|
|
К оглавлению
| К предыдущей
странице
| К следующей странице |
Но вот вспомнил
блудный сын
Отца и отчий дом
Притча господня, говорящая о том, что вернуться
к Богу никогда не поздно.
(Из проповеди прот. Александра Шмемана)
«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: “Отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он стал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Пришед же в себя, сказал: “Cколько наёмников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: “Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих”. Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец и сжалился: и побежав, пал ему на шею и целовал его... Сын же сказал ему: “Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим”. А отец сказал рабам своим: “Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка и заколите: и станем пить и веселиться, ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся”. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и призвав одного из слуг, спросил: “Что это такое?” Он сказал ему: “Брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что пришёл здоровым”. Он осердился и не захотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: “Вот, сколько лет служу тебе, и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка”. Он же сказал ему: “Сын мой! ты всегда со мною, и всё моё – твоё; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся”». (Лк. 16:11-32).
* * *
Притча эта читается в церкви, когда начинают готовить себя верующие к Великому посту, то есть ко времени покаяния. И, может быть, нигде лучше не раскрывает нам Евангелие, в чём сущность покаяния.
Блудный сын ушёл в дальнюю сторону, во «страну далече». И вот эта «дальняя сторона», эта чужбина и являет нам глубокую сущность нашей жизни, нашего состояния. Только поняв это, мы можем начать возврат к подлинной жизни. Тот, кто хотя бы раз в жизни не почувствовал этого, кто никогда не осознал себя духовно на чужбине, отделённым, изгнанным, тот не поймет, в чём сущность христианства. И тот, кто до конца «дома» в этом мире, кто не испытал тоски по иной реальности, не уразумеет, что такое покаяние и раскаяние. Ибо оно не в формальном перечислении своих недостатков, ошибок и даже преступлений. Нет, раскаяние и покаяние рождаются из опыта отчуждения от Бога, от радости общения с Ним.
Сравнительно легко признаться в своих ошибках и недостатках. Но насколько же труднее вдруг узнать, что я разрушил, предал, утерял свою духовную красоту, что я так далеко от моего настоящего дома, от моей настоящей жизни; что нечто бесценное, чистое и прекрасное разрушено, разбито в самой ткани моей жизни. Однако именно это и есть раскаяние, и потому оно необходимо включает в себя глубокое желание возвратиться, вернуться, снова найти утерянный дом. Внезапно я начинаю постигать, что одарил меня Отец мой Небесный бесценными сокровищами: прежде всего, самой жизнью и возможностью подлинно наслаждаться ею, и это значит: претворять её в смысл, в любовь, в знание. В Сыне Своём Иисусе Христе – даровал Он мне жизнь новую, открыл мне Свое вечное Царство, радость и мир в Духе Святом.
Я получил знание Бога, и в этом знании – силу быть сыном – свободным и любящим – Бога. Всё это я потерял, от всего отрёкся, не только в отдельных «грехах» и «прегрешениях», но в грехе всех грехов: в уходе во «страну далече», в этом избрании чужбины, отрыва, ухода...
Но вот вспомнил блудный сын. Вспомнил Отца и отчий дом и утерянную радость жизни. И встал, и вернулся. И принял, и простил его Отец. В эти предшествующие посту воскресенья поём мы в церкви: «На реках Вавилонских сидели мы и плакали, вспоминая Иерусалим...» Поём псалом изгнания и отчуждения, но и раскаяния, любви и возврата. О, если бы могли мы пробиться сквозь суету жизни к этой памяти сердца и души, знающих, что не в том наша жизнь, не так мы живём. Знающих таинственной памятью, помнящих об утерянном Отчем доме и радости жизни.
«Встану и пойду...». Как просто и как трудно. Но только от этих простых слов зависит всё. В моей жизни и в жизни окружающего меня мира. Только от подлинного раскаяния, от этого просветления ума, сердца и души, узнающих одновременно и тьму, и горечь, и печаль нашей падшей жизни, и свет Божественной любви, готовой в любое мгновение наполнить её.
| К оглавлению
| К предыдущей странице
| К следующей странице
|
Спаси вас Господи!
Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При
любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.
Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru
|
|
|