Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2018 год
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Церковь хорошим людям не нужна?


ПРАВДА ЛИ, ЧТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА — ВАЖНО ПРОСТО ТВОРИТЬ ДОБРО, КАК УТВЕРЖДАЮТ НЕКОТОРЫЕ?



Притча о Страшном суде многими прочитывается в том смысле, что богословие неважно, а важно быть хорошим и сострадательным человеком.

В самом деле, притча ничего не говорит о вере во Христа — как оправданные, так и осуждённые искренне удивлены, узнав, что они послужили (или отказались послужить) Христу. Похоже, спасённые оправданы делами любви и милосердия совершенно безотносительно к какой-либо их вере.

Этот вывод — неважно, как верить, важно быть добрым и хорошим — многими охотно и делается. Тем более что примеры ревностных и жестокосердных (и погибающих в своём жестокосердии) ортодоксов мы встречаем уже непосредственно в Евангелии. Поэтому не важно, как верить, не важно, ходит человек в церковь или нет, приступает к Таинствам или нет, и вообще за кого он почитает Иисуса — важно, добрый ли он человек. Так что не будите меня в воскресенье — я не собираюсь тащиться в церковь.

Что делать и как быть?


Но если читать Новый Завет целиком, то его главное послание состоит в том, что в мир пришёл Спаситель, Иисус Христос, Своей Крестной Жертвой Он приобрёл для нас прощение грехов и жизнь вечную; мы усваиваем это спасение покаянием и верой.

Сам Господь ясно требует именно веры в Него — которая проявляется в крещении и Евхаристии. «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» (Мк. 16:15, 16). Но что, если человек веровал и крестился, но не кормил голодных? Или, наоборот, голодных кормил, но не веровал? Как всё это понимать? Я бы предположил, что ситуация прояснится, если вместо абстрактного доброго человека я представлю себя. Я добрый человек? Ожидаю ли я по праву услышать «приди, благословенный»?

Часто бывает, что люди, не решающиеся прямо говорить о своей ситуации, описывают её как произошедшую с их другом или подругой; так и здесь — за предположением «добрые люди спасутся своей добротой, без веры», стоит вполне конкретный человек — я сам.

Должен ли я заморачиваться всей религиозной стороной дела — догматикой, Таинствами, участием в богослужениях, исправлением своей жизни сообразно требованиям Церкви — или я могу с чистой совестью объявить всё это совершенно излишним, поскольку Судия оправдает меня и благословит на том основании, что я — чрезвычайно добрый и сострадательный человек?

Обетования вечного спасения тем, кто хранит закон Божий, в Библии есть. Те, кто любит Бога и ближнего и являет это в хранении заповедей и делах милосердия, будут благословленны Богом. Они точно унаследуют жизнь. Вопрос не в этом. Вопрос в том, отношусь ли я к этим людям.

Новая жизнь начинается сейчас


Весь человеческий опыт говорит о том, что быть добрым человеком чрезвычайно трудно; зато чрезвычайно легко себя добрым человеком считать. Это с легкостью удается всем — даже явным злодеям. Злодеям даже особенно легко. Самая устойчивая из наших иллюзий — иллюзия собственной хорошести.

Закон Божий в целом — и притча о Суде особенно — эту иллюзию ломает. Законом познаётся грех, как говорит Апостол. Оказывается, что для оправдания недостаточно воздерживаться от совершения зла; надо ещё активно творить добро и являть любовь к Богу и ближнему. Попытки делать это приводят к осознанию того, что у меня это не получается. Потому что я не добрый человек. Я не люблю людей и не хочу ради них чем-то жертвовать.

То есть я понимаю, что должен — но ближние, с их притязаниями на моё время, мои средства, мои силы и мои нервы просто раздражают. Притча ставит меня перед тем фактом, что я нахожусь среди козлищ — и при этом не могу и не хочу измениться. И вот когда это становится ясно, становится ясно, и зачем пришёл Спаситель и почему так важно веровать — только Он и может сделать меня добрым человеком. Спасение действительно даётся даром — нам нечем его оплатить. Оно оплачено крестной жертвой Христа.

Но спасение — не чисто загробная реальность; это реальность, в которую мы входим (или отказываемся войти) уже здесь и сейчас. Новая жизнь во Христе начинается не за гробом; она начинается здесь и сейчас — или не начинается вообще. И она проявляется в том, что Христос действует в Своих людях. Не их собственная — а Его любовь проявляется в тех, кто доверился Ему. Мы не обретаем новую жизнь в награду за то, что проявляем любовь и милосердие; ровно наоборот — новая жизнь, дарованная нам во Христе, проявляет себя в любви и милосердии.

Я должен измениться!


Христиане транслируют в мир Его любовь, поскольку возлюблены и искуплены Им — не наоборот. Христос возлюбил и искупил нас не потому, что мы сдали норматив по добрым делам. Мы его не сдали и не способны. Наоборот, мы делаемся способны к любви и добрым делам лишь потому, что жизнь Христова действует в нас. Его овцы — те, кто принадлежат Ему — проявляют эту принадлежность в служении ближним. Сначала мы встречаем «Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20), потом дарованная нам жизнь проявляется в том, как мы себя ведём.

Путь спасения пролегает через следующие этапы. Сначала человек в ужасе обнаруживает, что он — грешник, осуждённый перед судом Божиим. Затем слышит (и только в этом состоянии он это способен услышать), что Христос умер за его грехи и ему предложено прощение; затем, получив это прощение через покаяние и веру, он меняется — и это проявляется в том, как он себя ведёт.

Причта говорит о том, что для того, чтобы стать по правую руку, я должен глубоко измениться — а опыт говорит о том, что без сверхъестественной помощи Божией у меня этого не выйдет. Я отчаянно нуждаюсь в Спасителе — и поэтому мне совершенно необходимо в воскресенье вставать и идти в Церковь.

Сергей ХУДИЕВ
(Источник: «Православие и мир»)



Притча о Страшном Суде


Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»

И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»

Тогда скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

(Евангелие от Матфея 25:31-46)

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2018

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх