Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Старец Иосиф Ватопедский
о конце света


(Продолжение. Начало в №№ за март-май, 2017 г.)

НЕТ, НАВЕРНОЕ, ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ ЗАДУМАЛСЯ БЫ О КОНЦЕ СВЕТА. Это событие тревожит и страшит одновременно. Всё имеет начало и конец. Земля не вечна. Современная пресса, телевидение и Интернет заполнены разного рода сплетнями и слухами относительно этого вопроса. Но знает ли кто-то действительную правду о том, когда это событие придёт и что ему будет предшествовать? Безусловно! Кто же? Бог! Ему одному всё известно. Бог открывает нам правду о конце света в Писании. Нужно только правильно понять сказанное. Старец Иосиф Ватопедский (1921-2009 гг.), опираясь на Священное Писание, так комментирует это событие.

Учение об антихристе в посланиях святого Апостола Павла


Упоминание о последних временах встречается почти в каждой книге Священного Писания. Собственно же учение о конце света и человеке погибели наиболее ясно и подробно развито у Апостола Павла во Втором Послании к Фессалоникийцам. Поводом к сему послужило распространившееся среди фессалоникийских христиан убеждение, «будто уже наступает день Христов» (2 Фес. 2:2). Их смятение побудило Апостола открыть то, что возвестил ему Господь. Не надеясь исчерпать всю глубину и высоту, до каких простёрлась мысль божественного Павла, остановимся лишь на Втором Пришествии и предваряющем его явлении «беззаконника, которого Господь Иисус убьёт духом уст Своих» (см. 2 Фес. 2:8).

Поскольку какое-то из устных наставлений или неизвестных нам посланий Апостола было воспринято фессалоникийцами в том смысле, что Второе Пришествие не сегодня-завтра наступит, Апостол извещает их о событиях, которые, по замыслу Божию, должны этому предшествовать: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак, ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, ещё находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не попускает ему открыться в своё время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес. 2:1-12).

Итак, Апостол призывает своих учеников хранить трезвение, откуда бы ни исходили вести о наступающем конце света и Втором Пришествии. Но к нам, достигшим последних времён, могут быть прямо отнесены слова Иоанна Богослова: «То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам» (Откр. 1:11), и: «Не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко» (Откр. 22:10). В самом деле, всё, что мы ныне видим и слышим, убеждает в одном: время близко и стремительно сокращается. Предостерегая фессалоникийцев от легковерия, Павел говорит о знамениях, указывающих на приближение сроков.

КОНЕЦ СВЕТА. Видение хутынского пономаря Тарасия. Фрагмент иконы. Новгород, конец XVII — начало XVIII века
КОНЕЦ СВЕТА. Видение хутынского пономаря Тарасия. Фрагмент иконы.
Новгород, конец XVII — начало XVIII века

Истолкование этих знамений особенно важно для нынешних христиан, ибо на их горизонте они обозначились вполне отчетливо. «Доколе не придет прежде отступление...» — подчеркивает «око благодати», божественный Павел, намечая, таким образом, рубеж, отделяющий нас от того, что ожидает мир в последние дни. Что же подразумевает он, говоря об отступлении как непременном условии Второго Пришествия? Этот текст в разное время привлекал внимание отцов Церкви, всегда державших эсхатологические темы в поле своего зрения, и их суждения о нём во многом совпадают, на чем мы ещё остановимся. Здесь же остаётся предположить, что из предшествующей Павловой проповеди адресаты послания знали, какой смысл вкладывает их наставник в понятие «отступление», и одновременно с этим признать, что нам он по-настоящему неизвестен. Ясно одно: за отступлением почти немедленно последует пришествие беззаконника, а значит, и великие бедствия для всех обитателей земли. А это позволяет усмотреть в отступлении не столько поведение властей предержащих или общества, сколько явление эсхатологического порядка. Такому пониманию не противоречит мысль, что отступление есть духовно-нравственное состояние человечества в конце времён. В Павловых посланиях неоднократно говорится, что времена эти будут ознаменованы полным падением нравов и оскудением веры:«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся... Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращённые умом, невежды в вере» (2 Тим. 3:1-5, 8); «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей» (1 Тим. 4:1-2); «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:13).

Вспомним и то, как Господь наш, предсказав безмерное умножение зла, нечестия и лжи в человеках, с горечью вопросил: «Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?» (Лк. 18:8).

Хотя в приведённых текстах «отступление» есть прежде всего измена Богу и нравственному закону, некоторые отцы связывают его с определёнными явлениями в политической и духовной жизни Римской империи. Другие понимают отступление как всеобщую деградацию и открытое попрание всех духовных и нравственных ценностей, относя его к неопределённому будущему, когда откроется и «мерзость запустения на святом месте» (ср.: Мф. 24:45). Мы же из сопоставления фактов и явлений, известных не понаслышке, но из непосредственного их наблюдения, заключаем, что отступление, или апостасия, помимо всех других значений, есть омертвение человека для всего здравого и законного вследствие неверия и греха.

(Продолжение следует)

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2017

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх