнстрима и церковного раскола, стали люди очень похожие. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Причём похожи они были во всём. Вплоть до того, что родились, хоть и с разницей в 15 лет, но практически в одном и том же месте. Вот что писал Аввакум о своём старшем коллеге: «Мы с Никоном из тех мест... Я от попа родился, а Никон — в деревне между Мурашкина и Лыскова, я его знаю, отец у него черемисин, а мать — русалка (русская). Минка да Манька родители его».

Такое внимание к происхождению и национальности Никона было оправданным. Многие раскольники считали его Антихристом. И честный Аввакум, хоть и был идейным противником Патриарха, своих единоверцев поправлял: «Антихрист — от Галилеи, от колена Данова, от жены-жидовки». То есть Никон, будучи наполовину русским, наполовину черемисином (марийцем), на роль настоящего Антихриста, по мнению Аввакума, никак не тянет.

Кроме общей малой родины, вожди церковных группировок имели и общие взгляды. Скажем, оба ненавидели пьянство и искореняли его в священнической среде. Никон — с опорой на административный ресурс: «Патриаршие стрельцы постоянно обходят город, и как только встретят священника или монаха нетрезвого, немедленно берут его в тюрьму и подвергают всякому поношению...» Аввакум — пламенной проповедью: «Мудрецы, дрожжами прокисшие, книги пишут трясущимися руками, ползая пьяны по земле, яко гады... Проспалися с похмелья, и самим себя соромно и стыдно: борода и ус в блевотине, а от гузна весь и до ног в говнех, с заздравных чаш голова кругом идёт».

Более того. Поначалу они были соратниками и даже друзьями. Оба искренне считали, что церковная реформа необходима, и что без неё Церкви в ближайшее время придётся худо от нестроения. Оба считали, что для исправления ситуации надо прежде всего исправить устав богослужения и церковные книги.

«ПУТЕШЕСТВИЕ Аввакума по Сибири». С. Милорадович, 1898 год
«ПУТЕШЕСТВИЕ Аввакума по Сибири». С. Милорадович, 1898 год

Шпионы и изменники?


Единственное расхождение — в образцах, по которым книги следует править. Позицию Никона мы уже знаем. Став Патриархом в 1652 году, он разогнал русский штат «Книжной справы» и заменил его поляками во главе с Арсением Греком. Среди отставленных «справщиков» был Аввакум, который считал, что образцом должны стать древнерусские рукописи.

Кто из них был «по-настоящему» прав, а кто нет — каждый в то время решал самостоятельно. Да и потом — тоже. Позиция Аввакума многим казалась симпатичнее — всё-таки без «развратных греков», или, как сейчас сказали бы, без «Гейропы», с опорой на собственные силы и национальную святость.

Результат был плачевен — все последующие крупные бунты и народные выступления опирались именно на последователей Аввакума. Власть же до такой степени боялась радикально настроенных старообрядцев, что давила и уничтожала их и без малого триста лет спустя. Собственно, всем известный писатель Михаил Салтыков-Щедрин свою карьеру по линии Министерства внутренних дел сделал как «чиновник особых поручений», расследующий дело сарапульских раскольников, которых подозревали чуть ли не в шпионаже в пользу враждебных России держав.

(Источник: «Аргументы и факты»)

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2018

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх