Газета «Вечный Зов»
электронная версия газеты
Начало
Карта сайта
Контакты
Архив

Номера газет:
2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
Пожертвование в пользу Фонда Альфа и Омега
Отзывы о газете

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Письма к Олимпиаде: как пережить несчастья и преодолеть трудности


7 АВГУСТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ ДИАКОНИССЫ ОЛИМПИАДЫ. Об этой благочестивой женщине писали святитель Григорий Назианзин, Палладий, Созомен. Сохранилось 17 писем к Олимпиаде святителя Иоанна Златоуста. Эти небольшие тексты — свидетельство удивительной христианской дружбы и источник мудрых советов святителя, которые актуальны для любого времени.

СВЯТАЯ ДИАКОНИССА ОЛИМПИАДА и святитель Иоанн Златоуст (вышитая икона)
СВЯТАЯ ДИАКОНИССА ОЛИМПИАДА и святитель Иоанн Златоуст (вышитая икона)

* * *

«...перестань плакать и мучить себя печалью и не смотри только на причиняемые непрерывные и частые несчастья, а смотри и на весьма быстрое освобождение от них, и на рождающуюся для тебя отсюда неизреченную награду и воздаяние. Все нанесённые тебе несчастья сравнительно с теми наградами, которые за них должны быть даны тебе, не что иное, как паутина, тень и дым, или и того ещё ничтожнее».
(Из Письма 16)

* * *

«Печали, каковы бы они ни были, причиняются людьми и отображают ничтожность тех, кем они наносятся; а дары и награды даются от Бога; поэтому они таковы, какими естественно быть дарам, даваемым со стороны неизреченной щедрости».
(Из Письма 5)

* * *

«Причины радости лежат не в неизменных законах природы, которых уничтожить и переменить для нас невозможно, а в свободных размышлениях нашей воли, управлять которыми для нас легко... причина радости обыкновенно лежит не столько в природе обстоятельств, сколько в разуме людей».
(Из Письма 3)

* * *

«...все радости и печали настоящей жизни мимолётны. Хотя и узки врата, и путь узок, но он всё-таки путь (Матф. 7:13-14)... Итак, освободившись от земли, лучше же — от самых уз плоти, расправь крыло твоего любомудрия и не позволь, чтобы оно было потопляемо тенью и дымом (а таково всё человеческое)».
(Из Письма 8)

* * *

«...печально одно только — грех, всё же остальное — пыль и дым».
(Из Письма 14)

* * *

«Что, в самом деле, тяжкого — обитать в темнице и иметь на себе узы? Почему тяжело терпеть несчастья, когда терпение бедствий делается основанием столь великой награды? А чем тяжело изгнание? Чем тяжело лишение имущества? Слова эти не заключают ничего ужасного на самом деле, это пустые слова, сказанные под влиянием печали! В самом деле, если ты укажешь на смерть, то скажешь о долге природы, который непременно надо потерпеть, хотя бы и никто не причинял; если укажешь на изгнание, не скажешь ни о чем другом, как о том лишь, что изгоняемый видит (новую) страну и много городов; если укажешь на лишение имущества, то скажешь о свободе и разрешении от налагаемых им уз».
(Из Письма 14)

* * *

«...пусть не смущает тебя ничто из того, что происходит. Перестань звать на помощь то того, то другого, и гнаться за тенями (а такова человеческая помощь), но призывай непрестанно Иисуса, Которому ты служишь, чтобы Он только благоизволил — и все бедствия прекратятся в один миг. Если же ты призывала, а бедствие не устранено, то таков у Бога обычай: не сначала (я повторю то, что сказал выше) удаляет бедствия, но когда они достигнут наибольшей высоты, когда усилятся, когда враждующие изольют почти всю свою злость — тогда, наконец, всё сразу изменяет в состояние тишины и производит неожиданные перемены. Он может произвести не только те блага, каких мы ожидаем и надеемся (получить), но и гораздо большие и бесконечно ценнейшие. Поэтому и Павел говорит: “а Тому, Кто может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем” (Еф. 3-20)».
(Из Письма 1)

* * *

«Насколько у нас усиливаются испытания, настолько умножается у нас и утешение».
(Из Письма 11)

* * *

«...чем суровее буря, тем больше и награды, если вы постоянно переносите её с благодарением и с подобающим мужеством, как действительно вы и переносите. Так и кормчие, когда дует сильный ветер, если распустят паруса свыше надлежащей меры, опрокидывают корабль, а если станут управлять им соответственным образом и как следует, то плывут с полной безопасностью. Итак, зная это, моя боголюбезнейшая госпожа, не отдавай себя во власть уныния, но рассудком одерживай верх над бурей: ведь ты в состоянии, и буря не больше твоего искусства».
(Из Письма 9)

* * *

«...нет ничего равного терпению, проявляющемуся при болезнях. Подлинно, эта добродетель — царица благ по преимуществу и вершина венцов; и подобно тому как оно царствует над остальными добродетелями, так точно и в нём самом в особенности этот вид блистательнее прочих».
(Из Письма 4)

* * *

«Перестав размышлять о том, почему тот согрешил и почему другой впал в ошибку, помышляй постоянно о подвигах твоей выносливости в трудах, твоего терпения, поста, молитв, священных всенощных бодрствований, воздержания, милостыни, страннолюбия, разнообразных трудных и частых испытаний».
(Из Письма 2)

* * *

«С добродетелью соединён труд и опасность».
(Из Письма 16)

* * *

«...девство столь великое дело и требует такого великого труда, что Христос, сойдя с неба для того, чтобы сделать людей Ангелами и здесь насадить вышний образ жизни, не решился даже и при такой цели предписать его и возвести в степень закона; несмотря на то, что дал закон умирать (что могло бы быть тяжелее этого?), постоянно распинать себя и благодетельствовать врагам, девства, тем не менее, не узаконил, а предоставил на добровольный выбор слушателей, сказав: “Кто может вместить, да вместит” (Мф. 19:12)...

...Столь велика трудность девства, так высоки и велики соединённые с ним подвиги и тяжелы труды, и требуют для себя большой твердости духа. И всё же многие из приступивших к этому подвигу не побороли страсти к щегольству в одеждах, но были пленены и покорены ею более, чем даже мирские женщины. Не говори мне того, что они не носят на себе золота, не одеваются в шёлковые и шитые золотом платья и не имеют украшенных драгоценными камнями ожерелий. Что всего тяжелее и что особенно ясно обнаруживает их болезнь и властную силу страсти — это то, что они всеми мерами старались и усиливались посредством простых своих одежд превзойти украшение облечённых в золото и в шёлковые платья, и таким образом казаться более их прелестными, занимаясь, как сами они думали, безразличным делом; а как показывает сущность дела, гибельным и вредным, и ведущим в глубокую пропасть...»
(Из Письма 2)

* * *

«Таково свойство греха. Прежде, чем он совершён, он опьяняет своего пленника, а когда бывает приведён к исполнению и совершен, тогда приятность его уходит прочь и потухает, а стоит уже один только обвинитель; причём совесть занимает место палача и терзает согрешившего, предъявляет ему крайние наказания и давит его тяжелее всякого свинца».
(Из Письма 7)

* * *

«...если ты и увидишь, что те, кто причинил нам столько несправедливостей, и владеют своими городами, и наслаждаются честью и охранной стражею, то приговаривай это изречение: “широки врата и пространен путь, ведущие в погибель” (Мф. 7:13), и потому лучше проливай по ним слёзы и скорби. Тот, кто делает здесь что-либо худое, да сверх того ещё, что не потерпел за это наказания, наслаждается и честью со стороны людей, отойдёт (отсюда), имея почесть величайшим отягчающим наказание обстоятельством. Вот почему и тот богач был жестоко палим огнем, терпя наказания не из-за одной только жестокости, которую он проявил в отношении к Лазарю, но и из-за благоденствия, постоянно наслаждаясь которым, при столь великой жестокости, он, однако, и благодаря ему не сделался лучшим».
(Из Письма 8)

* * *

«...одно только, Олимпиада, страшно, одно искушение, именно только грех — и я не перестаю до сих пор напоминать тебе это слово, всё же остальное — басня, укажешь ли ты на козни или на ненависть, или на коварство, на ложные доносы или бранные речи и обвинения, на лишение имуществ или изгнания, или заострённые мечи, или морскую бездну, или войну всей вселенной. Каково бы всё это ни было, оно и временно, и скоропреходяще, и имеет место в отношении к смертному телу, и нисколько не вредит трезвой душе».
(Из Письма 1)

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2017

Начало   Карта сайта   Контакты   Архив   Наверх